Студенты русь моя, россия

   РУБРИКА  «СТУДЕНТЫ  ГАЙКОВОЙ  Н.Н.»
  Желавский Дмитрий Иванович  и Серов Алексей Вячеславович
 «Русь моя, Россия»  - причастность  Судьбе Отечества.
                Глава Первая «Река Бессмертия»
Русь моя, Россия, дом, земля и матерь!
Ты для новобрачного — свадебная скатерть,
Для младенца — колыбель, для юного — хмель,
Для скитальца — посох, пристань и постель,
Для пахаря — поле, для рыбаря — море,
Для друга — надежда, для недруга — горе,
Для кормщика — парус, для воина — меч,
Для книжника — книга, для пророка — речь,
Для молотобойца — молот и сила,
Для живых — отцовский кров, для мертвых — могила.
Для сердца сыновьего — негасимый свет.
Нет тебя прекрасней и желанней нет.
  Удивительное по глубине своей произведение, начинающееся                с эпиграфа «Кони ржут над Сулою» из знаменитого  «Слова о полку Игореве…», создано ветераном Великой Отечественно войны Арсением Александровичем Тарковским. И создано во время  посланного Отечеству нашему испытания – неслучайно, наверное. Поэт в годы военного лихолетья обращается к многострадальной истории любимой России, Святой Руси, которой  для него  «Нет … прекрасней и желанней нет». И не только для него – о чём говорит каждая строка произведения.
Такое мог написать только  человек, обладающий прекрасной душой и великой мудростью. А ещё глубинным пониманием русской истории. Ведь поэт пошёл                на войну уже вполне зрелым человеком, перешагнув черту тридцатилетия. А.А.Тарковский, воспитанный в хорошей русской семье, был верующим человеком, даже в те годы.  Самым главным считал он Идею  Добра во всех воплощениях –  и в воинской доблести, и в труде каждого. В произведении, словно из глубины веков,  проходят перед нами и воины в латах, и мастеровые люди, без самоотверженного труда которых невозможна была бы победа над супостатом.
 «Русь моя, Россия, дом, земля и матерь!»  Сразу ощущается  классическая  русская традиция изображения Родины  - любви и готовности к самопожертвованию.                «Русь моя, Россия», а не «Советский Союз».  Ведь Образ Родины для поэта и ветерана  над временем, над пространством – это  - связь историческая и духовная. 
А потому далее звучат риторические вопросы, суть которых понятна каждому истинно русскому человеку:
 Разве даром уголь твоего глагола
Рдяным жаром вспыхнул под пятой монгола?
Разве горький Игорь, смертью смерть поправ,
Твой не красил кровью бебряный рукав?
Разве киноварный плащ с плеча Рублева
На ветру широком не полощет снова?
 Как — душе дыханье, руке — рукоять.
Хоть бы в пропасть кинуться — тебя отстоять.
 А последние строки  словно эхо созданного неизвестным автором «Слова»  -                «За Русскую землю, за Игоревы раны - удалого сына Святославича»!
Поэт, как и всякий истинно русский человек,  верит, что Россия спасет и сохранит себя, потому что в ней таится сила, которую врагу не понять  и никогда не одолеть.                И сила эта в духовных корнях, в любви и жертвенности русского народа, в том, что называют Святой Русью!
   В годину военного лихолетья создаёт поэт ещё одно произведение – такое близкое по духу и по названию – «Земля».
 За то, что на свете я жил неумело,
За то, что не кривдой служил я тебе,
За то, что имел небезсмертное тело,
Я дивной твоей сопричастен судьбе.
К тебе, истомившись, потянутся руки
С такой наболевшей любовью обнять,
Я снова пойду за Великие Луки,
Чтоб снова мне крестные муки принять.
 Все Русские люди  готовы к самопожертвованию ради своей родины чтобы спасти её от зла, от супостата. 
