Болдини Когда жизнь расставит всё по своим местам

Джованни Болдини (31 декабря 1842 -  11 июля 1931)

"Когда жизнь расставит всё по своим местам, Boldini будет признан величайшим художником прошлого века»  Гертруда Стайн

Потомственный художник.  Блестящий портретист. Виртуозная техника и атмосфера утонченного декаданса. Кокетливо-дерзкие дамы  на его портретах завораживают.  Они изящны, грациозны и не имеют нигде никаких «архитектурных излишеств». Они элегантны, воздушны и искрометны. Загадочные вуали, изощренные летящие платья. Чувственный натурализм и художественный эротизм  во всем: это и непринужденные позы, это и открытые плечи, и влажные губы, и манящие взгляды. 
Портреты восхищают. О них хочется говорить словами другой эпохи - лицезреть, возжелать, услаждать взор...

Но, пожалуй, главное в его работах - это излучение магнетического женского  внутреннего света.

Часть искусствоведов называют портреты Болдуини китчем. В таком случае  как называть чудовищно-пафосные портреты Коли Сафронова и Саши Шилова, который голову к туловищу приставить не может? Чумой ХХ века? Или дыркой в бублике?

Буквально ошарашенный работами Болдини поэт Валерий Брюсов в 1912 году писал:

Три женщины – белая, черная, алая –
Стоят в моей жизни. Зачем и когда
Вы вторглись в мечту мою? Разве немало я
Любовь восславлял в молодые года?..
Сгибается алая хищной пантерою
И смотрит обманчивой чарой зрачков,
Но в силу заклятий, знакомых мне, верую:
За мной побежит на свирельный мой зов.

Проходит в надменном величии черная
И требует знаком - идти за собой.
А, строгая тень! уклоняйся, упорная,
Но мне суждено для тебя быть судьбой.

Но клонится с тихой покорностью белая,
Глаза ее - грусть, безнадежность - уста.
И странно застыла душа онемелая,
С душой онемелой безвольно слита.

Три женщины - белая, черная, алая -
Стоят в моей жизни. И кто-то поет,
Что нет, не довольно я плакал, что мало я
Любовь воспевал! Дни и миги - вперед!

1912


Рецензии