Китайская тетрадь. Часть 110

Очередная книга исследования "Измененный и заново утвержденный кодекс девиза царствования «Небесное процветание» ( Книга - памятник тангутского  Си Ся законодательства 1149-1169 гг.)

Издание текста под редакцией Е.И. Кычанова. 1988 год.

Взялся за эту книгу, потому как она родственная по законодательству Китая. Решил, что узнаю что-то новое, хотя, надо сказать, китайские вековые традиции и здесь сыграли свою роль.

Хотя, впервые узнал о кровной мести:
«Кровная месть (не в своем роду) была не только правом, но и обязанностью. Китайцы отмечали так: «Тангуты очень мстительны. Если отомстить не получалось, они рвали волосы, мазали лицо грязью…».

Существовал общий принцип китайского права: «Го цун бэнь сэ», который можно было перевести как: «каждый обязан жить  в соответствии с приобретенным от рождения социальным и правовым статусом. Не свободными считались мужчины» пхинга» и женщины «нини».

Для древнего Китая характерна была семейная ответственность (юань цзо). Виноваты были все, кто «допустил, не отговорил, не донес".
Тангуты    в ряде случаев признавали умысел за преступление. По их мнению злые мысли могли повлечь зло (моу ша) – умышленное убийство. Или (гу ша) – спланированное убийство. Было наказуемо и приготовление (юй бэй), по крайнем мере в двух случаях: когда кто-нибудь купил яд, или подготовил инструмент для изготовления фальшивой монеты. Имелось деление на зачинщика (цзао и) и главаря (шоу фань).

Известна группа преступлений – десять зол (ши э). Они считались и в Китае самыми тяжкими и не попадали под обычную амнистию. Особенно это касалось неповиновения высшим властям (даже отцу и старшим родственникам). Этим преступники нарушали мораль и нормы ритуала.
К самому тяжкому преступлению относился мятеж (моу фань). Ко второй категории относились «замыслы великого непокорства» (моу да ди) против правил почитания старших и добродетели. Сюда относились разрушения храма предков, могил, помещений императора. Наказывали за эти проступки, как за мятеж.
К предательству и измене приравнивался шпионаж. К ним относились беглецы в другие государства,  в горы, леса и болота,  не желающие возвращаться и оказывающие сопротивление властям.

Строго наказывалась колдовская магия. Она рассматривалось более тяжким по сравнению с умышленным убийством..
Тут же непочтение к родителям (китайское бу сяо). Смертельной казни подвергались за травмы, нанесенные старшим родственникам и даже за брань «прямо в лицо».

К «девятым» из десяти зол относилось преступление, связанное с нарушением долга (китайское бу и). Чаще рассматривалось непочтение низших служащих к высшим и даже недостойное поведение жены во время траура по мужу.
Последнее преступление из этой серии увязывалось за кровосмешение (нэй луань).  Смертная казнь грозила за половую связь с тещей, с  женой брата.
Строго наказывалась гибель командиров или их заместителей. Наказаниям подвергалась личная их охрана.

В китайском законодательстве было пять наказаний (у син): обезглавливание (чжань), удавление (сяо),  каторжные работы - на ссылку (лю), каторжные работы на срок (ту), битью толстыми палками (чжан) и тонкими (чи).
В знаменитом Танском кодексе система наказаний была разработана особенно тщательно: наказание палками от  10 до 100 ударов, работы на срок – до 10 лет, ссылка – до 3000 ли. Дальний Восток не знал казни путем повешения. При Сун появился вид казни (лин чи) – путем срезывания кусочков мяса, завершающая перерезыванием глотки.

Для этой казни использовали деревянный станок (осел)(му люй), известный по пыткам Амбагай-хана, предка Чингис-хана чжурчжэнями. Китайцы старались, согласно правилам почитания предков, сохранять свое тело, иначе приходилось его сшивать иглой и нитками. Тело казненного не погребали в течение года.

