Студент золотые купола святынь московских

РУБРИКА  «СТУДЕНТЫ  ГАЙКОВОЙ  Н.Н.» Михайлов Иван Олегович
 «Золотые купола Святынь Московских»
 Глава Первая «Град  Божий во спасение России».
Москва! Какой огромный
Странноприимный дом!
Всяк на Руси — бездомный.
Мы все к тебе придем.
      Клеймо позорит плечи,
      За голенищем — нож.
      Издалека-далече —
      Ты все же позовешь.
 Хорошо известные, наверное, каждому строки! В этом стихотворении Марина Ивановна  Цветаева показывает нашу столицу как дом для каждого бездомного, каждого обделённого и оступившегося. И не важно кем каждый приходящий был в прошлом. Московская земля для всех!
  На каторжные клейма,
На всякую болесть —
Младенец Пантелеймон
У нас, целитель, есть.
А вон за тою дверцей,
Куда народ валит, —
Там Иверское сердце,
Червонное горит.
И льется аллилуйя
На смуглые поля.
— Я в грудь тебя целую,
Московская земля!
 Любой исцелится, кто болен физически или душевно – и поможет ему  молитва. Молитва перед одной из главных святынь  - той, что в самом сердце Москвы и России.  В Иверской часовне, где и ныне каждые два часа служится молебен  с акафистом обо всей многострадальной России нашей – и не прекращается  даже во дни Великого Поста. И служат молебны священники всех московских храмов, являя тем ещё один пример соборного единства.
Из рук моих — нерукотворный град
Прими, мой странный, мой  прекрасный брат.
По церковке — всё сорок сороков,
И реющих над ними голубков;
И Спасские — с цветами — ворота,
Где шапка православного снята;
Часовню звездную — приют от зол —
Где вытертый —     от поцелуев — пол;
Пятисоборный несравненный круг
Прими, мой древний, вдохновенный друг.
К Нечаянныя Радости в саду
Я гостя чужеземного сведу.
      И снова перед читателем встают образы  святынь  - снова образ «Иверского сердца», названного здесь «часовней звёздной». А также встречающийся во многих произведениях как образ «Града Божьего»  -  Московский Кремль. 
Отвлечёмся на время от поэзии М.И.Цветаевой и обратимся к воспоминаниям детства другого москвича, – главного звонаря Свято-Даниловой Обители - Михаила Ивановича Макарова.  «Когда я сейчас вспоминаю это первое в моей жизни посещение Успенского собора, меня охватывает неизъяснимое чувство волнения. Какое это драгоценное сокровище – наш кремлёвский Успенский собор! Это – священная часть нашей Родины».
 Как  истинный русский человек, житель Первопрестольной,                он испытывает и чувство гордости, и благоговейный трепет перед героической историей Московского Кремля и ощущает неразрывную связь с историей Древней Столицы, и всей Великой России. Оттого и звучат эти строки словно «гимн» Московскому Кремлю – его Главному Собору!  Ведь постройка Успенского Собора совпала с освобождением русских людей от татарского ига –  с победой над рабством,  над смертью! 
"Матерь Божия не оставила нас и не оставляет нашу Москву, нашу дорогую Родину Своим заступлением. Для нас знаменательно, что свидетельством Её заступления мы имели в соборе Владимирскую Её икону, по всенародным молитвам перед которой Матерь Божия неоднократно спасала  и Москву,и наше Отечество от бед иноземного порабощения»
- писал  М.И. Макаров, отражая чувство русской души! Православный русский народ всегда молился пред этой чудом явленной в Москве иконой, веря  в то, Матерь Божия нас  не оставит и поможет нашей Родине в скорбные времена.
    И, конечно, обращаясь к образу Московского Кремля, на может не вспомнить  автор о Святителях Московских. Ведь в соборе также лежат мощи и останки молитвенников, которые и по преставлении своём призывают русских людей к единению против жестокости и угнетения.
 «Для нас знаменательно и дорого, что  в соборе  лежат мощи и останки наших молитвенников – святителей московских, призывавших русских людей к единению, благословляющих их на брань  с врагами и смело, не щадя своей жизни, восстававших против жестокости и угнетения, независимо от того, кто был угнетатель – иноземец или грозный русский царь. Они и по преставлении своём – с нами».   
Это поднимало дух народа  - и он смело шёл против врага с уверенностью,                что Родина есть и будет под надежной защитой Матери Божией и Сонма Святых, что они даруют победу тому, кто сражается за Истину.
Оттого и звучат строки как гимн, как молитва перед сражением на поле брани.  Владычице, помоги нам!  Святители Московские, молите Бога о нас! 
