Студент о восхождении к вечности

РУБРИКА  «СТУДЕНТЫ  ГАЙКОВОЙ  Н.Н.» Караваев Никита Сергеевич
Восхождение к Вечности по «Воздушной дороге».
«Недалека воздушная дорога, —
Как нам сказал единый из певцов,
Отшельник скромный, обожатель Бога,
Поэт-монах, Владимир Соловьев
Везде идут незримые теченья,
Они вкруг нас, они в тебе, во мне,
Все в Мире полно скрытого значенья,
Мы на Земле — как бы в чужой стране.
Мы говорим. Но мы не понимаем
Всех пропастей людского языка.
Морей мечты, дворцов души не знаем,
Но в нас проходит звездная река.
 Ушедший человек навсегда связан себя с землей, потому что оставил память о себе.  Потому мы и начинаем беседу со стихотворения, посвящённого памяти великого русского мыслителя В.С.Соловьёва - а «вспоминает» его К.Д.Бальмонт.
Земля - лишь «пристанище» для людей перед восхождением к Вечности – неслучайно главным образом произведение стала Воздушная Дорога – путь от земли к небесам.
   «В сне земном мы тени, тени...» - написал когда-то сам В.С.Соловьёв - и мысль эта продолжается у К.Д. Бальмонта - «Мы на земле — как бы в чужой стране».  Да и само произведение, скорее, является отражением сути того, кому посвящено. Наверное, даже больше, чем творчества самого К.Д.Бальмонта.
Каждый хочет творить и может мечтать. И К.Д. Бальмонт всем существом своим ощутил то, чем жил, что старался передать людям его любимый «учитель»: 
 Ты подарил мне свой привет когда-то,
Поэт-отшельник, с кроткою душой.
И ты ушел отсюда без возврата,
Но мир Земли — для неба не чужой.
 Мы наделены многими чувствами, но самое главное и сильное - или одно из главных -  вера. «Вера есть путь к познанию Вечного», - написала Н.Н.Ильина в своём знаменитом  этюде, посвящённом «Ариону» А.С.Пушкина – но слова эти в полной мере относятся и к предмету беседы.  Ведь именно вера сподвигла людей писать стихи о Вечном, думать о высоком, видеть то, что, на первый взгляд, как будто                и неважно. Именно она сделала человека человеком, дала возможность беспредельного совершенствования! Потому, что «мир Земли — для неба не чужой». 
Оттого и обращается поэт к тому, кто научил его видеть отражение Вечности в земном, как к живому, как к собеседнику:
 «Ты шествуешь теперь в долинах Бога,
О, дух приявший светлую печать
Но так близка воздушная дорога,
Вот вижу взор твой — я с тобой — опять.»
Говоря же о соединении в Вечности, наверное, мы прежде всего имеем                в виду успокоение души и воссоединения со своими любимыми. Соединение с Прекрасным, по сравнению с которым все наша земные скорби ничтожны. 
Сердце смолкнуло послушно,
Все тревоги отошли…
как написал когда-то сам В.С.Соловьёв. 
А даруют успокоение и спасение - вера и любовь. Вера помогает принимать этот мир и стараться делать его лучше. Вернее, делать лучше себя, чтобы лучше становилось и всё нас окружающее. Вера в то, что откроется за гранью «зримого очами неба».
А потому обратимся к упомянутым ранее произведениям великого поэта                и философа – произведениям, упомянутым лишь одной строкой.
 В сне земном мы тени, тени...
   Жизнь — игра теней,
Ряд далеких отражений
   Вечно светлых дней.
Но сливаются уж тени,
   Прежние черты
Прежних ярких сновидений
   Не узнаешь ты.
Серый сумрак предрассветный
   Землю всю одел;
Сердцем вещим уж приветный
   Трепет овладел.
Голос вещий не обманет.
   Верь, проходит тень,—
Не скорби же: скоро встанет
   Новый вечный день.
 Сквозь земные тернии, «земные туманы», как сказал сам В.С.Соловьёв в другом произведении, к Новому – «Новому Вечному дню»  - к Жизни Будущего Века.                И только с неуклонной верой в Обетованное Творцом можно преодолеть и «серый сумрак», - и всё другие невзгоды, все испытания, которые  предстоят нам в земной жизни. А может быть, поэт говорит ещё и о преодолении языческого мышления христианским.  Только это никак не противоречит всему сказанному ранее.
  «Корни наших мыслей и чувств не здесь, а в мирах иных» - сказал устами Старца Зосимы Ф.М.Достоевский, обращаясь к традициям святоотеческой литературы.
И мысль эту продолжает глубоко почитавший великого русского писателя В.С.Соловьёв.