Каторжанин – это раб. Отдельные чиновники подвергались каторжным работам по месту службы. Таким образом осуществлялось исправление трудом. Каторжан помещали в (юань ту) – в место обнесенное оградой.
К дополнительным наказаниям относились: клеймение, надевание железного ошейника, конфискация (мо гуань), штраф на выдачу средств поощрения доносчику.. Иногда платили штраф, избегая наказания палками. Штраф часто платили лошадями, потому как тангуты были кочевниками.

В число  ( у фу цинь) – пяти сроков ношения траура, входили кровные родственники:
-«Чжань цуй» - трехгодичный траур – его носили дети по родителям и жена или наложница по мужу.
- «Ци» - сроком на один год, носили прямые родственники.
- «Да гун» - пятимесячный траур. Носили прямые  родственники по деду.
- «Сяо гун» - пятимесячный траур. Его носили прямые родственники по прадеду.
- «Сыма» - трехмесячный траур. Его носили прямые родственники по прапрадеду. Основным сроком траура считался год. Для каждого вида траура предусматривались отдельные одежды.

За не оплакивание близкого родственника полагалось три года каторжных работ. Основное наказание (бэнь син)  могло заменяться откупом (шу). Откупались золотом, серебром, сеном и, как ни странно, железом. Так,  за 600 гр. железа освобождали от каторги на 5 дней, за 100 медных монет - на один день. На год требовалось 36 связок медных монет по 1000 монет в каждой. 
Стоимость лошади составляла 20 связок монет. Стоимость жизни простого человека равнялась 34 лошадям.

Преимущества при выкупе имели чиновники с рангами. В древнем Китае их насчитывалось тридцать. Каждые из девяти рангов делились на две категории - основные (чжэн) и вспомогательные (цун). Некоторые категории делились еще на высшие (шан) и низшие (ся) степени. Сколько их было всего трудно сказать. Существовало правило наследование рангов и с ними должностей.
Право признавало явку с повинной (цзы шоу). Одним из основных способов обнаружения преступления был донос. Доносить были обязаны все. За не доносительство наказывали. Донос давал право на награду. Награда поступала от государя. Так, за воровство полагалось 20 связок монет. Сыщики имели право докладывать лично императору.

Что касается ближних родственников, то тут имелись свои особенности и ограничения. Они не действовали если шла речь о мятежах и нарушения правил почитания родителей. Солдаты одной части были обязаны доносить друг на друга.
Право на судебную деятельность отдавалось на откуп государственным чиновникам, которым вручались территории. Все администрации местностей имели право на арест своих сограждан (им подчиненным).

Военные комиссариаты (цзянлюсы), военно-полицейские управления ( цзяньцзюнсы), армии (цзюнь), а также управления округами, укреплений (чжай) и крепостей (бао) имели власть задерживать и арестовывать самостоятельно. Задержанных забивали в кангу, определяли временно в тюрьмы. Содержание в тюрьме, как вида наказания, не существовало.
Содержащихся временно в тюрьме должны были кормить супруги. Заключенные сами себя снабжали топливом.

Согласно трактата  «О почитании предков» нельзя было губить тело и волосы, которые дали родители.
При династии Тан во время сдачи экзаменов давали ученую степень ( мин фа) – "понимающий законы". В Сунском Китае специалистами по праву считались  (сюаньли).
Убийства делились на категории:
Убийство в драке (доу ша);
Случайное убийство ( у ша);
Убийство во время игры ( си ша);
Убийство в результате промаха (гоши ша).

