Студент духовный свет россии

РУБРИКА  «СТУДЕНТЫ  ГАЙКОВОЙ  Н.Н.» Осеев Борис Александрович
                Духовный Свет России.
                В любой букашке и любом листе,
                В мерцанье звёзд и на земле унылой,
                Куда ни глянь - повсюду и везде
                Таится Оживляющая Сила.
                (Иеромонах Роман)
        Часть Первая «Свет русского пейзажа».
                Глава первая как вступление
               «Свет неземной, отразившийся в  русском пейзаже».
Русь называют Святою.
Поле, да лес, да вода,
Русь,  Россия – это  прежде всего ее красота  - духовная и природная, конечно.
Наша родная Россия наша Святая Русь отразилась во многих произведениях через   образы полей, лесов, воды. Почему именно через них? Потому, конечно,  что родина наша славится красотой необычайной.
А о святости русского пейзажа говорит вся наша жизнь, наше боговдохновенное искусство - потому что куда, ни глянь, всюду с красотой русского пейзажа нераздельна красота возведённых среди русских полей и лесов храмов!
    «Духовный Свет России»  Эта тема очень близка  мне  - потому что  отражает  Святость Руси, духовные корни  нашего народа -  то, чем живится душа. И, конечно, такое мироощущение не могло не отразиться в русской  поэзии всех времён.
   Итак, перед нами одно из главных для нас, одно из самых прекрасных стихов, ставших песней. И создал его столь рано оставивший этот мир архидиакон Роман. Прочтём произведение дальше и  обратимся к другим, таким близким русскому сердцу образам:
 Церковь над тихой рекою
И в два оконца изба.
Разрезал небо пополам
Закат багряной полосой,
И над Российскою землею
Свет тихой славы просиял
  «Свет тихой славы»  - свет небес словно «проникает» в наши души и дарует  душам чистоту. Потому и воплотилась необычайная, удивительная красота земли нашей и в полотнах русской живописи, и в знакомых каждому с детства стихах о родной земле, и даже в музыке. И, правда, что же нужно еще для тихой счастливой жизни,  для душевного спокойствия, как не церковь да изба  над тихою рекою?!
А уходящий день оставляет после себя багряный закат, что тихо рассеется до следующего дня. Только «Свет тихой славы» неугасим.       
        Глава вторая «Отзвуки песни небес»
 Взметнулись к небу стаи птиц,
Все громче голос колокольный,
Проснулся в поле ветер вольный
И тихо травы пали ниц.
 Раз зазвучал колокольный звон – значит,  пришло время Литургии или Всенощного Бдения. И травы «пали ниц», как люди во время соборной молитвы. Вместе с человеком молится вся одухотворённая русская природа.
 «Национальная духовная культура, есть как бы гимн, всенародно пропетый богу в истории, или духовная симфонию исторически прозвучавшая Творцу Всяческих...  И ради этой духовной симфонии люди живут то паря небу, то влачась долу...», - так написал в своей книге с замечательным названием «Путь духовного обновления» известный русский мыслитель А.И.Ильин задолго до создания Архидиаконом Романом  его трогающих за сокровенные струны русской души строк.
К этим строкам мы вновь и обратимся: 
 Тихо о чем-то тоскует
Возле колодца ветла.
Родиной землю другую
Я б не назвал никогда.
 «Не назвал бы»  -  ведь нигде больше не найти таких бескрайних лугов и полей, рек  и озер, лесов и холмов и «церкви над тихой рекой». А без них душа мертва!
         А вот другие строки, тоже ставшие песней, созданные  другим духовным поэтом (хотя, истинно русское искусство «бездуховным» быть не может по своей сути) - иеромонахом Романом:
 Ах, как птицы поют! Как в неволе не спеть!
Ублажаю тебя, Божье слово - Свобода!
Соловьи, соловьи! Я б хотел умереть
Под Акафист подобного рода.
Ничего на Руси не случится!
