Студент спасительное благочестие

РУБРИКА  «СТУДЕНТЫ  ГАЙКОВОЙ  Н.Н.» Корольков Павел  Александрович
 Спасительное благочестие.
Глава Первая «Заступница Рода Христианского»
Нельзя представить православного христианина, не относящегося с особым почитанием, с трепетом,  с благоговением к Иконе. Созерцая преисполненный благодати образ, молящийся возносится   к Первообразу,  он словно «видит» Самого Творца и обращается к Нему.  И естественно, что почитание Иконы  не могло не отразиться в нашей высокодуховной, боговдохновенной русской литературе.
 У  Казанской  Божьей  Матери
Тихо  теплятся  огни.
Жены,  дочери  и  матери
К  ней  приходят  в  эти  дни.
И цветы  к  Ее  подножию
Ставят  с  жаркою  мольбой:
Матерь – Дева,  силой  Божией
Охрани  ушедших  в  бой.
Над  врагом  победу  правую
Дай  защитникам  Руси,
Дай  сразиться  им  со  славою
И от  смерти  их  спаси.   
Это полное надежды стихотворение, созданное поэтом Серебряного века С.М.Городецким, так и названо – просто и ясно  -  “У Казанской Божьей Матери”. Пред этим почитаемым всей Россией Образом стоят женщины, чьи сыновья, мужья, братья сейчас на поле брани. Во время войн, в годы тяжёлых испытаний  последней надеждой для солдатских матерей, для всего народа русского всегда была и есть Пресвятая Богородица – к Ней пред чудотворными образами Ея возносятся преисполненные надеждой молитвы. И в стихотворении возносятся Ей молитвы о сохранении жизни русских воинов, сражающихся за правое дело.
 Оттого-то, словно молитва, звучит  и стихотворение С.М. Городецкого.
 На  Кресте  Твой  Сын  Единственный
За  любовь  Свою  страдал,
И  Его  глагол  таинственный
К  этим  битвам  Русь  позвал.
 Мы  воюем за  спасение
Братье,  страждущих  славян.
Мы  свершим  освобождение
Подъяремных  русских  стран.
С  кем  враждует  Русь  лучистая -
Враг  и сына  твоего.
Дай  же,  Дева,  Дай,  Пречистая,
Нашей  силе  торжество!
А теперь, незадолго оставив образы литературные, обратимся к славной истории Отечества нашего. Русские воины с помощью Божьей во все времена гнали супостата с родной земли, а когда было нужно, и приходили   на помощь своим братьям - славянам. Так было, когда русские солдаты добровольно пошли воевать, чтобы  помочь Болгарии освободиться от Османского Ига; когда спасали славянские народы от фашизма по время Второй Мировой войны, когда в самом конце двадцатого века помогали остановить бесчинства в Косове. Всё это являет собой преемственность поколений  русских воинов в помощи братьям - славянам. И как символ её стоит  в одном из московских храмов Крест с разорённого храма косовского. Так  и называют его – Спасённый Крест!  А рядом  Казанский Образ Богоматери, без которого нет ни одного московского,  да и, наверное, русского храма.   
  Святые Образ Спасителя и Матери Божией – Заступницы всегда  -  с древних времён был впереди идущих на битву русских воинов. И одним из них был явленный в шестнадцатом веке в Казани Чудотворный Образ Богородицы. Во дни жестоких испытаний, во дни кровопролитных сражений являла через него Пресвятая Богородица Своё Заступничество – ведь Россия – Святая Русь – один из Уделов Её! Об этом  и написал С.М.Городецкий.
    И потому обратимся к финалу этого берущего за душу произведения:             
   У  Казанской  Божьей  матери
Дивно  светел  вечный  взгляд,
 Жены,  дочери  и матери
Перед  Ней  с  мольбой  стоят.
   Наверное, когда читаешь стихотворение, создаётся впечатление, что стоят «жёны, дочери и матери» в знаменитом храме                на Красной площади – только это не самое главное. А главное то, что молитва  пред  Чудотворным Казанским Образом Божьей Матери, а вернее, - молитвы, возносимы Матери Божией - Заступнице не прекращалась  никогда! 
Не прекратится молитва “жён, дочерей и матерей” и в годы официального атеизма –                она будет возноситься за ушедших на фронт в годы Великой Отечественной войны.
   И даже в одном из фильмов последних лет, изображающем времена правления  Андропова, простая русская женина с очень нелёгкой судьбой спасает постороннего ей человека от самоубийства и отводит к Казанской Иконе Матери Божией. А происходит это 4 ноября – День Памяти Казанской Иконы Богоматери.
