Улыбка Моны Лизы

           В зарубежье хотелось давно и всегда. А тут наступили такие времена, что не надо учить имена всех глав государств, названия всех стран, их столиц и прочее. Свобода! Как же ей распорядиться, чтобы за одну поездку много увидеть и познать хоть какую-то частичку нашего огромного мира? Коллега по работе, Людмила Николаевна – великая путешественница, самозабвенная, тонкая натура, преподававшая в то время дисциплину «Мировая художественная культура», только что приехала из такого автобусного путешествия. Шесть стран за 2 недели! И началось…  Попутчица  нашлась. Моя подруга Саша.  Документы, загранпаспорт и многое другое оформили.
             
          Наконец, группа из 62 жаждущих, прибывших из разных городов, выезжает из Москвы на поезде до Бреста, затем нас пересаживают в автобус, и закрутились колеса по Европе: Берлин, Амстердам, Люксембург, Прага, Варшава, Париж.
               
          Никогда не думала, что я, преподаватель какой-то, побываю в Париже. «Но что ей до меня — она была в Париже, и сам Марсель Марсо ей что-то говорил!» Знакомые строчки  выскакивают в памяти. Это сочинил в свое время  В.Высоцкий  для Ларисы Лужиной. Владимир Высоцкий!  Марсель Марсо – всемирно известный жанровый актер, символ Франции. И я…
               
           Время сработало на меня, и я в Париже. Вам знакомо ощущение молодости, безграничности времени, весеннего пробуждения?  Однажды в начале мая я вышла на свою улицу и куда-то отправилась. Пожалуй, это был первый день в том году, когда можно было гулять без плащей, курток, пальто, поэтому я шла в летней юбке и блузке. Каблучки цокали по асфальту задорно и ритмично. Почки на деревьях лопались и являли нашему взору зеленое, клейкое да еще ароматное чудо. А как организм-то на все это откликнулся: глаза во все всматриваются, дыхание глубокое, как будто на зарядке, «вдох глубокий – руки шире», через каждую минуту хочется остановиться и дышать, дышать. Походка летящая, подбородок приподнят. Вечность во взгляде и фигуре. К тому же это было майское утро, и ты ощущаешь себя частицей этого утра. Единое целое. Я по своей улице ходила каждый день, но такой наполненности,  жизнерадования,  если можно так сказать, не было давно, да и после этого не было. Я пыталась повторить этот поход, пройтись так же, одеться так же. Ну нет и все! Только однажды через несколько лет это состояние вернулось, но это было зимой. Я на второй день побежала в это же место и шла, мысленно притягивая вчерашнее ощущение, ничего не случилось. Но я его запомнила.
               
              В Париже  ЭТО  ощущение, состояние ко мне вернулось. Звуки, запахи, чистый свет, легкость в движениях, летящий взгляд, жаждущий вобрать как можно больше картинок; глубокое спокойное дыхание. И облака сложились в слова «Жизнь вечна», а я в уме добавляю: «Прекрасна и удивительна!»
              Дорогой читатель, если ты у меня когда-нибудь будешь, конечно, может в этом месте спросить (и будет совершенно прав), а где же улыбка Моны Лизы, название истории не я же придумал, а ты, автор? Согласна. Скоро расскажу, но как без атмосферы города, а то, что Пари;ж — столица и крупнейший город во Франции, который находится на севере государства, в центральной части Парижского бассейна, на р. Сена, население 2,2 млн человек, знают все. К Моне Лизе с географическими сведениями не подойдешь. Нет. Здесь что-то другое нужно. Я еще не знала, что нужно, но понимала, что эта встреча будет незабываемой. Так это и произошло.
          
           Причин, по которым эта встреча оказалась незабываемой, оказалось две. Буду рассказывать не по отдельности о каждой, а опишу все по порядку.                Музей Лувр (Mus;e du Louvre).
          Конечно же,  нам перед посещением информацию выдали, что Лувр – это одна из самых знаменитых достопримечательностей Парижа. Лувр известен туристам, в первую очередь, не как великолепный архитектурный памятник, служивший некогда домом французским королям, а как известнейший музей мира, куда тянутся ценители искусства со всех уголков земного шара. В музее – более 400 000 экспонатов, из них 35 000 экспонируются. Так, прикинула я в уме, если по одной минуте на каждый экспонат, получается 35000 минут. Делим на 60. Это мне без ручки трудно. Округляю и делю 36000 на 60.Получается около 600 часов!  А нам дали 2 часа! Плохо помню разные залы, но фотографии делаю около каждого экспоната, по ним потом все и вспоминала, добирала информацию из других источников. Скорее бы картину итальянского художника увидеть.
            Каждая группа туристов движется по музею со своим гидом и своими опознавательными знаками, чтобы не отстать и не заблудиться. Вот и мы держали какие-то флажки в руке и держали их вверх поднятыми. Моя подруга не фотографировала, но мне приказала снимать всё, да у меня еще сумочка с собой. Как это всё сочетать, соображала на ходу. Да еще подруга, юрист по образованию и по профессии (подполковник юстиции),  Александра постоянно меня шпыняла в спину, откуда-то неожиданно появляясь, и при этом командовала: « Сумку закрой!». А к слову сказать, я сумки никогда не закрываю. Представляете, сколько раз я слышала в этой поездке такой приказ.  Но всё повторялось каждый день. Я даже ей пыталась возразить, рассказав один случай о том, как добиралась до работы в автобусе.

