Студент о вере христовой
«Свет Веры Христовой, озаряющий Русь»
Твое всё то, чем дух святится,
В чем сердцу слышен глас небес,
В чем жизнь грядущих дней таится,
Начало славы и чудес!..
О, вспомни свой удел высокой!
Былое в сердце воскреси
И в нем сокрытого глубоко
Ты духа жизни допроси!
Внимай ему - и, все народы
Обняв любовию своей,
Скажи им таинство свободы,
Сиянье веры им пролей!
И станешь в славе ты чудесной
Превыше всех земных сынов,
Как этот синий свод небесный -
Прозрачный вышнего покров!
Это - финал одного из главных произведений о России - и создал эти пронзительные строки о Нашем Отечестве славянофил – поэт и публицист А.С. Хомяков. Как истинно русский, православный человек видит поэт в судьбе России сокровенный смысл, Промысел Божий. И только тому дано такое виденье, кто может подняться над суетой, - «выше скорбей земных, выше крыши темницы», как написал сам же поэт в знаменитом стихотворении «Подвиг». Человеку, преодолевшему стереотипы теряющего истинную веру общества (Достаточно вспомнить духовную трагедию, отражённую почти ровесником поэта – Ф.И.Тютчевым в знаменитом произведении «Наш век» - «не плоть, а дух растлился в наши дни». Трагедию потери веры).
Для настоящего художника не бывает сиюминутного, проходящего - для него время причастно Вечности, где прошлое, настоящее и будущее сосуществует одновременно, как на иконе. А потому надо видеть главное. И помнить, что Россия – «Дар Божий», как сказал о ней русский мыслитель И.А.Ильин. А ещё помнить о том, что быть русским - значит, «верить в Россию, как верили её гении и строители». (Тоже слова И.А.Ильина).
Вот таким «гением и строителем» своего Отечества был А.С.Хомяков. Именно ему принадлежит очень важное для русского человека понятие - «Соборность», суть которого в духовном единстве людей, при котором «обостряется» своя личная ответственность перед Богом, перед Отечеством. Для соборного ума важно то непреходящее, что никогда, как бы ни менялась жизнь вокруг нас, не потеряет своей духовной ценности. Для А.С. Хомякова, усвоение опыта своего народа, русского духа стало обретением духовного стержня и в поэзии. И Родина становится для него не просто историческим наследием – это центр собственного «Я» - но «Я» растворенного в любви к своей Родине и Создателю всего сущего.
Только настоящая любовь, а не слепое преклонение и восхищение «обостряет» зрение духовное, позволяя видеть заблуждения того, кого любишь. И потому искренне любящий Россию поэт словно предупреждает её от заблуждений – потому что заблуждения могут стать привести к трагедии:
Пусть рек твоих глубоки волны,
Как волны синие морей,
И недра гор алмазов полны,
И хлебом пышен тук степей,
Пусть пред твоим державным блеском
Народы робко клонят взор,
И семь морей немолчным плеском
Тебе поют хвалебный хор;
Пусть далеко грозой кровавой
Твои перуны пронеслись -
Всей этой силой, этой славой,
Всем этим прахом не гордись!
От роковых заблуждений некогда сильных империй, держав, поклонявшихся силе и богатству, забывших о главном - и потому ставших ныне бессильными, обратившимися в прах.
Грозней тебя был Рим великой,
Царь семихолмного хребта,
Железных сил и воли дикой
Осуществленная мечта;
И нестерпим был огнь булата
В руках алтайских дикарей;
И вся зарылась в груды злата
Царица западных морей.
И что же Рим? и где монголы?
И, скрыв в груди предсмертный стон,
Кует бессильные крамолы,
Дрожа над бездной, Альбион!
Отчего же, потеряв былое величие, обратились они во прах? Ответ тоже звучит в поэме:
Бесплоден всякой дух гордыни,
Неверно злато, сталь хрупка,
Но крепок ясный мир святыни,
Сильна молящихся рука!
