Кавказские татары

КАВКАЗСКИЕ ТАТАРЫ.( в те времена кумыкский язык был как русский в наши дни).


В 1805 года и ранее, не разделяли территории чеченцев и кумыков, их считали единым народом.   Важно понять настоящую древнюю историю чеченов-кумыков ? Как чеченцы стали вейнахами за двести лет?  А может этноним «чеченцы»  чужое название ? Самый большой вред наносят лживые историки. Возникает вопрос - Откуда чеченские историки взяли что кисты и дзурдзуки их предки?
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
;;;; ;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;
«Кто обманывает, тот не из нас» [Муслим 102].
Чачаны, сасаны шашаны авары-жужжане жители Дагестана граничили в истории с аланами ( Вагапов)
Термин «чеченцы» употребляется в этнонимическом (!) значении на карте Северного Кавказа с 1719 года и в «Описании стран и народов вдоль западного берега Каспийского моря. 1728 г.» И.-Г. Гербера[7] и имеет местное тюркское (кумыкско-терское) происхождение. Работы Гербера всегда отличались огромной исторической ценностью. Весьма показательно то, что, например, в документах русско-кавказских отношений  второй пол. XVI-XVII вв. этнический термин «чечень» (Чечень, Чечня, чеченцы) не известен[8]. (Из карты Географии Грузии Вахушта, составленной в 1745 г. чачаны на территории современного Дагестана.)
Термин чечен «впервые появляется, как видно по источникам, лишь в первой четверти XVIII - начале ХIX века.[9] ( договор с калмыкским ханом Аюкой). Вначале русские называли так лишь жителей села Большой Чечень, позднее этноним «чеченцы» был перенесён на всех родственных обитателей прилегающих областей[10]. В начале XVIII века обобщающее название «чеченцы»  для всех восточных вайнахов ???стало встречаться в русских и грузинских источниках[11]. А до этого времени в русских документах ХI-ХVIII вв. население нынешней Чеч­ни в целом было известно под названием «мичкиз» (минкиз), под которым скрывался тюрко(кумыкско)язычный этнос. ( мичкиз, скорее путали с ингушскими обществами).  Царским приказом чеченцы-кумыки становятся вейнахами?
Показательный пример,  остров «Чачан» в Каспийском море, где проживали кумыки(из собрания М. П. Погодина)


Другой пример, когда известные герои,  наибы, известные устазы на проверку имеют кумыкско-чеченское происхождение;

Кунта-Хаджи, сын Киши (Кишиев; чеч. Киши КIант Кунт-Хьаж; около 1830 - 19 мая 1867) - чечено-кумыкский святой, шейх суфийского братства Кадирия-Хаджимюридия, пацифист, суфийский шейх, Кунта родился в равнинном селении Исти-сув около 1830 года, затем родители переехали в Иласхан-Юрт. Отца его звали Киши (кумык), мать Хеди.

В Северной Осетии и Чеченской Республике,  среди коренных кумыков также широко распространено братство «Хаджи мюриды» и последователи Шейха есть в каждом кумыкском селе, расположенных по правому берегу Терека. Мюриды Гиши Гьажи (как его принято называть при общении). Нужно отметить что кумыки данных мест владеют чеченским языком.

Ташав-хаджи Эндиреевский - наиб имама Кази-Муллы, имам Чечни, мудир имама Шамиля
«Ташав Хаджи аль Гумуки», кумыко-чеченский наиб род. 1770 — ум. 1843—1846) — мусульманский богослов кумыкского происхождения

Ташев-хаджи фигурирует в числе наставников силсили суфийского братства Кадирийа, где он указан в качестве наставника Кунты-хаджи [3, с. 57]. Об этом же пишет в своей статье Али Каяев: «Ташев-хаджи, - сообщает он, -был устазом Кунта-Хаджи, тарикат его был не накшбандийским» [8, с. 34]. Из этого следует вывод, что Ташев-хаджи имел разрешение на обучение двум видам тариката -накшбандийи и кадирийи. имя Ташава-хаджи фигурирует, по крайней мере, в пяти тарикатских силсилах. Он имел право на обучение двум тарикатам: накшбандийа и кадирийа. Кроме того, в ходе исследования было выяснено, что наставником Кунта-хаджи был Ташав-хаджи ал-Индири. Таким образом, включённость Ташава-хаджи ал-Индири в накшбандийское и кадирийское братства подтвер- ждаются приведёнными выше силсилами. https://religio.amursu.ru/images/Volumes/2016/4/3/03_-.pdf

