Студент об обретении души

РУБРИКА  «СТУДЕНТЫ  ГАЙКОВОЙ  Н.Н.»   Баулин Михаил Игоревич
 Обретение своей души и осознанье  своего  предназначенья.
Глава первая «Тернии творческого пути».
Когда тебе придется туго,
Найдешь и сто рублей и друга.
Себя найти куда трудней,
Чем друга или сто рублей.
  Часто  люди  пытаются быть на кого - то похожим, копировать поведение и манеры известной личности.  Да только копия не есть оригинал – это не ты  сам, не твоя жизнь. Лучше сделать так, как считаешь более разумным, правильным, нравственным. Наконец, - как просто нравится именно тебе, а не как кому - то  другому.  Иначе, счастлив     не будет никто.
Очевидно, ради этого великий русский поэт А.А.Тарковский создал одно из лучших своих произведений с неисчерпаемым по глубине названием «Стань самим собой».
Если заглянуть внутрь себя, то можно увидеть необыкновенный мир -  и у каждого  человека он свой.  В каждом есть что-то неповторимое, только его, без чего  жизнь превратится в примитивное существование.                Своя «музыка», своё «звучание».  В хорошо известном, глубоко философском фильме «Без свидетелей»:  главная героиня  говорит:   «Ты знаешь, Валя, мне кажется, что у каждого человека в его душе звучит тихий-тихий звук, его нота. Это звук его единственности, его существа, его сути. И вот если звучание совершаемых человеком поступков не совпадает с этим звуком, с этой нотой, человек не может быть счастлив». В фильме Он жил не своей жизнью, подчинив свою жизнь карьере сиюминутному успеху. Он стал жить чужой жизнью., бросив все, что ранее было дорого: сына, любившую его и ставшей матерью для его сына жену, себя и самоуважение. Главный герой совершил предательство самых близких людей – и прежде всего убил свою душу. А Она все время ждала его, Она думала, что он вернется – девять лет ждала, любила, надеялась. Но в итоге она пережила потерю, обретя счастье с глубоко порядочным человеком. Итак, Она продолжает жить,  а  Он – её бывший муж  лишь «существовать». Рухнули вся выстроенная им система ценностей
 А потому слова героини  выстраданы –  и очевидно, «созвучны» как  автору самой пьесы,  так и режиссёру фильма.
    А теперь  снова  обратимся к стихотворению А.А.Тарковского:
 В чужом костюме ходит Гамлет
И кое-что про что-то мямлит,-
Он хочет Моиси играть,
А не врагов отца карать.
Из миллиона вероятий
Тебе одно придется кстати,
Ноне дается, как назло
Твое заветное число.
 Не ходите за ответом вы к другим. Ведь они не могут совершать за вас поступки,                не могут стать  «вами», не могут прожить вашу жизнь.  Не «копируйте» жизнь другого человека – ведь это всё равно, что попытаться влезть в чужую одежду, которая не по размеру или, ещё хуже, – влить неподходящую кровь – человек тогда и вовсе нежизнеспособен.  И, конечно, нравственный выбор каждый делает сам. И отвечает за него.
 Загородил полнеба гений,
Не по тебе его ступени,
Но даже под его стопой
Ты должен стать самим собой.
Найдешь и у пророка слово,
Но слово лучше у немого,
И ярче краска у слепца,
Когда отыскан угол  зренья
И ты при вспышки озаренья
Собой угадан до конца.
 Загляните в себя, и все что вам надо, вы найдете. Потому что  каждый человек -  созданье Божье.  А значит, каждый уникален, неповторим. Каждый человек – «космос»! И поэт всем существом своим осознавал это  - ведь даже в те годы он был человеком верующим.
