Глава 8

Освящение храма. – Слово пастыря – Даты празднования святых. – «Пётр и Феврония»

Архиепископ Рязанский и Михайловский Павел совершил чин великого освящения храма 5 мая 2012 года. На Божественной литургии прозвучали слова настоятеля храма, которые запомнились многим прихожанам:
«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Дорогие братья и сестры!
Сегодня для всех нас – большое и торжественное событие: открытие и освящение храма в честь Благоверных князей Петра и Февронии. Как известно, Муромский князь Пётр и его жена Феврония – реальные люди, жившие на рубеже XII-XIII веков. Простая, но мудрая крестьянская девушка, ставшая княгиней – наша землячка из села Ласково.
Их совместная жизнь явилась образцом христианского супружества. В преклонных летах они приняли постриг с именами Давид и Евфросиния. Они молили Бога, чтобы умереть им в один день и час, заранее приготовив для этого гробницу из камня. Скончались супруги 8 июля 1228 года. Их мощи многие столетия хранились в соборе Рождества Пресвятой Богородицы города Муром. Они были канонизированы в 1547 году: чудеса, сопровождавшие их земную жизнь, продолжались и после их ухода с юдоли земной.
Святые чудотворцы Пётр и Феврония издавна почитаются на Руси как хранители семьи и брака. И сегодня в их честь отмечается Всероссийский День семьи, любви и верности…»
Далее настоятель рассказал о значимости освящения храма: «Какими бы достоинствами не обладал построенный храм, без Благодати Божией он ничем не лучше простого "грешнича жилища". Как человек без души, так и храм без Благодати – не храм! А Благодать даётся храму при освещении.
Во-первых, храм Божий строится и освещается для молитвы. Молитвы наши везде хороши, когда мы молимся с верой и упованием, но нигде они не бывают так сильны, как в церкви во время службы: здесь сам Бог подвигает нас молиться, здесь Он таинственным образом присутствует, здесь Его дом. Царь наш Небесный и Владыка Вселенной, если принимает в дом свой, то даёт всякому Благодать и Милость.
Во-вторых, храм Божий строится и освещается для слушания Слова Божия, которое нигде не производит на нас такого действия, как в храме: здесь оно слышнее, явственнее, вразумительнее, здесь всё дышит Духом премудрости и разума, всё благоприятствует слушанию и поучению: и действия, и предметы, и пение, и молитвы.
Иногда одно слово в храме вразумит лучше и скорее, чем в другом месте целая книга, ведь в храме языком проповедующих говорит Бог, устами читающих учит Святой Дух. Слушаем Святое Евангелие – слышим не только евангелистов, но самого благовествующего Господа Иисуса Христа; читаем "Апостол" слушаем не только апостолов, но самого Бога, который давал им премудрость; слушаем писания пророческие – слышим не только пророков, но самого Духа Святаго, глаголавшего пророки.
В-третьих, храм Божий строится и освещается для принесения в нём бескровной жертвы Тела и Крови Христовых. От совершения таинства храм наполняется Благодатью Божией.
Итак, благочестивые слушатели, чего вы просите у Господа Бога, всё Он вам даст – себе ли чего желаете, другим ли – всё даст, и поможет, и успокоит, и избавит, и сохранит, и защитит. И потому просим Тебя, Боже, освятившего сей храм: не лиши нас Твоей Благодати, чтобы мы до последнего нашего вздоха ходили в храм Божий! А для не имеющих сей любви, возбуди её у них, ибо эта Благодать собирает нас вместе…»
Продолжая свою проповедь, о. Александр кратко коснулся истории села Кузьминское и поблагодарил участников строительства храма:
«Вы знаете, что ныне построенная церковь расположена на месте бывшего Воскресенского храма, который в годы безбожной власти был разрушен до основания, а территория, прилегающая к нему, бывшая прекрасным оазисом, с большим водоёмом и аллеями, которая была местом отдыха и молитв наших благочестивых сельских жителей, превратилась в мерзость запустения. Так давайте же возродим духовную жизнь села и будем примером для других!
Мне хотелось бы отметить старания и помощь в благородном деле строительства храма таких семей, как Струковы, Плюхины, Васильковы, Писаревы, Зотовы, Орловы, Леоновы, Баранкины, а также Раису Николаевну Фадееву, которая, по сути, и явилась инициатором строительства этого храма.
За помощь во многих вопросах благодарю главу Кузьминского сельского поселения Александра Павловича Гудкова; председателя СПК "Есенинское" Николая Борисовича Бурчихина; а также других ответственных лиц, которые нам оказали поддержку. Спаси вас всех, Господи! Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос! Аминь!..»