Особенно строго наказывались убийства посланца к императору или чиновника, имеющего пайцзу. Гонцы были связующей линией между центром и провинциями и играли важную роль в государстве. Для таких курьеров существовали склады пайцз и «железных стрел» - символов власти. Европейцы с ними впервые познакомились в монгольский период. Однако они эти пайцзы (бирки) были известны на Дальнем Востоке с древнейших времен. Личность гонца считалась неприкосновенной. Все подвергались смертной казни, кто окажет сопротивление гонцам или не окажет им содействия. Простой отказ предоставить транспортное животное ( конь, верблюд, мулл, осел) карался каторгой на 12 лет.Драки с должностными лицами наказывались сурово. Независимо от того имел чиновник пайцзу или нет, полагалось 12 лет каторжных работ.

Из местных властей гонца с пайцзой мог послать командующий армией, глава округа (чжоу) или департамента (фу). Уездные власти не имели таких полномочий, а использование пайцз в личных интересах наказывалась смертью. Смертная казнь следовала и за утерю пайцзы. Пайцза привязывалась к поясу, чтобы было видно какая она бронзовая или серебряная и какие у лица полномочия. Пайцзы вошли в практику при династии Тан, использовались киданями и чжурчжэнями.
Гонцы посылались и с железной стрелой. Последние имели власть одинаковую с пайцзой, но использовались чаще при военной обстановке, направлялись противникам и союзникам по военным действиям.

Почтовые станции обслуживали начальник станции (и чжан) и его помощники (и фу). В целом служба почт находилась в ведении военных администраций уездов и округов. К каждому мосту назначался надзиратель из местного населения. Переправы через реки тоже находились в ведении властей.


Всякая внебрачная половая связь считалась незаконной и наказуемой. Если муж заставал любовника на месте преступления, он мог убить его почти безнаказанно. Уголовные дела заводились лишь при наличии прямых (явных) доказательствах.
Что касается кражи. Так, к тайной краже приравнивались продажа солдатами и командирами армии и вспомогательных войск доспехов и коня, полученных от казны. Члены семьи вора могли быть наказаны отработкой долга сроком до 1000 дней.
Бандой или шайкой считался сговор лиц для совершения ограбления до пяти человек и больше. Стороны при краже могли пойти на мировую если грабители соглашались в установленный срок вернуть украденное.

По китайскому праву поджог с наличием умысла чужого дома или имущества (гу шао) также приравнивался к ограблению. Взятка также приравнивалась к хищению имущества, что входило в учение китайцев о «шести хищениях» (лю цзан): ограбление, тайная кража, взятка с нарушением закона, взятка без нарушения закона, присвоение вверенного имущества,  присвоение должностным лицом чье-нибудь частное имущество.
Сыщиков (соглядатаев) из числа отставных чиновников местные  префекты (цы ши) и военные комиссары (цзинлюе) направляли для выявления взяточников.

Еще с времен династии Хань китайцы преступления делили на  частные (сы цзуй) и публичные , общественно опасные (гун цзуй). Последние наказывались строже частных. К числу должностных преступлений относилось попустительство (гу цзун), когда начальник закрывал глаза на преступную деятельность.
Строго наказуемой была выдача государственной тайны. Чаще наказывалась смертной казнь путем обезглавливания. За разговоры о состоянии армии виновные получали до 10-12 лет каторжных работ. Потеря пайцзы каралась смертной казнью путем удавления.

Существовали определенного вида документы, которые имел хозяин собственности на руках и на основании которых он платил налоги. Одним из таких документов были деревянные бирки. Всяких сборщиков-чиновников имелось с избытком и потому существовало изречение «на восемь баранов десять пастухов». Поземельный налог собирался трех видов: зерном (иногда мукой), сеном ( иногда соломой) и хворостом. Система налогов (лян шуй фа) делилась по временам года: летом (ся шуй) и осенью (цю шуй). Система была введена в 769 году и просуществовала семь веков.