 Поют соловьи, без которых невозможно представить Россию, - и их летящее к небу пение словно Гимн Свободы! Свободы в  Истинном  Смысле, Божественном! Потому что Истинной Свободы без Бога не бывает. Неслучайно поют соловьи Акафист Создателю всего сущего! 
 Что вас манит сюда из заморских широт,
Там гораздо сытней и красивей.
Или воля не та, или воздух не тот?
Знать, и вам не прожить без России.
Где ж вы, судьи мои? Я пред вами стою
И готов головой заручиться,
Что, покуда у нас так пред Богом поют,
Ничего на Руси не случится
 Читая эти строки, нельзя не задуматься о том, что не только живущие в России любят свою родину (Страшно, если это не так), но и те, которые  сейчас далеко  от нее.  О России помнят, тоскуют те, кто вынужден  был её покинуть или ухал по недомыслию. Они всю жизнь помнят каждый счастливой момент, прожитый на родной земле. И рассказы людей о Руси доносятся  до дальних уголков  нашей планеты. Оттого большинство приезжающих к нам  иностранцев прежде всего идут в русские монастыри и в художественные музеи.
                Глава третья «Литургия» всего мироздания».
И снова возвращаемся к одному из главных для нас произведений «Русь называют Святой»
Там где-то озеро в лесу
Меж трав торжественно застыло.
И чудом всю себя вместило
Небес закатную красу.
А над протоками - туман,
Как дым, курится над водою,
И между небом и землею               
В знак примиренья – белый храм
Белый цвет всегда был символом чистоты, святости, Божественных Энергий.                А Храм словно «проводник»  воли Небес, воли Творца  -  ведь купол храма олицетворяет небо, а пол землю, а икона – «окно в Царство Небесное», как писал убиенный большевиками русский мыслитель П.А.Флоренский. Храм освящает землю, на которой возведён, - и всё вокруг. Потому в стихотворении и возвышается белый храм как олицетворение  Света Небес, что освещает и озеро,  и лес.
И снова невольно вспоминается образ, созданный иеромонахом Романом.
 Белый храм над рекою -
Алавастр чистоты.
Благодатным покоем
Утешают кресты
 Белый храм   как «сосуд» света, наполняющий  душу добротой, чистотой, как  вода всё наполняет жизнью. (Вспоминаются и знаменитые слова Антуана  де Сент-Экзюпери о том, что вода не просто нужна  для жизни – а что она и есть сама жизнь.  И дело не только в том, что автор «Маленького принца» несколько дней пробыл в безводной пустыне. Ведь изначально – до Дней Творения -   была вода, а над нею Дух Божий!).
   И  вот славный, благодатный покой, исходящий от  храма и расходящийся по всей природе земли русской, «покрывает»  всё и всех от зла. И беззаботные птицы, летя               к небесам, словно «растворяются» в небесном «покрывале» - и голоса их  «сливаются» с музыкой небес.
    А теперь  обратимся к финалу прекрасного, берущего за душу  произведения  о том, почему нашу Родину, Русь нашу называют Святой:
 Вьется к погосту дорога,
Звон колокольный затих.
Молят усопшие Бога
О заплутавших живых.
Там, в недоступных небесах
За Русь свершается молитва.
И светлым облаком покрыта
Россия все-таки жива.
Взыграй же, Русская земля
Взыграйте, рощи и долины,
И в поле каждая былина -
Святая Родина моя.
 Ушедшие молятся за живых там - на Небесах. И на земле в храмах служится Литургия. Само слово издревле означает  «общую молитву»,  «общее делание»,  когда и живущие на земле и пребывающие в мире ином молятся вместе.  И «свершается молитва» за всю Россию,  дабы жили люди в мире и согласии. По этой молитве жива Святая Русь, несмотря не все попытки врагов её уничтожить!
 Думаю, многое в России воспринимается через природу, через одухотворённый русский пейзаж - и стихотворение Архидиакона Романа во всей полноте это мироощущение отражает.   
    
                Глава четвёртая «Живоносный Источник исцеленья духовного».
