Глава 5

Атеистическая пропаганда. – Коллективизация. – Клуб и библиотека села

После Великой Октябрьской социалистической революции на селе появляются партийные и комсомольские ячейки. В порядке шефской помощи для проведения индивидуальной работы комсомольцы прикреплялись к беднякам и батракам.
Но, к большому сожалению, важнейшей формой воспитательной работы среди молодёжи была атеистическая пропаганда, которая приобретала массовый характер.
Комсомольцы объявили войну религиозным обрядам, подвергая резкой критике членов РКСМ, крестивших своих детей или венчавшихся в церкви. Эти мероприятия они осуществляли с помощью «Кружков безбожников» и спектаклей на антирелигиозную тему.
В зимнее время комсомольцы даже организовывали лыжные антирелигиозные агитпоходы по сёлам и деревням Рязанской губернии под лозунгом «Превратим очаги дурмана в очаги культуры!». Проводились молодёжные дискуссии на тему «Религия и РКСМ». В сельских библиотеках появились «Уголки безбожника».
Нередко ячейки принимали бескомпромиссные решения, которые широко применялись на практике: «На религию смотреть, как на опиум. В корне отрицать существование бога. Членов Союза, замеченных в исполнении религиозных обрядов, исключать из рядов РКСМ…»
Проводились и так называемые «комсомольские пасхи» и «комсомольское рождество», где читались лекции на антирелигиозные и естественно-научные темы. Зачастую содержание антирелигиозной пропаганды было примитивным, допускались перегибы и оскорбление комсомольцами чувств верующих.
Наступили годы коллективизации сельского хозяйства. Многие крестьяне боялись вступать в колхозы. Самым страшным для них было – лишиться своей малой собственности, т. е. отдать в колхоз для обобществления землю, скот, инвентарь, семена и отдельные пристройки (риги, сараи, амбары).
Тем не менее, на территории села Кузьминское в 1929 году был образован колхоз имени Ленина. Председателем был избран Пётр Дмитриевич Родин. Со временем началось массовое вступление крестьян в появляющиеся колхозы. Полная коллективизация сельского хозяйства здесь завершилась к 1938 году.
Противники Советской власти не хотели без боя сдавать свои позиции. Они вели ожесточённую борьбу против колхозов вплоть до убийства активистов партийных организаций и сельских советов и поджогов общественных строений. Так, однажды в селе Кузьминское подожгли здание сельсовета…

Однако жизнь шла своим чередом. Получив после революции 1917 года в своё владение землю от государства, крестьяне села увеличили посевы крупяных культур (проса и гречихи), рушили их на крупу. Рожь и часть пшеницы возили на водяную мельницу.
Новая экономическая политика советского государства 1921 года (НЭП) способствовала увеличению производства сельскохозяйственных культур и повышению роста поголовья скота в частных хозяйствах.
В 30-е годы почти каждую предвоенную осень в Рыбном проводились районные сельскохозяйственные выставки, на которых колхозы и совхозы района, а также передовики производства демонстрировали свои результаты.
Колхозы района были широко известны в округе своими прекрасными садами и высоким урожаем яблок. На развитие садоводства заметное влияние оказала непосредственная связь рыбновских садоводов с известным на всю страну рязанским селекционером И. В. Мичуриным.
В 1950 году все мелкие колхозы («Красная нива», «Путь Ильича», «Светлый путь», им. Крупской, им. Калинина, им. Ленина) объединились в один большой – им. Ленина. Председателем был избран Василий Степанович Говорушкин, который проработал на этом посту тридцать один год.
Намного позже, в 1992 году, кузьминские колхозники первыми в районе стали акционерами. Вместо колхоза здесь было создано сельскохозяйственное акционерное общество «Есенинское», которое функционирует и сегодня.
2 ноября 2000 года в здании аптеки была открыта частная парикмахерская «Светлана». Осенью 2001 года построено новое здание почты. В октябре 2002 года в Кузьминском был открыт Константиновский сельский дом культуры – СДК.
В 2014 году СДК получил грант в размере 100 000 рублей как лучшее сельское учреждение культуры Рязанской области. На эти деньги была приобретена видео- и аудиоаппаратура, пошиты артистические костюмы для участников художественной самодеятельности.
В год здесь проходят сотни мероприятий, работают фольклорные, вокальные и танцевальные коллективы, проводятся детские праздники и программы, в которых принимают участие дети из соседних сёл. В мероприятиях, посвящённых православным праздникам Пасхе и Рождеству Христову, как правило, заняты учащиеся воскресных и общеобразовательных школ Рыбновского района, дети-инвалиды.
Активное участие Константиновский СДК принимал в проведении фестивалей православно-патриотической авторской песенной поэзии «Вера. Надежда. Любовь» и «Зимний сад», о которых мы уже рассказывали, за что сердечная благодарность его сотрудникам от участников фестивалей.

Кузьминская народная библиотека была открыта в 1901 году на средства из фонда Ф. Ф. Павленкова, известного русского книгоиздателя. Весь свой капитал Фёдор Фёдорович завещал на создание 2 000 народных библиотек в наиболее глухих селениях России, выделяя на каждую по пятьдесят рублей.
Он рассчитывал, что заботу о помещении для библиотек и дальнейшее их содержание возьмут на себя уже земства. Рязанское уездное земство на очередном собрании в 1900 году приняло решение о создании четырёх библиотек при школах в сёлах Горяйново, Кузьминское, Срезнево и Федякино.
После Октябрьской революции 1917 года культурное обслуживание населения села Кузьминское осуществлялось избой-читальней. В 1930 году, с образованием колхоза, организуется Кузьминская сельская библиотека. К сожалению, до начала 50-х годов XX века сохранились только отрывочные сведения о деятельности библиотеки. Известно, что с 1937 года по 1941 год библиотекарем была Лукашина Зинаида Александровна. Библиотека размещалась в отдельном помещении. Фонд насчитывал 3,5 тысяч экземпляров. Читателей было 450 человек, преобладали дети.
В октябре 2002 года в новом здании Константиновского сельского дома культуры было выделено помещение под библиотеку. Книжные фонды Кузьминской и Константиновской библиотек объединились и составили 5816 экземпляров. На их основе создана сельская публичная библиотека.


Рецензии