            Толпа. Стою на одной ноге, задыхаюсь в зимней шубе, голову поднять нет никакой возможности, плотно обставлена  мужчинами, они выше меня. Сумка висит на плече. Вдруг рука какого-то мужчины падает мне на голову, увесисто так, мне обидно.
- Мужчина, не бейте, пожалуйста, меня по голове! - пропищала я снизу.
Он промолчал, но через минуту это безобразие  повторилось. Я хотела было возмутиться, но надо было прорваться к выходу, следующая остановка была моя. Выпала, застегнула все крючки на шубе, развернула шапку в правильном порядке на голове и припустила на уроки к своим студентам.

       Звонок прозвенел, пока я бежала по коридору, поэтому снимаю шубу на ходу, захожу, пристраивая одежду в уголок. Студенты стоят, приветствуют.
- Здравствуйте, можете садиться. Приступаем к занятию.
И в это время заглядывает преподаватель в приоткрытую дверь.
- Нина Ивановна, мы собираем на подарок к дню рождения, называет имя. Я  ставлю сумку на стол, в это же время веду разговор со студентами по теме занятия и лихорадочно, не глядя в сумку, ищу кошелек. Раз рукой прошлась, другой. Не натыкаюсь почему-то. И тут одна студентка с первой парты, такая домашняя сельская девочка, но она в группе старше всех, и в её внешности, да и в поведении есть какая-то уже житейская мудрость, говорит:
- Нина Ивановна, вы кошелек ищете?
- Да, а что?
- Да не ищите.
- Почему?
- Да у вас сбоку сумка порезана.
Пауза в аудитории. И тут я понимаю, почему меня в автобусе били по голове, отвлекая от другого мужчины, который в это время аккуратненько так надрезал кожу на сумке.
              Так вот я эту историю напоминаю каждый раз Саше и добавляю «Сумка была закрыта!». Но она не устает меня учить, как сейчас, в зале с портретом Моны Лизы.
               Никакой картины я пока не вижу, меня стиснули со всех сторон, как в том автобусе, но это лето, не зима. Я вместе с толпой перемещаюсь по залу, причем, иногда без ног, просто волнами из стороны в сторону смещаешься на другие квадратные метры. Саши рядом не оказалось почему-то, а лицо моё, наверное, являло такое отчаяние (прибавьте флажок в одной руке, фотоаппарат в другой и сумку неизвестно где), что одна женщина высокого роста, иностранка, крепко взяла мою руку и резко дернула на себя. Я вылетела из толпы, сжимавшей меня, и она, что-то приговаривая на своем языке, постепенно меня подтягивала к заветному месту.
          Вот ОНА! Мона Лиза! Джоконда!
«Самая популярная часть музея – это крыло Денон. Именно сюда устремляется большинство туристов, мечтающих хоть краем глаза взглянуть на легендарную «Джоконду» Леонардо да Винчи. Собственно, взглянуть на «Мону Лизу» только краем глаза и удастся: зал, в котором находится самая знаменитая картина в мире, забит до отказа практически в любое время суток. Огромная толпа ценителей искусства выстраивается перед шедевром Леонардо, держа в поднятых вверх руках фотоаппарат. А Мона Лиза насмешливо улыбается посетителям из-за бронированного стекла.» Эта информация мне стала понятна позже. И другая: «Ее загадочная улыбка завораживает. Одни видят в ней божественную красоту, другие – тайные знаки, третьи – вызов нормам и обществу. Но все сходятся в одном – в ней есть нечто таинственное и притягательное».
         
        Здесь люди стоят свободнее, даже перемещаются, чтобы сфотографироваться. Я пытаюсь отблагодарить иностранку, которая ускорила мою встречу с мировым шедевром. Мне показалось, что она немка, говорю «Danke  sch;n, madam» несколько раз, она улыбается, кивает головой.
         