Святая Русь — это Святая Земля и святые источники. Источники жизни, духовной энергии. У каждого источника есть своя многострадальная история, и все они воплощают Тайну Святого Духа.
 Если тебя неудача постигла,
Если не в силах развеять тоску,
Осенью мягкой, осенью тихой
Выйди скорей к моему роднику.
За родником - белый храм,
Кладбище старое.
Этот забытый край
Русь нам оставила.
 Забытый край – о нём  забыли люди, но не забыт он Богом. Потому-то люди все равно возвращаются. Память историческая, память о Святой Руси пробивается, как источник из-под земли. И нельзя её уничтожить! И белый храм у родника - это символ чистоты и веры Святой Руси. Образ осени передает нам чувство некой «завершенности». Это и окончание пути  - пути к «своему роднику», к истокам Святой Руси. А к «своему роднику» потому, что автор и его лирический герой ощущает  свою причастность к этим истокам  Святой Руси – и чувством этим делится с читателем.
К святым источникам всегда приходили за исцелением ран - телесных и душевных.
Оттого   храмы и часовни   часто возводили  рядом со святыми кладезями исцеления.
 Если глаза затуманились влагой
Из родника поплещи на глаза.
Можешь поплакать, спокойно поплакать,
Кто разберет, где вода, где слеза?
Видишь, вон там журавли пролетели,
У горизонта растаял их крик?
... А если ты болен, прикован к постели,
Пусть тебе снится целебный родник.
 Само стихотворение написано словно «совет», мудрое наставление, чтобы                человек всегда с благоговением  относился к тому, что дала Святая Русь  - а по сути, - сам 
Создатель. Чтобы  эта живую связь между Русью и Творцом никогда не была утрачена, порушена!
              Глава пятая  «Смиренная Русь – оттого и Святая»
Однако образ Русской Святости может выражаться и совсем по-иному - даже через пейзаж грустный, унылый. Речь пойдёт о хорошо всем   известном со школьной скамьи стихотворении Ф.И.Тютчева «Эти бедные селенья». (Совсем неважно, что поэтов разделяют более, чем полтора столетия, – ведь мысли - то о Вечном).
 Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
  Начинается произведение с того самого грустного пейзажа -  и он многих «вводит                в заблуждение», если читать невнимательно.   Это – произведение, как уже говорилось, о Святости Руси. И значимость образа природы не меньшая – только в другом.
 Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
 В наготе твоей смиренной.
  Главное,  о чём говорит поэт,  высшая  христианская добродетель  - смирение. Оттого и светит на Руси  «тайный свет» - свет духовный. Но «увидеть» дано не каждому  Ослеплённые гордостью не видят, а смиренным он открывается. В смирении перед Богом суть русского человека!   
Оттого и благословил Господь Землю Русскую, русских людей нести свой крест и тем спастись!
 Удручённый ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.
 Образ природы в произведении подчёркивает главную мысль великого Ф.И.Тютчева.  Начав со  «смиренного»  пейзажа,  «переходит»  поэт к смиренной, готовый вынести любое посланное Богом испытание русской душе!  И всё  в неразрушимом единстве!
               
                Глава шестая «Единство сущего всего»
Святость Руси во всём – и в другом созданном поэтом пейзаже -  прекрасном осеннем, но «увядающем». Его изобразил Ф.И.Тютчев  в стихотворении, написанном намного раньше, - «Осенний вечер»
 Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!..
 Зловещий блеск и пестрота дерёв,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье – и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья!
  Пейзаж этот  прекрасен и преисполнен грусти – он как преддверие «умирания».                Но и  здесь «светит» таинственный свет. Природа  увядает  ради зеленых листьев, ради обновления будущей весною.
Она, кровно связанная с человеком, готова пойти на любые жертвы ради счастья живущих на земле; Всё мироздание Божие  по - своему «страдает» ради будущей жизни, как пострадал за людей Сын Божий! И так отразить эту живую, глубинную связь мог только истинно русский поэт, только искренне верующее и любящее сердце. И подарил всем русским людям  Ф.И.Тютчев эти замечательные строки, чтобы бережно, с пониманием относились мы ко всему, что рядом, чтобы старались                за внешним видеть главное, чтобы смогли постичь, как напишет уже в двадцатом веке К.Д.Бальмонт, «красоту страдания».               