Поначалу А.С.Хомяков не запугивает, конечно, но предупреждает о том, что будет, если Россия не «вынесет» урока из трагических заблуждений других стран от времён Древнего Рима до событий, которым сам поэт стал очевидцем.
Но Россия неодолима - и неодолима потому, что внимает, в отличие от утратившего Образ Божий Запада, Воле и Слову Творца.
И вот за то, что ты смиренна,
Что в чувстве детской простоты,
В молчаньи сердца сокровенна,
Глагол творца прияла ты,-
Тебе он дал свое призванье,
Тебе он светлый дал удел:
Хранить для мира достоянье
Высоких жертв и чистых дел;
Хранить племен святое братство,
Любви живительной сосуд,
И веры пламенной богатство,
И правду, и бескровный суд.
А.С. Хомяков чувствовал грань, за которой величие или падение России. Он знал, что может ее возвеличить, а что погубить. Пламенно любя своё Отечество, народы славянские, он всегда помнил, что вне Церкви нет России, нет народа русского, нет Святой Руси. Помнил – и говорил во всех трудах своих. Конечно, мысль эта звучала и звучит у многих великих людей - только, наверное, у А.С. Хомякова особенно ярко выражено видение самой России, самого народа русского прежде всего как «ковчега» Православия. И потому великий русский поэт, философ, славянофил по своему мировоззрению в очень непростые времена упразднённого уже не одно десятилетия Патриаршества неустанно призывал Россию на путь истинной, а не показной веры, смирения и усердного изучения заветов старины.
«Что же такое Россия? Что она собою представляет? Славянское Племя, Православную Империю» - мысли во многом перекликающиеся с теми, что выражал в своих творениях А.С.Хомяков. А принадлежат они тому, кто по своим взглядам был близок к славянофильству. Близок, хотя, а, может быть, именно потому, что долгие годы жил вдали от родины, - Ф.И.Тютчеву. Ведь именно он сказал всему миру о том, что в «бедных селениях», в «скудной природе» России «сквозит и тайно светит» некая тайна, недоступная «гордому взору иноплеменному» и дарованная народу русскому Самим Царём Небесным.
Свою беззаветную веру в Родину, её предназначение, Ф.И.Тютчев, как и А.С.Хомяков, старался «привить» и окружавшим его людям, и передать будущим поколениям.
Как уже говорилось, тот, кто любит Родину, не восхищается слепо всем вокруг происходящим, а говорит правду, говорит о том, что затмевает Образ Божий. Но в отличие от многих современных писателей, не отделяет себя от всей творящейся скверны. Лирический герой, а по сути сам поэт готов разделить и вину, и беду, и боль своего Отечества. «Сораспинаться», как говорил Н.С.Лесков. Оттого и пишет А.С.Хомяков полное боли и раскаяния, но и одновременно надежды произведение «России».
Тебя призвал на брань святую,
Тебя Господь наш полюбил,
Тебе дал силу роковую,
Да сокрушишь ты волю злую
Слепых, безумных, буйных сил.
Ведь для того, чтобы выполнить возложенную на неё миссию, Россия должна принести покаяние за то, что на неё «много грехов ужасных налегло».
И только после покаянной молитвы станет наша Родина «орудием Бога», чтобы «разить мечом Божиим» врагов. Потому что «не в силе Бог, а в правде»!
А теперь обратимся к истокам. Крещение Руси - Киевская Русь, начало Русского монашества! А.С. Хомяков, наверное, не мог не обратиться к этому образу:
Слава, Киев многовечный,
Русской славы колыбель!
Слава, Днепр наш быстротечный,
Руси чистая купель!
Только, говоря о Киеве, не мог великий русский поэт-славянофил не сказать о том, что стало трагедией для каждого истинно русского человека - о трагедии Славянского Мира – оттого и ныне зазвучало стихотворение с особой болью и остротой.
Братцы, где ж сыны Волыни?
Галич, где твои сыны?
Горе, горе! их спалили
Польши дикие костры;
Их сманили, их пленили
Польши шумные пиры.
Меч и лесть, обман и пламя
Их похитили у нас;
Их ведет чужое знамя,
Ими правит чуждый глас.