        Вглядываюсь. Пуленепробиваемое стекло вижу, массивные цепи-ограждения вижу, полицейских-охранников вижу, а у Моны Лизы вижу только глаза, устремленные прямо на меня. Отступаю сантиметры влево – смотрит на меня, сантиметры вправо – по-прежнему смотрит на меня. Закрываю глаза, резко открываю – на меня. Пытаюсь избавиться от наваждения, перевожу взгляд на ее улыбку.
                Загадку ее улыбки пытаются решить многие ученые: автор знаменитых «Жизнеописаний» Джорджо Вазари секрет ее обаяния  объясняет тем, что «во время писания портрета он (Леонардо) держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию ». Есть мнение, что это коллективный портрет женщины эпохи Леонардо. Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была …китаянкой. Ещё предполагают,  что Леонардо позировал …юноша в женском платье;  на картине изображена некая женщина из свиты Людовика Сфорца, при дворе которого в Милане Леонардо работал архитектором.  Мона Лиза – это автопортрет. Джоконда страдала болезнью Дауна.  Мона Лиза — это икона, где место Божьей матери заняла земная женщина. Мона Лиза — это первая 3D картина в истории.  В ней зашифрованы тайные знаки – любимая тема исследователей Моны Лизы. Вот сколько официальных только версий. Читать про это чрезвычайно интересно, а еще интереснее читать художественные произведения, например, романы, смотреть художественные фильмы.

         Но она вот, она передо мной. Меня смещают с нужного мне места постоянно, я возвращаюсь не только смотреть, но и ( ох, куда занесло) сфотографироваться. Мою подругу экскурсионным течением куда-то унесло, жалобным взглядом ищу подходящую кандидатуру. Вот она! Да это же та иностранка, которая меня выдернула из толпы. Смотрю выразительно на нее и перевожу взгляд на фотоаппарат. Теперь читателю  надо объяснить, почему фотоаппарат. Да потому, что он снимки делает лучше, так было на тот момент. Она все поняла, взяла его у меня из рук и так легонько подтолкнула к экспозиции, насколько возможно. Щелк. Готово. Повторять бессмысленно, декорации сменились мгновенно. «Danke  sch;n, madam»! А что мне еще оставалось, но я не растерялась. Я взяла ее снимающее устройство, она показала, куда и что сделать, и снимок ей обеспечен!
               
          Ищу глазами свою группу и постоянно их перевожу на портрет. Пытаюсь выбраться, но могу только пятиться. В связи с таким образом передвижения мой ракурс относительно мирового шедевра постоянно меняется, я продвинусь – взгляд на картину, продвинусь – взгляд возвращается к ней. Чудо! Она везде смотрит на меня! Только на меня! Пячусь, а флажков-то своих сотоварищей не вижу ни одного!
               
          И вдруг! Ну как без этого «вдруг» в рассказе? Кто-то так по-хозяйски цепляет меня за подол платья и задом наперед тащит к себе. Хочу закричать, но решила сначала оглянуться: подруга Саша просто шипит на меня и сверкает глазами, но некоторые непечатные выражения поняла, хоть она их выдавала только губами. Бросаю последний взгляд на Мону Лизу. Я одна из всей группы оказалась такой недисциплинированной. «Сумку закрой!». Без этого никак!
          
           Встреча с Моной Лизой у меня состоялась. Я счастлива, но загадку ее улыбки и взгляда, обращенного ко мне,  не разгадала. Знаю только, что великий мастер писал портрет много лет с большими перерывами, наносил много тонких и почти прозрачных слоев. Может, в этом секрет?
               
          Кстати, почему картина находится за пуленепробиваемым стеклом?  Некоторые «ценители» искусства хотели покончить с жизнью из-за того, что не могли разгадать тайну улыбки  Моны Лизы. Были случаи, когда некие сумасшедшие хотели ее уничтожить. Может, оттого, что она (Джоконда) тоже на них смотрела, и они не выдержали этого взгляда, может, чтобы уничтожить прекрасное творение. Почему-то прекрасное некоторым вандалам хочется просто уничтожить. Рождается ассоциация. Как  у известного русского писателя Всеволода Михайловича Гаршина в «Сказке о жабе розе» безобразная и уродливая жаба хотела «слопать» прекрасную и нежную розу за ее неповторимое благоухание и красоту, за высокое и утонченное, что она дала миру.


Рецензии
Прекрасный рассказ о Париже - городе,, который чудесным образом всех вдохновляет. Это есть необъяснимый феномен. Ну, и оДжоконде тоже понравилось.
Спасибо!
С уважением

Светлана Юшко   07.08.2022 10:42     Заявить о нарушении
Светлана, спасибо за прочтение. Увиденное не может не вдохновить на рассказ. Кого-то подвигнет и на поездку, чтобы увидеть и почувствовать своё.
С уважением и лучшими пожеланиями

Нина Де Рябина   07.08.2022 04:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.