Святые супруги Пётр и Феврония Муромские любимы и почитаемы у нас, поскольку с их благодатных молитв начинаются успешные браки, благополучно разрешаются семейные споры и неурядицы, а те, кто долго не находят свою вторую половину, обретают её после сердечного молитвенного обращения к ним.
День памяти благоверных Петра и Февронии отмечается в году дважды. Восьмое июля по новому стилю является днём упокоения святых чудотворцев. Поскольку 8 июля чаще всего приходится на будничные и постные дни, то желающие не имеют возможности венчаться в этот день. В связи с этим в 2013 году Архиерейский Собор установил ещё одну дату памяти святых благоверных Петра и Февронии – в честь перенесения их мощей в 1992 году. Теперь такое празднование происходит каждое второе воскресенье сентября.
В храме с. Кузьминское празднование в этот день сопровождается крестным ходом. На богослужении, для поклонения пришедшим, выносятся мощи святых Петра и Февронии, преподнесённые в дар храму архиепископом Рязанским и Михайловским Павлом.
В этот день администрацией Рыбновского района совместно с приходом церкви Петра и Февронии на территории храма, рядом со скульптурной композицией святых, устраивается праздничное театрализованное представление. Здесь чествуются супружеские пары, отмечающие свои юбилеи. И уже не одна супружеская пара обвенчалась в сельском храме, о чём свидетельствуют как гости и прихожане, так и многочисленные фотографии…
От нетленных мощей святых благоверных Петра и Февронии, покоящихся теперь в одной гробнице Свято-Троицкого монастыря города Муром, до сих пор происходят чудеса, счастливо меняются судьбы, совершаются исцеления.
И наш храм в честь Муромо-Рязанских чудотворцев Петра и Февронии в селе Кузьминское Рыбновского района Рязанской области также ждёт вас, дорогие друзья, ибо «дивен Бог во святых своих!..»

Валентина Строгова. Пётр и Феврония

Без сомненья, брат, отбрось иронию,
Что в сердцах себя не изжила:
Расскажу тебе я про Февронию,
Что в деревне Ласково жила.

Мудростью прославилась девица,
С лета разнотравья припасла:
Мазями с молитвой и водицей
Князя благоверного спасла.

Он сразился с ворогом поганым,
Честь семьи достойно защитив:
В том бою смертельном был изранен,
Змея-искусителя убив.

Муромским стал князем и девицу,
Что его спасла от злобных чар,
Он увёз с собою, чтоб жениться
Против воли мстительных бояр.

И княгиней став, богопослушно
Стала ж;но мужу помогать,
С ним везде и всюду неразлучна,
Между ними – мир и благодать.

Камешком с чужого огорода –
Заговор над праведной семьёй:
Мол, княгиня княжеского ль рода?..
За Февронью Пётр стоял горой!

Но не унимался хитрый ворог,
Сеть плетя, и княжеской чете
Всё ж пришлось покинуть злобный город,
Плыть навстречу скорби, нищете…

Дни минули, шлют гонцов бояре:
– В городе бесчинство и разбой!
Князь, уйми скорей людские свары
И смутьянов буйных успокой!..

То был Божий промысел, как видно, –
Как же было это не понять?
Пётр с Февроньей, позабыв обиду,
В город воротилися опять.

С князем и княгиней благородной
Снова людям радость и покой:
Жизнь текла повсюду полноводной
И миролюбивою рекой…

Будучи в монашестве, решили,
Что пришёл преставиться черёд:
Вместе лечь во гробе поспешили,
Зная, что любовь их не умрёт.

Скажите: «Ну, разве так бывает?..»
Да не разлучит их человек!
До сих пор во гробе почивает
Двоица, нетленная вовек!..

Пусть достойны будут подражанья
Их земная жизнь и их конец!
Днём Семьи отныне называют
Верного супружества венец.

*   *   *


Рецензии