            Глава Вторая. «Благодатная сила» Святыни».
 А теперь снова обратимся к великой русской поэзии:
   В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
 Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
     Эти хорошо известные каждому строки о благодатной силе молитвы, помогающей пережить жизненные невзгоды, тоже посвящены Чудотворному Казанскому Образу. Только написаны они намного раньше - М.Ю.Лермонтовым.
  Знаменитое стихотворение «Молитва»!  С первых строк его передаётся ощущение того,  что преодолеть самую тяжёлую  жизненную неурядицу,  обрести утешение  и защиту можно только по молитве Богу и Пресвятой Матери Его. Молитва даёт надежду, посылает спасение лирическому герою, да и самому поэту:               
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
М.Ю.Лермонтов  не говорит, в какой именно молитве обращается к Матери Божией его лирический герой – потому что гораздо важнее другое – само молитвенное  обращение   и «святая прелесть молитвы».
    С души как бремя скатится,
        Сомненье далеко —
                И верится, и плачется,
               И так легко, легко…
 Перед нами словно открывается «картина», вернее – путь  духовный исканий и успокоение, найденное в молитве. Душа очищается слезами покаяния и порывом искренне верующего сердца. В этом и есть  спасение от сомнения и бед. Неслучайно поётся в Акафисте перед этим Образом «Радуйся Заступнице усердная рода христианского».
 Поэт говорит нам, что если человек верит, то это придаёт ему силы, помогает преодолеть все жизненные невзгоды, все посылаемые искушения,  обрести мир  в душе.
    "Вера есть путь к познанию Вечного" – написала много лет назад Н.Н.Ильина - философ, жена известного русского мыслителя И.А.Ильина. Слова её, изначально 
относящиеся к «Ариону» А.С.Пушкина, в полной мере отражают и суть произведений, посвящённых чудотворным образам Пресвятой Богородицы, преисполненных верой в Её Заступничество. Независимо от времени создания произведений.
         Глава Третья «Последняя надежда на спасение»
А потому обратимся к  финалу ещё одного  стихотворения – на этот раз  созданного                в окаянные послереволюционные годы Мариной Ивановной Цветаевой                и посвящённого дочери поэтессы:
 Ангел - ничего - всe! - знающий,
Плоть - былинкою довольная,
Ты отца напоминаешь мне -
Тоже Ангела и Воина.
Может - всe мое достоинство -
За руку с тобою странствовать.
- Помолись о нашем Воинстве
Завтра утром, на Казанскую!
  В трагические годы М.И. Цветаева, как и тысячи русских людей, обращается                к Богородице, как к последней надежде на  спасение. Только, судя по всему,  спасения ищет она не здесь, на бренной земле, а в Вечности.  И Потому Белое Воинство в произведениях М.И.Цветаевой связано с Воинством Небесным  - «и взойдёт в Столицу — Белый полк» - напишет она в одном из произведений  своей знаменитой книги «Лебединый стан». А впереди Воинства  Заступница Рода Христианского! 
Бури-вьюги, вихри-ветры вас взлелеяли,
А останетесь вы в песне - белы-лебеди!
Знамя, шитое крестами, в саван выцвело.
А и будет ваша память - белы-рыцари.
И никто из вас, сынки! - не воротится.
А ведет ваши полки - Богородица!
       Ведёт  Она русское воинство на битву, даруя победу, ведёт                к Жизни Вечной через земные скорби и страдания.
   Святую Русь всегда оберегала Матерь Божия - Заступницы и Молитвенница за всех православных, посылая помощь и вразумление через чудотворные образы. И один из них - Казанский. И даже День Народного Единства отмечается в День Памяти Казанской Иконы Богоматери.
      Глава Четвёртая «Благая Вратарница»
А теперь снова обратимся к творчеству  Марины Ивановны Цветаевой  - вернее,                к образу златоглавой Москвы.
 Москва! Какой огромный
Странноприимный дом!
Всяк на Руси — бездомный.
Мы все к тебе придем.
 Наша Древняя Столица предстает перед читателем как центр пересечения жизненных путей и судеб.
 Клеймо позорит плечи,
За голенищем — нож.
Издалека-далече —
Ты все же позовешь.
На каторжные клейма,
На всякую болесть —
Младенец Пантелеймон
У нас, целитель, есть.
   Народ не просто так стекается в Столицу Великой России – он тянет в обитель святынь – и как бы низко ни пал человек, у него остаётся жажда духовного исцеления. За этим исцелением и идут они в Москву.
 А вон за тою дверцей,
Куда народ валит, —
   Там Иверское сердце,
Червонное горит.