Основным сборщиком налогов было управление транспорта. Недоимки взимались зимой и в первые месяцы весны. Неплательщики подвергались штрафованию. Хозяин земли не только платил налог,  но и отрабатывал, как бы отрабатывал барщину. Приходилось трудиться и на ирригационных объектах. Срок их не мог превышать сорока дней.
Скотоводство. В танском Китае на десять коней полагался один погонщик, на десять коров – один пастух. Один пастух отвечал за шесть верблюдов, ослов или мулов или 70 овец. Пастух имел право на часть приплода от казенного скота.

В танском Китае конные дворы имели на своем попечении около 5 тысяч лошадей каждый.. Средние размеры табунов доходили до 120 голов, стада верблюдов до 70 голов. Китайский опыт был сориентирован на опыт пограничных районов северо-западных кочевников (тангутов).
Смертной казни подлежали пастухи не возместившие казне потерю свыше 25 коней, 35 коров или 50 овец. В тангутском государстве существовал запрет на продажу частными лицами  за границу лошадей, коров, мулов, верблюдов, быков и ослов. Виновники наказывались смертью или пожизненной каторгой. Из этого следовало, что особо оберегались транспортные животные, а из них верблюды.

Мясо павших животных продавалось, существовали соответствующие расценки в зависимости возраста животных. Резать транспортный скот на мясо произвольно запрещалось. Следовало сохранять стада. На мясо шли овцы, свиньи, козы.
Помимо отдельных частных лиц, владельцами пхинга и нини была буддистская община ( сангха). Их могли продавать, продавали даже членов семьи, стоящих ниже, хотя это не одобрялось законом. Категорически запрещалась продажа людей за границу. Продажа людей являлась у тангутов основным источником пхинга и нини всех основных народностей Си Ся (тангутов, тибетцев, китайцев и уйгуров). Был захват и военнопленных. Купить чужеземца можно было только с разрешения властей. Пхинга и нини в Си Ся могли иметь свои семьи.

Пхинга, однако, не был полноправным хозяином семьи. Члены семьи принадлежали его хозяину. Пхинга и нини имели свой скот и имущество. Термин пхинга буквально значит, посланный служить в армию, хотя он явно не солдат. Термин связан с китайским терминов (бу цюй)
Имелись и государевы люди, часть которых занималось хозяйством или были прислугами, часть служила в армии во вспомогательных войсках.

 Любому человеку разрешалось отдавать в залог (за долги) свою жену, жену служащего вспомогательных войск. Без личного согласия можно было отдавать в залог одинокого мужчину и сыновей бедняков, отбывших государеву трудовую повинность.
На Дальнем Востоке торговля находилась под государственным контролем.

Государство устанавливало меры веса, объема и длины. Одинаковые товары продавались в одном ряду (хан). Продажа недоброкачественного товара была наказуемой. На некоторых товарах писали фамилию изготовителя, который отвечал за качество. Торговать за спиной властей, в том числе на посольском подворье, запрещалось. Чаще пребывали гости из Ирана (Даши), Средней Азии и Турфана (Сичжоу).

Пограничники допустившие незаконную торговлю также наказывались. Наказывался даже паромщик допустивший торговлю на пограничной реке. В целях борьбы с контрабандой поощрялись доносы. Иногда вводилась зона свободной торговли (на глубину до 10 км. от границы).. В этих случаях чаще всего производилась закупка зерна  и других видов продовольствия из-за границы.

Существовало семь законных условий для развода ( ци чу) со стороны мужа. В тангутском кодексе они названы как «семь недостатков жены»: прелюбодеяние, отсутствие детей, неумение услужить свекру и свекрови, болтливость, совершение кражи, ревность, хроническое тяжелое заболевание,
Женщина, получив развод, остригала волосы на голове. Если она делала это раньше срока, то получала год каторжных работ. Супружеская верность требовалось только для женщины. Что касается внебрачных детей: мальчиков отдавали на службу во вспомогательные войска, девочек продавали замуж.