  И вот становится совершенно ясным, ощутимым почти физически, что Духовный Свет России «исходит» от  каждого храма и от каждой избушки, от горящих вечерних небес и от каждого трепещущего на ветру дерева – от всего русского пейзажа –  от всей Земли Русской!!! И каждый из нас, где бы ни жил, должен увидеть этот свет, устремиться к нему душою и наполнять сердце теплом этого света – и своё, и тех,   кто рядом. А потому завершить первую часть хотелось бы этими прекрасными стоками   Иеромонаха Романа, с такой любовью отразившего в них  суть Русской Земли: 
 Блажен, кто, наполняясь тишиной
И внемля ей благоговейным слухом,
В обыденном постигнет мир иной -
Дыханье созидающего Духа.
В любой букашке и любом листе,
В мерцанье звёзд и на земле унылой,
Куда ни глянь - повсюду и везде
Таится Оживляющая Сила.
Царю Небесный, Душе Всеблагий!
Тобой живится всякое творенье!
Пошли, да не похвалятся враги,
Лицу России Воду Обновленья.
 А продолжение последует! …
        Часть Вторая «Сохранить Святую Русь»
                От небесного луча,
                Что на грешный мир пролит.
                Верой тонкая свеча,
                В темноте горит.
                (Н.А.Добронравов).

                Глава первая «Свет Небесный, затепливший веры свечу»
 Взбегу на холм и упаду в траву,
И древностью повеет вдруг из дола.
И вдруг картины грозного раздора
Я в этот миг увижу наяву.
Пустынный свет на звездных берегах
И вереницы птиц твоих, Россия,
Затмит на миг в крови и жемчугах
Тупой башмак скуластого Батыя! ...
 Это - строки  великого произведения «Видение на холме».
Лирический герой «взбегая на холм», словно по лестнице времени, свысока видит всю историю Руси, ощущая свою причастность к истории своего Отечества.
А ведь автор  этих строк  - Н.М.Рубцов. рождённый в те времена, когда о Святости Руси словно забыли, вернее, - делалось всё, чтобы забыли.  Да только не смогли – потому и в этих стихах рождённого в самые «безбожные» годы поэта «светит». Духовный свет России, Святой Руси! Светит отовсюду.
 Россия, Русь-
Куда я ни взгляну!
За все твои старания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя...
 Великий русский художник И.И.Левитан, к образам которого 
не раз обращался Н.М.Рубцов, говорил в конце жизни                о переживании красоты вне человека.
И Н.М.Рубцов, и его лирический герой любят Россию всем сердцем, всей душой, всем существом своим! И в каждой строке видно,  как лирический герой переживает за свою родину, как он вдохновлен ее красотой. И в небесах, и в лесах, и на погостах и в цветущих лугах - во всем прибывает Святой Дух, освещая                всю Землю Русскую.
 Россия, Русь! Храни себя, храни!
Смотри, опять в твои леса и долы
Со всех сторон нагрянули они,
Иных времен татары и монголы,
Они несут на флагах черный крест,
Они крестами небо закрестили,
И не леса мне видятся окрест,
А лес крестов в окрестностях России.
 «Храни себя, храни!» Н.М.Рубцов предупреждает нас о том чтобы мы сохранили нашу Родину от врагов, да и не только от врагов, но и от злых помыслов против нашей Родины. Чтобы сохранили любовь к ней и не забывали о наших корнях. И если когда-нибудь на нашу Родину нападут, мы должны быть готовы защитить ее, как в древние времена наши предки. Чтобы видеть не «лес крестов», а «окрест леса».
 Кресты, кресты...
Я больше не могу!
Я резко отниму от глаз ладони
И вдруг увижу: смирно на лугу
Траву жуют стреноженные кони.
