Студентка о всепобеждающем слове

РУБРИКА  «СТУДЕНТЫ  ГАЙКОВОЙ  Н.Н.»  Эреджепова Элеонора Марленовна
       «Вечное, Царственное, Всепобеждающее Слово».
В оный день, когда над миром новым
Бог склонил лицо своё, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орёл не взмахивал крылами,
Звёзды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине
     Это стихотворение с неисчерпаемым по глубине названием «Слово» было создано великим русским поэтом, героем Отечества -  Николаем Степановичем Гумилёвым.  Чтобы понять это очень непростое произведение, надо обратиться к Библии. Евангелие   от Иоанна начинается так: «В начале было Слово,                и Слово было у Бога, и Слово было Бог». У Н.С.Гумилёва Слово                как литературный образ имеет  и то особое значение, которое принято                в богословской литературе. В христианской культуре Слово Божественно.                Это не только речь, дарованная Богом человеку, но и сам Бог, Сын Божий, а также Истина, Премудрость, Благодать.
Строки  «Солнце останавливали словом» напоминают об эпизоде из книги Иисуса Навина, где повествуется о том, как преемник Моисея, завоёвывая обетованную землю, молитвенным словом остановил Солнце, чтобы победить врагов.
     К Священному Писанию обращает нас и строка: «Словом разрушали города». Из той же книги Иисуса Навина мы узнаем, как разрушены были неприступные стены Иерихона: «Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом; и обрушилась стена города»       
 А для низкой жизни были числа,
Как домашний подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передаёт.
Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.
 «Числа» - так называется в Библии Четвёртая Книга Моисея. В ней повествуется                о сорокалетнем странствовании народа по пустыне и приводятся законы, которые Бог заповедал Моисею, ведущему свой народ в страну обетованную. По этим законам должна строиться повседневная жизнь людей. Так же в ней говорится о том, как следует исполнять обязанности по отношению к Богу и людям, каким должно быть общественное устройство, даны нравственные правила.
       Только тогда почему же противопоставляет поэт Слово и Числа? Слова эти употреблены в переносном значении. Что такое Числа? Это - те практические правила, которые нужны                для «низкой»  жизни. Это слова-слуги, они необходимы  в жизни так же, как «домашний подъяремный скот». Те, которые  служат лишь для передачи информации, формулированию законов, правил земного бытия – и всё.
Возможно, ещё, что в произведении показана антитеза закона Ветхого Завета и благодати, божественной любви Завета Нового.
 Только  вот перед нами довольно странная картина: «Патриарх седой... не решаясь обратиться к звуку, тростью на песке чертил число». Он покорил «себе под руку и добро и зло». Так значит, посягнул он на власть Бога над душой человека.
     В одном из исследований творчества Н.С.Гумилёва говорится о том, что это – образ новой власти, Бога отвергнувшей.  И написано произведение после того, что бесповоротно разделило жизнь России на «до» и «после». Оттого-то и Слово, лишённое  Сакрального, Божественного смысла, обесценилось.
И вот в  «испепеляющие», по словам А.А.Блока, годы, когда рушилось всё, создаваемое веками,  Н.С.Гумилёв  размышлял о вечных, о высших нравственных ценностях. И говорит великий русский поэт  об ответственности за Слово, - он  скорбит о том,  что большинством эта ответственность  утрачена:
 «Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог
И в Евангелие от Иоанна
Сказано, что слово – это Бог».
 Как истинно русский человек Н.С.Гумилёв не мог не страдать от происходящего, осознавая его духовную суть -  страшную духовную трагедию:
 Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова
   И здесь выступает еще одно значение слова: поэзия, искусство слова.
     А за не сколько лет до того – ещё до разрушившего Россию переворота,                но уже во время Первой Мировой войны  в лучших традициях русской классической литературы Иван Алексеевич Бунин написал писал о роли поэзии,                о значении слова в жизни каждого человека. Это - маленькое, но очень ёмкое  стихотворение с таким же названием – «Слово»:
  Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
    Несмотря на все испытания, И.А. Бунин продолжал писать, так как считал, что Слово  во все времена является важнейшим достоянием человечества – каждого мыслящего человека.                Эта поэтическая миниатюра стала своего рода поэтическим гимном Слову  в высшем его значении.
