ЕО67 Траектория жития Татьяны Лариной в романе Евг

Траектория жития Татьяны Лариной в романе о Евгении Онегине

История Татьяны насчитывает 7 лет
За это время 23-летний молодой поэт Пушкин, уже прославившийся стихотворениями, толками  и поэмами, превратился в 30-летнего да еще и женатого по расчету жены
Дьявольская возрастная разница

На этом временном отрезке мужания автора траектория Татьяны сделал несколько зигзагов от любви с первого взгляда инфантильного (с IQ 13-летнего) аутиста до брака по расчету и превращения дикарки из глуши степных селений (так!) в княгиню и жену генерала

Фактически Таня, несмотря на все ее желание походить на героиню французских любовных романов и стать любимой тем, кого она сама избрала, а не за суженного по ритуалу гадания  Агафона,  реализовала предсказание Акульки = стать женой военного:
 IV.
Татьяна (русская душою,
Сама не зная, почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму,
На солнце иней в день морозный,
И сани, и зарею поздной
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров.
По старине торжествовали
В их доме эти вечера:
Служанки со всего двора
Про барышен своих гадали
И им сулили каждый год
Мужьев военных и поход.

Противоречивость образа и странность зигзаги судьбы Татьяны Лариной вызвала и продолжает вызывать самые разные отклики по поводу сущности этого литературного архетипа русской девицы  и женщины
 
Вот некоторые их этих мнений:

Юрий Дружников:  «Два подхода к «Евгению Онегину» как к роману о любви уже отмечались и, на наш взгляд, звучат как банальный анекдот о пессимисте и оптимисте: это роман о несостоявшемся счастье или роман о состоявшейся любви.  Тема построения и разрушения семьи в романе все время на плаву. Этим заняты главные герои. Они заняты проблемой того, что так удачно зовется «браком» … перемещение Татьяны от неудачной любви к браку по расчету может рассматриваться как центральная линия романа. «

Потебня рассматривает роковую линию Татьяны по традиционной свадебной символике: Татьяна ищет возможности соединиться с Онегиным и по русской обрядной традиции, еще до придуманного Пушкиным окончания, можно было предсказать нелюбимого суженого, судьбой (уделом) уготованного Татьяне ( военного – оказалось  генерала).

Турбин делает акцент =  выход замуж обеих сестер именно за военных предсказан в романе: «И вышло все так, как и было предсказано Акулькой какой-нибудь: и Татьяна, и Ольга обрели военных «мужьев» - безымянного улана и безымянного генерала». «Татьяна - учредительница, основоположница какой-то новой морали, невидимое окружающим, то есть ими не узнанное чудо».

Для Гл. Успенского образ Татьяны неубедителен из-за того, что  она «предает себя на съедение старцу-генералу», хотя любит скитальца. Он укорил Достоевского, превозносившего подвиг Татьяны, в «проповеди тупого, подневольного, грубого жертвоприношения»

Боратынский Евгений  писал Пушкину о романе, что «старая и новая Россия проходят перед глазами». Получается, что Татьяна вроде бы представитель новой России, а ее поведение - в традициях старой … будто в старину девиц не отдавали замуж по расчету и на ярманках не продавали

Писарев в сарказме снимает Татьяну с пьедестала положительной героини (идеала) и полощет ее в грязной сточной  канаве за то, что: 1) она полюбила Онегина, еще даже не поговорив с ним; 2) она вышла замуж по расчету и 3) а любя человека, который любит ее, отвергла его.

Неистовый критик Вис. Белинский, издерганный болезнью, отмечает у Татьяны «страх за свою добродетель», «трепет за свое доброе имя в большом свете»: «...Именно отдана, а не отдалась! Вечная верность - кому и в чем? Верность таким отношениям, которые составляют профанацию чувства и чистоты женственности, потому что некоторые отношения, не освящаемые любовью, в высшей степени безнравственны». Татьяна создана природой для любви, «но общество пересоздало ее».

Фед. Достоевский выдал целую идеологическую модель почвенника: Татьяна - истинная героиня - символ добродетельной России, тип «красоты русской, вышедшей прямо из духа русского, обретавшейся в народной правде». Онегин - чужой, враг народа, и патриотка Татьяна любить его не должна. По каким параметрам почвенник  ФМД разделил героев Пушкина на «наших» (псковитянка (или курянка?) Таня)  и на «поганых» (петербуржец Евгений)  мне непонятно – наверное это недостаток «хищного классового  чутья» и отсутствие «правильного общественного мировоззрения». НО зато понятно, что выпускник ун-та Геттингена  Вова Ленский – активист «пятой колонны) и агент «недружественной страны» в степном Красногорье.  Взгляд ФМД абс-но партийный, идеологический,  политический  и смешон на фоне пушкинской сатиры нравов 

Аполлон Григорьев, объявивший Пушкина  «Нашим Всем», уверял:  «поэт высоко нравственный создает идеальный лик Татьяны», которая живет «храня на дне души, как заветный клад, нравственные понятия предков». Татьяна близка к «почвенной нравственности», а Онегин оторвался от почвы. Об убитом Ленском Аполлон умно промолчал

Этот мотив  в СССР разрастается до гимна: «Образ Татьяны - воплощение народной стихии».
Стихии чего?

