Ботаник на свободе

Трудно вырваться ботанику  из объятий тура на свободу. Маршрут неумолим. Нужны туристку не тривиальные растения,  а необыкновенные пейзажи. Bella vischta. Так говорили когда-то первому русскому туристу Гончарову носильщики, поднимая его, как Обломова,  в паланкине  на вершину Мадеры. Мы на верной иномарке с вершины спустились в уютную и действительно красивую Уймонскую долину, не ради видов, ради мечты. Именно здесь  сто лет назад остановился Николай Рерих после перехода от Джомолунгмы до Белухи.  И решил – быть в долине, деревушке староверов,  центру всемирной культуры, столице Мира. Увы,  сегодня в деревушке от мечты великого гуру остались только два музея: музей самого Рериха и музей быта староверов. Но старушки экскурсоводы светились тем же значимым внутреннем светом, что и в Москве или Новосибирске. Среди репродукций на стенах магазинчика, что нам трепетно предлагали купить,  растений не было, только заснеженные горы. Правда, была  среди них картинка лучшего художника Алтая, а на репродукции  … огоньки. Но когда же будут растения настоящие, алтайские?

И растения появились. Чтобы полюбоваться на них,  нужно было согласно неумолимому туру,  всего лишь подняться к Усть-Канской пещере. Тысяча ступеней, по серпантину  вверх, к безоблачному небу. Любуйся ботаник, под каждой ступенькой,  словно самоцветные камни,  приветствуют тебя горные травы. Белый степной эдельвейс, лиловая альпийская астра, желтые живучки и непременный пурпурный  тимьян. Но это не для нас. Вот и вершина. И, конечно, как всегда,  гиды нас обманули. Правда, они предупреждали, что до денисовской пещеры нужно почти сто верст добираться.  Именно из денисовской  пещеры, как считают археологи, вышел самый древний человек и захватил весь мир. В усть-канской выемке можно укрыться от дождя и не более того. Зато какой вид с последней смотровой площадки! Синие горы, зеленые луга у бурной реки и крошечные разноцветные юрты. Если и жили в пещере миллион лет назад денисовцы, то от такого вида они сразу превратились в кроманьонцев. Bella vischta.
А как же свобода?  Цивилизация и свобода две вещи несовместимые. Пока мы мчались тысячу верст по алтайским дорогам,  тур нас не отпускал. И вдруг чудо. Машина перегрелась и попросила отдыха. Мы свернули с трассы к ближайшей речушке и гид торжественно провозгласил: «Вы свободны!» Мы разбрелись: кто к прохладной воде, кто к тенистым тополям, к желанному пикнику, а кто и к высоким травам. И вот оно свободное растение Алтая. И конечно, это была горная орхидея. Рерих искал центр мира и не нашел. Эта маленькая орхидея – ключ, открывающий миры, миры русской культуры. Двести лет назад ее обнаружил впервые в Даурии ботаник-дилетант Турчанинов и назвал ятрышником солончаковым. Высокое звание. В те времена все семейство орхидей так и называлось – ятрышниковые. Нашу историю мы знаем по войнам и полководцам. Велик тот, кто больше людей убьет, желательно убить миллион человек. Безвестный чиновник Турчанинов собрал самый большой в мире личный гербарий. Он не только изучал растения таинственной тогда для европейцев Сибири, особенно Байкала  и Даурии, но и обменивался гербарными листами с крупнейшими ботаниками мира,  переписывался с великими   путешественниками, он хорошо знал Гукера, друга Дарвина и Карелина, прадеда Александра Блока.  Может и не было бы такого поэта, как Блок, если бы не родился он в Шахматове, в семье ботаника Бекетова, если бы не рассказывала его бабушка, дочь Карелина, о встречах с Гоголем. Ученик Карелина Кириллов помогал Турчанинову в путешествиях. Турчанинов учился в Харькове и, умирая,  завещал свою уникальную коллекцию харьковскому университету. Через сто лет немцы нещадно Харьков бомбили, а в конце войны выделили для гербария Турчанинова несколько вагонов. Хотели вывезти мировую ценность в Германию. К счастью, не получилось.

   А спустя еще несколько лет ятрышник в Венгрии переименовали в пальчатокоренник.  Ведь в земле клубни его действительно напоминают человеческую ладонь с короткими пальцами. Почти мистика. Но выкапывать растение, не смотря на его лекарственные свойства,  не стоит,  оно в Красных книгах горных азиатских стран, от Даурии до Кавказа. Вы узнаете его по прямым, словно мечи зеленым листьям без пятен и пурпуровому соцветию. На каждом крупном лепестке, губе,  виден характерный рисунок, но понять его человеку не дано, это доступно только пчелам и шмелям. И хорошо, что орхидея солончаковая, она пока свободна и не любит ботанических садов. Не будут же и любители посыпать солью свой дачный участок. Рассмотреть орхидею можно только стоя на коленях,  и колени после этого буду насквозь мокрыми, ведь она так любит влагу в траве. Вот странно, и стоя на коленях можно повернуть ключ  и открыть дверь в сложный и свободный  мир людей,  и приобщиться к миру свободной горной орхидеи. 


Рецензии
У нас ятрышников несколько видов.
Всего доюрого!

Вадим Светашов   13.07.2022 18:11     Заявить о нарушении
А у нас ятрышник один, остальные пальчатокоренники, увы. С дружеским приветом

Юрий Панов 2   13.07.2022 18:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.