Не по теме
- У занятия сегодня тема такая: "Персонажи и создание или написание диалогов". И при чем тут слово "тема"? Ведь есть тексты, которые есть ЗАКРЕПЛЕНИЕ, каким-то способом, когда-то, - только на бумаге, ПОТОКОВ ОБРАЗОВ, ОЩУЩЕНИЙ и СОЗНАНИЯ. Все три ПОТОКА не имеют прямого отношения к понятию ТЕМЫ сочинения, которая, у традиционно работающих сочинителей, вызывает в сознании и СЮЖЕТ, и ПЕРСОНАЖЕЙ.
Не все занятия, Сеня Ворожейкин, это знал, обязательно должны заставлять слушателей выполнять практические задания. Полезными бывают и занятия, на которых слушателей что-то заставляет только думать. " Что же получается? - подумал Арсений Ворожейкин. - Тем авторам, в головах которых есть один из трёх, или все три ПОТОКА сразу, - ОБРАЗОВ, ОЩУЩЕНИЙ и СОЗНАНИЯ, начинать своё сочинительство можно и не имея его определённой ТЕМЫ?"
- На прошлом занятии мы говорили, - продолжил вещание то ли знаний, то ли неизвестно чего, Свенельд Иванович Пирогов, - что у сочинители должны быть развиты и воображение, и фантазия. Поэтому каждый из трёх ПОТОКОВ, вливающихся в голову сочинителя и бурлящих в ней, отличается, от двух других потоков, ПРЕОБЛАДАНИЕМ, или ВООБРАЖЕНИЯ или ФАНТАЗИИ, или КИНЕСТЕТИКИ, то есть ОЩУЩЕНИЙ. Не мудрствуя лукаво, то есть используя расхожее выражение, можно сказать, что ПОТОК СОЗНАНИЯ бурлит в голове человека, в котором над его фантазией преобладает ВООБРАЖЕНИЕ.
- А бурление, в голове сочинителя, ПОТОКА ОБРАЗОВ есть результат бОльшего, чем ВООБРАЖЕНИЯ, развития у него, у сочинителя, ФАНТАЗИИ! - радостно воскликнул Сеня Ворожейкин.
И Свенельд Иванович тоже обрадовался восклицанию Сени Ворожейкина, будто его, восклицания, возникновение, являлось подтверждением того, что ход занятия по персонажам и написанию диалогов был правильным, а между тем до появления персонажей, как чувствовали тот же Сеня Ворожейкин и другие слушатели, было ещё далеко.
- Правильный вывод! Как Вас зовут? - спросил радостный Пирогов, Свенельд Иванович
- Арсением Владимировичем Ворожейкиным.
- Мы все благодарны Арсению за его вывод, - говорил Свенельд Иванович Пирогов, -позволяющий сказать нам, что те, в ком бурлят ОЩУЩЕНИЯ, вполне могут обходиться как без рАзвитой ФАНТАЗИИ, так и без рАзвитого ВООБРАЖЕНИЯ. Те, в ком невероятным образом бурлят ОЩУЩЕНИЯ, могут приступать к СОЧИНИТЕЛЬСТВУ, имея в своем арсенале средств только способ закрепления или фиксирования ПОТОКА своих ОЩУЩЕНИЙ. Я не могу сказать, что это стопроцентно верно, но предполагаю, что то, что называют БЕССЮЖЕТНЫМИ ТЕКСТАМИ являются результатами закрепления, например, на бумаге, с помощью пера, ПОТОКА ОЩУЩЕНИЙ, потому что СЮЖЕТ не может возникнуть в головах людей с развитыми или ВООБРАЖЕНИЕМ, или ФАНТАЗИЕЙ, если они не определились с ТЕМОЙ своего будущего текста.
"У людей с бурными потоками художественных ОБРАЗОВ или СОЗНАНИЯ, то есть с развитыми ФАНТАЗИЕЙ или воображением, СЮЖЕТЫ их будущих текстов начинают проявляться только при выборе ТЕМ их будущих текстов", - записал в своей тетради Арсений, то есть Сеня, Ворожейкин.