Учар-Хаджи — кумыкский, по другим данным, чеченский мулла, ученый-богослов. 27 июля 1825 года Учар-Хаджи убил генералов русской императорской армии Н. Грекова и Д. Лисаневича.

Зафиксированы кумыкские предания о том, что он являлся знатным потомком туземных князей Старого Аксая[8]. Некоторые источники сообщают о том, что Учар-Хаджи был из рода сала-узденей Тавлуевых-Аксайских[34], при этом класс сала-узденей являлся исключительно кумыкским[35].
Чеченская 
Памятник Оччар-Хаджи на его родовом кладбище в селе Майртуп. Надпись на камне гласит: Памятник (чурт) Оччар-Хаджи погибшему 16. 07. 1825 в крепости Герзель-Аул, установлен односельчанами.
Русский исследователь XIX века Е. Вейденбаум называет Учар-Хаджи «чеченским муллой»[25]. Военный историк П. П. Зубов в своих исторических трудах упоминает муллу Учар-Хаджи, где по его данным он являлся выходцем из Чеченского народа[24]. Генерал-майор И. Л. Дебу бывший командир левого фланга Кавказской линии в своих записках сообщает — при перекличке, Аджи, мулла Чеченского народ…

ОТВЕТ ; кумыки и чеченцы до начало 19 века считались одним народом.

