Студент душа мироздания неделима
Душа Мироздания Неделима.
Глава Первая. «Служба в храме Мироздания».
Большое озеро как блюдо.
За ним — скопленье облаков,
Нагроможденных белой грудой
Суровых горных ледников.
По мере смены освещенья
И лес меняет колорит.
То весь горит, то черной тенью
Насевшей копоти покрыт.
Когда в исходе дней дождливых
Меж туч проглянет синева,
Как небо празднично в прорывах,
Как торжества полна трава!
Стихает ветер, даль расчистив,
Разлито солнце по земле.
Одно из очень известных произведений Б.Л. Пастернака «Когда разгуляется». О чём же оно?! Лирический герой, да и сам поэт, конечно, восхваляет красоту мироздания. Весь пейзаж проникнут настроением, вернее, ощущением торжества. Возможно, в произведении показана некая аллегория – например, «исход дней дождливых» как окончания бед, нестроений, начало чего-то нового, светлого. Тучи, символизируют, очевидно, тоску, внутренний разлад, одиночество. А синева после дождя - наполненную радостью душу. «Меж туч проглянет синева» - появилась надежда – и душа радуется.
Но всё же самое главное - дальше…
Просвечивает зелень листьев,
Как живопись в цветном стекле.
B церковной росписи оконниц
Так в вечность смотрят изнутри
В мерцающих венцах бессонниц
Святые, схимники, цари.
Как будто внутренность собора —
Простор земли, и чрез окно
Далекий отголосок хора
Мне слышать иногда дано.
Автор сравнивает природу с собором - ведь красота её вечна, нерушима. Подобными сравнениями преисполнена вся русская литература – особенно, - поэзия – и творчество Б.Л.Пастернака не исключение.
Природа «видела» много поколений людей. Но главное – то, что отличает восприятие природы христианином. Природа – Нерукотворный Храм Творца! Ведь «внутренность собора» - иконостас - «окно» в Царство Небесное, как написал П.А.Флоренский.
И у принявшего Святое Крещение Б.Л.Пастернака в небольшом отрывке дважды встречается образ окна, символизирующего «другой» - вернее, - «иной» взгляд на жизнь, а также «границу» между мирами. Через окна «смотрят… в вечность… Святые, схимники, цари ». «Смотрит» «облак свидетелей», как сказано в Писании.
Потому образ окна - тоже пример живой связи с Царством Небесным. А «далекий отголосок хора», который «слышать иногда дано», очевидно, - хор ангельский!
Оттого-то и преисполнены такой неземной радостью последние строки:
Природа, мир, тайник вселенной,
Я службу долгую твою,
Объятый дрожью сокровенной,
B слезах от счастья отстою.
Лирический герой чувствует свою причастность, ощущает единство человека и Мироздания Божьего – оттого, что все мы Его творения!
Глава Вторая. «Духовно ослепшие».
Очень похожая мысль звучала и у поэта, рождённого почти на девяносто лет раньше, - Ф.И.Тютчева. И нет в том ничего удивительного - ведь образ Мироздания Божьего и причастность к нему человека вечны – вне времени и пространства.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..
То, что и в этих строках передано ощущение живой связи с природой, очевидно. И здесь для лирического героя, как и для самого поэта, особенно важно то, что природа – Творение Божие. У Ф.И.Тютчева не отличие показано, а, скорее, - поэт «углубляет» главную мысль. Мысль о том, что только Творец мог вдохнуть жизнь и в озеро, и в облака, и в лес, и в цветы в саду. Для обоих поэтов и их лирических героев это само собою разумеется...
Природа - сокровищница – но сокровище найдёт только тот, кто ищет. И, к великому сожалению, не всем дано такое ощущение, такое понимание окружающего мира. Не всем дано видеть очевидное. Поэтому стихотворение Ф.И.Тютчева, в отличие от предыдущего, построено на антитезе. И появляется она не сразу - потому что сначала так хочется насладиться красотою и мудростью мироздания! А уж только потом показать «антипод»:
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.
Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!
И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!
Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..
