Если хотите стать поэтом... Советы для начинающих
Путь поэта очень труден. Кругом завистники, желающие убедить Вас в том, что Ваши стихи никому не нужны, Вы просто зря тратите время, писать стихи Вам не надо, Вы ничего не умеете, страдаете «манией величия», занимаетесь графоманией и зря переводите бумагу. Не надейтесь на то, что Ваши стихи принесут Вам славу и деньги, что Вас оценят, увидят и полюбят, что Вы будете публиковаться в лучших изданиях России и мира, а издатели будут становиться в очередь, чтобы Вас напечатать. СНИМИТЕ РОЗОВЫЕ ОЧКИ!
Поэзия – это работа, тяжкий, неблагодарный труд. И относиться к нему надо с благодарностью и терпением.
ГОТОВЫ РАБОТАТЬ И ТРУДИТЬСЯ? ГОТОВЫ ИДТИ ВПЕРЁД, НЕ ОБРАЩАЯ ВНИМАНИЯ НА КАМНИ И ОСКОРБЛЕНИЯ? Тогда можете читать дальше.
ГЛАВНОЕ – ДЕЛАТЬ ДЕЛО С ЛЮБОВЬЮ И ИНТЕРЕСОМ.
Даже если в вас никто не верит, но вы уверены в том, что Поэзия – это ваше, пробуйте.
Если вы с удовольствием будете писать стихи, читатель будет с удовольствием их читать.
Читайте, учитесь, слушайте, наблюдайте, записывайте, вращайтесь среди людей, общайтесь, напитывайтесь энергией, чтобы в скором времени осуществить замысел – написать стихотворение, которое будут читать и перечитывать новые и новые поколения читателей.
СТИХИ – ИГРА В ДАРТС. Надо пробовать ещё и ещё, пока не попадёшь «в яблочко». Главное – стараться и не сходить с поставленной цели. Промахи – это нормально, не нормально – останавливать игру.
Не получилось – пробовать снова. Но не пробивать лбом стену, а искать дверь – СВОЮ ДВЕРЬ, которая ведёт в Ваш внутренний мир. Мир свежих образов, тёплого солнца, ярких красок, мир добра, любви и красоты!
СМЫСЛ СТИХОТВОРЕНИЯ.
Старайтесь, чтобы в ваших стихах был хоть какой-то смысл. Зачем вы пишите? Для чего и для кого? Кто это будет читать? Интересно ли вам то, что вы написали? Всё ли вы высказали? Хочется ли вам перечитать и дать почитать своим близким и друзьям свои стихи?
ВДОХНОВЕНИЕ – НЕ МУЗА.
Не ждите Вдохновения! Возьмите за правило – сесть и работать! ДИСЦИПЛИНА – ПРЕЖДЕ ВСЕГО!
Вдохновение приходит во время работы. Есть замысел – начни работать. Нужно сделать шаг, потом второй, третий…. И Вдохновение не заставит себя ждать. Но не ждите лучшего времени! ОНО НИКОГДА НЕ НАСТУПИТ! Творите сегодня! Здесь и сейчас!
ПРОСТО ПИШИТЕ, НО ТРЕЗВО ОЦЕНИВАЙТЕ ТО, ЧТО ПИШИТЕ.
На первый взгляд, вам может показаться, что Вы написали гениальное произведение. Прочтите своё стихотворение спустя день или два, но посмотрите на него с точки зрения читателя или жёсткого критика, а не автора. Всё ли вас устраивает? Готовы ли Вы прочитать его со сцены или записать на видео и выложить в сеть? Всё ли Вам нравится или что-то смущает? Постарайтесь представить себе реакцию простых людей – будет ли им понятно и близко то, что интересно и важно в данном стихотворении Вам? Не копайте слишком глубоко, но и не витайте в облаках от восторга! ВЫ САМИ СЕБЕ КРИТИК И ТВОРЕЦ СВОИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
БУДЬТЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫ В СВОИХ ИДЕЯХ.
Постарайтесь придумать историю – интересную, но главное – новую, свою, индивидуальную. Историю, до которой додумались ТОЛЬКО ВЫ. Хоть и говорят, что всё кругом обо всём давно написано, СТАРАЙТЕСЬ УВЛЕЧЬ И УДИВИТЬ слушателя и читателя.