О кумыкском происхождении имама Шамиля. В  отношении  происхождения  знаменитого  имама  Шамиля, существовали  и  существуют  разные  мнения.
Общеизвестно, что  имам  Шамиль  родился  в  1798 году  в  сел. Гимры  в  семье  не  богатого  горца. Отец  Денгау  Магомед- кузнец  и  мать  Баху  Меседу, дочь  Пирбудаг-бека  из  сел. Ашильта.          Чичагова  М.Н., чей  муж  был  приставом  пленного  Шамиля, придерживаясь  рассказов  самого  Шамиля  и  близко  стоявших  к  нему  личностей  сообщает  следующее:  « Отец  его, Дэнгау- Магомед, был  Аварский  уздень  (гражданин), Гимрский  житель, сын  Али; предок  его  был  кумык- Амирхан, человек  известный  на  Кавказе».[1]  Кандауров  А.  со  ссылкой  на  книгу  Чичаговой  М.Н. Шамиль  на  Кавказе  и  в  России. С.- Петербург, 1839 г. С. 15. писал, что  прадед  Шамиля   по  отцу  Амирхан  был  кумык  из  селения  Эрпели. Из-за  кровной  мести  вынужден  был  бежать  в  горы.[2]          Интересно  и  то, что  Шамиль, как  сообщает  Чичагова  М.Н., разговаривал  со  своей  семьёй  по  кумыкски:  «……Увидев  своих  сыновей  и  зятьев», которые  нанесли  ему  визит  в  Калуге, «Шамиль  сказал «хошь  гялды!».[3]           Не многим  известно  также, что  у  Шамиля   в  Калуге  было  два  переводчика. Один  с  русского  языка, а  другой  с  кумыкского  языка. Русскому  переводчику  платили  1000 р., а  кумыкскому  2000 р.  ежегодно.[4]          Захарьин  И.Н.  описывает  следующую  картину  встречи  с  офицерским  составом  в  Калуге: «…..Шамиль  остановился   посреди  комнаты  и  сказал  нам   «селям». …..Мы  все  низко  поклонились  ему,-- и  затем  шт.  капитан  Руновский  стал  представлять  нас,  называя  чин  каждого  офицера  и  фамилию; Шамиль  протягивал  руку, кивал  головою  и  молча  же  переходил, по  очереди  к  следующему офицеру…..Когда  вся  эта предварительная  церемония  была  окончена, он  сделал  несколько  шагов  по  направлению  к  дивану  и  грузно  опустился  на  него, сказав  что-то  по  татарски».[5] То  есть, здесь  под  татарским  языком  имеется  в  виду  кумыкский  язык. Далее,  « ……в  приемную  вошли  ещё  несколько  татар в  богатейших  черкесских  костюмах, с  дорогим  оружием  за  поясом  и  в  высоких  папахах……Все  эти   рослые  красавцы  мюриды, между  которыми, как  оказалось  после,  находились  два  сыны  имама  и  его  зять,…… переводчик  быстро  повторял  этот  вопрос  по  русски  и, затем  передавал  ответ  по  татарски».[6]          Захарьин  И.Н.  отмечает, что  зять  имама  Шамиля  Абдурахим  женатый  на  второй  его  дочери  Фатимат  и  любимый   его  мюрид  Хаджио, «на  своем  же  языке, по  черкесски ( т. е. по  кумыкски.- прим. авт.) они  свободно  разговаривали  c  теми  казанскими  татарами……».[7]          Отсюда  возникает  вопрос. Зачем  имаму  разговаривать  на  кумыкском  языке  со  своей  семьей  и  окружением, если  он  аварец?  Известно, что  языком  общения  на  Кавказе  был  кумыкский  язык, переписка  с  царским  правительством  шла  на  кумыкском  языке. Но  разговаривать   с  семьей  на  кумыкском  языке  говорит  только  о  том, что  он  был  кумыком,  это  утверждение  подтверждает  его   кумыкское  происхождение.          Интересные  сведения   касающейся  данной  темы   сообщил  автору   этой  статьи   житель  селения   Агачаул, который  слышал  со  слов  своей  сестры  побывавшей  в   Турции  о   месте  под  названием  «зиярат  Шамиля». Его  сестра  лично  посетила это  место. Следует  отметить,  что  Шамиль  похоронен  не  в  Турции, он   похоронен  в  Медине, а  похоронены  в  том  месте  его  сын    Гази-Мухаммад  со  своей  семьёй, переселившийся   в   Османскую  империю. Но  примечательно   не  это, а то, что  при  входе  в  так  называемый  «зиярат»  имеется  надпись, согласно  которой,  похороненные  являются  кумыками  по  происхождению.          О  его  кумыкском  происхождении  также  написано   в   книге  под  названием  «Новое  время», составленной  и  изданной   в  XIX веке.
Ныне  покойный  шейх  Мухаджир-хаджи  Доргелинский  также  указывал  на  кумыкское  происхождение  имама.

В «Описа­ нии»  назван «Чеченцы, народ». Почему И. Гербер поместил чеченцев в этот раздел,
?. Может быть, он знал, что сами чеченцы «под Дагестаном понимают собственно Дагестан и Чечню ».
Немец Иоганн Густав Гербер (?-1734) — По поручению царя он составил карту пограничных с Турцией и Персией районов Кавказа и написал подробный комментарий к этой карте. Его книга под авторством Фокеродта была опубликована на немецком языке в 1756 году. Перевод на русский язык издал Г. Ф. Миллер в 1760 году.

"...Жилища чеченцев простирались раньше от гор, недалеко от Эндери находящихся, до самого Каспийского моря, но поскольку они гребенским и донским казакам отогнанием скота и лошадей много вреда причиняли, то в 1718 году командированы были на них несколько тысяч донских казаков, которые всю их землю опустошили и многих порубили. А прочие опять в горах построились и в 1722 году российскими подданными учинились. Ими управляют некоторые старшины (старейшины. — В. А), которые прежде от шамхала, а не от Персии зависели. Доходы от этой земли собирал потому же шамхал, однако они состояли в малом числе овец и другого скота, так что государству от этой земли почти никакой пользы нет. Теперь питаются они скотоводством, говорят по-татарски, в вере последуют суннитской секте."