Такие люди живут в сем мире, как впотьмах. Можно даже говорить об их духовной смерти – потому что жизни они не видят, не слышат, не ощущают. Лирический герой испытывает к ним, наверное, некоторое презрение, смешанное с жалостью...
Глава Третья. «Бесы, на Храм Творца посягнувшие».
А теперь обратимся ещё к одному поэту поколения Б.Л.Пастернака - поэту, как говорили о нём, крестьянскому. Потому что то, что вне времени и пространства, уж тем более, вне сословий.
Итак, Н.А.Клюев. Он, конечно, не создаёт углублённых философских, в привычном смысле, образов, как Б.Л.Пастернак или Ф.И.Тютчев. Образы это стихотворения фольклорные, отражающие мышление русского, православного народа. Но, естественно, как было уже сказано, живая связь с мирозданием и Самим Творцом ощущается или не ощущается человеком, независимо от образования и происхождения.
Обозвал тишину глухоманью,
Надругался над белым "молчи",
У креста простодушною данью
Не поставил сладимой свечи.
В хвойный ладан дохнул папиросой
И плевком незабудку обжег.
Зарябило слезинками плёсо,
Сединою заиндевел мох.
В произведении показано страдание – страданием проникнуто здесь абсолютно всё. Поэт и его лирический герой глубоко страдает потому, что человек отпал от природы, от Храма Мироздания – а значит, от самой веры. От живой связи с Творцом. Этот «безликий», которого и человеком назвать трудно, «заходит» в Храм Мироздания – не с благоговением, чтобы «у креста простодушною данью поставить сладимую свечу», а как к себе домой, вернее, как в кабак, который всегда был символом дна человеческой жизни. Этот безликий персонаж пытается «установить» свои - безбожные «порядки», навязать их всему мирозданию. (Вспомнить хотя бы, как семидневную неделю, отражающие Дни Творения, заменили на шестидневку). Он «надругался» над мирозданием – над Творением Божиим, потому что настолько пуст и озлоблен, что не может не разрушать всё вокруг – всё, что стояло веками. Он быть другим не может – ведь душевная, тем более, - духовная пустота ничем хорошим не заполняется.
Невольно вспоминается страшный образ, созданный И.С.Глазуновым, - большевики бесцеремонно, кощунственно врываются в храм Пасхальной Ночью. С собаками, в шапках, пьяные. А рядом распутные, полуголые комиссарши. Они кощунственно «нацепили» на себя венцы, возлагающиеся на головы вступающих в брак. В церковный брак, а не в блудную связь, как эти «вошедшие». Врываются, чтобы устроить погром, чтобы надругаться над святынями, на душой народа. Такое же «надругательство» показаны и на картине того же И.С.Глазунова «Раскулачивание». Все эти «насильники» похожи на того, кто «надругался над белым "молчи". Надругались над Белизной, над Чистотой.
А потому всё мироздание содрогнулось – и «плачет»! «Плачет» плёсо, и Крест стал «заплаканным», как плачут от своего бессилия о разорённых святынях простые русские люди над сброшенными иконами.
И с какой болью говорит обо всё этом Н.А.Клюев! Его безликий «персонаж», конечно, глубоко несчастен, как уже говорилось, но сам этого не осознаёт. И несчастным становятся все и всё вокруг. И, к сожалению, образ этот тоже вне времени.
А потому:
Светлый отрок - лесное молчанье,
Помолясь на заплаканный крест,
Закатилось в глухое скитанье
До святых, незапятнанных мест.
Заломила черемуха руки,
К норке путает след горностай...
Сын железа и каменной скуки
Попирает берестяный рай.
Душа народа испорчена, развращена, опустошена революцией, уничтожением Руси крестьянской – здесь о революции не говорится, но это совершенно ясно, если знать, в какое время жил Н.А.Клюев. А потому можно вспомнить и Тамбовский бунт 1921 года, и расстрелы крестьян в связи с разорением храмов, и расстрел самого Н.А.Клюева и других крестьянских поэтов. Оттого и появляются такие «дети каменных джунглей», как сказали бы сейчас. Но главное всё же не в этом.