ПРИСЛУШИВАЙТЕСЬ К СЕБЕ, НО НЕ ИГНОРИРУЙТЕ СОВЕТЫ.
Это очень тонкая грань – сделать стихотворение лучше, не испортив. Если чувствуете, что совет делает стихотворение хуже, следует иметь ввиду замечание, но от данного совета отказаться. Пусть советы отрезвляют Вас, чтоб Вы могли иначе посмотреть на своё стихотворение. Попробуйте сами его улучшить. Не получилось – можете оставить, как есть, но о совете не забывайте, чтобы не совершать ошибок в будущем. НО НЕ ВСЕ СОВЕТЫ ПОЛЕЗНЫ, ПОЭТОМУ БУДЬТЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫ, НО ВСЕГДА БЛАГОДАРНЫ.
ИНТЕРЕСНАЯ ИСТОРИЯ (рисуем картину словами).
Первая строчка вашего стихотворения должна быть рекламой.
Нужно начать так, чтоб пробудить любопытство у читателя (НАЧИНАЯ С НАЗВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ), далее вести повествование о том, что в этой истории происходит.
В стихотворении должен быть «КОНФЛИКТ» (что волнует, заботит, тревожит автора).
Если этого конфликта нет, стихотворение будет пресным, пустым и не вызовет никаких эмоций и желания у читателя познакомиться с новыми произведениями автора.
ПОЭТИЧНОСТЬ (находить необычное в обычном). Нужно уметь ЗАМЕЧАТЬ (так как видят многие, а замечают не все) необычность и красоту в обычных вещах, находить художественные образы, рисовать словом, как кистью по мольберту. Стремиться к яркой образности и визуальности.
СТАРАТЬСЯ НЕ ОМРАЧАТЬ ПОЭТИЧНОСТЬ КОНКРЕТИКОЙ (имя персонажа, цвет глаз, волос, конкретная дата или место жительства и т.д.). История, которая касается лично вас, интересна ТОЛЬКО ВАМ. Оригинальность – это главное достижение поэта.
ИЗБЕГАТЬ СЛИЯНИЙ СЛОВ, ДВУСМЫСЛЕННОСТИ И НЕСУРАЗНОСТИ.
ДВУСМЫСЛЕННОСТЬ:
«Уж ползёт неторопливо
Стрелка стареньких часов» (Какой уж и куда он ползёт?)
«Не спеша ты с кавалером
Быстро встала и ушла». (Так не спеша или быстро?)
СЛИЯНИЕ В СЛОВАХ, КОТОРЫЕ ОЧЕНЬ ТРУДНО ЧИТАТЬ:
«Все побои ржи в припек окрасив,
Грубость жнущих сжав в духмяный сок». (С. Есенин)
ОТНОСИТЕСЬ СЕРЬЁЗНО К СЛОВУ, ЯЗЫКУ, РИТМУ И РИФМЕ. Написав стихотворение, дайте его на вычитку тому, кто разбирается в языке лучше вас. Не ленитесь перед публикацией стихотворения проверить слова и словосочетания, которые вас смущают, на предмет их правильного употребления. Старайтесь избегать слов, смысл которых не понимаете или понимаете не до конца.
НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ СЛЭНГ, ПРОСТОРЕЧНЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ, А ТАКЖЕ СЛОВА ИЗ ДРУГОЙ ЭПОХИ
Стихотворения, в которых используются подобный «стиль», чаще всего скучны, смешны, нелепы и несуразны. Мы пишем СТИХОТВОРЕНИЕ (творение в стихах), а не зарифмованную ересь.
ПРОБЛЕМА ПУНКТУАЦИИ
В сети огромное количество стихотворений, которые начинаются с маленькой буквы и без знаков препинания. Либо встречаются тексты, где запятые ставят после каждого слова, называя этот «авторской пунктуацией». Не нужно путать читателя, пусть он разберётся в замысле автора, не собьётся с ритма, попытается понять, осознать и принять точку зрения автора. Иначе читатель вряд ли будет искать – что бы ещё почитать у данного поэта.