Заржут они- и где-то у осин
Подхватит эхо медленное ржанье,
И надо мной - бессмертных звезд Руси
Спокойных звезд безбрежное мерцанье...
 Образ света много раз встречается в стихотворении - им оно и завершается.                А бесчисленные звезды ночного неба воплощают свет небес, к которому стремится лирический герой и вся Россия, вся Святая Русь!
 От небесного луча,
Что на грешный мир пролит.
Верой тонкая свеча,
В темноте горит.
  Свет небес освещает землю, как свеча освещает тьму, и оберегает своим светом всю Святую Русь. И даже тонкая свеча может гореть очень ярко, если верить в ее свет -  и Свет Небес. Но увидеть его дано лишь тем, кто верит. Мысль эта принадлежит поэту, тоже жившему и писавшему в советское время, - автору множества песен - Н.А.Добронравову.  И называется оно просто и ясно – «Вера». Значит, Образ Духовного Света России присутствует в поэзии, даже в годы советской власти, - потому что, веру как и свечу, погасить невозможно. 
 «И светит свет во тьме и тьма не объемлет его» -  эта мысль Священного писания                в полной мере отразилась и в обоих произведениях, и в русской литературе в целом. На ней зиждутся все мысли, все образы нашей одухотворённой литературы.                Вне времени!
«Есть Божественное нечто, разлитое во всём. Но что не всякий видит, что                и понять нельзя, так как оно не поддаётся анализу, разуму, а постигается только любовью».  Это «нечто», о котором сказал великий русский художник И.И.Левитан, и есть Духовный Свет Небес, Духовный Свет России, который нельзя постичь без веры и любви. 
           Глава Вторая. «Обитель Святости Руси»
  Свет солнца и звёзд над Россией, если говорить о нашей высокодуховной литературе,  прежде всего – отражение  Света Духовного. Света Евангельского, просиявшего, над Русью, когда, говоря словами  Архидиакона Романа, «россияне гурьбой с  язычеством шли расставаться».
 Знаем мы, в века былые,
В древню ночь и мрак глубок,
Над тобой блеснул России
Солнце вечного восток.
 «Солнца вечного восток» Это - Образ Воскресенья Христова, образ победы над смертью, победы света над тьмою. Христа называют Солнцем Правды даже еще в рождественском песнопении, благодаря за подаренный людям Свет – Свет, побеждающий тьму в  душах.
А эти строки А.С.Хомякова о том, как Свет Христов просиял на Русью - над Святым Градом Киевом. Поэтому и называет его поэт «Русской славы Колыбель»                и  «Руси чистая купель».
А главная Святыня древнего города - конечно же, Киево-Печерская Лавра! Здесь,                в пещерах жили когда-то первые подвижники, первые иноки, ныне прославленные Русской Церковью и глубоко почитаемые народом русским. Святые Феодосий  и Антоний - родоначальники русского монашества, предстоящие перед Престолом Божиим за всю Русь Православную! И весь сонм Киево-Печёрских Святых!
 «Мрак пещер твоих безмолвный краше царственных палат» -  очевидно, что мрак этот – «Сверхсветлый Свет»,  о котором говорили Отцы Церкви, это Тайна Божества, которую смертному постичь не дано. Но от этого Свет никогда не перестает озарять сердца верующих.
 И теперь из стран далеких,
Из неведомых степей,
От полночных рек глубоких -
Полк молящихся детей -
Мы вокруг своей святыни
Все с любовью собраны...
 «Собраны» от Дона и Енисея, от Алтая и Ладоги, от Чёрного и Белого морей,                от берегов Невы и Нашей Древней Столицы! Люди стекаются, чтобы стать причастными   Свету! …
 И ещё… Если погрузиться мыслью и сердцем в это удивительное произведение,                как   и в «Видения на холме» Н.М.Рубцова, то перед читающим невольно «выплывут»                из глубины веков «картины» нашей многострадальной и славной истории.   
               
               Глава Третья «Святость, небо и землю  связующая».