 А что же называет поэт «вспышкой озаренья»?! Очевидно, это -  внезапное осознание чего-то очень важного, судьбоносного. Нередко человек не может понять, зачем он пришел в этот мир, в чем его предназначение, какой нелегкий путь  ожидает его, к чему стремится, что делать. Однако у  каждого  есть свой, уготованный ему только ему путь -  каждый в этом мире часть маленькая часть большого мира. И этот путь не сократить,  не обойти и не свернуть с него. Это должен осознать каждый  - осознать и  принять.  В этом есть мы – люди как создания Божии – ведь предназначение наше определен Творцом. И дана человеку свобода выбора, чтобы предназначение своё он осознал –  а часто и выстрадал. Это словно пробившийся сквозь тучи  луч солнца, вдруг озаривший всё вокруг – всю жизнь человеческую.
Иначе же,  человек не может быть творческой личность, личностью как таковой.
   А на людях творческих особая «печать». Говоря языком А.А.Тарковского, в них эта «вспышка» словно «запечатлелась»
   И сам А.А.Тарковский, как человек, несмотря на «доставшееся» ему время, верующий, понимал эту причастность к Высшему, к пути ему предначертанному.               Ведь если бы не «озарение»,не создал бы он великого множества прекрасных                и загадочных произведений. Конечно, в стихотворении А.А Тарковского о Творце напрямую не говорится, только  для поэта эта глубинная связь и данное свыше предназначение совершенно очевидны.
  И потому хотелось бы обратиться к строкам, созданным за много лет до того, как ниспосланное «озарение» «вспыхнуло» в произведении А.А.Тарковского «Стань самим собой».
 Как облаком сердце одето
И камнем прикинулась плоть,
Пока назначенье поэта
Ему не откроет Господь:
 То, на что А.А.Тарковский словно только «намекает», здесь выражено со всей ясностью – «пока назначенье поэта ему не откроет Господь».  А принадлежат эти не требующие никаких «доказательств» слова тоже великому русскому поэту  -  О.Э.Мандельштаму.
С самого начало говорит поэт о причастности к Творцу. О том, что только Он открывает предназначению поэта, и данное свыше предназначение определяет внутренний мир, как «отражение» этой причастности.
И если «двери» закрыты, то и поэт, д и человек как таковой будет закрыт -  и ничего прекрасного, великого не создаст.
  Какая-то страсть налетела,
Какая-то тяжесть жива;
И призраки требуют тела,
И плоти причастны слова.
Как женщины, жаждут предметы,
Как ласки, заветных имен.
Но тайные ловит приметы
Поэт, в темноту погружен.
 И тогда на земле не было бы добра -  частички света в нашем темном мире. Ведь только из-за этих маленьких лучиков света в темноте мы не потеряли причастность к замыслу Создателя. Они не дают нам заблудиться, «утонуть» во тьме – в бездне греховности. 
    И только «уловив тайные приметы», художник создает то, что вечно, то, что проникают в души людей, делая их, говоря словами Б.Ш.Окуджавы «справедливей, милосерднее и праведней».
 Он ждет сокровенного знака,
На песнь, как на подвиг, готов:
И дышит таинственность брака
В простом сочетании слов.
 Лир герой готов отдать всего себя ради веры, ради служения Замыслу Создателя.
Это станет жизненным кредо и самого О.Э.Мандельштама – до конца дней его.
 Я скажу это начерно, шёпотом
Потому что еще не пора:
Достигается потом и опытом
Безотчетного неба игра.
И под временным небом чистилища
Забываем мы часто о том,
Что счастливое небохранилище -
Раздвижной и прижизненный дом.
 С этим уйдёт он в Вечность, пройдя все посланные Творцом испытания
 