Произошёл раскол Славянского Мира – трагедия забвения своих корней, своего предназначения, пленение чужими мыслями и ценностями. По сути плен вавилонский.
Но истинно русский поэт верит, что славянские корни, Вера Православная Киева
сильнее «польских костров» и «польских пиров».
Пробудися, Киев, снова!
Падших чад своих зови!
Сладок глас отца родного,
Зов моленья и любви.
И отторженные дети,
Лишь услышат твой призыв,
Разорвав коварства сети,
Знамя чуждое забыв,
Снова, как во время оно,
Успокоиться придут
На твое святое лоно,
В твой родительский приют.
И вокруг знамен отчизны
Потекут они толпой,
К жизни духа, к духу жизни,
Возрожденные тобой!
Только молитвой, трудами, обретением исторической памяти будет преодолён раскол. Потому что, как говорил сам же А.С.Хомяков в поэме «Россия», -
Бесплоден всякой дух гордыни,
Неверно злато, сталь хрупка,
Но крепок ясный мир святыни,
Сильна молящихся рука!
И забывать это русскому человеку, - славянину не положено - иначе – погибель!
Год 1888 – 900-летие Крещения Руси. И вот великий русский мыслитель В.С.Соловьёв, выступая в Париже, говорит о русской идее. Говорит специально на французском языке, чтобы «пресвященным» европейцам было яснее, что русская идея прежде всего в том, чтобы «восстановить на земле этот верный Образ Пресвятой Троицы.
Потому что между Лицами Святой Троицы нет никакого промежутка, ничего вставного, никакого сечения или разделения. Божественная Троица есть абсолютное единство. Тайна троичности Бога недоступна человеческому разуму – однако проявляется Она абсолютно во всём. Это и солнце – его круг, свет и тепло; и ум, рождающий неизреченное слово (мысль), выражаемое дыханием; и сокрытый в земле источник воды, ключ и поток, и присущие богообразной человеческой душе ум, слово и дух. И В.С.Соловьёв говорит о нераздельном единстве русского народа с «вселенским семейством Христа». Неслучайно через много лет другой великий русский мыслитель И.А.Ильин сравнит многообразие всех народов с Божьи Садом. И чтобы прекрасные «цветы» не превращались в мешающие жить другим «сорняки», надо помнить главное «Идея нации есть не то, что она думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в Вечности». И эта мысль из знаменитого выступления В.С.Соловьёва тогда в Париже. И если помнить,что в отношении и нацию, и человека ведёт Промысел Божий, что, как говорил Ф.М.Достоевский, Бог, Истина выше любой нации, то повод для национальной розни исчезнет сам собою! А русский народ, наверное, всегда понимал это больше, чем другие. Неслучайно не раз становилась Москва – Сердце Руси Православной «Спасительницей царств», как сказал один из поэтов после победы над Наполеоном.
И вот эта мысль о России как о “Спасительнице царств” отразилась и в поэзии через полтора столетии. Перед нами пронзительные строки, созданные поэтом, которому было отпущено всего 40 лет земной жизни – Н.А.Мельниковым.
Времена изменились - а мысль эта не стала менее «актуальной», а может быть, даже, - и более, чем полтора столетия назад.
Сколько столетий вместе с Христом
Крест ты несла непосильный
И дорожила этим крестом,
Матушка Русь-Россия.
Веры святой ты не предала,
Сколько бы ни страдала,
И на церквах всегда купола
Золотом покрывала.
И никогда понять не могли
Пришлые иноверцы:
Сколько же сил у Русской земли,
И что у неё за сердце?!
Многострадальная Россия - Русь Святая всегда стояла и будет «стоять» на вере Христовой, как на прочном «фундаменте». Россия никогда не отвернётся от Христа - а иначе она обречена на вечные страдания – на «земной ад», как говорили русские мыслители. Мы это уже «проходили» век назад – страна погрузилась во мрак, была залита кровью. И вот уже больше четверти века вразумляемся! И выразил Н.А. Мельников в своих строках то, что происходило и происходит с нами, предостерегая от новых трагедий:
А сердце твоё – это вера и крест!