 Образ света и Святой Руси соединились и в стихотворении Архидьякона Романа                о Святом 18-го века -  Иоасафе Белгородском – когда Святитель покидает наш земной мир.
Вечер морозен и месяц блестит,
Мирно лампада мерцает.
В горнице той, где Святитель лежит,
Тихо виденья витают.
 В одном из видений Иоасафа Белгородского была Святая Колыбель Руси.                Когда Святитель был еще молодым, ходил он с тысячами паломников в Киево-Печерскую Лавру на богомолье.
 Киев, священных исполненный снов,
Волны Днепра голубые.
Светлая юность, вся полная грёз,
Райских безгрешных видений,
Радость поста, покаянья и слёз,
Подвиг полночных молений.
Дальняя Лавра в виденьи встаёт,
Рака Игумна блистает,
 Хор монастырский молебно поёт,
Лаврский трезвон замирает.
 «Когда смотришь издали… На старинный русский монастырь или город,                со множеством возвышающих над ним храмов кажется, что он весь горит многоцветными огнями…А когда эти огни мерцают издали…  Они манят к себе как дальнее потустороннее видение Града Божьего» -  написал князь Е.Н. Трубецкой                в своих знаменитых «Трёх очерках о русской иконе». «Манит к себе» светом духовным и Киево-Печёрская Лавра!
Монастыри всегда были местом особенным - ведь само слово «инок» означает причастность к миру иному – миру духовному.
  Вечер морозен, блистает луна,
Бледные звёзды мерцают,
В небе вечернем святая душа
К Богу полёт совершает.
 В конце и в начале этого стихотворения показан образ мерцающих звездах на вечернем небе. И вот при блеске луны, при сиянии звёзд Святая Душа устремляется к Своему Создателю. А эти вечерние звезды, очевидно, олицетворяют души усопших, смотрящих с небес на землю. Также, как «безбрежные звёзды» в стихотворении Н.М. Рубцова «Видение на холме».

  Глава Четвёртая «Монастырь надо всею Россией,
                белизной освещающий мир».
На Святой Руси Храмы и Монастыри издавна были и будут всегда не просто неотъемлемой частью Руси, России, а основой жизни православного человека. Монастыри возводили, конечно, и для обороны, но прежде всего  они   стражи духовные.
А сельский храм! Да  это же центр всего  жизненного ритма –  «вековечный ритм труда и молитвы России», как написал не раз упоминаемый русский мыслитель И.А. Ильин. Без храма не мыслится русский пейзаж. И не так давно оставивший этот мир знаменитый исследователь духовного начала русской литературы - профессор М.М.Дунаев писал о том, что святыни «духовно наполняют» русский пейзаж. Храм, монастырь – ещё и опора, которую невольно ищет взор человека. А без этой опоры пространство теряет смысл, взгляд становится рассеянным, а человек агрессивным.
 И потому, приближаясь к финалу, снова обратимся к тому, с чего всё начиналось  -образу Белой Церкви  - воплощающему чистоту и Святость Белому Храму.
 Белые Церкви светлеются издали,
Благовествуя о мире ином,
Живы еще Проповедники Истины,
Радость моя, не скорби ни о чем.
Белые Церкви исполнены кротости,
Ими доднесь освящается свет.
Радость моя, что кручинишься попусту,
Белым Церквам нынче тысяча лет.
Выжили Вы, бессловесные Зрители,
Бури прошли, расточились врази.
Сколько всего за века перевидели
Белые Церкви, Осколки Руси?
 Это произведение Иеромонаха Романа называется по первой   строке -                «Радость моя» - только, наверное, большинству запомнились именно                Белые Церкви – главный образ не только стихотворения, но и всей русской жизни. Образ на все времена  - ведь они – «бессловесные зрители» всего, что происходило  с нашей многострадальной Родиной. Но не только «зрители», конечно. Белые Церкви - основа нашей жизни, путь к спасению. А потому, несмотря на всё происходившее с Русью за много веков.  Белые Церкви «выжили», а потому «выжила» и Русь!
