Студенты про ад и воскресение христово

  РУБРИКА  «СТУДЕНТЫ  ГАЙКОВОЙ  Н.Н.»            
Леонов Денис Юрьевич и Бессчётнов Илья  Викторович
«Жизнь, превращённая в ад, и вера в Воскресение».
«Наша жизнь стала похожею  на ад,
он в ней давно таился,
но только теперь он явно вышел наружу»
Е.Н.Трубецкой. «Смысл жизни»
Глава Первая «Жизнь, превращённая в ад как кара за отступничество».
Большое или полное отступничество всегда начинается     с маленького шага «не туда».  Сам по себе он еще не большая беда. Но когда оступившаяся нога не желает возвращаться на верный путь, то это начало уклонения.
 Пахнет гарью. Четыре недели
Торф сухой по болотам горит.
Даже птицы сегодня не пели,
И осина уже не дрожит.
Стало солнце немилостью Божьей,
Дождик с Пасхи полей не кропил.
Приходил одноногий прохожий
И один на дворе говорил:
 В этих знаменитых строках, созданных  А.А.Ахматовой в роковом 1914 году, заключается основной смысл войны и всего того,  несёт она. То, что солнце – источник жизни стало вдруг «немилостью Божьей», говорит о том, то Бог наказывает своих детей за совершённые ими грехи, что чаша терпения уже переполнена. 
 Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных светил.
 Солнце больше не греет - скоро всё затмит мрак, земля превратится в пустошь,  не будет мира, будет много могил и крови. Погибнут многие невинные, став жертвой всеобщей трагедии, виной которою стали сами люди.
 Только нашей земли не разделит
На потеху себе супостат:
Богородица белый расстелет
Над скорбями великими плат.
Богородица белый расстелет
Над скорбями великими плат.
 Можно судить о том , как люди , погибая , страдая , умирая не отдадут земли , не дадут их расколоть. Богородица нас защитит и белый свет расстелет над скорбями великих плат.
Можжевельника запах сладкий
От горящих лесов летит.
Над ребятами стонут солдатки,
Вдовий плач по деревне звенит.
Не напрасно молебны служились,
О дожде тосковала земля!
Красной влагой тепло окропились
Затоптанные поля.
Низко, низко небо пустое,
И голос молящего тих:
"Ранят тело твое пресвятое,
Мечут жребий о ризах твоих".
 Земля горит;  тоскуют,  плачут об убиенных матеря, вдовы, земля облита кровью  - и  близится час кончины - по грехам нашим. 
   Первая Мировая война – начало страшной трагедии, которая в одночасье перевернёт всю Россию, опрокинув все вековые устои – потому что люди сами отступничеством и «небрежением», как писал  наделённый даром пророчества С.А.Нилус, встали на этот путь. 
Оттого и стала Великая Россия «логовищем огня»!
 Та страна, что могла быть раем,
Стала логовищем огня.
Мы четвертый день наступаем,
Мы не ели четыре дня.
 Стихотворение создал Герой отечества -  Николай Степанович Гумилёв 
Но не надо яства земного
В этот страшный и светлый час,
Оттого, что Господне слово
Лучше хлеба питает нас.
И залитые кровью недели
Ослепительны и легки.
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки.
Я кричу, и мой голос дикий.
Это медь ударяет в медь.
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.
Словно молоты громовые
Или волны гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей.
И так сладко рядить Победу,
Словно девушку, в жемчуга,
Проходя по дымному следу
Отступающего врага.
 Конечно, произведение написано прежде всего о бессмертии души воина, о Вечности, однако обратимся к первым строкам. Страна могла быть Раем, если бы не было войн,  Страна могла быть похожа на Райский Сад,   если бы не соперничество, зависть и жажда власти. Люди, становятся другими -  убивают.  Сжигают – словом, превращаются в «зверей». Земля тонет в крови. И это – кара за отступничество! А следом – финал трагедии - Октябрьский переворот и  гражданская война...
«Заблудившийся трамвай» - одно из самых трагических произведений Н.С.Гумилёва, созданное за год до того, как поэт будет расстрелян пришедшими к власти бесами.
 Шел я по улице незнакомой
 И вдруг услышал вороний грай,
 И звоны лютни, и дальние громы,
 Передо мною летел трамвай.
 Как я вскочил на его подножку,
 Было загадкою для меня,
 В воздухе огненную дорожку
 Он оставлял и при свете дня.
Мчался он бурей темной, крылатой,
 Он заблудился в бездне времен…
 Остановите, вагоновожатый,
 Остановите сейчас вагон.