А Свенельда Ивановича Пирогова несло по занятию о персонажах и написанию, созданию диалогов, дальше:
- ТЕМА, образно выражаясь, - это СТЕНА, на которую очень редко натыкается фиксируемый некоторыми сочинителями ПОТОК ОЩУЩЕНИЙ, но очень часто натыкаются сочинители с развитыми ВООБРАЖЕНИЕМ и ФАНТАЗИЕЙ, в которых бурлят ПОТОКИ или СОЗНАНИЯ, или художественно-литературных ОБРАЗОВ. Из такой СТЕНЫ, какой может быть, например, ТЕМА ЛЮБВИ, может возникнуть такой ОСНОВНОЙ ПЕРСОНАЖ или ГЕРОЙ, как счастливо или несчастно ВЛЮБЛЁННЫЙ. Не только от ТЕМЫ ЛЮБВИ, как от СТЕНЫ, отслаиваются главные и неглавные персонажи, которые проявляют себя, прежде всего в СЛОВАХ, которые в драматургии, например, называются РЕПЛИКАМИ. Когда сочинитель записывает РЕПЛИКИ двух персонажей, он сочиняет ДИАЛОГ, а когда в разговоре участвует более, чем два персонажа, такой разговор можно назвать ПОЛИЛОГОМ.
- А если ТЕМА выбрана сочинителем, но от неё никак не отслаивается не то, что второстепенный, но даже ОСНОВНОЙ ПЕРСОНАЖ, то есть ГЕРОЙ? - искренне поинтересовался Сеня Ворожейкин, что вызвало оживление в рядах остальных слушателей, они зашевелились, переглядываясь и ожидая ответа от Свенельда Ивановича Пирогова.
- Тогда или нужно отказаться от сочинительства, - улыбнулся Свенельд Иванович, - или продолжить усиленно развивать своё ВООБРАЖЕНИЕ или ФАНТАЗИЮ, а если серьёзно, то раньше были газеты и журналы, с актуальной информацией, а теперь есть радио, телевидение, всемирная Сеть, и если их просматривать ТЕМАТИЧЕСКИ, то, вполне возможно, что сочинитель, заинтересованный какой-то ТЕМОЙ, и натолкнЕтся на своего ГЕРОЯ. Есть мнение, что даже великий Булгаков, Михаил Афанасьевич, только двух персонажей "Мастера и Маргариты" НАФАНТАЗИРОВАЛ, а всех остальных персонажей романа ВООБРАЗИЛ, то есть "дорисовал" в законченные ОБРАЗЫ то, что видел в жизни, что прочитал в газетах, книгах, журналах.
- Воланда и Кота Бегемота Михаил Афанасьевич именно НАФАНТАЗИРОВАЛ, - высказал свою догадку Сеня Ворожейкин.
- Как бы там ни было, - продолжил вести занятие Свенельд Иванович Пирогов, - а ГЕРОЙ или ОСНОВНОЙ ПЕРСОНАЖ, а также и другие ПЕРСОНАЖИ, - это прежде всего произносимые ими СЛОВА, а их лица, вообще, - их внешние виды, жесты, их прошлое, походки, привычки -это всё ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПОДРОБНОСТИ, которые могут быть как по теме, так и не по теме, то есть уводить автора от рассмотрения ОСНОВНОЙ ТЕМЫ. Так что, перед тем, как приступить к написанию ДИАЛОГОВ по ТЕМЕ сочиняемого текста, нужно набросать для ГЕРОЯ, его основного ПРОТИВНИКА и других значимых персонажей перечни, списки СЛОВ и ВЫРАЖЕНИЙ, которые употребляет, в своей устной и даже письменной речи, тот или другой ПЕРСОНАЖ.
Сене Ворожейкину вдруг взгрустнулось, показалось очень скучным, - составлять, перед тем как начать писать ДИАЛОГИ и ПОЛИЛОГИ, списки СЛОВ и ВЫРАЖЕНИЙ, употребляемых героем или конкретным пресонажем, поэтому он задал довольно странный вопрос:
- А зачем включать в текст то, что не по его теме?