https://grommus.com/forum/archive/index.php/t-7937.html


Как заключение чтобы понять чеченскую историю, изучаем кумыкскую историю; Кумыки – говорят на тюркском наречии, хотя антропологически относятся к европеоидам. Гаплогруппы кумыков: J1-25%, J2-20%, R1b-25%, G -13% , R1а- 12%. Гаплогруппы дагестаноязычных: J1-60%, R1b- 30%. Обращает на себя внимание отсуствие у исследованных кумыков тюркских гаплогрупп: C, Q, N …  Может ли быть что кавказские татары потеряли вейнахский язык, а часть восстановила язык предков?
Единой точки зрения на происхождение кумыков нет. Сами кумыки считают себя татарами по происхождению, хотя в нравах, обычаях, одежде они больше похожи на горцев. предками кумыков считают гуннское племя савроматов-савиров, местное автохоное население, хазарские народы, а также кипчаков (половцев). Кумыцкий этнос сформировался в конце средневековья. На исходе XVI века некоторые кумыкские князья признали власть московских царей. С XVII и по первую треть ХХ века кумыкский язык служил языком межэтнического общения на Северо-Восточном Кавказе. Кроме того, язык кумыков был официальным языком переписки с русскими царями, представителями русской администрации, он изучался в гимназиях и училищах Владикавказа, Ставрополя, Моздока, Кизляра и других городов.
Нет конкретного ответа , тема  требует изучения….

—————
Пример как следует читать сказочника Бакаева …. «Кумыкская плоскость(чеченская плоскость),  владетели шамхалы Тарковские, конкретно Султан-Мут  побочный сын Андия-шамхала.
Кумыки  своих северных соплеменников с Кумыкской плоскости еще в XIX веке  именовали «чеченцами».  П.К. Услара, который отмечает, что южные кумыки своих северных сородичей называли «мичихич». Ранее Кумыкскую плоскость населяли ингушские общества, чье наименование «мичихич» сохранилось за переселенным на их земли новым населением . В результате жалоб и доносов шамхала российские войска 1817 году провели на «Кумыкской» плоскости в отношении  вейнахов лоамрой, переселившихся с гор, военную акцию, которую ныне назвали бы «этнической чисткой». Генерал Дельпоццо, командующий войсками на Кавказской линии, придя с войсками на Кумыкскую плоскость, окончательно превращает ее в Кумыкскую, депортировав ингушские общества с этой территории. Почти за сто лет до этого, в 1718 году, была проведена еще одна этническая чистка.
Кумыки разговаривают на своем родном кумыкском языке, принадлежащем к кыпчакско-половецкой подгруппе кыпчакской группы тюркских язык.  Неприязненные отношения между плоскостными чеченцами и лоамрой- горцами «чеченцами» сохраняются в наши дни. Потто пишет о вооружённых столкновениях чеченцев с горцами лоамрой вейнахами, Дауев С и тд. В его теории это  борьба нахчийцев ( чеченцев) против вейнахов.»

Высокая частота условно «кавказских» гаплогрупп (G2a-P15, J2a-M172, J1-M267), которые составляют почти половину генофонда как карачаевцев и балкарцев (34% G2a-P15 и 12% J2-M172), так и кумыков и азербайджанцев (17% J2a-M172 и 25% J1-M267), подтверждает гипотезу о значительной роли кавказского субстрата в генофонде этих тюркоя-зычных народов.
2. Наличие у караногайцев и ногайцев восточно-евразийских гаплогрупп N1-LLY22 и C-M130 подтверждают гипотезу влияния на их генофонд народов евразийской степи, что согласуется с данными антропологии. Близость караногайцев и ногайцев к народам евразийской степи демонстрируется графиком многомерного шкалирования в генетическом пространстве Евразии по общему спектру гаплогрупп.
4. Большое генетическое сходство балкарцев с карачаевцами, а кумыков — с азербайджанцами, согласуется с их географической близостью. Однако наиболее географически близкие этносы — кумыки и караногайцы — при этом максимально отдалены генетически.
5. Из вариантов гаплогруппы R1a, ареал которой простирается от Европы до Сибири, Центральной Азии и Индии, субветвь R1a1a1g-М458, характерная именно для восточных и западных славян, крайне редка у тюрков Кавказа (в среднем 2%), за исключением кубанских ногайцев, у которых ее частота повышается до 18%. Наличие у тюрков Кавказа вариантов гаплогруппы R1a (в среднем 12%) можно объяснить миграциями из степей Евразии.
6. Различное распределение субветвей гаплогруппы G2a-P15 в генофондах этногенетически родственных карачаевцев и балкарцев указывает на важную роль географической изоляции в формировании генофондов этих этносов. При этом повышенные частоты встречаемости гаплогруппы 02а1а-Р18 подтверждает близость генофондов карачаевцев и балкарцев к осетинам.