  Появившийся на рубеже веков трамвай, очень  скоро становится и символом литературным. «И вот вся наша планета, прекрасная Земля, представляется мне маленьким трамваем, несущимся по какой-то загадочной спирали в вечность. Вагоновожатый впереди нее – не зримое никем, покорное своим таинственным законам Время. Кондуктор – Смерть» - написал  до Первой Мировой войны А.И.Куприн.  А что случилось теперь?! Наша жизнь, наша земля заблудилась  - потому что любой революционный переворот уничтожает вековые устои и превращает в ничто человеческую жизнь. Всё стало похожим на страшный сон. Хочется «проснуться» или, говоря словами самого поэта «остановить вагон» - да поздно. Сами выбрала этот путь   - и теперь летим в пропасть. И символом эпохи становится несущий смерть палач.
   Вывеска… кровью налитые буквы
 Гласят — зеленная, — знаю, тут
 Вместо капусты и вместо брюквы
 Мертвые головы продают.
 В красной рубашке, с лицом, как вымя,
 Голову срезал палач и мне,
 Она лежала вместе с другими
Здесь, в ящике скользком, на самом дне.
 Лирический герой, да и все люди «переходят» в непонятный, жуткий мир -   мир насилия и убийств. Жизнь лирического героя, как и жизни всех остальных,  никому не нужна, бессмысленна. Люди, говоря словами другого писателя И.С.Шмелёва, «брошены, как сор».  И вот ещё один пример пророчества: 
Он стоит пред раскаленным горном,
Невысокий старый человек.
Взгляд спокойный кажется покорным
От миганья красноватых век.
Все товарищи его заснули,
Только он один еще не спит:
Все он занят отливаньем пули,
Что меня с землею разлучит.
    Стихотворение «Рабочий». Перед читателем встаёт образ старого человека, прожившего большую часть своей жизни, - таких, как он, тысячи и тысячи. Он стоит пред «раскалённым горном», покорный, готовый принять свою участь. И вот этот простой рабочий «изготавливает», «творит» смерть! Смерть чью-то, да только, возможно, что и свою в конце концов.  Ведь этот несчастный старик становится палачом. Не по доброй воле, может быть, но становится – для тысяч людей!  И для себя  - ведь он  убивает свою душу, убивает Образ Божий, данный человеку Самим Творцом. Потому и «взгляд недвижный», словно лишённый жизни. И потому образ этот скорее не  собирательный, а  обезличенный. Рабочий человек становится орудием убийства.
 Кончил, и глаза повеселели.
Возвращается. Блестит луна.
Дома ждет его в большой постели
Сонная и теплая жена.
 Как всё это может сочетаться?! Если человек лишается Образа Божьего, то может!
Октябрьский переворот превратит  Россию в «земной ад», как написал великий русский мыслитель Е.Н.Трубецкой, - возможно,ад символизирует образ печи - «раскалённого горна». Ведь революция уничтожает  в людях Образ Божий – и потому увлекает за собой в  ад тысячи таких «рабочих».  Это – предсказание эпохи, когда человеческая жизнь ничего не будет стоить, а убийство, разрушение станет нормой! 
 И предсказал трагедию России Н.С.Гумилев  ещё за год до октябрьского переворота, за пять лет  до собственной кончины, которую можно назвать мученической.
 Есть у поэтов негласный запрет – предсказывать в стихах собственную смерть.                А Н.С.Гумилёв предсказал – и всё сбылось по написанному:
 Пуля, им отлитая, просвищет
Над седою, вспененной Двиной,
Пуля, им отлитая, отыщет
Грудь мою, она пришла за мной
Упаду, смертельно затоскую,
Прошлое увижу наяву,
Кровь ключом захлещет на сухую,
Пыльную и мятую траву.
И Господь воздаст мне полной мерой
За недолгий мой и горький век.
Это сделал в блузе светло-серой
 Невысокий старый человек. 
  И, как было уже сказано, смерть предсказал не только свою,                а многих-многих невинных душ, всей России. И свершится  Суд Божий Суд надо всеми - и постигнут те, что возомнили себя вершителями судеб, слабость и бессилие своё!
               Глава Вторая «Вера в Воскресение».
«Когда смертное сгорает, вечно живое остаётся»
Е.Н.Трубецкой.   «Смысл жизни».
А теперь пришло время обратиться к творчеству ещё одного великого русского поэта. Может быть, и чуть менее известного, но также разделившего судьбу многострадального Отечества своего. И нашего.
 С каждым днём всё диче и всё глуше
Мертвенная цепенеет ночь.
Смрадный ветр, как свечи, жизни тушит:
Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь.
 Революционный переворот  всегда  нагнетает атмосферу, делая её невозможной, безысходной для человеческой жизни. Воплотилась мысль эта и в одном из самых пронзительных произведений великого русского поэта М.А.Волошина                «На дне преисподней». Название говорит само за себя – во что превращена некогда Великая Православная Держава. 
