Глава 6

Воскресенская церковь. – Ильинская церковь. – Священнослужители. – Иерей Михаил Дроздов. – Гонения на Церковь. – Разрушение храмов села

Несмотря на некоторые позитивные материальные изменения в жизни страны в целом, годы безбожной власти отрицательно отразились на облике села и, особенно, на нравственно-духовном состоянии их жителей.
После Великой Октябрьской социалистической революции начались гонения на православных христиан и священнослужителей, их физическое уничтожение, а также беспрецедентное по своим масштабам разрушение монастырей, соборов и церквей по всей России.
Преследование христиан и разрушение храмов нашло своё продолжение и в середине XX века (50-70 гг.), несмотря на то, что многие религиозные объекты были памятниками архитектуры и искусства, в создании которых принимали участие гениальные архитекторы и художники – как отечественные, так и иностранные. Так, все шесть храмов в сёлах Константиново, Кузьминском, Новосёлки, Вакино и Федякино подверглись полному разрушению…
В Кузьминском существовало две церкви. В праздничные дни колокольный звон обеих церквей разливался по всем окрестностям.
Первая церковь была названа в честь Воскресения Христова и располагалась в Нижнем Кузьминском (в сторону села Аксёново). Деревянный храм упоминается в окладных книгах 1676 года, где при нём значатся 10 дворов боярских, 70 дворов крестьян и 20 дворов бобыльских, т. е. безземельных крестьян – всего 104 двора. В причте – 2 попа, дьячок и пономарь. Деревянная церковь в 1744 году за ветхостью была разобрана и вновь возведена деревянной в том же наименовании.
При помещице Елене Петровне Голицыной в 1811 году была построена кирпичная церковь с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и свв. Константина и Елены. В состав прихода тогда кроме половины села входили сёла Аксёново и Иванчины, «в коих было 903 души мужеского и женского пола».
Трехъярусная колокольня Воскресенской церкви была самым высоким строением в округе. Её было видно даже с Белоомута. И сама церковь была красивая: белокаменная с зелёным куполом, необычной архитектуры, украшенная двумя фронтонами.
Художник Владимир Иванович Фадеев, уроженец села Кузьминское, вспоминал: «В детском возрасте, когда мне было девять лет, я ходил мимо этой церкви к бабушке. Часто бывал на праздничной службе… На территории Воскресенской церкви была возведена небольшая часовня…»
Владимир Иванович на одной из своих картин воссоздал эту церковь, изобразив праздничный крестный ход и окружающий пейзаж. Художник также изготовил проект новой часовни на месте разрушенной, который ещё ждёт своего воплощения.

Вторая церковь называлась в честь Ильи Пророка и располагалась в центре села. Она также упоминается в окладных книгах за 1676 год, где при ней в причте показано два попа и диакон. Она была приходом жителей западной части села и деревни Кудашево: один двор боярский, 25 дворов крестьянских и 32 двора бобыльских – всего 101 двор.
Кирпичная церковь с Никольским и Екатерининским приделами была построена в 1803 году той же помещицей Е. П. Голицыной. По воспоминаниям старожилов Ильинская церковь была похожа на Казанскую церковь в селе Константиново. В конце XIX – начале XX века храм числился приписным к Воскресенскому храму того же села.
К сожалению, обе церкви, так украшавшие село и бывшие средоточием духовной жизни русского человека, были закрыты в 30-е годы XX века. Воскресенский храм был разрушен до основания в 1947 году. Кирпич пошёл на строительство Кузьминской ГЭС. Жители села также использовали этот кирпич для своих нужд. Ильинскую церковь разобрали в 1950 году. Кирпич был использован на строительство первого в селе клуба.
Место рядом с действовавшей церковью Воскресения Христова ранее представляло собой прекрасный живописный оазис, удачно вписывающийся в общий вид села Кузьминское: от главной дороги полукругом к зданию церкви располагался водоём с рядами больших стройных деревьев. Чувствовалось, что здесь было любимое место отдыха не только жителей Кузьминского, но и Константинова и Аксёнова.
С разрушением храма красивый заповедный уголок превратился в безрадостное, унылое место. У многих, кто любил и помнил былую благодать и уют, болью в сердце отзывался новый пейзаж, заросший чертополохом, с горами щебня вдоль дороги, между которыми бродили собаки и домашняя скотина.
А ведь в этой земле покоились останки священнослужителей местной церкви и предков ныне живущих сельчан. Из архивов нам известны следующие священнослужители Воскресенской церкви:

– Иродион (до 1620 г.),
– Григорий (до 1676 г.),
– Тарасий (1676 г.),
– Павел Аммосов (до 1683 г.),
– Евдоким (1690-1706 гг.),
– Гавриил Евдокимов (до 1742 г.),
– Иосиф Гаврилов (1742 г.),
– Алексей (до 1744 г.),
– Савинов (до 1748 г.),
– Иоанн Максимов (до 1760 г.),
– Иаков Маврилов (1760 г.),
– Стахий Иванов.

