Студенты просвещение именем господним

            РУБРИКА  «СТУДЕНТЫ  ГАЙКОВОЙ  Н.Н.»
 Павленко Юлия Владимировна и Фадеев Кирилл Юрьевич
 Просвещение Именем Господним               
                "Сейте разумное, доброе, вечное"
               
                Н.А.Некрасов.
  «Свет  да  будет!» - Божья  сила
Изрекла – и  мрак  исчез.
И  для  всех  зажглись  светила
В  беспредельности  небес.
И  с  тех  пор,  не  одевая
Дня  блестящего  в  парчу,
Ровно  светит  вековая
Солнца  лампа  огневая
Бедняку  и  богачу.
  Поэт  В.Г.Бенедиктов напоминает читателю   о создании  Богом нашего мира, -  о Начале Дней Творения  «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет". Бытие 1:3
  А потом Бог отделил свет от тьмы и назвал свет днём, а тьму - ночью.
 Ни  пред  кем  тот  свет не скрытен,
Всем  доступен  горний  луч –
Тем,  кто  слаб  и беззащитен,
И  тому,  кто  сам  могуч.
А  потом,  как  мгла  ночная
Упадет  на  грешный  мир, -
Путь  иной летит  на  пир,
Где  сверкает  пыль  земная,
Где  поддельный  блеск  велик,
А  иной – зажжет  лучину,
Осветит  тоску – кручину
Иль  затеплит  сой  ночник!
 Свет этот доступен каждому и слабому, и сильному, но день сменяется ночью,                человеком овладевает тоска, от которой не остается и следа когда зажигается лучина.
 Но  еще  есть  Свет  верховный,
Свет  не  солнца  и  планет,
Но  чистейший  Свет  духовный,
Свет  науки,  Божий  Свет,
И  без  этого  сиянья
Тщетно  б  шел  за  веком  век, -
Светом  нравственного  знанья
Человек  есть  «Человек».
  Высший свет - это учение, важнейшее для человека, пополнения его ума                и улучшения нравственного воспитания. Проживая всю свою жизнь, год за годом, каждый из нас самосовершенствуется, приобретая необходимые знания и навыки для дальнейшего продвижения вперед по своему личному жизненному пути. И обретает опыт духовный.
 Кто  не  хочет,  чтоб  доступен
Свет  тот  был  для  всех  людей,
Тот – недобрый  муж,  преступен
Он  пред  совестью   своей,
И,  с  ночным  злодеем  схожий,
Встав  на  брата  своего,
Он  срывает  образ  Божий
Святотатственно  с  него.
 Совершенно очевидно, что  говорит  поэт революционерах, которые всячески              препятствовали свету образования  и не хотели, чтобы «народ святые книги читал», как говорят они в «Соборянах» Н.С.Лескова. Не хотят, потому что иначе, революции  в России  нечего делать.  Это они -  «недобрые мужи» и  «ночные злодеи".  «Тати» -   т.е. воры, потому что пытаются украсть святость души.
 Сам  Христос – учитель  братства –
Тот,  Кем  наша  жизнь  крепка,
Не  отторгнул  бедняка.
Не  лишил  его  ученья
И  святых  своих  чудес –
Он,  что  умер  средь  мученья
И  на  третий  день  воскрес.
Воскресеньем  Он  прославил
Свой  всецарственный  престол,
Он  воскрес,  а  нам  оставил
Слово,  грамоту,  глагол,
И  Воскресшего  глаголы –
Вечной  жизни  в  нас  залог,
Он – глава  воскресной  школы,
Он – всеграмотности  Бог!
Будь  же  грамотность  родная
Делом  веры  и  Любви!
Восклицаем,  начиная:
«Царь  Небесный!  Благослови!»
  Христос не лишил ученья никого, в муках умер, а затем воскрес на третий день воскрес, с тех пор этот день назван "Воскресение" так, как его провозгласил Бог. Он оставил слово, грамоту, глагол и стал главой "всеграмотности", как пишет автор. Также в последних строка стихотворения говорится о любви и уважении к грамотности, о том, что она - дело веры.
    И слово «образование» происходит от «Образа» - Образа Божьего в человеке. Восстановить Образ, а не устроить «свалку» из всевозможных знаний, да ещё и порождающих гордыню.А гордыню внушает дьявол.
    И вот по научению дьявола свершили легионы его октябрьский переворот.                В январе 1918 года декретом СНК РСФСР Церковь была отделена                от государства и школа —   от Церкви. Потом, боясь Слова Божьего, «новоявленные иуды» запретили старинный праздник, связанный  с именем  Святой Мученицы Татианы - и храм её разрушили. В ту ночь разразилась жестокая гроза: действительно — «тьма сгущалась над Ершалаимом», тьма, окутала землю, как в ту страшную ночь,  когда распят был Сын Божий. Под этим грозным знаком                к церкви подъехали два грузовика с рабочими –  и богохульники  «под проливным дождем, при… раскатах грома  и блеске молнии приступили к своей разрушительной работе».
