Студентка любовь, победившая отчаяние

РУБРИКА  «СТУДЕНТЫ  ГАЙКОВОЙ  Н.Н.»  Шацкова Анастасия   Алексеевна
 Любовь, победившая отчаяние»
 Жизнь — обман с чарующей тоскою,
Оттого так и сильна она,
Что своею грубою рукою
Роковые пишет письмена.
Я всегда, когда глаза закрою,
Говорю: «Лишь сердце потревожь,
Жизнь — обман, но и она порою
Украшает радостями ложь.
Обратись лицом к седому небу,
По луне гадая о судьбе,
Успокойся, смертный, и не требуй
Правды той, что не нужна тебе».
Хорошо в черемуховой вьюге
Думать так, что эта жизнь — стезя
Пусть обманут легкие подруги,
Пусть изменят легкие друзья.
Пусть меня ласкают нежным словом,
Пусть острее бритвы злой язык, —
Я живу давно на все готовым,
Ко всему безжалостно привык.
Холодят мне душу эти выси,
Нет тепла от звездного огня.
Те, кого любил я, отреклися,
Кем я жил — забыли про меня.
Но и все ж, теснимый и гонимый,
Я, смотря с улыбкой на зарю,
На земле, мне близкой и любимой,
Эту жизнь за все благодарю.
   Перед нами исповедь человека, который подводит итог своей жизни. И трудно поверить, что автору всего тридцать лет. Видимо, создателю их  -  русскому поэту Сергею Александровичу Есенину, как и многим великим людям, был дан дар пророчества  - и он предчувствовал свою скорую гибель.
Стихотворение это - размышление о жизни и смерти,                о смысле земного бытия.  На первый взгляд, здесь отразилось бессилие перед судьбой, перед тленностью всего  на земле.  Но только на первый.
Поэт говорит, что «жизнь – обман» - ведь после неё придёт смерть - и человек бессилен её предотвратить. После смерти существование человека оканчивается - потому что судьба «своею грубою рукою роковые пишет письмена».
Лирический герой разочарован в любви, дружбе -  он привык ко лжи, обману, изменам.   Однако нет здесь ни слова упрека, - а главное, что ощущается почти в каждой строке, - смирение: «Успокойся, смертный, и не требуй правды той, что не нужна тебе».  Смирение, на первый взгляд, граничащее с равнодушием.
Но почему снова невольно хочется сказать: «на первый взгляд»?
Для этого обратимся ещё раз к последним строкам:
 Но и все ж, теснимый и гонимый,
Я, смотря с улыбкой на зарю,
На земле, мне близкой и любимой,
Эту жизнь за все благодарю.
    «Благодарю», несмотря на то, что «жизнь-обман» и на то, что все «отреклись»                и «забыли».
 Несмотря на тлен, на обман, в произведении чувствуется любовь поэта к родной природе - к родной земле – это близкое и родное. Пусть жизнь на земле и быстротечна,но мы должны любить нашу жизнь, родину, её природу -  всё то, что нам дано с рождения.
И потому  благодарность побеждает отчаяние.
И вот, что ещё удивительно, а может быть, - и естественно.                У поэтов иных направлений, иного происхождение, иного жизненного опыта звучат очень похожие мысли:
  Я от жизни смертельно устал,
Ничего от нее не приемлю,
Но люблю мою бедную землю
Оттого, что иной не видал.                (О.Э. Мандельштам).
Тоже «люблю», несмотря на бедность земли и усталость лирического героя.
                или
 Благодарю за неотступность боли
Путеводительной: я в ней сгорю.
За горечь трав земных, за едкость соли -
Благодарю!                (М.А.Волошин)
И его лирический герой благодарит за всё – в том числе и за посланные испытания.
Оттого-то смирение – это не равнодушие, а воплощение любви, которая уже сама                по себе предполагает прикосновение к вечности.
Размышлением о смысле, о сути земного бытия преисполнено всё творчество поэта – особенно позднее, если вообще можно так говорить о человеке, прожившем на этой земле всего  тридцать лет. Да и вообще вся русская литература.