  А вот ещё одно детское впечатление от посещения Московского Кремля, через много лет превратившегося в  известный всей России очерк «Умозрение в красках», написанный русским мыслителем – князем Евгением Николаевичем Трубецким.
Будущий философ, а тогда ребёнок,  гуляя с мамой, впервые воскликнул,  что Колокольня Ивана Великого похожа на свечу, пламя которой возносится к небу.               
«При взгляде на наш московский «Иван Великий» кажется, что мы имеем перед собою как бы гигантскую свечу, горящую к небу над Москвою; а многоглавые кремлёвские соборы и многоглавые церкви суть как бы огромные многосвешники. И не одни только золотые главы выражают собою идею этого молитвенного подъёма. Когда смотришь издали при ярком солнечном освещении на старинный русский монастырь или город, со множеством возвышающихся над ним храмов, кажется, что он весь горит многоцветными огнями. А когда эти огни мерцают издали среди необозримых снежных  полей, они манят к себе как дальнее потустороннее видение града Божьего».
Наверное, на такой взгляд, вернее, - такое видение способен только русский, православный человек. Это – наша «генетическая память». Ведь свеча - символ молитвы – молитвы, устремлённой к небу, к самому Создателю. Обычай ставить свечу перед иконой является очень древним и является символом «водительства Божия»,                как написал И.С. Шмелёв. Символом того, что Закон Божий есть «светильник»                в жизни человека. Свет воплощают и освещённые солнцем старинные русские города                и монастыри, которые «манят к себе как дальнее потустороннее видение града Божьего». «Манят», конечно, не только автора знаменитых очерков, но и каждого верующего. Потому что разгоняют они  мрак, тьму, хаос земной жизни, потому                что придают людям сил.
«А Москва всё стоит и ширится. Не только стоит, а явила миру новое чудо бытия: отбила нашествие западных «монголов», повергла их и раздавила в прах. Откуда эти чудеса минувшего: от Веры, от русского хотенья...»- написал в своей статье "800-летия Москвы" потомственный москвич И.С.Шмелёв, для которого Первопрестольная была не просто местом рождения и  проживания, а именно «Градом Божиим». Написал  незадолго до конца своей земной жизни  - насильно, как и многие русские люди,  оторванный от Родины,  отлучённый от своего родного Замоскворечья. Только живой связи не порвать! Москва – понятие не географическое, а духовное, Вечное! «Москва всё стоит и ширится» - а вместе с ней и Россия.
   Глава Вторая «Купола, вознесшиеся к небу»
А теперь снова возвратимся к образу, созданному М.И.Цветаевой  к финалу произведения:
 Червонные возблещут купола,
Бессонные взгремят колокола,
И на тебя с багряных облаков
Уронит Богородица покров,
И встанешь ты, исполнен дивных сил…
 — Ты не раскаешься, что ты меня любил
 Покров Богородица надо всей Столицей, надо всем Отечеством нашим, над всем миром христианским. И над земною любовью людей.
Марина Ивановна Цветаева появилась на свет в Москве –                и, конечно, любимому городу посвятила она множество произведений. И вот ещё один очень яркий пример – образ столицы, показанный в корневой, кровной связи с православными  святынями: 
 Семь холмов — как семь колоколов,
На семи колоколах — колокольни.
Всех счетом: сорок сороков, —
Колокольное семихолмие!
В колокольный я, во червонный день
Иоанна родилась Богослова.
Дом — пряник, а вокруг плетень
И церковки златоголовые.
И любила же, любила же я первый звон. —
Как монашки потекут к обедне,
Вой в печке, и жаркий сон,
И знахарку с двора соседнего.
— Провожай же меня, весь московский сброд,
Юродивый, воровской, хлыстовский!
Поп, крепче позаткни мне рот
Колокольной землей московскою!
 В произведении поэтесса упоминает о своем рождении, что ещё и ещё раз напоминает об этой глубинной связи – «В колокольный я, во червонный день Иоанна родилась Богослова».
    Стихотворение словно делится на две части, которые, несомненно, составляют нераздельное единство. Первая часть - это описание города колоколов, вторая  городской люд – монашествующие и миряне - и среди этих столь разных людей находится сам лирический герой – по сути, сама М.И.Цветаева. Она навсегда связана с этим городом -  и не представляет себе жизни без своей любимой столицы. А в завершении стихотворения появляется тема смерти  - только смерть не конец, а переход в Вечность, иначе всё лишается смысла.  Потому что и Вечность для лирического героя, а по сути для самой М.И.Цветаевой, связана с Православной Столицей -  со звоном колоколов, воплощающим Глас Божий, с церквями, воплощающими Царство Небесное, с  «Градом Божиим»  - светильником в нашей земной жизни.
 Облака — вокруг,
Купола — вокруг,
Надо всей Москвой —
Сколько хватит рук! —
Возношу тебя, бремя лучшее,
Деревцо мое
Невесомое!