 Жизнь уходит, так же, как  и тает воск, когда-то время кончится, как потухнет огонь. Сравнение жизни с горящей свечой в русской литературе встречается довольно часто (Достаточно вспомнить произведения И.С.Тургенева – и не только «Отцы и дети»). Только здесь этот образ воплощает трагедию всей страны, всего народа, когда человеческая жизнь полностью обесценивается – и  тысячи, миллионы  «свечей» «погашены» ветром революции. Жизни тухнут, подобно свечкам, и многих имёна предаются забвению.
 В стихотворение говорится о том, что этот ужас обесценивания человеческой жизни - неотвратимое последствие любого революционного переворота, когда нарушается установленный Создателем Миропорядок. И хоть посвящает поэт эти строки убиенному новой, кровавой  властью Н.С.Гумилёву и безвременно ушедшему А.А.Блоку, конечно, эти пронзительные слова обо всей России.
  И особенно невыносимой стала жизнь для людей творческих, тех, кто не разучился мыслить и живой души не утратил.
 Тёмен жребий русского поэта:
Неисповедимый рок ведёт
Пушкина под дуло пистолета,
Достоевского на эшафот.
 Конечно, во все времена, гениям в земной жизни посылались самые тяжкие испытания, нередко уходил они молодыми.  Однако  теперь всё боговдохновенное творчество  стремятся уничтожить пришедшие к власти бесы. Неслучайно называется произведение «На дне преисподней» - великий, наделённый даром пророчества поэт не просто описывает происходящее на его потрясённой революционным переворотом родине – он выражает духовную суть происходящего. Неслучайно в другом произведении – «Северо-восток» поэт скажет «Расплясались, разгулялись бесы по России вдоль и поперёк».  Начиная с самой первой строки, открывает поэт истинную суть происходящей в России трагедии.  Бесы «разгулялись» потому, что люди, забыли Бога! 
 Может быть, такой же жребий выну,
Горькая детоубийца — Русь!
И на дне твоих подвалов сгину,
Иль в кровавой луже поскользнусь,
Но твоей Голгофы не покину,
От твоих могил не отрекусь.
   Только лирический герой – а по сути сам М.А.Волошин  не хочет покидать свою «обезумевшую» родину - и не покинет!  Он готов принять свою судьбу –                все посланные Богом испытания. Вместе со своей родиной взойти на Голгофу и вместе                с ней воскреснуть в Конце Времён.
 Доконает голод или злоба,
Но судьбы не изберу иной:
Умирать, так умирать  с тобой,
И с тобой, как Лазарь, встать из гроба!
   После революции человечество стало обречённым на жизнь, перемешанную с хаосом.  И неся на себе бремя этой жизни, человек словно несёт свой Крест до Всеобщего Воскресения. Это -  искупительная жертва за допущенный в жизнь хаос, за допущенные людьми безрассудство, бесчестие, обрёкшие не гибель веками сложившиеся ценности. За попытку разрушить «Домостроительство» Божие.
Нетрудно  увидеть, понять, что произведение «На дне преисподней», как и многие -                и  самого поэта, и русской литературы в целом отражают мысли Последней Книги Писания. Апокалипсис — Конец Времен и Откровение.  Апокалипсис видит поэт,                как видели  многие великие русские люди, в сложившейся в стране ситуации -                в революции, которая всех ведёт к неминуемой гибели. Но за смертью следует Воскресение. Оттого и создан  в произведении, как и у Ф.М. Достоевского, Образ Воскресшего Лазаря как Преддверие Всеобщего Воскресения!
 И потому, оказавшись после октябрьского переворота                в нечеловеческих условиях, когда жизнь полностью обесценилась, превратилась в прах;  ощутив на себе безысходность земного бытия,  поэт  не  пытался сбежать от окружающей его реальности. Реальности, которую «обрела» Россия после трагедии 1917 года, реальности, которая, как писал русский мыслитель  - князь Е.Н.Трубецкой, стала «похожею на ад». Наверное, стоит вспомнить и о трагической судьбе самого истинно русского философа, скончавшегося в Крыму от сыпного тифа. Разве эти пронзительные слова не относятся  и к нему  -  и к тысячам, миллионам русских людей, чьи жизни безжалостно «загасил смрадный ветр» октября 2017 года?!      
  А теперь снова возвратимся к М.А.Волошину. Вот ещё одно произведение из того же цикла с трагическим названием «Усобица»: 
 Я не сам ли выбрал час рожденья,
Век и царство, область и народ,
Чтоб пройти сквозь муки и крещенье
Совести, огня и вод?
Апокалиптическому Зверю
Вверженный в зияющую пасть,
Павший глубже, чем возможно пасть,
В скрежете и в смраде — верю!
