Студент обретённое бессмертие

РУБРИКА  «СТУДЕНТЫ  ГАЙКОВОЙ  Н.Н.» Майченков Никита Алексеевич

                Обретённое Бессмертие
 Предчувствиям не верю, и примет
Я не боюсь. Ни клеветы, ни яда
Я не бегу. На свете смерти нет:
Бессмертны все. Бессмертно всё. Не надо
Бояться смерти ни в семнадцать лет,
Ни в семьдесят. Есть только явь и свет,
Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете.
Мы все уже на берегу морском,
И я из тех, кто выбирает сети,
Когда идет бессмертье косяком.
 В этом стихотворении, созданном ветераном Великой отечественной войны А.А.Тарковским, отражено бесстрашие перед лицом смерти. Поэт - герой говорит  о бессмертии души – именно души, а не плоти.. И, конечно, этот образ, не мог родиться  без веры, без ощущения тесной связью человека с Богом. Вера лирического героя,                а по сути, самого поэта, придает ему силы перед сражением. Ведь человеческая душа,  вся жизнь человеческая, вся земля наша «находится» в неразрывной  связи с небом,  с Самим Творцом. Оттого и  «отвергается» смерть как таковая.
«Не надо бояться смерти ни в семнадцать лет, ни в семьдесят» - ведь души  на поле брани убиенных возносятся к Своему Создателю!
 Мы все уже на берегу морском,               
 И я из тех, кто выбирает сети,
 Когда идет бессмертье косяком -
 Оттого и преисполнено, пусть и созданное в годы официального атеизма, произведение образами евангельскими, напоминающими о служении апостолов и о словах Самого Спасителя: «Я сделаю вас ловцами душ человеческих».
И, конечно, «звучит» в произведении от  начала и до самого конца  Песнь Пасхальная «Смертью смерть поправ»! 
А далее говорит, вернее, напоминает А.А.Тарковский  всем на земле живущим том, что наша  жизнь на земле, смена поколений и их неразрывная связь невозможна             вне этой связи с Творцом.               
Живите в доме - и не рухнет дом.          Все пять лучей останутся у вас.
Я вызову любое из столетий,                Я каждый день минувшего, как
Войду в него и дом построю в нем.        крепью,
Вот почему со мною ваши дети              Ключицами своими подпирал,
И жены ваши за одним столом -            Измерил время землемерной
А стол один и прадеду и внуку:              цепью
Грядущее свершается сейчас,                И сквозь него прошел, как
И если я приподнимаю руку,                сквозь Урал.
        Дом, Домостроительство! Жизнь в семье – это глубинная связь, взаимопонимание, любовь. Это и «место общения» - и не только одной семьи                как таковой, но множества людей, их соборное единство, о котором говорили лучшие умы России во все времена.
“Вот почему со мной ваши дети
 И жены ваши за одним столом”
В произведении отражено единство – и  не может быть истинного единства истинного родства без Бога.
И, конечно, звучит здесь мысль о Жизни Будущего века, отразившаяся  в неразрывной связи поколений, в том, что «стол один и прадеду и внуку».  Это -  единство «корневое», и связь, конечно же,  не только кровная. Поэт отразил «связь» с Самой Вечностью! И потому что-то очень важное «свершается сейчас».
Важное для России, для всех поколений, ради Жизни Будущего века!
  И вот финал размышлений о бессмертии:
 Я век себе по росту подбирал.
Мы шли на юг, держали пыль над степью;
Бурьян чадил; кузнечик баловал,
Подковы трогал усом, и пророчил,
И гибелью грозил мне, как монах.
Судьбу свою к седлу я приторочил;
Я и сейчас в грядущих временах,
Как мальчик, привстаю на стременах.
Мне моего бессмертия довольно,
Чтоб кровь моя из века в век текла.
За верный угол ровного тепла
Я жизнью заплатил бы своевольно,
Когда б ее летучая игла
Меня, как нить, по свету не вела. 
Лирический герой А.А.Тарковского. а по сути сам поэт, готов вынести все посланные испытания, принести в жертву свою земную жизнь во имя Грядущего  -                в изначальном, высшем смысле этого слова. Именно Грядущего, а не абстрактных будущих поколений, как учили во времена  советские.
 Здесь, как и во второй части, свершается переход «из века в век»  - в Жизни Будущего Века.
А образ всадник -  стремена и седло могут символизировать  и образ русского воина, защищающего свою родину от супостата; и образ всадника Последней Книги Писания. Земное время себя исчерпало и «перешло» в Вечность!
А.А.Тарковский написал свое произведение в 60-ые годы  - во времена официального, даже, наверное, воинствующего атеизма. Только одно дело - «официального», и совсем  другое, если человек смотрел в глаза смерти на полях сражений.  Таким был и  сам поэт, помнивший о нераздельной связи земли                с Небом, с Вечностью!