  Наверное, перед нами – один из самых ярких, самых многогранных тому примеров – ведь здесь ещё и звучит тема любви -  любви, возводящей  к Вечности, любви,                по словам самого же В.С.Соловьева, «преображённой вечной, нетленною силой благодати»:
Милый друг, иль ты не видишь,
Что всё видимое нами -
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий -
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?
Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете -
Только то, что сердце к сердцу
Говорит в немом привете?
     Земля - лишь временное «пристанище»  человека. И всё же именно здесь совершатся выбор, от которого зависит  посмертие.
А в нашей земной жизни  множество искушений – и только осознавший истинное предназначение человека, может «обойти» их, не поддаться соблазнам, чтобы приблизиться к небесам. А ещё здесь, на земле, предстоит понять, что настоящая любовь, говоря языком самого великого мыслителя и поэта,  - «преображена нетленною силой благодати». Что она  - Дар Небес. Только такая любовь сильнее смерти!
И, конечно, без веры невозможно постичь духовных глубин. Без неё утрачивается смысл жизни. Без веры невозможно увидеть дорогу в Вечность.
Надо уметь видеть и слышать! Уметь любить и созидать. Надо помнить о том,                что без любви сотворить что-то великое невозможно, немыслимо! А самое главное, - помнить, какие великие блага даровал нам  Создатель!
    А теперь  хотелось бы обратить особое внимание на то, что говорит К.Д.Бальмонт о земном -  «людском» языке. Язык, конечно, - голос души, отражение сути человека, его мысли. Но всё же земной язык никогда не сможет выразить всей красоты мироздания, вернее, его духовного начала. Потому и «морей мечты, дворцов души не знаем».
И снова вспоминаются слова самого В.С.Соловьёва – только   не стихи,  а небольшой философский труд «Красота в природе»: «Мы должны определить красоту  как преображение материи чрез воплощение к ней другого сверхматериального начала».
  И яркий пример того скромный пробивающийся в незримой глуши ручей и родные плакучие ивы, возводящие к небесам душу и лирического героя, да и, наверно душу каждого русского человека:
 Там, где семьей столпились ивы
И пробивается ручей,
По дну оврага торопливо,
Запел последний соловей.
Что это? Радость обновленья,
Иль безнадежное прости?..
А вдалеке неслось движенье
И гул железного пути.
И небо высилось ночное
С невозмутимостью святой
И над любовию земною,
И над земною суетой...
 Вопросы о Вечном, о смысле земного бытия невольно возникают - не только                у лирического героя – при созерцании даже не очень яркого, но такого родного русского пейзажа. И весь он становится «сверхматериальным».
«Сверхматериального начала» - значит сокрытого от человеческого разума, недоступного простому, «земному» восприятию. Но одновременно являющимся началом всего, что видим мы вокруг себя – в том числе и русском пейзаже.
 И что-то открывает нам Создатель по милости своей, когда душа стремится                к Свету! Как и лирическому герою, широко открытыми глазами – и, главное, - чистым, открытым Создателю Нашему сердцем  созерцающему склонённые к ручью ивы!
   И В.С.Соловьёв, и К.Д. Бальмонт – символисты. Только это не главное. А самое главное, самое значимое то,  что в их произведениях раскрывается стремление человека к Вечности – к  иному, прекрасному миру.
Люди всей душой, всеми помыслами стремятся к прекрасному миру – только часто он недоступен – и недоступен по людским грехам.
«Крылья души над землей поднимаются,
Но не покинут земли».
Эти удивительные по глубине мысли В.С.Соловьёва взяты из одного из самых известных  его произведений «В Альпах» - и в них в полной мере раскрывается сказанное выше. Они раскрывают суть человека, стремящегося к большему, к тому, чего, наверное,  и не заслужил.  К тому, что «запретно», - к неизведанному. Именно потому  земля - «чужая страна».
«Мыслей без речи и чувств без названия
Радостно — мощный прибой»- 
А эти начинающие и заканчивающие произведение строки перекликаются                с образом «пропасти людского языка», созданном К.Д.Бальмонтом. Ведь язык земной никогда не сможет выразить всю суть бытия, красоты души и природы -  Мир Духовный, о чём уже было сказано.
   И снова мысли великого философа и «поэта – отшельника» о том, что душа стремится к Вечности, к обретению мира:
 Бескрылый дух, землею полоненный,
Себя забывший и забытый бог...
Один лишь сон - и снова, окрыленный,
Ты мчишься ввысь от суетных тревог.
Неясный луч знакомого блистанья,
Чуть слышный отзвук песни неземной, -
И прежний мир в немеркнущем сиянье
Встает опять пред чуткою душой.