 Итак, перед нами ещё один  глубоко почитаемый на Руси и несколько более древний Образ – Иверская икона Матери Божией. И на всех приходящих  в Часовню Иверской иконы, что в самом центре Москвы, в самом сердце России, по милости Матери Божией снисходит благодать, происходит приобщение человека к Святости!
 И льется аллилуйя
На смуглые поля.
— Я в грудь тебя целую,
Московская земля!
 Поля, с цветом которых схож землистый цвет лица странников, оглашаются песнопениями, прославляющими Бога и Пречистую Матерь Его. И наблюдая чудесное превращение, лирический герой испытывает мощный прилив небесной любви, побуждающий  целовать священную землю.
    «Часовня, звёздная, приют от зол, где вытертый от поцелуев пол» - тот же образ, Святыни уже в другом произведении М.И.Цветаевой о Москве.
«Радуйся, благая Вратарница, двери Райские верным отверзающая» - явленный много веков на Афоне, стал Образ Этот особо почитаемым и для всего русского народа.                И, конечно,  одним из  образов высокодуховной русской поэзии.
   Глава Пятая  «Бесам Святыни не одолеть»!
Этому же образу посвящены стихи и другого известного поэта серебряного века  - Сергея Сергеевича Бехтеева. Именно вера в Бога помогла ему выдержать все тяготы жизни. Стихотворение “Венец Богоматери” было написано уже в окаянные годы после октябрьского переворота в связи с сообщением о святотатстве большевиков                над чудотворной Иверской иконой Божией Матери – над Святыней, явленной на Афоне                и на протяжение многих веков глубоко почитаемой народом русским! 
 В оны дни, измученный страданьем,
Изможденный бременем невзгод,
К Богоматери стекался с упованьем
Православный, страждущий народ
И, толпясь у чудотворной сени,
Пред Заступницей склонялся на колени,
Чуждый мира и его забот.
Из далеких дебрей и селений
Нес он к Ней с дырявою сумой
Тихий шепот пламенных молений,
Плач души, истерзанной судьбой,
Боль недужных вековых страданий,
Недоступную для мудрых врачеваний
Непосильную для немощи людской.
 
В начале стихотворения поэт рисует картину, во многом похожую на ту, что предстаёт перед нами в стихотворении М.И.Цветаевой, -  к Чудотворному Образу стекается страждущий народ. Приходят издалека истерзанные судьбой люди. Они преисполнены глубокой веры в Заступничество Матери Божией.
И по молитвам совершаются чудеса – страждущие  получают долгожданное спасение!
 И пред этой кротостью покорной,
Умилявшей верой небеса,
Совершались силой чудотворной
Небывалые на свете чудеса –
Из пучин земного произвола
Доходили до Предвечного Престола
Немудреные, простые голоса.
 И спасённые по молитвам Матери Божьей падают ниц в благодарной молитве!   
  Исцеленные любовью неизменной,
В умиленьи упадая ниц,
Богомольцы ризой драгоценной
Облекли царицу всех цариц,
И венец бесценный и лучистый
На челе Владычицы Пречистой
Засиял блистательней зарниц.
  Почитание Матери Божией и святых икон Её было неизменным для русского человека, передавалось от родителей к детям. И казалось, что так будет всегда!   
 Шли века. Сменялись поколенья.
Враг смущал мятущихся людей,
Но не молкли жаркие моленья
Не слабела вера прошлых дней.
Темный люд заглохшими тропами
Брел, согбенный, с скорбью и мольбами
Под покров Защитницы своей.
 Но вот наступили времена окаянные  -  к власти приходят богоотступники - наступает эпоха злобы и вражды. С Престола свергнут царь – и, говоря словами самого С.С.Бехтеева, пришедший к власти «Великий Хам» надругался над святынями!
 Шли года. Бесовские усилья
Вновь сулили лютый, смертный бой.
И склонились царственные крылья
Перед смутой, злобой и враждой.
Мономахова державная корона
Покатилась по ступеням трона,
Сорванная вражеской рукой.
Но врагу, казалось, было мало
Униженья Белого Царя,
Красный змий, вздымая дерзко жало,
Двинул чернь к святыням алтаря,
И венец с иконы чудотворной
Наглый вор с насмешкою позорной
Снял, бесчестье страшное творя.
Жребий брошен – самозванцы, воры,
Как давно когда-то у Креста,
Позабыв корыстные раздоры,
Делят ризы Матери Христа.
Совершив открыто святотатство,
В злом, слепом неистовстве злорадства
Богохульствуют их наглые уста.
