Студент возвращение в благодатный край

РУБРИКА  «СТУДЕНТЫ  ГАЙКОВОЙ  Н.Н.» Саталкин Константин Валентинович
         Возвращение в «Благодатный край»
Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды,
Благословляю я свободу
И голубые небеса.
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму,
  В одной из самых известных и самых прекрасных поэм всей русской литературы,  «Иоанн Дамаскин», созданной великим А.К. Толстым, отражён образ Святого рубежа 7-8 веков, принимающего  всё то, что даёт Творец  - всему миру, и ему как созданию Божьему. И именно потому, что А.К.Толстой истинно русский, православный поэт, он отражает главную мысль через родной русский пейзаж, прекраснее которого нет во всём мире, хотя в то время и Руси ещё не было.
 И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду.
    Святой, принимая данное Творцом, словно «берёт на себя ответственность»  за то, что будет делать человек с этим даром. Святой, а вслед за ним, очевидно, и сам поэт  хочет объединить всех верой,  - Именем Божиим.
  О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить;
О, если б мог в мои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!
 И потому  мироздание словно внемлет молитве Святого – и  молится вместе с ним, восхваляя Дела Создателя. Пройдут века – и наши глубоко почитаемые русские святые будут совершать молитвенный подвиг наедине с природой, с Мирозданием Божием – вспомнить хотя Преподобных Сергия Радонежского, Александра Свирского, Серафима Саровского. И в том глубокая преемственность духовных традиций и единство человека со всеми Творениями Божьими.
 Ведь русский человек внимает Словам Писания и Отцов Церкви. Внимает –  и сердцем, и разумом. Таковым был и великий русский поэт А.К.Толстой. Оттого  произведение словно вне времени                и пространства.
А потому от образа Древнего Святого «переносимся» на несколько веков вперёд  -                в Россию времён жизни поэта и обращаемся к произведению, само название которого не может  не тронуть душу – «Благовест».
 Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.
Их звон призывный
Через могилы
Гудит так дивно
И так уныло!
К себе он тянет
Неодолимо,
Зовет и манит
Он в край родимый,
В край благодатный,
Забытый мною,-
  Храм «тянет» в тот «край», в котором  человек сможет чувствовать себя духовно свободным. И потому он Благодатный!  Может быть, это детство, когда душа человека чиста, а может быть, - утерянный по грехам людей Рай. И одно совсем  не исключает другого – ведь сказал Сам Спаситель: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное».
  И, непонятной
Томим тоскою,
Молюсь, и каюсь я,
И плачу снова,
И отрекаюсь я
От дела злого;
Далеко странствуя
Мечтой чудесною,
Через пространства я
Лечу небесные,
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает...
 И потому попасть, вернее даже, «вернуться» в этот край можно только через покаяние. А значит, главная мысль произведения в том, что Храм –  это живая связь  человека с Творцом. И связь эта невозможна без того, чтобы человек  просил у Творца прощение за свои прегрешения. Оттого и тема покаяния - одна из главных во всей русской литературе. Да и не только русской, наверное.
Хочет покаяться в своих грехах, очистить душу                и лирический герой, чтобы после окончания земной жизни душа попала и обрела покой там – в Благодатном краю.                А звон  колоколов  - это Глас Божий, призывающий ещё раз задуматься  о Вечном и праведно жить на земле.
И потому оставим ненадолго произведения великого А.К.Толстого и обратимся                к чуть менее известному, но не менее прекрасному поэту того же поколения – А.М.Жемчужникову и его, наверное, лучшему произведению «Святая пора».                Это – ещё одна из бесчисленных граней одухотворённого русского пейзажа. 
Есть пора святая в жизни деревенской —
Осени прозрачной тихая пора.
В ясный день природа — это храм вселенский:
В нём богослуженье до ночи с утра.
 Природа, для христиан - это Нерукотворный Храм Творца!  Этой  мыслью словно «пронизана» вся русская литература – особенно  - поэзия. Эту мысль со всей ясностью, столь проникновенно отразил в своём произведении и истинно русский поэт А.М. Жемчужников.
