18. 5. Музей Виктории и Альберта. Зал драгоценност
«Драгоценность Каннинга», изготовленная примерно в 1580 году - потрясающая жем-чужная подвеска в стиле барокко, сделанная из чистого золота и украшенная бриллианта-ми, рубинами и жемчугом. Это имя украшение получило гораздо позже своего создания, по имени одного из его владельцев.
Драгоценность Каннинга является одной из самых известных драгоценностей позднего Ренессанса. Торс бога морей Тритона сделан из крупной посеребренной жемчужины не-правильной формы. Голова выполнена из золота, лицо и руки водяного покрыты белой эмалью, а хвост украшен цветной эмалью, рубинами и бриллиантами.
Стоило это все, мягко говоря, недешево. К примеру, сегодня «Драгоценность Каннинга» оценивается более чем за полмиллиона дол-ларов.
В правой руке он держит кривой ятаган, а в его левой руке, также украшенной эмалью и самоцветами, — ажурный щит. Три подвески из жемчужин неправильной формы и не-сколько оправленных в одну касту рубинов свисают с драгоценности.
Легенда утверждает, что Драгоценность Каннинга — великолепный дар герцога Медичи императору Моголов.
Жемчуг стоит особняком среди драгоценных камней. Единственный камень, который не нуждается в дополнительной обработке. Жемчужины находят в раковинах моллюс-ков, поэтому их с древних времен использу-ют как украшение.
Несмотря на то, что для ожерелий, серег и других украшений требуются идеально ров-ные жемчужины, особый интерес для ювелиров всегда представляли образования непра-вильной формы. К слову - жемчуг - это органический материал.
Жемчужина попала в коллекцию Франческо Медичи, тосканского герцога, отца будущей королевы Франции Марии Медичи. У него к тому времени скопилось большое собрание ювелирных украшений, и морской царь за-нял в нем почетное место.
Впоследствии жемчужина в виде морского царя перешло к императору Моголов. Воз-можно, это был дар от одного из герцогов Медичи. Так или иначе, украшение храни-лось в Индии до середины девятнадцатого века. Именно там живот водяного был укра-шен рубином с гравировкой и добавлены жемчужные и рубиновая подвески. За про-шедшие века оно стало больше – ювелиры приделали к тритону еще несколько подве-сок из рубинов и жемчужин поменьше.
В 1860 году украшение перешло к британскому виконту Чарльзу Джону Каннингу. В то время он был вице-королем Индии. Сего-дня Каннинг известен своим участием в по-давлении восстания сипаев. И, несмотря на то, что владел он тритоном всего два года, украшение и сегодня известно под его именем.
После этого драгоценность перешла к первому маркизу Кланрикарду. Позже украше-ние перешло к виконту Ласселю, будущему графу Хервуду. И в 1931-ом году украшение было выставлено на аукционе Сотби, где его купила миссис Эдвард Хакнес за 10 000 фунтов стерлингов.
Через четыре года драгоценность была передана на хранение музею Виктории и Альберта. По сей день жемчужина там и находится.
Украшение Каннинга по праву называют «образцом ювелирного искусства того вре-мени». Жемчужины неправильной формы виртуозно использовались ювелирами. Рель-ефное моделирование позволяли запечатлеть мифологические или библейских чудовищ, драконов, птиц. Корабли, плывущие под парусами, и даже миниатюрные арки и для фи-гур. Производство таких подвесок продолжалось до XVII века.
В залах с драгоценностями плохое освещении, к тому же фотографирование ограниче-но, но мне все-таки удалось сделать несколько снимков.
Свидетельство о публикации №222071101266