                Глава Вторая «Разделяя Путь Родины».
А вот еще одна грань осознания своего данного свыше предназначения в стихотворении М.И.Волошина. 
 Я не сам ли выбрал час рожденья,
Век и царство, область и народ,
Чтоб пройти сквозь муки и крещенье
Совести, огня и вод?
  В самом  начале нашего жизненного пути  есть некое  предопределение.  И во время нашего жизненного  пути мы, разделяем  судьбу нашей родины, наших близких. Если  считаем себя истинно русскими, православными. Именно таким истинно русским, православным человеком был и М.А.Волошин, потому что в этом произведении лирический герой и есть сам поэт.
 Апокалиптическому Зверю
Вверженный в зияющую пасть,
Павший глубже, чем возможно пасть,
В скрежете и в смраде -  верю!
Верю в правоту верховных сил,
Расковавших древние стихии,
И из недр обугленной России
  Говорю: «Ты прав, что так судил!
  Надо до алмазного закала
Прокалить всю толщу бытия.
Если ж дров в плавильной печи мало:
Господи! Вот плоть моя».
 
 И вот он, разделяя судьбу многострадальной родины, готов принять                и посланную за сотворённое русскими людьми богоотступничество кару.
 Поэт не отделяет себя от всего происходящего  в России ужаса. (Даже если                и   не причастен к происходящему безумию).
    Ещё Ф.М. Достоевский писал, что каждый в ответе за всех. И каждый несет  ответственность за свои поступки перед Судом Высшим,  перед которым ничего нельзя утаить или оправдаться тем, что так поступают все. Судом нелицеприятным.
  И это жизненное кредо  человека, христианина отражено и в другом произведении  М.А.Волошина - «На дне преисподней».
 Может быть, такой же жребий выну,
Горькая детоубийца — Русь!
И на дне твоих подвалов сгину,
Иль в кровавой луже поскользнусь,
Но твоей Голгофы не покину,
От твоих могил не отрекусь.
Доконает голод или злоба,
Но судьбы не изберу иной:
Умирать, так умирать с тобой,
И с тобой, как Лазарь, встать из гроба!
О нравственном выборе – своём – и тех, кому на долю выпало жить в «окаянные годы», тех, кто не отказался от веры, от Родины, и последнее произведение  цикла со страшным названием «Усобица». 
Мы пережили Илиады войн
И Апокалипсисы Революций!
Произведение с говорящим названием - «Потомкам».
И написаны эти пронзительные, обращённые к будущим поколениям слова в годы большевистского террора, когда из людей словно «выбивалось», «выжигалось» всё человеческое.
 Но мрак, и брань, и мор, и трус, и глад -
Застигли нас посереди дороги,
Разверзлись хляби душ и недра жизни,
И нас слизнул ночной водоворот.
Стал человек - один другому - дьявол,
Кровь - спайкой душ. Борьба за жизнь - законом
И долгом - месть…
 Это – тоже выбор своего пути – и более трудный, более мучительный,                чем у лирического героя  А.А.Тарковского. Выбор, с кем быть -  с Богом и идти                на Голгофу, или с пришедшим к власти антихристом, что сделали многие.                Быть человеком или зверем. И в произведении показан выбор быть человеком, быть христианином. И не только самого М.А.Волошина, но и всех, кто помнил о том, что можно быть или с Богом, или с дьяволом – третьего не дано!
Но мы не покорились!
Ослушники законов естества -
На дне темниц мы выносили силу
Неодолимую любви. И в пытках
Мы выучились верить и молиться
За палачей. Мы поняли, что каждый
Есть пленный ангел в дьявольской личине.
В огне застенков выплавили радость
О преосуществленьи человека,
И никогда не грезили прекрасней
 И пламенней - его последних судеб.
Далекие потомки наши! Знайте,
Что если вы живете во вселенной,
Где каждая частица вещества
С другою слита жертвенной любовью,
Где человечеством преодолен
Закон необходимости и смерти -
То в этом мире есть и наша доля!
 Произведение словно «пронизано» мыслями Последней Книги Писания, что так естественно для истинно русской литературы, особенно в те окаянные годы, когда  «стал человек -                один другому – дьявол. А ещё вспоминается финал «Преступления и наказания», когда от заставивших бесноваться трихин спасаются только праведники. Праведники  -  и те, о ком говорится в стихотворении. Они спасутся – и ими спасётся Россия! Праведность – это выбранный путь – единственный Путь Спасения. Праведность – выбор Святой Руси, Вечной России !
И истинно русский человек никогда не отвернется от России, всегда будет частью её, не "бросит" Россию "бездетной"! Будет с ней от начала и до конца - и в горе,                и в радости! Если Россия придёт к концу пути,  то к концу придут и наши пути. Если Россия выберет новый путь, новую жизнь - переродится, то и мы встанем на эту «дорогу». Наши дороги пересекаются с родиной и являются неотъемлемой её частью.    

                Литература
1.Тарковский А.А. Сборник произведений «Белый – белый день» 
2.М.А.Волошин Сборник произведений.
3.Серия «Великие художники» - И.С.Глазунов.
4.Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание».
5.Гайкова Н.Н. методическая разработка «Пути России и «преосуществленье человека»
6.Гайкова Н.Н. Исследовательская статья «Готовность к сораспятию».                (На примере  творчества  М.А.Волошина).
7.От любомудрия к Истинному Христианству. (На примере творчества О.Э.Мандельштама).


Рецензии