Вскоре появляется приказ ликвидировать интерьер церкви. В помещении храма устраивается читальный зал юрфака. На месте старой надписи «Свет Христов просвещает всех» сделали новую: «Наука — трудящимся», правда, потом и его снимут. 
Недаром же написал В.Г.Бенедиктов, как будто пророчествуя что  тот, кто захочет лишить народ возможности постижения учения, Слова Божьего, - «тот недобрый муж, преступен он пред совестью своей".
 Мне страшную быль рассказали,
ее передать я готов,
как древние книги сжигали
в начале тридцатых годов.
Далеко на Севере где-то
стоял монастырь у воды.
Стоял он на краешке света,
не видел татарской орды.
Тевтонцы туда не пробились,
ни ляхи, ни Наполеон.
Там древние книги хранились
ещё с византийский времен.
Костры полыхали багрово,
и отблеск плясал на стене,
и, может быть, подлинник «Слова»
сгорел в этом страшном огне.
Горели и свитки, и святцы,
преданья родимой земли.
Да что ж вы наделали, братцы?
Да как же вы это смогли?!
 Так написал уже во второй половине века двадцатого  поэт  А.В. Жигулин в своём стихотворении  «Из российской истории». И разрушение храма, не один век окормляющего российскую науку, – один из тысячи тысяч примеров нашей общей трагедии.
        А вот ещё один пример –  «пронзительное» стихотворение, созданное одним из трагических поэтов Серебряного века  О.Э.Мандельштамом  в окаянном                1931 году, После войны и переезда в Москву, разлуки друзьями и родным городом,  поэт ещё сильнее ощутил трагичность происходящего. Впервые произведение было напечатано лишь тридцать лет спустя, в Нью-Йорке, а на родине и вовсе увидело свет еще пятью годами позже, в Алма-Ате. Только в 1973 г. произведение появилось в основательном отечественном издании стихов О.Э.Мандельштама.
 Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма,
За смолу кругового терпенья,за совестный деготь труда.
Как вода в новгородских колодцах должна быть черна и сладима,
Чтобы в ней к Рождеству отразилась семью плавниками звезда.
И за это, отец мой, мой друг и помощник мой грубый,
Я — непризнанный брат, отщепенец в народной семье, —
Обещаю построить такие дремучие срубы,
Чтобы в них татарва опускала князей на бадье.
Лишь бы только любили меня эти мерзлые плахи —
Как прицелясь на смерть городки зашибают в саду, —
Я за это всю жизнь прохожу хоть в железной рубахе
И для казни петровской в лесу топорище найду.
 Всё стихотворение проникнуто  христианскими образами и мыслями. Семиконечная звезда – это, конечно же, звезда Вифлеема, которая несет весть о Рождении Иисуса Христа.Поэт призывает сохранить то, что дано свыше, и что создано, благодаря дару творить. За свой призыв он дает обещание "построить дремучие срубы", то есть обещает творить свою поэзию и пожертвовать собою, если будет нужно.
Лирический герой - глубоко верующий человек, который свершает  свой жизненный путь в рамках Божественных заповедей, - ведь только так возможно приобщение человека к Богу. Об этом свидетельствуют приведенные ниже отрывки:
"... За смолу кругового терпенья, за совестный деготь труда...",
"... Я — непризнанный брат, отщепенец в народной семье...",
"... Я за это всю жизнь прохожу хоть в железной рубахе...".
И  исполнил поэт своё обещание сполна – отказавшись покинуть Россию  в окаянные годы, он стал жертвой безбожно власти – погиб в пересыльном лагере. Наверное, благодаря жертвам тысяч таким, как он, - «неотрекшихся» и стала возрождаться  через много лет вместе с восстановленными храмами и русская духовность.
Потому что Бог поругаем не бывает  - и  Свет всегда пробьется сквозь тьму  и  веру, потому что душу народа убить нельзя. И Храм Святой Мученицы Татианы возродился – ведь бездуховная наука ведёт в пропасть. (К этой мысли приходили ещё чеховские герои, например, профессор в «Скучной истории» – только тогда, замутнённые бесами и возгордившиеся умы вместить эту мысль                не сумели).
Итак, господствовавшее не один десяток лет богоборческое безумие стало постепенно сдавать свои позиции. Россия торжественно почтила 1000-летие Крещения Руси. А после августа 1991-го россиянам  и вовсе «разрешили верить». Новые веяния постепенно начали сказываться и на Московском Университете. Пытливые студенты все чаще задавались вопросом, а почему, собственно, День студентов носит красивое женское имя Татьяны и отмечается 25 января. Некоторые                из заслуженных профессоров МГУ стали припоминать, что когда-то в старом здании Университета на Моховой была своя домовая церковь.                И что освящена она была в честь Римской Мученицы III века, память которой празднуется 12 января по ст. стилю, то есть как раз 25 января. Вспомнили при этом и слова «Храм оставленный — все храм».  (В этом храме – одном из немногих – можно приобрести удивительный по глубине содержания, служащий духовному просвещению журнал «Православная беседа» и труды профессоров богословия, позволяющие ищущему истинный путь человеку разобраться в Книгах Священного Писания. В этом храме во время молитвы отошёл в мир иной один из профессоров – стоя на коленях. Сподобиться бы такого ухода!).