Иван Алексеевич сопоставляет Слово с древнейшим наследием человечества:  с египетскими гробницами, мумиями, которые сохранились до наших дней, но давно утратили свое звучание. И только Слово не лишилось своего жизненно важного значения – и не  утратит его никогда. А потому поэт выступает в роли провидца, призывая беречь этот дар – беречь для того,                чтобы  просто оставаться людьми. Ведь речь – Божий дар, данный человеку свыше и до конца времён. Точной метафорой «в дни злобы и страданья» определяет      
  И.А. Бунин время,  и у читателя  не возникает сомнения, когда было написано стихотворение и как поэт относится к войне. По точному замечанию И.А. Бунина, война несет людям боль, горе, злобу и страдание. Но выжить, поверить в завтрашний день, сохранить человеческий облик помогает в этих условиях 
СЛОВО.  И традиция эта вдруг, а, может быть, и не вдруг «оживёт» в годы  Великой Отечественной войны.
      И вот один из самых ярких, самых, наверное, «пронзительных» примеров:
 Мы знаем, что ныне лежит на весах
      И что совершается ныне.
      Час мужества пробил на наших часах,
      И мужество нас не покинет.
      Не страшно под пулями мертвыми лечь,
      Не горько остаться без крова,-
      И мы сохраним тебя, русская речь,
      Великое русское слово.
      Свободным и чистым тебя пронесем,
      И внукам дадим, и от плена спасем
      Навеки!
  Пред нами  хорошо всем известное стихотворение Анны Андреевны Ахматовой - "Мужество", написанное еще в самом начале войны. Это -  крик души поэта.  Когда никто не знал, что будет завтра, когда, казалось, что всему конец, она призывает «сохранить великое русское слово»! И  образ этот подчеркивает единство русского народа. Именно речь является тем,                что объединяет всех защитников Отечества. Защищая Великое русское слово - мы защищаем Родину, не даём врагу уничтожить нашу культуру, наши корни, наше духовное наследие – вот главная мысль произведения.  А иначе, нет не будет народа, не будет  страны. «Сохранить язык…значит, сохранить народ» - написал великий русский мыслитель И.А.Ильин.  И подсознательно понимали, осознавали это все сражавшиеся  с фашистской «нечестью»! А потому произведение можно назвать клятвой!
    И вот, приближаясь к финалу, следует, наверное, обратиться и ещё к одному  образу Слова, созданному тоже в годы Великой Отечественной войны. И очень важно, что автор этих строк – участник великой битвы.
 Слово только оболочка,
Плёнка, звук пустой, но в нём
Бьётся розовая точка,
Странным светится огнём,
Бьётся жилка, вьётся живчик,
А тебе и дела нет,
Что в сорочке твой счастливчик
Появляется на свет.
Власть от века есть у слова,
И уж если ты поэт
И когда пути другого
У тебя на свете нет,
Не описывай заране
Ни сражений,  ни любви,
Опасайся предсказаний,
Смерти лучше не зови!
Слово только оболочка,
Плёнка жребиев людских,
На тебя любая строчка
Точит нож в стихах твоих.
    Стихотворение  «Слово», написано в 1943 году  А.А.Тарковским.  В годы военные -  годы великих испытаний размышляет лирический герой - а по сути, сам поэт - о предназначении Слова -  Слова в высшем его понимании - о назначении поэта и поэзии, о власти слова над человеческими судьбами. Ключевые слова: Слово – оболочка – пленка – звук – точка – строчка – власть. Поэт раскрывает понятие «Слово - и потому показано всё в движении                по «нарастающей».