     Оптина Пустынь и Троице-Сергиева Лавра, Серафимо-Дивеевская Обитель                и Обитель Святого Саввы Сторожевского Руси, Святая Обитель Князя Даниила Московского и Донской Монастырь, Соловки и Остров Валаам – духовные светочи Руси!
   А вот - образ обобщённый, воплотивший все святые обители Земли Русской. И создал его поэт уже второй половины двадцатого века   - В.Г.Волков, которому было отпущено всего 47 лет земной жизни.
Как и великий И.И.Левитан в своих самых известных и любимых всеми полотнах, воплотил поэт в образе Белого Монастыря Святость всей Земли Русской: 
Занимается день. Монастырь над рекой –
Заходи, путь открыт, вход отверст!
А на сердце такой почивает покой,
       Что я вижу за тысячи верст:
 Как лампады горят и горят в алтаре…
Телом здесь, а душой в небесех
Служит старец-монах в белом монастыре
И Спасителя молит о всех.
    Монастырь не просто стоит над рекой -  он возвышается над землей -  над всей земной жизнью. Лампады же словно души, возгоревшиеся любовью к Создателю Нашему.                А старец-монах молит Спасителя и о заблудших, и о тех, кому выпали  на долю тяжкие испытания. В таких, как он, воплотились чаяния всего народа русского, вся  надежда  на спасение нашей Родины!  Белый Монастырь, как и белый храм, о котором говорилось в самом начале, символизирует  чистоту и святость, верность Заповедям Христовым.
 Звон к вечерне зовёт, я Пречистей хочу
Помолиться за други своя,
Помолиться за тех, кто затеплит свечу
Пред Державной иконой Ея.
А лампады горят, всё горят в алтаре.
Телом здесь, а душой в небесех
Плачет русский монах в белом монастыре
И Спасителя молит о всех.
 Молитва за друзей, за близких, за всю Россию защищает нас от темных помыслов,                от врагов внешних и внутренних. Молитва возносится и об усопших, соединяя два мира, - в этом и смысл Литургии, которая служится с древних времён!
  А старец монах, словно свеча во тьме, освещает путь родным и близким! Освещает путь всей России – всей Святой Руси! Чтобы Духовный Свет Отечества нашего никогда угас!
«И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» - сказано в Евангелие. И Святая Русь, многострадальный, но всё претерпевший народ русский более всех в мире -                всем сердцем и разумом – а прежде всего – чистым сердцем воспринял Святое Писание. Оттого и не гаснет Духовный Свет России! Тем и жива Святая Русь!

                Литература.
1.Сборник произведений Н.М.Рубцова. Издательско-просветительский дом «Профиздат». Москва.
2. «Звезда полей» - телевизионная программа цикла «Библейский сюжет» канала «Культура», посвящённая творчеству Н.М.Рубцова.
3. «Тайна мироздания» - телевизионная программа цикла «Библейский сюжет» канала «Культура», посвящённая творчеству Н.М.Рубцова.
4.Сборник поэзии «Слово и дух».
5.Иеромонах Роман  - сборник «Благословен молитвы час».
6. Иеромонах Роман – сборник «Русский куколь»
7. Архидиакон Роман – сборник «Русь называют Святой».
8. В.Г.Волков – сборник «Моя песня на светлую чашу весов».
9.Интернет-ресурс https://ru.wikipedia.org/wiki Добронравов Николай Николаевич
10.И.А.Ильин  «Путь духовного обновления».
11. И.А.Ильин  «Книга надежд и утешений».
12. Е.Н.Трубецкой «Три очерка о русской иконе
13.«Белый город» «Левитан»
14.Дунаев М.М. Фильм «Виждь и внемли».
15.Гайкова Н.Н. «Воскресшая Святая Русь»  - исследовательская статья.
16. Гайкова Н.Н. методическая разработка творческого занятия «Память сердца и разума»
17. Гайкова Н.Н. сертифицированная методическая разработка творческого занятия
               «Возвращенный  источник живой воды».


Рецензии