  А почему образ Крестных Мук  в середине двадцатого столетия?! Ранее уже говорилось о том, что поэт был верующим человеком, несмотря на доставшееся ему время – но дело не только в этом. Крестные Муки - а не просто муки или страдания -   А.А.Тарковский говорит о том, что это не просто битвы, не просто боевые действия, а «сражение» за Бессмертие, за Жизнь Вечную против врага рода человеческого, что так присуще русской литературе, даже времён Великой Отечественной войны. (Вспомнить хотя бы «Ожившую фреску» Б.Л.Пастернака  - его облекающегося в латы мальчика-воина и конный поединок, и победу над супостатом со «свастикой хвостатою»).
Мысль о спасении Родины от зла, мысль о бессмертии присутствует и во многих произведениях и самого  А.А.Тарковского – обратиться хотя бы и к предыдущему произведению.
И после битвы, после принятия страданий и смерти ради Отечества, мученики прошедшие этот путь, принявшие Крестные Муки, смогут  обрести покой в Царствие Небесном.
И вот последние строки, словно «возвращающие» нас на землю - вернее                к Матери -  Земле. 
 И грязь на дорогах твоих неслади;ма,
И тощая глина твоя солона.
Слезами солдатскими будешь хранима
И вдовьей смертельною скорбью сильна.
 И Мать - Земля принимает Крестные Муки  - боль и скорбь войны, страдания своих детей. Скорбь словно «поделена» на всех – на весь народ. И вся Земля Русская, весь русский  народ «несёт» на со смирением скорбь войны во имя победы, во имя жизни, как нёс Свой Крест Спаситель.
А вот строки, написанные  тоже ветераном Великой Отечественной войны – Булатом Шалвовичем Окуджавой:
 По какой реке твой корабль плывет
до последних дней из последних сил?
Когда главный час мою жизнь прервет,
вы же спросите: для чего я жил?
 Поэт в двух первых строках словно спрашивает, как  прожил человек свою жизнь,                и, наверное, говорит  своей прожитой жизни.
Совершенно очевидно, видно что это произведение позднее, видно, что человек пожил жизнь и прошел через многие испытания. И образ  реки еще с античных времен символизировал весь жизненный путь.  А дальше…
 Буду я стоять перед тем судом -
голова в огне, а душа в дыму...
Моя родина - мой последний дом,
все грехи твои на себя приму.
 Но так мыслят люди, причастные христианскому осмыслению жизненного пути. Ведь говорит поэт о Божьем Суде. Он словно обращается к Самому  Создателю, обещая взять на себя все грехи своей родины. Может быть, во искупление своих собственных, но ещё и потому, что привык жертвенно служить Своему Отечеству. И не мыслит, не может мыслить  по-иному.
 Средь стерни и роз, среди войн и слез
Все твои грехи на себе я нес.
Может, жизнь моя и была смешна,
Но кому-нибудь и она нужна.
 Два поэта практически разных поколений – автор последних строк и многих-многих известных песен, певец Арбата пошёл на войну почти со школьной скамьи,                а А.А.Тарковский  - уже зрелым человеком, перешагнувшим тридцатилетний рубеж.
Кроме того, в отличие от поэта, предваряющего своё произведение эпиграфом                из знаменитого «Слова о полку Игореве» и говорящего о готовности принять Крестные Муки, создатель строк о реке жизни рос в среде атеистов И только няня  в тайне от  одержимых идеями коммунизма родителей водила ребёнка в чудом сохранившийся храм. Б.Ш.Окуджава и Святое Крещение с именем Иоанн принял в конце земного пути. Только, несмотря на все различия, у обоих великих поэтов – воинов звучит тема Бессмертия. Тема, пронизывающая произведения многих, смотревших смерти в лицо – на протяжение всей истории отечества. Потому что путь        по этой «реке»  единственно верный, ведущий в Жизнь Вечную. Оттого и, говоря словами Б.Ш.Окуджавы, нужна она и не земле, ради служения Отечеству, как преддверие Жизни Вечной. 