Арсанов П «Везде указан процент носителей вайнахской J2 среди ингушей 89% и 56% среди чеченцев. Откуда взялись такие цифры и кем выявлены? Ошибочны ли они? И определяется ли этими данными как чистокровность с генетической точки зрения?
— Это анонимные данные исследователей, в которых нет ни имен, ни фамилий протестированных. И тесты эти делали во время войны в Чечне присланные отрабатывать гранты российские научные экспедиции. Конечно эти данные не передают точную картину. И что интересно чеченцев они разделили на три группы Чеченцы Дагестана, Чеченцы Ингушетии и Чеченцы в самой Чечне (при чем только из Ачхой-Мартановского района). Суть даже не в процентах. Допустим протестируем 100 шалинцев и 10 атагинцев. И что теперь всех считать шалинцами. Так методика не делается. Также надо смотреть на численность и какие тейпы, гары и некъе тестируются. Чтобы не было у одних густо , у других пусто. Например в Дагестане они брали тесты часто УЛИЦАМИ, мы же знаем что в Дагестане часто на одних улицах живут прямые родичи. И поэтому часто они получились как с инкубатора одинаковыми. ..
Могу подтвердить только, что в моих проектах люди все реальные, со своими фамилиями, некъе и гарами.
Насколько чеченцы и ингуши близки по генетическим показаниям? Ведь в последнее время отношения между нами натянутые, что на вооружение взяли некоторые ‘историки’ и нашего числа, доказывающие наше разное происхождение. Много генетических/родственных связей? Можно примеры по тейпам/фамилиям?
— Хотя сейчас мы два разных народа, но генетически МЫ ОДИН НАРОД.;Это 100% правда. Потому что все наши ветки во всех гаплогруппах, что у ингушей, что у чеченцев одни и те же..»


Днк дагестанцев ( Магомед Раджабов специалист к. наук)
Корень у дагестанцев один. Все народы Дагестана имеют доминирующую гаплогруппу J1, при этом отличаясь друг от друга «примесями» гаплогрупп
Дагестанцы  приобрели существующие сегодня языковые и культурные различия, в результате  исторических событии – нашествия, захваты, войны, миграции. Кумыки относятся к той же категории коренного населения Дагестана, что и аварцы, даргинцы и др. Кумыки не вписываются в нее в силу ментальности и языка, но по генам такие же дагестанцы. Кумыки интересны тем, что это есть коренные народы Дагестана, перешедшие на тюркский язык. У них субстрат J1 на уровне 39-40%. Более того  загадочных предков чеченцев (чечен, сасен) Дагестана сравнивают с кумыками, которые очевидно переместившись позднее приобретают своеобразный нахский язык. Из кавказских эргативных языков самая изменённая фонетика в чеченском  языке»  академик лингвист Арнольд Чикабава. К тому что специалистам не составит труда ответить на этот вопрос.
Термин «чеченцы» употребляется в этнонимическом значении на карте Северного Кавказа с 1719 года и в «Описании стран и народов вдоль западного берега Каспийского моря. 1728 г.И.-Г. Гербера и имеет местное тюркское (кумыкско-терское) происхождение. ».

Иранские сасены? предки чеченцев.
Со 2-го века до Новой Веры по Кумыкской платформе был проложен один из трактов Великого Шёлкового Пути, по которому продвигались караваны с Востока на Запад и обратно. Инициатором создания этого пути выступает Персия, что давало ей преимущества в борьбе за сохранение под своим контролем свои древние исторические территории.


Рецензии
Удивительные сведения

Геннадий Палеолог   12.07.2022 00:12     Заявить о нарушении