Над суетою земли поднявшись Гл. 6

                Над суетою земли поднявшись…
                (О творчестве В.С.Соловьёва)
Часть третья «О Творце Неба и земли и о Пречистой »
  Глава шестая «О том, что Бог с нами…»
 Голос вещий не обманет.
Верь, проходит тень,—
Не скорби же: скоро встанет
Новый вечный день.
 К этим строкам Русского Мыслителя мы обращались, беседуя о творчестве А.А.Тарковского - о преемственности эпох. Сейчас же обратим внимание на финал как на очень важный «итог» размышлений о сути бытия земного и о том, что вне земли.
«Новый Вечный День» - возможно, это - образ возвращённого для людей Воскресением Христовым Рая. Возможно, Новое Небо и Новая Земля – любимая русской литературой тема Апокалипсиса – данного  через Апостола Откровения…
Итак, мы говорим об Образе Божества, которого не могло не быть в творчестве Религиозного Философа, да и любого  истинно русского поэта – хотя, наверное,                не только русского.
 Если до того обращались мы к  произведениям, в которых отразился Божественный Огонь – Огонь Благословенный, во всём окружающем человека мироздании сокрытый, то теперь к Самому Началу  вместе с Русским Поэтом возвращаемся…
   Итак, перед нами самое, наверное, известное произведение В.С.Соловьёва                о Творце Неба и земли.
 Во тьму веков та ночь уж отступила,
Когда, устав от злобы и тревог,
Земля в объятьях неба опочила
И в тишине родился С-нами-Бог.
И многое уж невозможно ныне:
Цари на небо больше не глядят,
И пастыри не слушают в пустыне,
Как ангелы про Бога говорят.
Но вечное, что в эту ночь открылось,
Несокрушимо временем оно,
И слово вновь в душе твоей родилось,
Рожденное под яслями давно.
Да! С нами Бог, — не там, в шатре лазурном,
Не за пределами бесчисленных миров,
Не в злом огне и не в дыханьи бурном,
И не в уснувшей памяти веков.
Он здесь, теперь — средь суеты случайной,
В потоке шумном жизненных тревог.
Владеешь ты всерадостною тайной:
Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог. 
 Стихотворение «С нами Бог» или «Имману-Эль». Наверное, можно назвать его произведением о Начале Всеобщего Спасения – ведь именно для того, чтобы спасти людей от смерти,   родился Младенец Христос.
Сколько в русской литературе Рождественской лирики! Именно лирики, потому что никто не может писать о Рождестве Христовом лишь из «холодного рассудка». Вспомнить хотя бы преисполненные человеческой нежности строки А.А.Фета «Ночь тиха», в котором «очи Матери  с улыбкой в ясли тихие глядят», или слова А.С. Хомякова о том, что в Святую Ночь  «вся тварь была в волненьи» и птицы «возвещали всем благоволенье». О том как «звезда смотрела в пещеру» «взглядом Отца» в одном из лучших произведений И.А.Бродского  или о том, как «Звезда Рождества», словно «гостья смотрела на Деву»  в финале стихотворения Б.Л.Пастернака. И ещё великое - великое множество…
  Только у В.С.Соловьёва, наверное, именно как у философа акцент не на Ночь Святую – она   сама собою разумеется, а на то, что Спаситель пришёл в мир – на то «что в эту ночь открылось» -  «открылось»  всем людям.
В отличие от стихов, которые мы вспоминали чуть раньше, поэт не переносится сам,                не переносит читателя в  Ту Ночь Святую, а размышляет о главном, сожалея об оскудении веры, оскудении духовного видения – о том, что  «цари на небо больше не глядят, и пастыри не слушают в пустыне, как ангелы про Бога говорят». Но всё это не может закрыть, заглушить Главного – оттого и построено стихотворение на антитезе. Антитезе того, что к скорби великой, «невозможно ныне» и Главного – того, что Создатель Наш создания своего всё равно не оставил и пребывает рядом с человеком  «средь суеты случайной, в потоке шумном жизненных тревог», чтобы протянуть Руку Свою, даже        на краю бездны. И людям не должно о том забывать. Только верующий в Господа «владеет всерадостною тайной» о том, что зло «бессильно» пред Христом Воскресшим.
А в Ту Ночь пришёл Он в мир Беззащитным Младенцем в пещере…
И как, читая эти строки, не вспомнить песнопение, каждому христианину хорошо известное:
С нами Бог, разумейте языцы, / и покаряйтеся: / Яко с нами Бог.
Услышите до последних земли;: / Яко с нами Бог.
Могущии покаряйтеся: / Яко с нами Бог.
Его поёт церковный хор в Рождественскую Ночь – но не только же -  и в Дни Великого Поста тоже. И невозможно не увидеть, не понять: всё, о чём говорит Поэт, как и в песнопении «выходит за рамки» только Святой Ночи Рождества, хотя с неё, конечно, всё начинается…
 И вспоминаются, конечно, слова  Боговдохновенной Псалтири, к которой у русского человека отношение особое, – вернее – 26 псалом: Господь просвещение мое; и Спаситель мой, кого; убоюся? Господь Защититель живота; моего;, от кого; устрашуся?
Разве не «продолжает» эту мысль В.С.Соловьёв в финале?! «Бессильно зло; мы вечны;                с нами Бог». С нами – и не должно о том забывать – иначе бытие земное смысл потеряет…
А беседа на эту неисчерпаемую по глубине  тему продолжится  в следующих главах…
(Продолжение следует)


Рецензии