СТИХОТВОРЕНИЕ НАЧИНАЕТСЯ С ПЕРВОЙ ФРАЗЫ, но эта фраза – необязательно начало стихотворения, она может стоять и в середине, и в конце. Эта фраза является тем зёрнышком, из которого может вырасти красивый цветок. Либо сорняк. Эта фраза при правильном подходе обрастает единой идеей, художественной картинкой и смысловой нагрузкой.
Но прежде, чем стать фразой, рождается образ. А потом рождается замысел – идея будущего стихотворения. И оттого, насколько сильно этот замысел затронет автора, сможет ли он удержать его в движении, сможет ли дать ему развитие и новую жизнь, зависит состоится ли произведение и сможет ли оно, пройдя проверку временем, полюбиться читателю, который донесёт его до нового поколения. А может оно затеряется и погибнет в забвении, как и сам автор.
ПИШИТЕ НА РАЗНЫЕ ТЕМЫ, КОТОРЫЕ ИНТЕРЕСНЫ НЕ ТОЛЬКО ВАМ.
Чем больше тем вы сможете осветить, тем выше вероятность, что читатель сможет найти для себя что-то своё и согласится с точкой зрения автора.
ИЗБЕГАЙТЕ НЕГАТИВНЫХ, ДЕПРЕССИВНЫХ ТЕМ.
ПИШИТЕ О ХОРОШЕМ
В Интернете полно стихов о том, как плохо автору, как трудно жить в мире, где тебя не понимают, как этот мир пропитан безысходностью и унынием. Авторы пишут о радости смерти и бессмысленности жизни. НО КОМУ НУЖНА ТАКАЯ «ПОЭЗИЯ»?
Ваше слово должно лечить, веселить, радовать, успокаивать, заставлять задуматься, но всегда настраивать читателя на веру в лучшее! Тогда есть шанс, что читателю захочется вернуться к стихотворениям автора, найти новые и перечитать давно прочитанные.
НЕ БОЙТЕСЬ ВЫБРОСИТЬ НЕНУЖНОЕ! Хотя вам кажется, что всё, что пришло и надиктовано свыше – важно, относитесь к стихотворению, как критик и как читатель, который видит ваш стих впервые.
СТАРАЙТЕСЬ МАКСИМАЛЬНО МНОГОГРАННО И РАЗНООБРАЗНО РЕАЛИЗОВАТЬ СВОЁ ТВОРЧЕСТВО.
Как только все шаги пройдены, вы уверены, что ваше произведение созрело для демонстрации его среди читательской аудитории, пора отправлять произведение в свет.
Если стихотворение готово к публикации, необходимо, кроме текстового формата (на сайтах, на личной странице в соц.сетях и т.д.), разместить его также в разных форматах:
-видео-прочтение автора,
-аудио-прочтение автора,
-видео/адио-прочтение ваших читателей (детей и взрослых),
-песня на данное стихотворение (в авторском и/или в ином исполнении),
-картинка с данным стихотворением, где обязательно должно присутствовать фото автора, название стихотворения и год написания. Текст стихотворения должен быть удобно читаемым, а картинка – привлекать внимание читателя.
-создание мультфильма (при условии немалых финансовых вложений, либо таланта художника-мультипликатора).
ИЗБЕГАЙТЕ ПАФОСА И БУДЬТЕ ПРОЩЕ! (не путать с банальностью и просторечием). Суть стихотворения и его идея должны быть просты и понятны. Порой, совершенно непонятно, что хотел сказать автор и зачем написал своё стихотворение. Не копайте глубоко и не ищите в себе философа. Вся мудрость в простом!
НЕ БУДЬТЕ СКУЧНЫМИ И ДУШНЫМИ.
Пишите стихи ярко и образно, рифмуйте вдумчиво, находите свежие синонимы, подбирайте слова, повествуйте о своей истории легко и красиво.
КАПИТАН «ОЧЕВИДНОСТЬ»
Не пишите о том, что и так очевидно.
«Я вышел из подъезда. Таял снег.
Снег тает, если за окном Весна».
или
«мёртвые не воюют
мёртвые не поют
мёртвые не болеют
мёртвые не живут».