Вначале Арсений Александрович говорит, что «Слово только оболочка, плёнка, звук пустой…».  Потом появляется что-то конкретное, движущееся, которое можно увидеть, а именно то, как «бьется розовая точка, странным светится огнем».
Затем возникает уже не просто что-то движущееся, а оживленное: «бьется жилка, вьется живчик».
И, наконец,  звучат строки о том, что должно внимать  слову, о великой силе  слова - о назначении поэта и поэзии, о чём так много  сказано в русской литературе. Обращаясь к поэтам, Арсений Александрович пишет:
 И уж если ты поэт,
И когда пути другого
У тебя на свете нет,
Не описывай заранее
Ни сражений, ни любви,
Опасайся предсказаний,
Смерти лучше не зови!
         «Не зови»  - потому что слово  - это обещание, которое должно исполнять.  Потому что существует ответственность за сказанное,  особенно у тех, кому даровал Создатель возможность «глаголом жечь сердца людей». И прошедший войну, не раз смотревший  в лицо смерти осознаёт это с наибольшей остротой.   
Неслучайно и в другом, тоже созданном в годы военной грозы, произведении говорит поэт: «И стану я книгой младенческих трав, к родимому лону припав».  «Книга» - тоже Образ Слова
   И, конечно же,  невольно вспоминается как «точно розовое пламя, Слово проплывало в вышине» в одноимённом произведении другого великого русского поэта и воина  Н.С.Гумилёва,  - ведь именно с этого стихотворения начинается работа.  И тоже, можно сказать, что  у А.А.Тарковского звучит предупреждение, даже, пророчество о том, что «дурно пахнут мёртвые слова» - т.е. слова, утратившие Божественное Начало в «скудных пределах естества», а потому потерявшие всякий смысл и ответственность. И тогда в ничто превращается  забывший о том поэт.
«Вновь возникает эхо минувшей войны…  В неостывшей памяти очнулись запавшие когда-то трагические впечатления. И, преображённые, вернулись в образе победно торжествующей расцветающей природы., с которой человек ощущает неразрывную корневую связь. «Кто мне дал трепещущие руки, мощный ствол и слабые, беспомощные корни?»
Судьба тяжела, превратна. И всё же Древо Жизни торжествует, несмотря ни на что, побеждая смерть». Эти слова ветерана Великой Отечественной войны А.А.Тарковского  - воина Арсения. Ведь тот, кто не раз смотрел в глаза смерти, ощущает это    с наибольшей остротой. И нельзя отделить сказанное русским воином и поэтом  от Образа Вечного, Бессмертного Слова!
   И неслучайно в победном 1945 году напишет А.А.Ахматова такие строки:
 Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор - к смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней - царственное слово.
   И, завершая данную беседу, снова обратимся к пророчествам Н.С.Гумилёва. Приведем слова из его статьи, написанной в то же время, когда и являющееся центром нашего исследования  стихотворение «Слово».  Слова статьи и строки стихотворения  не только перекликаются между собою, но и выходят за рамки любого произведения, творчества любого писателя: «Поэзия и религия — две стороны одной и той же монеты. Но и та, и другая требуют от человека духовной работы. Не во имя практической цели, как этика и эстетика, а во имя высшей, неизвестной им самим. Этика приспособляет человека к жизни в обществе, эстетика стремится увеличить его способность наслаждаться. Руководство же в перерождении человека в высший тип принадлежит религии и поэзии». И Слову, значение которого сакрально!
            

                Литература.
1.Сборник духовной поэзии «Слово и дух»
2.Саблина Н.П. «Буквица славянская»
3.Гумилёв Н.С. «Я свет у тебя за плечами»
4.Бунин И.А. «Свет незакатный»
5.Журнал «Фома» за 2015год.
7.Гайкова Н.Н. «Жертвенное служение Богу и России. Причастность вечности Н.С.Гумилёва»
8. Гайкова Н.Н. Сертифицированная статья  «Историческая и Личная  Причастность Бессмертию»  из цикла «Благословенное Русское Воинство».


Рецензии