Над суетою земли поднявшись Гл. 5

                Над суетою земли поднявшись…
                (О творчестве В.С.Соловьёва)
       Часть вторая «Божественный Огонь, в мироздании сокрытый»
  Глава пятая «Устремление к «Храму Заветному»
Обратимся ещё к нескольким философским произведениям загадочного Поэта  об окружающем человека Мироздании, а после к другим темам – вернее – граням бытия  обратимся.
   Итак, начнём с образа, некую тайну являющего, или некую неясность, в которой лишь «очертания видны», а, может быть, иллюзии, тем более, если внимательно читать. Очень характерный для поэзии русской образ тумана.
Итак…
 В тумане утреннем неверными шагами
Я шел к таинственным и чудным берегам.
Боролася заря с последними звездами,
Еще летали сны — и, схваченная снами,
Душа молилася неведомым богам.
В холодный белый день дорогой одинокой,
Как прежде, я иду в неведомой стране.
Рассеялся туман, и ясно видит око,
Как труден горный путь и как еще далёко,
Далёко всё, что грезилося мне.
И до полуночи неробкими шагами
Всё буду я идти к желанным берегам,
Туда, где на горе, под новыми звездами,
Весь пламенеющий победными огнями,
Меня дождется мой заветный храм.
 Снова предстаёт перед нами тема бытия и сознания в развитии духовном, столь характерная для Поэта славного рода Соловьёвых, и столь  им любимая. Снова лирический герой  - образ, скорее всего, собирательный, человечество отражающий – когда и «я», и «мы» в единое «сливаются».
Судя по первым строкам, лирический герой в поиске Истины – «таинственных и чудных берегов» - возможно, потерянного Рая.
Душа «постепенно» просыпается, освобождается от снов, может быть, от заблуждений,от иллюзий. Вспоминается, как в языческом пантеоне богов возникает «алтарь неведомому богу»…
А дальше – вспоминается русское осмогласие – сначала радость встречи с Богом,                а  дальше – придётся потрудиться, чтобы преодолеть препятствия, чтобы «взойти»                к Самому Создателю. Как человек, учась ходить, шишки набивает.
Оттого и  «день холодный», и «дорога одинокая». И ощущается это со всей «остротою», когда «рассеивается туман»…
И всё же нелёгкий путь восхождения  - путь «к желанным берегам» продолжается.                И шаги, что были «неверными», теперь уже «неробкими» становятся.
И вот финал – апогей – достигнутая цель:
Туда, где на горе, под новыми звездами,
Весь пламенеющий победными огнями,
Меня дождется мой заветный храм.
Гора и в иконографии – символ восхождения. А огонь -  Свет Небес Благословенный,                о чём говорилось и в предыдущих главах. И, конечно, главный образ – Храм как Символ Творца – Храм Заветный.
 Вспоминается, как другой поэт-символист М.А.Волошин, о котором мы уже в двух исследованиях беседовали, говорит, что нам должно найти «поруганный свой Храм», иначе сгинем мы «в снежной вьюге». (См. также «Готовность к Сораспятию»). Понятно, что М.А.Волошин написал  эти скорбные строки в годы окаянные, а произведение В.С.Соловьёва создавалось в восьмидесятые годы века уходящего - без той надломленности, без того трагизма, конечно. Но разве не очевидно, что если не найти Храм, то всё, в жизни земной происходящее, смысл теряет. И звучит в строках Русского Мыслителя и Поэта твёрдая уверенность, что до  Храма Заветного дойдёт…   
  Итак, как мы уже сказали, В.С.Соловьёв как поэт был символистом – а суть символизма в «отрыве» от земли – в том, чтобы над землёю «подняться».
Но мы не выбираем «бескрылый дух, землёю полонённый», «ожидающий                с мучительной тоской» «отблеска нездешнего виденья» и «отзвука гармонии святой».  Он же «лишь сон один»,   а чтобы достичь  Заветный Храм, от снов, от тумана должно освободиться, чтобы око видело ясно.
 Потому обратимся к одному из самых известных произведений поэта - «в Альпах».
 Мыслей без речи и чувств без названия
Радостно-мощный прибой.
Зыбкую насыпь надежд и желания
Смыло волной голубой.
Синие горы кругом надвигаются,
Синее море вдали.
Крылья души над землей поднимаются,
Но не покинут земли.
В берег надежды и в берег желания
Плещет жемчужной волной
Мыслей без речи и чувств без названия
Радостно-мощный прибой.
 Удивительно, но ни сами горы, ни цветущие луга альпийские, ни красота одного из самых живописных мест на земле ни разу не упоминаются. И, наверное, совсем неважно, что в отличие от многих предыдущих произведений нет здесь обращения к русскому пейзажу.
Важно то восприятие мироздание, которое показал поэт. Альпы красивы – но разве          кто-нибудь сомневается? Просто красота пейзажа становится некой «ступенью»,                с которой «поднимаются» выше в познании Истины.
 «Мы должны определить красоту как преображение материи чрез воплощение в ней другого – «сверхматериального начала», - написал В.С.Соловьёв в небольшом труде своём «Красота в природе». «Сверхматериальное начало» «воплощается»                и в красоте Альп и, конечно, прежде всего в красоте родного пейзажа - в тех произведениях, что звучали раньше.
А ощущение, мировоззрение лирического героя во многом напоминает предыдущее стихотворение – неким «подобием», наверное, являясь.
Тоже сначала «зыбкая насыпь», а после твёрдый «берег» как символ некого «укрепления» духовного.
Скорби о том, что «не покинуть земли», у лирического героя нет – потому что над землёю душа поднялась «на крыльях».
 Как напишет уже в двадцатом веке философ Э.С.Менделевич, чувство восторга делает человека причастным Истине. Что-то подобное происходит и здесь.
Неслучайно и начинается, и завершается стихотворение «радостно-мощным прибоем» «мыслей без речи и чувств без названия» - духовным подъёмом, который нельзя, невозможно «поведать на ежедневном языке», как написал когда-то А.К.Толстой.
И всё вокруг синими тонами «окрашено» - цветом зримого неба, цветом, «великое множество оттенков которого», по словам князя-философа Е.Н.Трубецкого, знает каждый иконописец.
Помните строки В.С.Соловьёва о природе, у которой «машинами не вынудить» того, чего «дух не угадает»? Кажется, здесь, как и в предыдущем произведении, как и в тех, о которых мы  ранее говорили, «угадал» или «угадывает».
 «Человек должен духом одухотворить и себя, и природу», напишет после ещё один русский мыслитель И.А.Ильин. И свершается «одухотворение» в каждом произведении В.С.Соловьёва, как и многих истинно русских поэтов…
А приближаясь к завершению главы о Заветном Храме, вспомним  ещё некоторые строки Русского Мыслителя  из рода Соловьёвых – мысли пробуждённые окружающим человека мирозданием:
 Всё, что на волю высшую согласно,
Своею волей чуждую творит,
И под личиной вещества бесстрастной
Везде огонь божественный горит.

 «Горит» и в прекрасном русском пейзаже, и в красоте альпийских лугов, и в мыслях, в творениях создателей произведений искусства…
А об Образах Святых в творчестве поэта в следующих главах побеседуем…
(Продолжение следует)


Рецензии