                Глава Вторая «Прорасти корнями в Вечность».
А снова обратимся к творчеству А.А.Тарковского:
О нет, я не город с кремлем над рекой,
Я разве что герб городской.
Не герб городской, а звезда над щитком
На этом гербе городском.
Не гостья небесная в черни воды,
Я разве что имя звезды.
Не голос, не платье на том берегу,
Я только светиться могу.
 Одно из самых загадочных произведений, созданных тоже в годы Великой Отечественной войны. Какое удивительное название - «Книга травы»! Сколько символов, которые надо увидеть, понять, ощутить, наконец!
   Книга – это, возможно,  и Священное Писание, и история Отечества, и символ Мудрости. Книга должна научить Мудрости, Нравственности. И, судя по всему, лирический герой «научился», наверное, самому главному. Нельзя не увидеть,                что в произведении словно «происходит» постепенное «самоуничижение» перед тем,                что вечно. Или «растворение» в Вечном Мироздании. Человек не ничтожная пылинка,               не прах, а именно, пусть и маленькая, но частичка Вечного Мироздания, навсегда с ним связанного. И это ощущение особенно усиливается в годы великих испытаний, в годы войны, когда человек понимает, что жизнь его в любой момент может оборваться.
Ведь даже в годы официального атеизма, каждый всё равно хоть как-то, хоть чуть-чуть, но надеялся, что смертью всё не закончится, что что-то останется, душа, наверное.
А почему же «травы»? Может быть, это  - начало  чего-то – ведь трава пробивается весной из-под растаявшего снега весной. Трава пробивается и сквозь асфальт, – там,где всё безжизненно. А значит, она может символизировать и саму Жизнь. Жизнь, которая повсюду, несмотря ни на что. Об этим будет ещё сказано в финале.
 А потому, наверное, «растворяется» в Вечном земная жизнь и в другом стихотворении с непростым название «Близость войны». Оно тоже создано года Великой Отечественной войны. А эта жизнь — плакун-трава
                Пред той широкошумной рощей
   Этот яркий образ, созданный в финале, похож на Райский сад, перед которым земная жизнь лишь «плакун-трава». Вся земная жизнь - «плакун-трава» перед Бессмертием.
   А пока снова обратимся к проросшей сквозь смерть и ставшей «Книгой» «траве»:
 Не луч световой у тебя за спиной,
Я — дом, разоренный войной.
Не дом на высоком валу крепостном,
Я — память о доме твоем.
Не  друг твой, судьбою ниспосланный друг,
Я — выстрела дальнего звук.
В приморскую степь я тебя уведу,
На влажную землю паду,
И стану я книгой младенческих трав,
К родимому лону припав.
  А.А.Тарковский, продолжая раздумье о смысле жизни и о месте человека, упоминает войну, выстрелы – только, наверное, не только ту, участником которой он был, но и всю нашу историю, в которой войн было немало. И поэт, как и его лирический герой, чувствует свою к истории Отечества причастность.
 А потому, наверное, в произведении создаётся  образ города с Кремлём. Какой город?
Наверное, это  - символ Родины как таковой. Но город  обязательно с Кремлём, потому что Кремль - это живая связь со всей историей – и прежде всего символ Святости. А потому все, о чём сказано в произведении, отражает связь с Родиной  во времени и пространстве. И в Вечности.
                Глава Третья   «Ожившая Память».
Потому и звучит во многих произведениях тема Бессмертия – и вот ещё один тому пример.
 Стояла батарея за этим вот холмом,
Нам ничего не слышно, а здесь остался гром.
Под этим снегом трупы еще лежат вокруг,
И в воздухе морозном остались взмахи рук.
Ни шагу знаки смерти ступить нам не дают.
Сегодня снова, снова убитые встают.
Сейчас они услышат, как снегири поют.