А Нижний Храм посвящён Святителю Филарету Московскому. Митрополит  Филарет видел заблуждения своих современников, но не верил                в пользу и надежность суровых запретительных мер, не торопился вязать и осуждать.                От заблуждения он всегда отличал человека заблуждающегося,                и с доброжелательством относился он ко всякому искреннему движению человеческой души. Благодаря ему, было написано немало толкований                Книг Священного Писания. А благодаря его поэтическому диалогу  с А.С.Пушкиным, поэт, после многих заблуждений укрепившись  в истинной вере, создал                и «Пророка»,   и «Маленькие трагедии», и «В часы забав иль праздной скуки» и ещё великое множество истинно христианских произведений. Не встретился бы ему на пути Великий Молитвенник Московский - и могли бы не родиться произведения, без которых нельзя  представить себе ни русскую, ни мировую литературу. Да и самого  поэта как истинного христианина могла тоже не быть.
 Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт.
 Это не только искренняя благодарность поэта своему спасителю.                (В одном из черновиков была «арфа Филарета») Это – выражение духовной сути трудов Великого Святителя.
 А эти строки великого Н.А.Некрасова, наверное, хорошо известны каждому с самого детства:
Сеятель знанья на ниву народную!
Почву ты, что ли, находишь бесплодную,
Худы ль твои семена?
Робок ли сердцем ты? слаб ли ты силами?
Труд награждается всходами хилыми,
Доброго мало зерна!
Где ж вы, умелые, с бодрыми лицами,
Где же вы, с полными жита кошницами?
Труд засевающих робко, крупицами,
Двиньте вперед!
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ...
       Несложно увидеть, что в основе произведения "Сеятелям" лежит Евангельская Притча о Сеятеле. Образ сеятеля не раз использовался и в русской, и западноевропейской литературе, знаменуя собою проповедь Истины, проповедь Слова Божьего.         
Стихотворение иногда рассматривалось, особенно в годы безбожные, как обращение к революционным пропагандистам-народникам. Но это не так. Поэт,  знающий и понимающий душу русского народа, обращается с добрым напутствием к тем, кто решил посвятить себя делу служения на ниве просвещения.  О том говорил и В.Г.Бенедиктов в своём произведении, с которого начата работа.   А призванные «сеять разумное, доброе, вечное» должны помнить о том, что Христос – «всеграмотности  Бог», а потому просвещение должно быть  «делом  веры  и  Любви» и что «Свет Христов просвещает всех»! Иначе,  - пользы не будет никому!
     Слово - великое достояние человечества! Ведь когда на Руси появилась письменность, появился первый алфавит - это стало настоящим достижением.
 И приближаясь к финалу, обратимся к созданной много веков назад песне. И сложил  её русский, православный народ.
 Слава вам, братья,
славян просветители,
Церкви славянской
святые отцы,
Слава вам,
правды Христовой учители,
Слава вам,
грамоты нашей творцы!
Будьте ж славянству
звеном единения,
Братья святые
Мефодий, Кирилл!
Да осенит его
дух примирения
Вашей молитвой
пред Господом сил.
 Братья Кирилл и Мефодий причислены к Лику Святых –  и причислены  именно                за то,  что создали письмо, перевели Евангелие и святоотеческих книги, таким образом исполнив волю Бога.  И деяния их были сравнимы с деяниями самих апостолов, потому и называют братьев равноапостольными. Ведь Слово не только «научает», как писали Отцы Церкви, читать и писать – оно должно наставлять на путь истинный.
     «И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным. Как если один землю вспашет, другой же засеет,  а иные жнут                и едят пищу неоскудевающую, - так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал                и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное…  Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы  и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость воздержание.  Это ведь - реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы  в печали утешаемся; они - узда воздержания».                (Из «Похвалы Учению Книжному).
Так писали наши благочестивые предки, понимая духовную суть просвещения, преисполненные благодарностью Святым Братьям  и Благоверным Русским Князьям. И как важно, чтобы мы, современные люди, помнили о том                и не прерывали духовной связи.
  А потому завершить беседу хотелось бы словами нашего великого соотечественника Н.В.Гоголя: «Со словом надо обращаться честно».

                Литература
1. «Буквица славянская» Н.П.Саблиной.  (Из книги взяты отрывки об истории некоторых букв).
2.  Лекции протоиерея Александра Салтыкова – сотрудника Музея древнерусского искусства им Андрея Рублёва.
3.  Сборник духовной поэзии «Слово и дух».
4.  Н.В.Гоголь «Духовная проза».
5   Журнал «Православная беседа». Разных лет
6. Журнал «Русское возрождение». Номер, посвящённый Святителю Филарету Московскому.
7. «Похвала Учению Книжному».
8. Гайкова Н.Н. Статья  «Духовное начало славянской письменности»                из книги «Боговдохновенная русская литература»


Рецензии