У императора, наследника престола, великих князей имелись наставники: верховный наставник – ша ши, государственный  -  го ши и добродетельный наставник – дэ ши. Также были гуманные наставники – жэнь ши,, преданные – чжунши,
Все люди при государе назывались общим терминов «ожидающие приказаний». (дай чжао). При династии Хань и Тан к ожидающим приказания действительно относились чиновники, ожидавшие назначения. При династии Сун – клерки Академии (Сюешиюань)
Ожидавшие приказаний пользовались правом «восьми суждений» и относились к группе «ветеранов». Они могли иметь помощников для подготовки государю докладов. Они пользовались льготы в случае совершения уголовного преступления, Так, они сразу не арестовывались, получали смягчения наказания на одну ступень. При ссылке на каторгу, клеймить их запрещалось. Теряли свою должность  только тогда, когда срок каторги превышал пять лет.. В этом случае его переводили на другую (удаленную от государя) должность.

Резиденция государя именовалась китайским словом (чжун) Караульная дворцовая стража именовались «держащие железные стрелы».. Это была гвардия императора и «ожидавшие приказаний» не могли их оскорбить – не имели права.
Высшая государственная исполнительная гражданская власть осуществлялась Главным императорским секретариатом (чжуншу). Военную власть представляло  Главное военное управление (шуми). Оба управления были созданы по подобию Северосунских Чжуншумынся и Шумиюань. В Китае главы этих управлений были членами Государственного совета.

Эти два Главных управления возглавляли власть в стране. Им подчинялись:
Дворцовые управления, в том числе императорская гвардия.
Управления по делам культа.
Управления, связанные с экономикой.
Военно-полицейская служба.
Подбор и расстановка кадров чиновников
Судебные органы (юстиция)
Культурно-просветительские органы.
Управление особо-важных районов.
Управление ревизии и контроля (цензорат).

Общественное положение диктовало порядок жизни и даже формы одежды. Имелись свои формы и окрас жилища, одежды. Это, как и у китайцев было важно для определения с кем ты имеешь дело. .Гражданские чиновники носили темно-красный (фиолетовый) без узоров Военные носили такой же халат, но с узорами. . В Сунском Китае чиновники, не имеющие рангов,  и простолюдины носили черный халат. Не служивая знать носила зеленые халаты. Дома знати назывались (фу ди), чиновников -  (гунгуань) или (чжай), дома простых людей – (цзя).. Чиновникам и простолюдинам запрещалось красить дома в голубой и белый цвет. Ранги и должности передавались по наследству. Принимались они по мужской линии сыновьями (старший в роде) или братьями.

Главное военное управление осуществляла свои функции через военные комиссариаты (цзинлеэ), во главе которых стояли военные комиссары (цзинлюе ши). Институт комиссаров появился при танском Китае. Военным комиссарам на местах подчинялись военно-полицейские управления. Они делились на управления внутренних и пограничных районов. В штате пограничного управления было 50 делопроизводителей и 40 приказных. Военные комиссары имели в своем подчинении войска и инспектировали их. Им подчинялись и отдельные казенные скотоводческие хозяйства. Они имели право и судебной власти – следили за судопроизводством и принимали доносы. Таким образом они были высшим административным органом на местах.

Вначале военные комиссары были чиновники как представители императора, которые посылались для разового инспектирования районов. Чаще неблагоприятных Комиссары принимали экстренные меры по наведению порядка, о чем докладывали. Зародилась такая практика во время войны с тибетцами в 8-м веке. Военные комиссары обязаны были постоянно информировать Главный секретариат и Главное военное управление о положении дел.

Генерал-губернаторства (дадуфу) тоже были органами военной администрации, но главным образом отвечали за административные и хозяйственные вопросы, транспорт, сбор налогов. Центральным правителем на местах был (цы ши) -префект. Он отвечал за управление  округа или области, инспектировал уезды, следил за нравственностью, за почитанием предков, официально был судьей, смещал и назначал чиновников.