ПИШИТЕ КОРОЧЕ. Стихи более 8 четверостиший не воспринимаются. В век огромного потока информации и, как итог – клипового мышления, молодёжь читает первое четверостишие и, если история интересная, читают дальше.
СТАРАЙТЕСЬ ПИСАТЬ ТАК, ЧТОБЫ СТИХОТВОРЕНИЕ НЕ УТРАТИЛО СВОЕЙ АКТУАЛЬНОСТИ И ЧЕРЕЗ МНОГО ЛЕТ. Некоторые поэты говорят, что стихотворение не нужно сразу отправлять в сеть, оно должно полежать, его нужно многократно перечитывать, редактировать и улучшать. Старайтесь СРАЗУ ПИСАТЬ ХОРОШО и выскажите всё, что хотели, безжалостно «слив лишнюю воду» и оставив самое важное. Читателю не должно быть скучно.
НЕЖЕЛАТЕЛЬНО
Употреблять глагольные рифмы (когда в одной строфе рифмуются глаголы), банальные рифмы (кровь-любовь, ночь-прочь, розы-слёзы, сердце-дверца-согреться, вечер-плечи, день-тень-плетень-лень, прекрасный-ужасный).
В ФИНАЛЕ СТИХОТВОРЕНИЯ должна быть полностью законченная история и яркая точка в конце – фраза, итог, мораль. Чтобы прочитав стихотворение, у читателя было ощущение ясности и понимание того, что он потратил своё время не зря. И чтобы автор стал для читателя другом, а не учителем, который знает всё, нудно и дотошно поучая, нагружая и наставляя, как жить.
ИТОГ ВАШЕЙ РАБОТЫ – КНИГА.
Конечно, каждому прозаику и поэту хочется, чтобы его произведения остались в веках. Путь писателя труден и тернист, но стремиться быть услышанным необходимо при жизни. НИКТО НЕ ВСПОМНИТ О ВАС! Стихи сотрутся с электронных носителей и все труды автора останутся не более чем воспоминанием. ПОЭТОМУ НУЖНА КНИГА!
Причём книга не электронная, а бумажная. Это должно быть качественно изданное детище поэта! Книга должна радовать глаз и снаружи (красивая обложка), и внутри (качественные стихотворения, которые будут актуальны и интересны и через сто лет). А для того, чтобы её было приятно взять в руки, с удовольствием полистать, насладиться чтением и дать почитать другим, автору необходимо учитывать ряд моментов, без которых его «книга» станет обычной портянкой, которую с удовольствием выбросят.
НАСТОЯЩАЯ КНИГА ИЗДАЁТСЯ ТОЛЬКО В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ! Пока в книге нет библиотечных кодов (ISBN, ББК, УДК и т.д) – это с трудом можно назвать печатным изданием.
Если в книге нет авторского знака или знака копирайта (©) – стихи, написанные вами, вам не принадлежат. И в случае воровства вы никогда не докажете, что эти стихи ваши.
Необходимо заранее позаботиться о том, чтобы ваша книга была украшением и привлекала взгляд читателя. Яркая (но не кричащая) обложка, название книги (которое тоже является посылом к тому, чтобы скорее её открыть) – крупно и читаемо, имя и фамилия автора (никаких инициалов) не должны теряться и быть слишком мелкими.
Обложка должна быть в твёрдом переплёте (с глянцевой или матовой ламинацией), с прошитым (а не проклеенным) блоком. Это позволит книге жить гораздо дольше и радовать новых читателей. Бумага может быть глянцевой или просто офсетной, главное – чёткая печать текста. Он должен быть чёрным, а не серым.
Если стихотворение объёмное (16 и более четверостиший), старайтесь разместить его на развороте – восемь строк на левой странице, восемь – на правой. Это делается для того, чтобы во время прочтения этого стихотворения из книги, автору не пришлось переворачивать страницы. Стихи должны быть напечатаны с начала до конца и новое объёмное стихотворение должно начинаться с новой страницы. Хотя я уже писал выше, что объёмные стихотворения реже вызывают интерес, а чаще – скуку. Содержание (а не оглавление, ведь мы говорим о поэзии) необходимо разместить в конце стихотворного блока. Желательно позаботиться о вступительном слове члена Союза писателей из современного литературного мира, который подготовит читателей к тому, с какими произведениями им предстоит познакомиться и чем интересен данный автор.