И если оставишь веру,
Горького горя будет не счесть,
Страданьям не будет меры.
Весь мир, обезумев и душу убив,
Глядит на тебя, как на чудо.
Так значит, когда-то Христа возлюбив,
Так значит, когда-то Христа возлюбив,
Россия, не стань Иудой!
Как многие великие наши соотечественники – Ф.М.Достоевский, Ф.И.Тютчев, не может умолчать Н.А.Мельников о происходящей во всём христианском мире трагедии - о том, что Запад «отошёл» от Христа, позабыл о предназначении человека на земле. Недаром сейчас многие из не потерявших ещё разум европейцев говорят: «Русские, на вас вся надежда»!
Теперь, как и раньше, только Россия может стать «Спасительницей царств», если будет помнить о своём предназначении:
Пусть все побросали свои кресты
И ходят во тьме без Бога,
Но если спасёшься одна лишь ты,
Собою спасёшь ты многих.
«Россия, не стань Иудой» - звучит трижды - и завершает произведение. И само произведение названо этим обращённым к соотечественникам криком души. Как важно – как жизненно необходимо, чтобы русские люди услышали и поняли! Пока не поздно!
Предупреждением, напоминанием звучат и эти слова Иеромонаха Романа:
Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль что еще страшней - жестока.
И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!
Упоминаемый уже В.С.Соловьёв тогда же в Париже тоже словно предупредил человечество о том, что нация не должна стать «верховным божеством». И пророческие слова великого русского мыслителя сбылись – в 30-годы окаянного века двадцатого. Это всем слишком хорошо известно.
В толпе теряется личность, теряется Образ Божий – и человек, становится хуже зверя. А истинное единство стоит и будет стоять на соборности, на вере, на видении Образа Божьего в другом человеке.
И этот Живоносный Источник отразил тот же Иеромонах Роман в другом своём произведении, ставшем песней, оттого что проник в души многих русских людей:
Белые Церкви плывут в Бесконечности,
О, Кладенцы неземной Чистоты!
Непокоренные Граждане Вечности,
Белые Церкви, Святые Кресты.
Вас не касаются запахи тленные,
Этот октябрьский отчаянный пир.
Белые Церкви - Твердыни Вселенныя,
Не устоите - развалится мир.
И Белые Церкви возрождаются, «выплывая» из тьмы забвения!
Купола, купола в небо синее,
Колокольни считать не берусь.
Звон плывет, плывет над Россиею,
Возрождается Матушка Русь –
поётся в созданной в одном из московских монастырей песне. Возрождается вместе с верой Христианской! А иначе быть не может!
Истина, Вера Христианская и Любовь сильнее меча – об этом говорил ещё Святой Благоверный Князь Александр Невский. Всем хорошо известны его слова: «Не в силе Бог, а в Правде». Конечно же, мыслью этой наполнена и наша боговдохновенная литература. А потому завершить беседу о Свете Христовом, озаряющем Русь, хотелось бы одним из самых известных произведений Ф.И.Тютчева - «Два единства»:
Из переполненной господним гневом чаши
Кровь льется через край, и Запад тонет в ней.
Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши! —
Славянский мир, сомкнись тесней...
«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью...»
Но мы попробуем спаять его любовью, —
А там увидим, что прочней.
Прочнее то, что стоит на истинной вере и жертвенной любви!
Литература
1.Сборник поэзии «Слово и дух».
2.Ф.И.Тютчев. Стихи и статьи.
3.Издание «Белый город» Нестеров М.В.
4.Лесков Н.С. «Соборяне».
5.Шатров Н.М. «Московский пожар».
6.Гайкова Н.Н. «Воскресшая Святая Русь» - исследовательская статья.
7.Гайкова Н.Н. методическая разработка творческого занятия «Возвращённый источник живой воды».
8.Гайкова Н.Н. сертифицированная методическая разработка творческого занятия «Возвращенный источник живой воды».
Свидетельство о публикации №222071001362