  Лишь с долин росистых волны фимиама
Возлетят навстречу утренней заре,
Для молитв открыты на просторе храма
Всюду алтари.
На холме высоком, и под скромной ивой,
И в лугу безмолвном, где стоят стоги, —
Алтари повсюду, где благочестиво
Остановит путник взоры и шаги.
Паутиной чистой серебрятся жнивья;
Нивы в изумрудный облеклись наряд;
Как паникадила, стройные деревья
Золотом горят.
 В шелесте деревьев и трав,  в пении птиц - слышит лирический герой, да и каждый верующий человек слова молитвы. Словно молится вся природа, воздавая хвалу Создателю.
 Но открывается такое видение только тому, кто верит чистым сердцем, тому, кто «благочестиво остановит взоры и шаги», а не пройдёт мимо. Не пройдёт  - потому что тоже стремится в Благодатный Край.
 Время гроз гремящих, время неги знойной
От земли умчалось... Ей его не жаль.
Вся теперь объята думою спокойной,
Взор она возносит в голубую даль;
Небу за былое шлёт благодаренья;
Знает, что ей ныне дни уж сочтены;
И готова к смерти, чая воскресенья
От лучей весны.
 Как и у многих поэтов, у А. М. Жемчужникова,  времена года неразрывно связаны с этапами человеческой жизни. Весна-юность, лето -  молодость, а осень, наверное, -  старость, может быть, - зрелость -  и потому именно осенью, приходят такие глубокие, такие важные мысли. И звучит в стихотворении раздумье о том, что  все суетное уходит и приходит время размышления о Вечном!
 Богом именуем, о, Великий Зодчий!
Осенью прозрачной в сельской тишине
Ты перед природой мне с любовью отчей
Снял с очей завесу и открыл их мне.
И Твой храм я вижу просветлённым взором,
Храм, где вечно служба в славу бытия;
И духовным слухом слышу пенье хором:
Аллилуйя!
 Каждый православный человек должен разобраться в своей душе, в своих помышлениях -  и тогда ему откроется великое, красивое, духовное! Тогда откроются его «духовные очи». И тогда он возвратится в Край благодатный - а в какое время года -  совсем неважно.
 Потому и  завершается произведение возносящимся к небу пением  - к небу возносится пение хора вместе с колокольным звоном, звучащим над дубравой                в стихотворении А.К.Толстого.   
 А потому снова возвращаемся к творчеству автора «Иоанна Дамаскина»                и «Благовеста» и к Образу Святости. Только несколько по-иному, наверное,  к другой «грани».
 Пантелей-государь ходит по полю,
И цветов и травы ему по пояс,
И все травы пред ним расступаются,
И цветы все ему поклоняются.
И он знает их силы сокрытые,
Все благие и все ядовитые,
И всем добрым он травам, невредныим,
Отвечает поклоном приветныим,
А которы растут виноватые,
Тем он палкой грозит суковатою.
По листочку с благих собирает он,
И мешок ими свой наполняет он,
И на хворую братию бедную
Из них зелие варит целебное.
Государь Пантелей!
Ты и нас пожалей,
Свой чудесный елей
В наши раны излей,
В наши многие раны сердечные;
Есть меж нами душою увечные,
Есть и разумом тяжко болящие,
Есть глухие, немые, незрящие,
Опоённые злыми отравами,—
Помоги им своими ты травами.
 Стихотворение «Пантелей целитель». Святой Целитель, Великомученик! Говорить о том,  чем славен Святой Пантелеймон, большинству русских людей незачем. И вот идёт Святой, закончивший свой земной путь в начале четвёртого века, по русскому полю, соединяясь с природой – с русской природой. Начиная                с  первых строк, проникнуто стихотворение чувством любви к русскому пейзажу. Русский пейзаж  не только красив – он одухотворён! Каждый цветок, каждая травинка «преклоняются» перед Святым – а значит, перед самим Творцом. Святой, живший тогда, когда Руси и в помине не было, соединяется с русским полем, русской природой, душою русского человека – один из которых  - великий русский поэт А.К.Толстой.  Поэт, всем сердцем и разумом ощущающий Святость, которая вне времени! Иначе таких берущих за душу слов не создать. А стихотворение стало ещё и песней.