Один лишь сон - и в тяжком пробужденье
Ты будешь ждать с томительной тоской
Вновь отблеска нездешнего виденья,
Вновь отзвука гармонии святой.
 «Бескрылый дух», очевидно, олицетворяет грешника, с тоскою устремившего взоры                к небесам. Только небеса для него не доступны.
 Такие «невесёлые» размышления, видимо, - отражает учение великого   Платона о том, что есть мир прекрасный, человеку недоступный, и тот, в котором мы живём и который лежит во зле. Такие мысли иногда присущи в русской литературе, но всё же не могут быть главными. Ведь Платон, которого считают «предвестником» мышления христианского, жил тогда, когда Христос ещё не пришёл в этот мир  и Воскресением Своим не открыл людям закрытые врата Рая. А оба поэта -  христиане – и такие мысли посещали их, как и, наверное, многих других русских писателей, в минуты отчаяния.
    А вообще русскому человеку, русскому писателю присущи мысли о Высоком,  о Вечном. И даже в момент отчаяния готов человек встать на верный путь, очистить свою душу, покаяться. И поэтому главная мысль произведения  К. Д. Бальмонта  в том, что  «мир земли для неба не чужой»! И не только применительно к жизни                и творчеству того, кому посвящены эти строки.
 Ночь темный, тусклый взор на землю опустила,
И дремлет, и молчит, крылом не шевеля...
В тумане, как в дыму, погасли звезд кадила,
И паутиной снов окутана земля.
Жизнь умерла кругом, но тайны воскресают.
Неуловимые, как легкий вздох ночной,
Они встают, плывут, трепещут, исчезают,
И лишь одна из них всегда во мне, со мной.
То - смерти вечная, властительная тайна;
Я чувствую ее на дне глубоких снов,
И в предрассветный час, когда проснусь случайно,
Мне слышится напев ее немолчных слов:
"Я здесь, как сердца стук и как полет мгновений,
Я - страх пред вечностью; но этот страх пройдет,
И ледяной огонь моих прикосновений
Лишь ложные черты и выжжет,                и сотрет..."
 Ночь… Ведь именно ночь – самая лучшая пора  для того, чтобы склонить голову                и «впустить в себя» мысли о сути нашей жизни. Мне кажется, что самое главное                в ночи  то, что она открывает нам новую «дорогу» в мир совершенно иной, скрытый                от повседневного и поверхностного взора.
Можно окунуться в мир снов – мир надежды и мечты.  Но прежде всего, как было уже сказано, - в глубокие раздумья о смысли всего происходящего на земле.
  Об этом и размышляет поэт П.С. Соловьёва – младшая сестра великого поэта                и философа, которому посвящена «Воздушная дорога», в стихотворении                с неисчерпаемым по глубине названием «Тайна смерти».  Поэт говорит о неком «страхе», - очевидно, - о страхе перед смертью – перед неизведанным. Страх, конечно, может сделать духовно слабее. Но если человек  выбирает честный и чистый путь, если верит в то, что земная жизнь не конец всему, в то, что душа бессмертна, такие мысли не будет одолевать - и страх пред Вечность «пройдёт». Пройдёт, потому что «ледяной огонь … прикосновений» смерти «лишь ложные черты и выжжет, и сотрет».А истинные останутся!
 И ясно вижу я в те вещие мгновенья,
Что жизнь ответа ждет - и близится ответ,
Что есть - проклятье, боль, уныние, забвенье,
Разлука страшная, но смерти - нет..,
«Когда смертное сгорает, вечно живое остаётся» - напишет потом великий русский мыслитель Е.Н. Трубецкой.  Дарованная  Творцом душа бессмертна. И перед бессмертием все страхи  отступают!
  А потому должно помнить, что каждый человек когда-нибудь оставит этот мир.                И надо всегда думать над тем, каким  предстанешь перед Творцом именно ты.                А поэтому нужно прожить жизнь так, как заповедал человеку Господь.
Надо стремиться к чистой жизни, чтобы в конце земного пути найти «воздушную дорогу»  - дорогу в Вечность.

                Литература.
1.Сборник «Антология Серебряного века русской поэзии».
2.В.С.Соловьёв «Красота в природе».
3.В.С.Соловьёв «Смысл любви».
4.В.С.Соловьёв статьи о Платоне.
5.В.С.Соловьёв «Три речи в память Достоевского».
6.М.М.Дунаев «Вера в горниле сомнений».
7.Гайкова Н.Н. исследовательская статья«Духовная преемственность русской литературы. «Сверхвременное» в творчестве русских писателей»
8.Гайкова Н.Н. Методическая разработка творческого занятия «мысль, воплощённая в слове и образе».


Рецензии