В дивном граде сем,
В мирном граде сем,
Где и мертвой мне
Будет радостно, —
Царевать тебе, горевать тебе,
Принимать венец,
О мой первенец!
Ты постом — говей,
Не сурьми бровей,
И все сорок — чти —
Сороков церквей.
Исходи пешком — молодым шажком! —
Все привольное
Семихолмие.
Будет твой черед:
Тоже — дочери
Передашь Москву
С нежной горечью.
Мне же — вольный сон, колокольный звон,
Зори ранние
На Ваганькове.
 Прежде всего, конечно, произведение проникнуто огромной любовью  к своему родному городу. Это любовь словно переполняет её,  доходя до восторга. "Облака - вокруг, купола - вокруг. Надо всей Москвой, сколько хватит рук!" - безграничное пространство, ощущение красоты и свободы.  Лирический герой М.И.Цветаевой словно с высоты полёта любуется городом. И показывает его своей дочке, словно  завещая -  и ей и всем будущим поколениям. Потому что Москва вечна! Потому что вечны Московские Святыни. Неслучайно начинается произведение с образа неба и возносящимся к ним куполам.
     А потому, приближаясь к финалу беседы   о Вечном   Городе, о Православной Столице, хотелось бы обратиться к очень известному произведению поэта иной эпохи  - Ф.Н.Глинки. Потому что образы, созданные обоими поэтами, вне времени. 
 Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..
Исполинскою рукою
Ты, как хартия, развит,
И над малою рекою
Стал велик и знаменит!
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных…
Эта матушка Москва!
Кто, силач, возьмет в охапку
Холм Кремля-богатыря?
Кто собьет златую шапку
У Ивана-звонаря?..
Кто Царь-колокол подымет?
Кто Царь-пушку повернет?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?!
Ты не гнула крепкой выи
В бедовой своей судьбе:
Разве пасынки России
Не поклонятся тебе!..
Ты, как мученик, горела
Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурнопламенная!
И под пеплом ты лежала
Полоненною,
И из пепла ты восстала
Неизменною!..
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
 Город на семи холмах – и на всех холмах  храмы как символ Святой Руси и пашни                как символ крестьянского труда, на котором зиждется Русь, Россия – потому что крестьянин – значит «христианин». «Город чудный, город древний» - намного старше официального, глядящего на Запад Петербурга, город, с которым нераздельно связано Патриаршество. Москва  - «матушка» для всех -  и кто в ней родился,                и кто пришёл издалека, кто был «на Руси бездомным», как читали мы уже                у М.И.Цветаевой.
«Кто, силач, возьмёт в охапку холм Кремля-богатыря, кто собьет златую шапку у Ивана-звонаря?» Никто  - пытались уже, да не вышло!
 «Ты, как мученик, горела Белокаменная!»  - речь о Московском пожаре, ставшем  протестом против прихода антихриста в образе Наполеона?! Да, конечно,                но не только. Это – символ нерушимости духовных традиций, стойкости и москвичей, и всего народа русского! Всей Руси Православной!
А потому на каждом, кто называет себя москвичом, особая ответственность.
Столица древняя, родная -
Ее ль не ведает страна?
Ее назвать, - и Русь святая
С ней вместе разом названа.
 Написал истинно русский поэт – славянофил К.С.Аксаков, всем сердцем и разумом, осознавая это великое предназначение Москвы.
 И потому завершим беседу словами Н.М.Шатрова, написанными в память                о Московском пожаре и прославляющими подвиг народа русского, давшего отпор возомнившему себя властителем мира Наполеону:
 Я духом речь потомков внемлю,
Как отклик радостной молвы:
«Подвигнем океан и землю
Для прославления Москвы,
И в память жертвы незабвенной,
На поклоненье всей вселенной,
Как всех столиц земных главе,
Воздвигнем памятник!» — сказали,
Воздвигнули — и написали:
«Спасительнице царств Москве».
 Спасительнице мира до Конца Времён!
               
              Литература.
1.Цветаева М.И. цикл «Москва»
2.Макаров М.И. «Из жизни православной Москвы двадцатого века»
3. Сборник «Слово и дух».
4.Трубецкой Е.Н. «Три очерка о русской иконе»
5. Юбилейный сборник стихов о Москве (1997г.)
6. Шмелёв И.С. «Лето Господне».
7. Шмелёв И.С. Статья «800-летие Москвы»
8. Шатров Н.М. «Пожар Москвы 1812 года».
9.Гайкова Н.Н. Методическая разработка творческого занятия                «Москва – Третий Рим».
10. Гайкова Н.Н. Очерк «Лето Господне» Московских Святынь».


Рецензии