 Такие, которых и людьми назвать очень трудно, не боятся совершать святотатство,  разоряя церкви, продавая драгоценности с ограбленных икон. Материальное становится выше духовного. Кругом господствует распутство и разврат. Потому что, «если нет Бога, то всё позволено», как говорил ещё Ф.М.Достоевский!
 На глазах безмолвного народа
Страшный грех пред Богом совершен.
Пир кровавый празднует свобода
В мрачный день печальных похорон.
Брат Иуды с сердцем дерзновенным
Продает купцам иноплеменным
Драгоценности с ограбленных икон.
Порождая радости восторга,
Погостивший за морем купец
Продает с общественного торга
С Богоматери украденный венец.
И кокотке, вышедшей из бара,
Модный лев парижского бульвара
Покупает камни для колец.
Бал гремит. Нарядные блудницы
Мчатся в вихре пляски круговой,
В их уборах, как огни зарницы,
Слезы-камни искрятся игрой.
Дар священный страждущего брата
Брошен в жертву оргии разврата
Дьявольской, бессовестной рукой.
 И Богоматерь скорбит за наступивший кровавый век. Ей жаль слёз нищих, больных людей, который в данный момент некуда прийти, чтобы склониться на коленях перед заступницей и попросить помощи.
 А в глуши, далекой и мятежной,
Где скорбит распятый человек,
Богоматерь с благостью безбрежной
Смотрит скорбно на кровавый век.
И под вой бесовский и угрозы
Перед Ней горят, как жемчуг, слезы
Нищих, сирых, хворых и калек.
 Несмотря ни на какие происки лукавого, Матерь Божия всегда остаётся Заступницей народа русского. В самые ответственные для Российского государства времена, в дни войн и народных бедствий, перед Иверской совершались всенародные молебны, собиравшие десятки тысяч москвичей. Молебны являлись обязательной частью посещения Москвы русскими царями. Каждый раз, вступая в город или покидая его, они прикладывались в Иверской часовне к Животворящему кресту и преклоняли колени пред чудотворною иконою.
 Глава Шестая «Источник Благодати»
Так получилось, что звучали в основном  стихи Серебряного века. Конечно, Богородица и Её Святые Обители вне времени. Но хотелось бы всё же ещё раз обратиться к произведениям тех времён, когда ещё Святыни не разрушались. 
    До октябрьского переворота было очень популярно стихотворение поэта пушкинской эпохи  Е. Л. Милькеева “Молитва Иверской”:
 Источник отрады священной и чистой,
О жаркие слезы! Без звука, без слов,
Я лил вас пред Образом Девы Пречистой,
Пред Образом древним, что столько веков
Чудесно стоит у заветной твердыни,
И в светлых лампадах не гаснет елей,
И с верой, с молитвами дивной святыни
Устами касаются роды людей.
     Для поэта и его лирического героя, как и для всего православного народа русского, Она - источник благодати. Вернее, - Сама Пречистая Дева! Он молится и льёт слёзы, прося о заступничестве. Он молится о том, чтобы Божья мать дала ему чистоты сердца и терпенья на нелёгком земном пути. И молитва его очень личная -  от сердца.
 
И в радости сердца, в мечте непонятной,
Я долго пред Образом древним стоял,
И рдел милосердием лик Благодатной,
И трепетным людям покров обещал.
И внутренним голосом нёс я моленья:
О дай, Непорочная, жизни святой,
Дай чистых желаний, дай слез и терпенья,
И дум исступленных мятеж успокой!
   В Иверскую часовню  люди шли со своими бедами чаяниями – шли с горячей верой в то, что Богородица не останется глуха ни к какой просьбе, как бы велика или мала она не была, что никто не уйдёт не утешенным.
    До революции в часовне находилась рукописная книга, в которую желающие вписывали рассказы об исполнившихся по их молитвам пред Иверской иконой  просьбах. И в восстановленной ныне Святыне в самом сердце столицы, как и прежде, через открытые двери, особенно в утренние и вечерние сумерки, видно, как теплятся огоньки   свечей, как  сияет прекрасный Образ Божией Матери с Младенцем. И идут      к часовне богомольцы, идёт народ русский! И всегда «роды людей» будут «устами касаться» Святыни, чтобы получить физическое – а главное, - духовное исцеление, чтобы  хоть чуть-чуть  стать причастными Святости!  И так будет до Конца Времён!
                Литература.
1.Сборник стихов о Москве 1997г.
2.Цветаева М.И. «Лебединый стан»
3.Сборник духовной поэзии «Слово и дух»
4.«Певец Святой Руси» - жизнь и творчество С.С.Бехтеева
5.Гайкова Н.Н. Предисловие к методической разработке «Москва – Третий Рим».



Рецензии