Не помешает также работа профессионального корректора, который проверит текст и исправит ошибки, о которых автор может даже не догадываться.
Вступительное слово пишется в начале книги, затем обязательно фото автора и краткая его биография. Далее идёт стихотворный блок и содержание.
Конечно, есть много тонкостей (аннотация, штрих-код, библиотечные данные и т.д.), но о них не будем слишком подробно.
САМОЕ ВАЖНОЕ – БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ ПРИ ВЁРСТКЕ.
Проверить все ли стихи на месте, совпадают ли они по содержанию, нет ли пустых страниц или иных недопустимых моментов. Увы, придётся перепроверять не раз и не два, но это не идёт не в какое сравнение с тем, как будет обидно получить тираж, где будут не совпадать номера страниц или будет не доставать нескольких стихотворений. Пока макет не отдали в печать, можно что-то исправить.
КОНЕЧНО ВСЕГО ЭТОГО МОЖНО И НЕ ДЕЛАТЬ И ПРОСТО РАЗМЕЩАТЬ СТИХИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ….
НО ТОГДА ДЛЯ ЧЕГО ВСЁ ЭТО?!!!!
БУДЬТЕ ГОТОВЫ К ТОМУ ЧТО…
Увы, поэзией в наше время не заработаешь! Даже если Вы считаете, что Ваши стихи необходимы миру, будьте готовы к тому, что будете сеять свои стихи, как добро по свету, надеясь, что хоть строчка запомнится читателю и по ней-то Вас полюбят и оценят. Работать нужно много и основательно. Пройдёт пять, семь и более лет, когда Ваши стихи вдруг найдёт читатель и решится их прочесть, записав на видео и отправив в сеть. НО ТАКОГО МОЖЕТ И НЕ СЛУЧИТСЯ! Поэтому не надо ждать! ПРОДВИГАЙТЕ СВОИ СТИХИ САМИ!
Поэты друг другу редко интересны. Каждому кажется, что он – единственный в мире поэт! И именно его стихи важны и нужны для человечества. Поэтому каждого заботит ТОЛЬКО СОБСТВЕННОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ! Никто не поддержит Вас в случае неудачного выступления и тем более, если Вы выступите блестяще! Отсюда последнее правило.
БУДЬТЕ АРТИСТОМ, АКТЁРОМ, РЕЖИССЁРОМ СВОЕГО ВЫСТУПЛЕНИЯ!
Необходимо, выходя на сцену, чтобы оригинальным было не только стихотворение, но и Вы сами! Проявить интерес (а точнее любопытство) у слушателей (других поэтов) очень трудно, но возможно при условии, если Вы будете вести себя на сцене уверенно, читать ярко, доносить текст до слушателей, вовлекать их в свою историю. ВЫ ПРИШЛИ ЧИТАТЬ НЕ ДЛЯ СЕБЯ! Об этом нужно помнить. Читая стихи, играйте роль артиста театра. Вы сразу увидите, смотрят ли на вас или нет. Но ваша задача – сделать всё, чтобы публика оживилась. Как будто до Вас никто не читал стихи, и слушатели с надеждой ждут только вас и вашего выступления. Также необходимо «поставить точку в конце» – слушатель должен почувствовать, что Ваше выступление подошло к концу. И, как итог, должны раздаться АПЛОДИСМЕНТЫ, но не как заполнение тишины, а как искренняя благодарность за Ваше выступление!
ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ! ПОЭТОМУ НЕ ЛЕНИТЕСЬ, А ТВЁРДО СЛЕДУЙТЕ К СВОЕЙ ЦЕЛИ!
С уважением,
САФИУЛИН Максим Сергеевич,
поэт, музыкант, автор-исполнитель, автор 11 книг,
член Международной гильдии писателей (Германия),
член Интернационального Союза писателей,
член Союза детских и юношеских писателей,
член Международного Союза писателей "Новый
Современник",
руководитель Творческого Объединения "СТИМУЛ"
Свидетельство о публикации №222071000250