И вот перед нами ещё одно произведение, написанное  в конце земного пути. Посвящено стихотворение сестре Шуре - и, наверное, так можно обратиться только                к очень близкому человеку – не по кровному родству, в по душе:
 В этом мире я только прохожий,
Ты махни мне веселой рукой.
У осеннего месяца тоже
Свет ласкающий, тихий такой.
В первый раз я от месяца греюсь,
В первый раз от прохлады согрет,
И опять и живу и надеюсь
На любовь, которой уж нет.
 Поэт осознаёт, на земле он «только прохожий», но разве только он?! Мы все здесь странники, которым предстоит пройти свой путь, - и, понятно, что звучит  эта мысль во многих произведениях. Ведь ещё Царь Давид  написал в Псалтири, что он,                как и  все «отцы его», а значит, - и все люди, - на земле «странник», «пришелец». Правда, у С.А.Есенина звучит слово «прохожий» - и в этом, наверное, чувствуется некоторое отчаяние лирического героя – по сути – самого поэта. «Все мы бездомники, много ли нужно нам, то, что далось мне, про то и пою» - написал поэт в другом  произведении примерно в те же годы.
Только нельзя назвать отчаянным ни одно из приведённых здесь  стихов,                как и вообще большинство произведений великого русского поэта. Ведь слово «чаяние» воплощает  надежду, ожидание.  Значит «отчаяние»  - «прочь»  от всего этого – от того, без чего жизнь невозможна.  Но поэт всё-таки говорит о любви  -                а любовь побеждает отчаяние, «Любовь покрывает множество грехов», -                как говорит Писание.
Конечно, жизненный пусть С.А.Есенина далёк от совершенства, но читая это стихотворение, видишь, понимаешь, что поэт ещё верит, что ему доведётся испытать счастье, «любовь, которой уж нет». Любовь в самом высоком и вечном понимании этого слова, о чём уже говорилось и будет сказано далее.
 Это сделала наша равнинность,
Посоленная белью песка,
И измятая чья-то невинность,
И кому-то родная тоска.
Потому и навеки не скрою,
Что любить не отдельно, не врозь,
Нам одною любовью с тобою
Эту родину привелось.
 Всё стихотворение проникнуто  любовью к Родине  - неважно, какая была прожита жизнь, главное - это душа, любовь, которая всегда будет в сердце.               
 Родная Земля будет существовать вечно, даря людям чувство радости, тепла и любви.
И лирический герой вслед за самим поэтом, предчувствуя близкий конец,  с особой остротой начинает ощущать, что  вечно на этой земле его не будет. Но любовь                к Родине согревает его душу.
«Все мы в этом мире «прохожие», - говорит, вернее, даже, - напоминает поэт. Не только своей родной сестре, но и каждому русскому человеку. Но мы должны верить и любить,  должны понимать, что Родина вечна – Родина часть Вечного Мироздания. Она будет в сердце нашем, пока живём. А значит, мы не уйдём бесследно. 
  Душа грустит о небесах,
 Она нездешних нив жилица.
 Наверное, в этих строках вся душа Сергея Александровича Есенина как истинно русского человека. Воплотилась в них вся любовь к тому, что вечно.
О, если б прорасти глазами,
Как эти листья, в глубину 
– воскликнул поэт в финале стихотворения. «Прорасти» не только глазами,                но прежде всего – душою. И это – тоже некий «итог» размышлений о сути земной жизни.
Как  «итог» звучат и приведённые ранее произведения. Надо любить жизнь, как бы всё не было плохо, тех, кто послан быть с нами рядом, любить  свою Родину – и этим стать причастным Вечному.

                Литература
1.Есенин Сергей Александрович. Избранное.
2.Сборник «Антология Серебряного века русской поэзии».
3.Серия «Белый город». Левитан.
4.Гайкова Н.Н. Методическая разработка творческого занятия «Русь Святая. Русь родная».
5. Гайкова Н.Н. Статья «От любомудрия к Истинному Христианству».


Рецензии