   Несмотря на время написания,  стихотворение, наверное, не только о происходящем  тогда – в страшное время гражданской войны, это, наверное,  - общее положение вещей  в нашем мире. Всё сказанное «актуально» и сейчас, и во все времена. Только для М.А.Волошина и его современников всё это было «актуальным» особенно. Наш мир – мир людей весьма хаотичен – в нём множество нестроений, разрушений. Наш мир изменчив, противоречив, непредсказуем, опасен, несправедлив. И когда хаос, противоречия, беззакония достигнут своего пика, всё земное обратится в прах – будет «ввержено  в пасть апокалиптическому зверю».
Лирический герой М.А.Волошина «вместе с самим поэтом», осознавая всё творящееся вокруг, словно ждёт этого момента. Он ни о чём не жалеет, он принял  сущность всего происходящего, ощутил себя  частью того, что свершается ныне  - и  доверил свою жизнь «Верховным силам»:
 Верю в правоту верховных сил,
Расковавших древние стихии,
И из недр обугленной России
Говорю: «Ты прав, что так судил!
 «Прав» за то, что народ ослеп и обезумел, «прав» за забвение горьких уроков,                о которых говорит  Священное Писание, за отступничество народа от Истины.                За то, что Православная Империя руками людей стала «обугленной».
 Надо до алмазного закала
Прокалить всю толщу бытия.
Если ж дров в плавильной печи мало:
Господи! Вот плоть моя».
 Стихотворение называется «Готовность», что говорит само за себя. В нём отразилось и  жизненное кредо поэта как истинно русского человека, как истинного христианина.
А путь христианина всегда был тернистым, полным испытаний, скорбей – и скорби                с изменение времён  будут приобретать иные формы, но всё равно будут. (Достаточно взглянуть на происходящее ныне).
Будут, наверное, до конца времён  - ведь каждый настоящий христианин берёт свой крест и следует за Христом. Будут, потому что враг рода человеческого хочет уловить людей в свои сети – что и произошло после октябрьского переворота.  А отступничество ведёт в пропасть  - и чтобы не погибнуть в сетях дьявола, должно принести покаяние.
 И М.А.Волошин как истинно русский поэт, беззаветно любящий Россию, глубоко осознал, что без покаяния, без принятия наказания за свершённое отступничество, возрождение России,  возрождение каждой человеческой души невозможно.
«Свершается заслуженная кара» - написал более, чем за полвека, Ф.И.Тютчев.                И теперь эта мысль ещё с большей остротой воплотилась в творчестве поэта Серебряного века - М.А.Волошина.
А потому пусть в финале прозвучат воплощающие готовность и надежду строки                из стихотворений «Северо-восток»:
 Бей в лицо и режь нам грудь ножами,
Жги войной, усобьем, мятежами -
Сотни лет навстречу всем ветрам
Мы идем по ледяным пустыням -
Не дойдем... и в снежной вьюге сгинем
Иль найдем поруганным наш храм…
 Потому что дорога, не ведущая к Храму, ведёт в преисподнюю! Потому что, как писал упоминаемый уже Е.Н.Трубецкой,  «когда смертное сгорает, вечно живое остаётся».
     Потому и Церковь, несмотря на все происки лукавого, стоит – и стоять будет, пока  не наступит Конец Времён. И христианину не должно  бояться  угроз, бояться происков Её гонителей. Господь всегда с теми, кто  следует Его заповедям  - и Ему Одному известно, что ждёт нас в конце пути. Нам же остаётся довериться Его промыслу  - и переносить все посланные испытания. Помнить, что без покаяния, без очищения возрождения быть не может, Понимать, что «Божий бич» «свищет» над Россией за наше отступничество. «Божий бич» - «выход» - и «выход» единственный! Иначе, не вернуть нам  поруганных святынь, не вернуть святости души, растоптанной «разгулявшимися бесами»! Иначе - погибель!
 Нам ли весить замысел Господний,
Все поймем, все вынесем любя -Смрадный ветр полярной Преисподней -
Божий Бич!- приветствую тебя!
 «Приветствую» как призыв к покаянию, через которое Россия вернётся на Путь Истинный и воскреснет в День Всеобщего Воскресения!

                Литература.
1.Сборник произведений Н.С.Гумилёва «Я свет у тебя за плечами».
2. Сборник духовной поэзии  «Слово и дух».
3. Рапацкая Л.А. «Искусство Серебряного века»
4. Ахматова А.А. «Избранные произведения»
5. Волошин М.А. «Избранные произведения»
6. Менделевич Э.С. «Пойми простой урок моей земли»
7. Гайкова Н.Н. Методическая разработка творческого занятия «Бранная слава Святой Руси и Великой России»
8. Гайкова Н.Н Статья «Жертвенное служение Богу и России. Причастность Вечности Н.С.Гумилёва».
•9. Гайкова Н.Н Статья  «Любовь к Отечеству – Земному и Небесному»
•10. Гайкова Н.Н Статья  «Готовность к сораспятию».


 


Рецензии