   А вот ещё  один пример истинно христианского восприятия жизни и смерти, явленный  в произведении последнего поэта Серебряного века  - А.А.Ахматовой о павших в битвах героях времен Великой Отечественной войны – о ленинградцах.          
А вы, мои друзья последнего призыва!
Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.
Над вашей памятью не стыть плакучей ивой,
А крикнуть на весь мир ваши имена!
Да что там имена!
 Главное, о чём говорит поэт,  - для чего дана, для чего «сохранена» жизнь. Именно «сохранена» - значит, в этом явлено предназначение свыше. Нам должно помнить                о том, какую жертву  принесли павшие герои, - и что, отдав жизнь за Родину,                они «шагнули» в Вечность. (Эта мысль звучит во многих произведениях о бранной славе Отечества нашего – достаточно вспомнить произведения о Первой Мировой войне героя Отечества Н.С.Гумилёва  - прежде всего стихотворение «Смерть»).
 Связь неба и земли отразилась и  в нераздельном единстве мертвых с живыми:
 Да что там имена!
Ведь всё равно — вы с нами!..
Все на колени, все!
Багряный хлынул свет!
 Даже после смерти погибшие не покидают нас, их души словно «сопровождают» живущих  на земле, по- своему наставляя  на путь. А. А.Ахматова  не просто отдает почести павшим героям. Возможно даже, что в таком  контексте поэт говорит                о павших  как о святых, которые видят мир людей и приходят на помощь, когда случается беда. (Можно вспомнить и Чудо Георгия о змее, и явление Св. Бориса                и Глеба во время Невской битвы, и Преподобного Сергия, которого увидели осаждавшие Лавру поляки).
   И вот финал этого удивительного произведения А.А.Ахматовой:
И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами —
Живые с мёртвыми: для Бога мёртвых нет.
    Ленинградцы, победившие смерть, «возвращённые из смертной бездны»,                как писала сама же А.А.Ахматова, словно идут сквозь время и пространство, прорываясь через фашистские ряды и снимая блокаду с родного города.
В годы официального атеизма, то есть в годы Советской власти, слово “Бог” было заменено на слово “Слава”, которое удивляло всех мыслящих людей. Только от этого литургическая связь живых с усопшими не прерывалась. И все понимали это.
На войне никакой речи об атеизме и быть не может! Когда  человек между жизнью            и смертью, когда в любой момент земная жизнь может прерваться, у кого, как                не у Бога просить помощи и защиты! А ещё -  прощения за все совершённые грехи и   дарования Жизни Вечной!
Ярким примером перемены мысли человека и возвращения его        к истинным корням стало стихотворение убиенного на Курской Дуге  младшего офицера Александра Зацепы –  вернее даже,  - письмо. Письмо не к матери, не к жене или невесте,а письмо, обращённое к Самому Создателю! Позже это послание будет названо “Письмо к Богу”. 
 Послушай, Бог, еще ни разу в жизни
С Тобой не говорил я, но сегодня
Мне хочется приветствовать Тебя!
Ты знаешь, с детских лет мне говорили,
Что нет Тебя.
И я, дурак, поверил!
Твоих я никогда не созерцал творений…
И вот сегодня ночью я смотрел
Из кратера, что выбила граната,
Но небо звездное, что было надо мной –
И понял вдруг, любуясь их мерцаньем,
Каким жестоким может быть обман…
Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку,
 Но я Тебе скажу, и Ты меня поймешь:
Не странно ль, что среди ужаснейшего ада
Мне вдруг открылся свет и я узнал Тебя?
Русский воин, как и его предки перед всеми судьбоносными сражениями, обращается к Богу, несмотря на то, что в течение всей его короткой жизни юноше внушали, что Бог - лишь вымысел «неграмотных».  И вот пред последним в своей жизни сражением прозрел солдат  и  увидел Истину, увидел Свет посреди «ада»!
Солдат будто переродился - он перестал чувствовать страх перед смертью.   Он говорит с Богом, открывая Ему свою душу и помыслы, каясь в своём заблуждении.
   И вот наступает час атаки, солдат спокойным голосом прощается с Создателем, говоря, что, возможно,  сегодня же постучится в Его двери.
 А кроме этого, мне нечего сказать…
Вот только… что я рад, что я узнал Тебя.
На полночь мы назначены в атаку,
Но мне не страшно – Ты на нас глядишь…
Сигнал… Ну, что ж, я должен отправляться…
Мне хорошо с Тобой…
еще хочу сказать,
Что, как Ты знаешь, битва будет злая,
И ночью я к Тебе, быть может, постучусь.
И вот, хоть до сих пор я не был Твоим другом,
Но, кажется я плачу…
Боже мой, Ты видишь –
Со мной случилось то, что ночью я прозрел.
Прощай, мой Бог! Иду. И вряд ли я вернусь.
Как странно…  Но теперь я смерти не боюсь!               