У Юрия Тынянова Татьяна «в основном, в сути дела, права». Типа «я давала – ты не взял, теперь не дам – я теперь нравственная , хотя тогда я «лучше кажется была…»

Для Макогоненко и Гуковского Татьяна «не права»: она не разглядела любви Онегина, обнаружила непонимание того, кого любила и не рискнула своим браком с князем

Влад. Набоков обнаружил  в финале «Евгения Онегина» драму непонимания, будто понимание было в начале. Хотя Таня даже не была познакомлена в Евгением, посидела дикаркой у окна при его беседе его с маман Пашет, которая по его мнению оказалась «старушкой … еще   ничего» = т.е. почти «ягодкой опять» (Онегин с Пушкиным «зрелых» да постарше обожали – толк в этом деле знали»):
Скорей! пошел, пошел, Андрюшка!
Какие глупые места!
А кстати: Ларина проста,
Но очень милая старушка;
Боюсь: брусничная вода
Мне не наделала б вреда.

В. Шкловский, напротив, считал, что Пушкин просто пародировал Татьяну, что поэт шутил.

Гуменная считает так:  когда анализируется Татьяна, об иронии Пушкина как-то забывают; ее вечная любовь и отказ Онегину таят иронию автора = он пародирует светские любовные отношения, а весь стиль жизни Татьяны описан с явной издевкой. В романе нет ее идеализации, каковая имеется в пушкинистике.  Вообще почти всегда забывают, что роман этот бы задуман и реализован как сатира нравов в пародийном шуточном подражании  лорду Байрону

Клейтон Дж.: «Сентиментальная схема, которую Достоевский навешивает на роман, достигает своего апогея в его интерпретации отторжения Татьяной Онегина». Достоевский, сентиментализируя героиню Пушкина и превращая ее в идеал, просто освобождает семейные отношения Татьяны с мужем от какого бы то ни было сексуального контекста.

Для А. Синявского Муза Пушкина прочно ассоциируется с хорошенькой барышней, такой, какие всегда влекли и манили поэта. Татьяна Ларина и затем княгиня N = это «незадачливая партнерша Онегина» и затем «хладнокровная жена генерала -  являлась лучшей Музой Пушкина. И  вывод: «Я даже думаю, что она для того и не связалась с Онегиным и соблюла верность нелюбимому мужу, чтобы у нее оставалось больше свободного времени перечитывать Пушкина и томиться по нем. Пушкин ее, так сказать, сохранял для себя». Пушкин для себя оставил «девственной ее, избранницу, что, как монахиня, отдана ни тому, ни другому, а только третьему, только Пушкину».

Дружников Ю (Альперович) уверен: создавая роман всю основную часть зрелой жизни, Пушкин лепил в нем свой земной идеал женщины, которая постепенно превратилась в идеальную модель его собственной будущей жены. Собственной, а не Онегина. Для этого он Наталью переименовал в Татьяну! Наталья не идеальна! Она – антиТатьяна! И он это знал задолго до 1830-го!

По мнению М. Цявловского, поздний и печальный финал Онегина с Татьяной отражает неудовлетворенную связь Пушкина с Каролиной Собаньской летом 1830 г, параллельную его сватовству (!).

***
За два года до помолвки, в 1828-м, окончив шестую главу «Евгения Онегина», Пушкин написал: «Конец первой части». Значит он знал ЧТО ему делать с Татьяной в следующей хотя одной части из следующих шести глав! Мне видится, что он имел виды сделать ее СВОБОДНОЙ ЖЕНЩИНОЙ!  Анной Карениной. И ждать в ЭРЖд паровоза (пуска РЖД)

Поэтому для Мирского Татьяна нравственный пример образцовой жены для Натальи Николаевны,  будущее поведение которой в замужестве было основным элементом вхождения мужа в «высшие круги».

Клейтон: «Татьяна - инструмент для его (Онегина) наказания»

Мережковский жестко определяет чувство: Татьяна любит Онегина, но эта любовь стерильна, она по сути мертва. Если так, то ее решение вполне прагматично.
     А нынче! - что к моим ногам
     Вас привело? какая малость!
     Как с вашим сердцем и умом
     Быть чувства мелкого рабом?
   
 Итак, любовь - некая малость, не нужная ни сердцу и ни уму!

Финал.
Но роман окончен не был

***
7 сентября 1835,  пережив суицидальный настрой, Пушкин оставил семью и уехал в Михайловское и уже между 11 и 18 сентября отправляет письмо в Псков Алине - Александре Беклешовой (Осиповой). Роман с ней был еще в Михайловской ссылке:
     Я вас люблю - хоть и бешусь,
     Хоть это труд и стыд напрасный,
     И в этой глупости несчастной
     У ваших ног я признаюсь!
     Мне не к лицу и не по летам...
     Пора, пора мне быть умней!
     Но узнаю по всем приметам
     Болезнь любви в душе моей...

     Стихи остались неопубликованными.
***
Одна моя знакомая училка мечтательно заявила:
Каждая девушка мечтает кончить как Татьяна… 
И что она имела ввиду ..?

***
Исходная позиция:
Конспект работы Дружникова Юрия «Развод Татьяны, в девичестве Лариной – США,1996»,
местами доработанной и дополненной

Чем кончился «Онегин»? - Тем, что Пушкин женился.
А. Ахматова

https://www.druzhnikov.com/text/rass/duel/


Рецензии