По другим источникам в Воскресенской церкви в разное время служили:

– священники: Илья Иванович Яковлев (заштатный, до 1801 г.), Иоанн Иванович Добротворцев (1836-1889), Николай Алексеевич Соколов (1889-уп. 1898);
– дьяконы: Яков Дорофеев, Сергий Караулов;
– псаломщики: А. Н. Смирнов (ок. 1801-1875), Пимен Афанасьевич Ковчегов. Василий Васильевич Смирнов, Василий Иванович Орлов;
– пономари: Михаил Кузьмич Виноградов, Иван Петрович Орлов.

О некоторых священниках, служивших здесь позже, есть более подробная информация. Так священник Николай Иванович Смирнов (1873 г. р.) окончил курс Одесской семинарии в 1896  году, назначен на священническое место в г. Черкасск, преподавал в Черкасском второклассном училище, получил благодарность от епархиального учебного комитета. В 1902 году награждён набедренником, в 1905-м – фиолетовой скуфьёй.
В 1910 году, согласно прошению, был переведён священником в Воскресенскую церковь села Кузьминское. Преподавал Закон Божий во 2-й Кузьминской земской школе.
Диакон Василий Васильевич Смирнов (1860 г. р.) окончил Рязанское духовное училище. В 1911 году перемещён на должность диакона в Воскресенскую церковь с. Кузьминское. Преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе с. Аксёново.
Псаломщик Василий Иванович Орлов (1876-1942), после 1 класса Рязанской духовной семинарии в 1895 году определён в псаломщики Ильинской церкви села Кузьминское. В 1903 году переведён в Воскресенскую церковь оного села.
Известны также следующие священнослужители Ильинской церкви:

– Григорий Мартин (1689 г.),
– Онисифор Романов (1689 г.),
– Гавриил Васильев (1708 г.),
– Никифор Космин (1737 г.),
– Дмитрий Савинов (1737 г.),
– Алексей Иванов (1741 г.),
– Стефан Григорьев (1747 г.).
– Симеон Петров (1747 г.).

По другим источникам в Ильинской церкви позднее служили:
– священники: Пётр Ильин (ум. в 1822 г.), Федор Иоаннов, Николай Петрович Стебников (ум. в 1876 г.), Михаил Андреевич Дроздов, Павел Петрович Прокимнов;
– дьяконы: Фёдор Серебров, Георгий Николин, Иван Васильевич Брежнев;
– пономари: Иван Петров, Никифор Митрофанович Воронцов (ок. 1805-1852), Егор Никифорович Воронцов;
– псаломщики: Иван Иванов, Сильвестр Стефанов, Василий Максимович Николаев, Николай Маков, Василий Соболев, Василий Иванович Орлов (1876-1942), Сергий Виноградов, Алексей Тихомиров.

Приводим фрагмент из воспоминаний ныне проживающей в Рязани праправнучки настоятеля Ильинской церкви с. Кузьминского Михаила Дроздова Галины Герасимовны Поляковой:
«Отец Михаил Дроздов с 27 марта 1846 года (по старому стилю) состоял священником Ильинской церкви в селе Кузьминское Рязанского уезда Рязанской губернии. Михаил Андреевич был в сане иерея.
Это я знаю из записи о упокоении, которые в детстве я писала под диктовку бабушки. Она много мне рассказывала о иерее Михаиле, который ей, Елене, приходился дедом. Единственный сын Михаила Андреевича Николай был заслуженным профессором Киевской Духовной семинарии.
Подробно о его научной деятельности и сочинениях изложено в "Библиографическом словаре писателей, учёных и художников, уроженцев (преимущественно) Рязанской губернии" (авторы И. В. Добролюбов и С. Д. Яхонтов, 1910, репринт 1995 г., Рязань).
Дочерей у иерея Михаила было много, но все они называли единственного сына и старшую дочь по имени и отчеству и обращались к ним на "вы", как и к родителям…»

Далее Галина Герасимовна рассказывает о судьбах дочерей священника:
«Елизавета Михайловна вышла замуж за купца Коровкина, ведшего хлебную торговлю. Она рано овдовела, детей не было. До конца жизни она жила в семье своей сестры Евгении. Евгения Михайловна Дроздова вышла замуж за Сардановского Павла Прокофьевича, бухгалтера Пронского казначейства, надворного советника и личного дворянина.
У Сардановских сыновья умерли до женитьбы, две дочери вышли замуж за священников, окончивших Рязанскую семинарию: Елена, моя бабушка – за Кроткова Дмитрия Константиновича, а Клавдия – за Коренькова Александра Фёдоровича, уроженца села Вакино, священника церкви в селе Тюшево Рязанского района. Елизавета и Евгения Дроздовы похоронены в Тюшеве.
И протоиерей Дмитрий и протоиерей Александр в годы богоборчества пострадали за веру. Единственный сын отца Александра погиб на фронте в Великую Отечественную войну.
Протоиерей Дмитрий Кротков был также и регентом архиерейского хора кафедрального Успенского собора Рязани. Духовные сочинения его и его сына Сергея и сегодня поют в церквях…»


Рецензии