Наверное, наверняка, такое внутренне перерождение, когда, говоря языком русской литературы, у человека перед концом земной жизни открывались                «Очи духовные» – пример далеко не единственный!
    И вот просветление, осознание духовного начала нашей жизни тоже перед возможной близкой смертью явлено в произведении Бориса Леонидовича Пастернака “Ожившая фреска”.
 Как прежде, падали снаряды.
Высокое, как в дальнем плаваньи,
Ночное небо Сталинграда
Качалось в штукатурном саване.
Земля гудела, как молебен
Об отвращеньи бомбы воющей,
Кадильницею дым и щебень
Выбрасывая из побоища.
Когда урывками, меж схваток,
Он под огнем своих проведывал,
Необъяснимый отпечаток
Привычности его преследовал.
Где мог он видеть этот ежик
Домов с бездонными проломами?
Свидетельства былых бомбежек
Казались сказочно знакомыми.
Что означала в черной раме
Четырехпалая отметина?
Кого напоминало пламя
И выломанные паркетины?
 Страшное побоище – смерть повсюду. Но совершаемый землёй «молебен                об отвращенье бомбы воющей» даёт надежду на жизнь и победу.  И вот молодой солдат -  танкист перед  сражением, перед лицом смерти вспоминает свое прошлое,                о том как был он с матерью в храме, обо всём святом и прекрасном – тоже несмотря                на времена официального атеизма.
 И вдруг он вспомнил детство, детство,
И монастырский сад, и грешников,
И с общиною по соседству
Свист соловьев и пересмешников.
Он мать сжимал рукой сыновней.
И от копья архистратига ли
По темной росписи часовни
В такие ямы черти прыгали.
И мальчик облекался в латы,
За мать в воображеньи ратуя,
И налетал на супостата
С такой же свастикой хвостатою. А рядом в конном поединке
Сиял над змеем лик Георгия.
И на пруду цвели кувшинки,
И птиц безумствовали оргии.
 И видит он на примере конного поединка как бьются Светлые Силы с тёмными  - как Бог повергает дьявола мечом Георгия Победоносца! «Сиял над змеем лик Георгия» -  и начинало все цвести, жизнь расцветала во всей красе, побеждая войну и смерть. И птицы пели хвалебную песнь. И стал солдат «Подобен Богу», как Архистратиг Михаил, топча а погони своей танки вражеские!
 И родина, как голос пущи,
Как зов в лесу и грохот отзыва,
Манила музыкой зовущей
И пахла почкою березовой.
О, как он вспомнил те полянки
Теперь, когда своей погонею
Он топчет вражеские танки
С их грозной чешуей драконьею!
 И родина отзывалась на зов небесный.  И вместе с русскими воинами ликовала, радовалась  освобождению от смерти вся природа, всё мироздание – потому и «цветут кувшинки».
 Он перешел земли границы,
И будущность, как ширь небесная,
Уже бушует, а не снится,
Приблизившаяся, чудесная.
 Он «перешёл границы» не только  родины своей, но и земли, земной жизни, поражая  сердце «змея», несущего смерть.
Русские воины победили смерть! В произведении не говорится, что стало с мальчиком – танкистом. После этого «побоища»  многие ушли в вечность, души их на небесах за выполненный воинский подвиг, за жертвенное служение. Подвиг вне времени и пространства!
И потому, завершая беседу, хочется обратиться к этим строкам. А почему – думаю, понятно:
 Свод небесный будет раздвинут
Пред душою, и душу ту
Белоснежные кони ринут
В ослепительную высоту.
Там Начальник в ярком доспехе,
В грозном шлеме звездных лучей,
И к старинной, бранной потехе
Огнекрылых зов трубачей.
 Так написал  Герой Отечества Николай Степанович Гумилёв ещё в 1915 году.                Только слова обоих поэтов звучат почти в унисон. Ведь и русские солдаты, каждый из которых знал наизусть Молитву «Отче Наш», и танкисты советские за жертвенный подвиг воинского служение, за то, что отдали жизнь, чтобы прогнать супостата                с родной земли, «перешли земли границы». И встречает их в Райский Вратах «Начальник в ярком доспехе»!
«Души их во благих водворятся и память их в род и род» - поётся в память на поле брани убиенных.
 И звучат эти слова – так или иначе –  в русской поэзии – независимо от времени земного бытия!

                Литература
1.А.А.Ахматова «Ветер войны» и др. произведения.
2.Б.Л. Пастернак  сборник произведений
3.Тарковский А.А. сборник произведений «Белый-белый день»
4.Сборник духовной поэзии «Слово и дух».
5.Гумилёв Н.С. Сборник стихов «Я свет у тебя за плечами».
6.Гайкова Н.Н. цикл статей «Благословенно русское воинство»
7.Гайкова Н.Н.методическая разработка творческих занятий «Бранная слава Святой Руси и Великой России».


Рецензии