 А почему снегири, ведь есть птицы, которые поют гораздо красивее?! Наверное, потому, что красные грудки этих снегирей напоминают капельки крови  - крови тех, кто  сражался  здесь и сложил свои головы ради победы над супостатом, над смертью во имя жизни.
«И в воздухе остались взмахи рук» - «осталась» память о них, об их подвиге. Картина кровопролитного сражения словно оживает перед глазами.
«Ни шагу знаки смерти ступить нам не дают» - «не дают» забывать о тех, что ценой своих жизней остановили врага, чтобы мы здесь и сейчас ощущали присутствие на  поле брани убитых.
 «Сегодня снова, снова убитые встают» - «встают» -  потому что причастны бессмертию.
И вот завершается произведение песней,  - и эта песня – гимн защитникам Родины,                тем, кто отстоял жизнь. Песня, возводящая к Вечности!
  Пройдёт  несколько десятилетий со Дня Великой Победы – и родятся эти ставшие песней сроки:
 Это память, опять, от зари до зари
Беспокойно листает страницы.
И мне снятся всю ночь на снегу снегири,
В белом инее красные птицы.
Белый полдень стоит над Вороньей горой,
Где оглохла зима от обстрела,
Где на рваную землю, на снег голубой,
Снегириная стая слетела!
 От переднего края раскаты гремят,
Похоронки доходят до тыла.
Под Вороньей горою погибших солдат
Снегириная стая накрыла!
Мне всё снятся военной поры пустыри,
Где судьба нашей юности спета!
И летят снегири, и летят снегири,
Через память мою до рассвета!
  Сколько похожих мыслей, образов, сравнений, хотя один поэт – ветеран, участник кровопролитных сражений, смотревший смерти в лицо,  а другой родился менее, чем  за два месяца до Великой Победы. Да и по своей сути  поэты очень разные. Только это сходство образов и мыслей неслучайно. То, о чём  говорится в обоих произведениях словно на уровне памяти не одного человека, даже не поколения, победившего  в страшной войне, а всего народа.  И, конечно, одним из главных в обоих произведениях является образ политой кровью Земли  - оттого-то  и упоминают оба поэта снегирей.
   И у Ю.М.Антонова  «летят снегири через память», и «погибших солдат снегириная стая накрыла». Оба поэта вспоминают раненных солдат, сравнивая их                с птицами. Возможно, это и древняя христианская традиция сравнивать души ушедших с птицами. И образы эти тоже на уровне памяти многих и многих поколений русских людей. Нашей общей памяти.
И образ этих маленьких птичек в очередной раз приводит к мысли  о Бессмертии всех, отдавших жизни за Отечество и «за други своя», как говорится в Писании.
И ещё в связи с этим хочется вспомнить  слова А.А.Тарковским - его воспоминание               о войне и одновременно духовное завещание всем нам.  Потому что слова эти   тоже неотделимы от Образа Русской Земли, от Образа Вечного Мироздания.
«Вновь возникает эхо минувшей войны… 
В неостывшей памяти очнулись запавшие когда-то трагические впечатления.                И, преображённые, вернулись в образе победно торжествующей расцветающей природы., с которой человек ощущает неразрывную корневую связь.                «Кто мне дал трепещущие руки, мощный ствол и слабые, беспомощные корни?»
Судьба тяжела, превратна. И всё же Древо Жизни торжествует, несмотря                ни  на что, побеждая смерть ».


                Литература.
;Стихи А.А.Тарковского. Москва 1983г.
;Предисловие к сборнику произведений А.А.Тарковского. 
;Окуджава Б.Ш.Сборник поэзии.
;Сборник «Великие художники» К.А.Васильев
;Сборник «Великие художники» А.М.Васнецов Гайкова Н.Н. Сертифицированная методическая разработка творческих занятий «Бранная слава Святой Руси и Великой России».
;Гайкова Н.Н. Статья «Историческая и личная причастность Вечности»

               


Рецензии