 Пантелей отбирает травы для своего целебного отвара, чтобы исцелять людей – ведь люди  с молитвой и слезами просят его о том. Просят вылечить свои болезни, свои «раны сердечные». Но «зелие»  станет целебным только по глубокой вере,                по молитве Святого и каждого, просящего об исцелении. Это слишком понятно                и истинно русскому, православному поэту, и каждому верующему. Понятно безо всяких объяснений! Да только не всем, к великой скорби!
 А ещё, государь,—
Чего не было встарь —
И такие меж нас попадаются,
Что лечением всяким гнушаются.
Они звона не терпят гуслярного,
Подавай им товара базарного!
Всё, чего им не взвесить, не смеряти,
Всё, кричат они, надо похерити;
Только то, говорят, и действительно,
Что для нашего тела чувствительно;
И приёмы у них дубоватые
И ученье-то их грязноватое,
И на этих людей,
Государь Пантелей,
Палки ты не жалей,
Суковатыя!
  К кому же относятся эти гневные слова в финале?! Слова самого поэта                и русского, православного народа?! Конечно же, к нигилистам. Ведь они отрицают веру в Творца, а значит, и всё мироздание, и  человека как творение Божие. А чего тогда стоит наша жизнь?!
      И если эти люди не обратятся к вере, не покаются за свои грехи, свои заблуждения, то вряд ли попадут в Благодатный край, куда надеются попасть святые, праведники, да и просто не утратившие христианской души  люди! Нет, просто не попадут! Они же Благодать никогда ощутить не смогут – потому что она даётся только Самим Творцом – и в чувства «физиологические» не укладывается!
  А потому  под конец хотелось бы обратиться к чуть  менее известному, но не менее прекрасному произведению А.К.Толстого. Само название - «Утешенье» уже говорит  о надежде каждой верующей души.
 Тот, Кто с вечною любовью
Воздавал за зло добром,
Избиен, покрытый кровью,
Венчан терновым венцом,
 Всех с Собой страданьем сближенных
В жизни долею обиженных,
Угнетенных и униженных
Осенил Своим крестом.
Вы, чьи лучшие стремленья
Даром гибнут под ярмом,
Верьте, други, в избавленье,
К Божью свету мы грядем.
Вы, кручиною согбенные,
Вы, цепями удрученные,
Вы, Христу сопогребенные,
Совоскреснете с Христом.
  В этом стихотворении, как и во многих других,  поэт говорит людям, чтобы они никогда  не отворачивались от веры и следовали ей до конца. Чтобы,  несмотря ни на какие жизненные препятствия, страдания, скорби были верными Творцу. И тогда после всех перенесённых невзгод и мучений тот, кто до конца верил; тот,                кто, преодолев все жизненные невзгоды, не сбился с истинного пути, попадёт                в Благодатный край, в котором обретёт Свет! Обретёт Жизнь Вечную!
               
                Литература.               
1.Сборник произведений А.К.Толстого «Горними тихо летела душе небесами»
2.Сборник поэзии «Слово и дух».
3.Сборник «Буквица славянская».
4.Жемчужников А.М. «Святая пора».
5. «Белый город» Левитан.
6. «Белый город»  Васнецов В.М.
7.Тургенев И.С. «Отцы и дети». 
8.Гайкова Н.Н. Методическая разработка творческого занятия «Возвращённый источник живой воды»
9.Гайкова Н.Н. Очерк «Лето Господне» Московских Святынь».
10.Гайкова Н.Н. Статья «Лето Господне» русской природы».


Рецензии