- Хороший вопрос! - неожиданно высоко оценил слова Сени Ворожейкина Свенельд Иванович, и продолжил говорить:
- ТЕМА сочинения - это СТЕНА, которую можно разбить стенобитным орудием, можно перелезть через неё, предварительно изготовив лестницу или стремянку необходимой длины. А можно идти вдоль СТЕНЫ, в надежде, что она закончится, и её можно будет обойти. Очень часто стена не заканчивается, делает поворот, то есть поворачивает, может быть, несколько раз, и оказывается или четырёхугольником, или даже многоугольником, а сочинитель-реалист, упорный в своём труде, перестаёт замечать, что уже нарезает круги вокруг ТЕМЫ, как превращается в нудягу и производителя скукоты. Лучше всё-таки, если не разрушать стену, то хотя бы описывать, с ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПОДРОБНОСТЯМИ, как изготавливается автором лестница, необходимая для того, чтобы перелезть через стену ТЕМЫ туда, где ГЕРОЮ, его поддерживающим ПЕРСОНАЖАМ, откроется оперативный простор и для мысли, и для действий, и для жизни. Или возникнет такая НОВАЯ ТЕМА, такое препятствие, что и не захочется жить. Но не буду сейчас говорить о мрачном, а скажу, что ПЕРСОНАЖИ, вроде бы находящиеся на одной стороне КОНФЛИКТА с ГЕРОЕМ, могут быть разными. И при написании диалогов и полилогов нужно учитывать, что одни персонажи ПОДДЕРЖИВАЮТ героя ИСКРЕННЕ и в ПОЛНОЙ МЕРЕ, другие СОМНЕВАЮТСЯ в его способностях и способе достичь ЦЕЛИ, третьи готовы, при определённых условиях и по определённой цене, его, то есть героя, ПРЕДАТЬ. Часто ИНТРИНА тексиаиаттом и заключается, что возможные преподаватели льстиво говорят герою одно, а думают о нём совсем другое. НАМЕРЕНИЯ или ИНТЕНЦИИ возможного предателя многие сочинители предпочитают выдавать читателям не сразу, а постепенно, - в диалогах и полилогах. Встречаются и те сочинители, которые сразу заставляют предателя, в каких-то своих размышлениях и монологах, ВЫДАТЬ свои преступные, или предательские только, НАМЕРЕНИЯ.
Свенельд Иванович оглядел аудиторию, почувствовал, что она немного, даже Арсений Ворожейкин, "подзавяла", и решил заканчивать сегодняшнее занятие:
- Да, действительно, то что складывается из многочисленных ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПОДРОБНОСТЕЙ, часто рассматривается читателями тем, что уводит их от ОСНОВНОЙ ТЕМЫ сочинения, а поэтому сочинители-авангардисты, сочинители-"стенобитчики" не столько закапываются сами и закапывают читателей в ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПОДРОБНОСТЯХ, сколько пробивают, в СТЕНЕ ТЕМЫ, дверной проЕм, и проводят читателя через него, через проём, или на оперативный простор, или к завершению, к финалу своего, авторского текста. Хорошо устроились писатели-детективщики. Они из ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПОДРОБНОСТЕЙ составляют и навешивают, на прорубленный проём в стене ТЕМЫ, дверь с замком, к которому нужно подобрать ключик. Этот ключик есть в самом детективном тексте, но не каждый читатель его не пропустит. Поэтому автору детектива, как Агате Кристи, с её героем Эркюлем Пуаро, например, приходится объяснять, каким именно ключиком, ей и ему, пришлось открыть замок на двери, за которой сидит или стоит преступник. Итак, сегодняшнее занятие закончено. Надеюсь, что вы не утомились настолько, чтобы не придти на следующее занятие по литературному творчеству.
Арсений Ворожейкин не всё понял, но ему всё понравилось так, что его ещё не покидало чувство, что он не зря заплатил пятнадцать тысяч рублей. На следующее занятие по литературному творчеству он, Сеня обязательно придёт!
Свидетельство о публикации №222071100384
Но очень надеюсь на продолжение!!! Спасибо, уважаемый Борис!!!
Игорь Тычинин 11.07.2022 14:50 Заявить о нарушении
Светлан Туголобов 11.07.2022 16:33 Заявить о нарушении