Пограничные комиссары правили в пограничных районах. Они знали военное дело. Разбирались в военных конфликтах и давали им оценку. Исполняли ряд гражданских функций и были тесно связаны  с военным командованием. Беглые приравнивались к врагу и за поимку их объявлялась награда. Этим занимались пограничные чиновники (бянь гуань). Поимщик имел право на имущества задержанного. Беглецов за границу не разрешали селить во внутренних районах.

Тангутское государство, по крайней мере на востоке и юге, имело строго определенные и охраняемые границы. Местное население в приграничных районах обязано было селиться и вести хозяйственную деятельность строго отведенных для этого местах.
На отдаленных местах, где четкого разграничения границы не было, полагались на мирные отношения с тибетцами, уйгурами, татарами и чжурчжэнями. Дальние и ближние караулы в случае появления кочующих семей в поисках травы или воды, или охотников их не задерживали, а мирно выдворяли. Таким образом, тангутские пограничники обязаны были не пускать на свою территорию соседей.

В спорных пограничных районах стороны соглашались на создание нейтральных «ничейных зон». Люди с разных сторон могли выпасать скот, заготавливать топливо и пахать землю. Были и такие районы , где указывалось, что «четкого разграничения нет». Для охраны выставлялись караулы ближние и караулы дальние. Им  определялись участки границы. Караулы выставляли посты, открывали и закрывали через границу проходы,  Между караулами существовала система передачи приказаний.

 Предусматривались обязательные контакты караулов. Об установлении связи поступал доклад начальству. В экстренных случаях действовала система передачи сигналов огнями со сторожевых вышек три года каторжных работ тот, кто во время не зажег огни или зажег их слабо (не на всех вышках)..
Подчинялись караулы местным военным начальникам, чаще комендантам городов и крепостей. Над ними стояли пограничные комиссары. Первейшей задачей караульных было недопущение прорыва противника, разных банд и шаек. Награда за выявление групп противник выдавалась кусками шелка, ночная бдительность поощрялась вдвойне. Награда завесила и от количества противника.

Второй задачей караулов было задержание перебежчиков. За поимку бегдецов полагааась награда.

Третьей задачей считалось наблюдение за кочевниками в пограничном районе со стороны обоих государств.

Многие положения содержал свод военных законов тангутского государства  «Яшмовое зерцало управления лет царствования «Чжэнь-гуань». Так, военнообязанным в тангутском государстве считался всякий возрастом от 15 до 70 лет. За сокрытие возраста мальчиков к приписке полагались каторжные работы. От воинской повинности освобождались лишь больные и калеки. За учет отвечали военно-полицейские управления. Военных не разрешалось привлекать к работам в личных интересах или прислуживать себе. Имелась специальная категория людей «несущих тяготы».

К ополчению (фу) привлекалось все население, способное носить оружие. Население пограничных городов и крепостей составляло из солдат регулярных и вспомогательных войск и так называемых «женщин проживающих в крепостях», часть из которых была приписана к войскам.

Тангутское право и государственность развивалось в русле права и государственности китайской. Название государства Си Ся китайское и есть подозрение, что оно возникло как китайское «чэнь» - "образование" во времена империй Сун, Ляо и Цзинь. Кычанов считает, что Си Ся было независимым.

Тангутское государство возникло в районе и условиях многовековой традиции исповедования буддизма. Религия формировала мировоззрение с определенной социальной заданностью. Все связывалось с прошлыми причинами и кармой. Религия требовала верности и исполнительности, что давало надежду на счастливое перерождение. Наставниками в вере считались (фа ши). Вот откуда пошли фашисты.

Через 50 лет после гибели государства Си Ся, у монголов политика была другой. Все потому, что тангуты, в отличие от киданей, чжурчжэней и монголов, создали свое государство не путем завоеваний. История распорядилась так, что тангуты превратились в китайцев-мусульман нынче Нинся-хуэйского автономного района КНР.


Рецензии