Профессор М.М.Дунаев говорил о том, что без «опоры» взгляда на пейзаж, на храм человек становится агрессивным. И этот «персонаж» агрессивен. Но причина гораздо глубже.
Ведь разрушены не только сёла, но и города, как порушены души людей. И, конечно, уничтожается духовный «фундамент» русской жизни – храм в селе, храм на знакомой улице, храм души. Новой, безбожной власти нужны такие, как этот, «попирающий берестяный рай».
Конечно, в произведении показана глубокая духовная трагедия - и все образы именно её и раскрывают. Но всё же разрушается «рай» «берестяный», а не липовый, осиновый, сосновый и т.д. Естественно, что истинно русский – крестьянский поэт обращается к образу «самого русского» дерева. Ведь берёза светла и чиста, как душа русского народа. И «влияние» новой власти сравнимо с жестоким и бездумным «лесоповалом».
На первый план выступают берёзы и среди ужаса разгула безбожия на картине И.С.Глазунова «Раскулачивание». Берёзы словно оплакивают вместе с крестьянами разорённые храмы и поруганные иконы!
А ещё берёза – символ Троицы. По словам И.С. Шмелёва, вернее, его любимого М.П.Горкина, «на Троицу вся земля именинница». А теперь у народа отнимают душу вместе с разрушенными храмами и вырубленными берёзами, чтобы заменить сатанинской «антитроицей» Ленина, Маркса и Энгельса! ...
Глава Четвертая. «Одоление бесов Светом Воскресения».
Только душу убить нельзя! И потому, несмотря на трагическое время, – время разрушения основ жизни, создаёт Н.А. Клюев эти строки.
Бродит темень по избе...
Бродит темень по избе,
Спотыкается спросонок,
Балалайкою в трубе
Заливается бесенок:
"Трынь да брынь, да
тере-рень..."
Чу! Заутренние звоны...
Богородицына тень,
Просияв, сошла с иконы.
В дымовище сгинул бес,
Печь, как старица, вздохнула.
За окном бугор и лес
Зорька в сыту окунула.
Там, минуючи зарю,
Ширь безвестных плоскогорий,
Одолеть судьбу-змею
Скачет пламенный Егорий.
На задворки вышел Влас
С вербой, в венчике сусальном.
Золотой, воскресный час,
Просиявший в безначальном.
В произведении отражена победа света над тьмою - свет входит и разгоняет тьму. Утренняя заря и первый крик петуха прогоняет нечистую силу во многих произведениях русского фольклора - и не только фольклора, конечно. Но утренняя заря – это лишь аллегория - здесь одерживается победа над злом, над бесовским мраком.
С первыми лучами солнца раздаются «заутренние звоны». И Сама Пресвятая Богородица, «сошедшая с иконы», приходит на помощь тем, кого одолели бесы. А вслед за Ней появляется Святой Георгий – «Егорий», как написано в произведении, как пелось в народных песнях. Он тоже символ победы над злом, которое воплотилось в образе дракона.
И вот наступает «Золотой, воскресный час, просиявший в безначальном» - Вербное Воскресенье. Свершается Вход Господа в Иерусалим! Вот уже совсем-совсем скоро пропоют «Христос Воскресе из мёртвых», возглашая Победу над смертью.
И в стихотворении истинно русского поэта Н.А.Клюева отразилась победа над тьмою, над царящим в мире злом. Безбожная власть стремилась, разрушив основы духовной жизни, стереть из памяти народа Святую Русь – но не вышло. И стихи погибшего от рук безбожников поэта снова зазвучали. Стихи о Святой Руси.
Зло побеждается добром – тьма светом. Сельские храмы восстанавливаются – а с ними возрождаются сёла. И дай Бог, чтобы духовно обновлёнными стали сами люд. Чтобы никогда больше не рушились храмы и не сбрасывались на землю иконы! И чтобы человек был не безликим «сыном железа и каменной муки», а частичкой Мироздания Божьего!
Литература.
1. Тютчев Ф.И. Сборник «Волшебные струны».
2. Пастернак Б.Л. Сборник «Вальс с чертовщиной».
3. Сборник «Антология поэзии Серебряного века» 1995 год.
4. Серия «Великие художники». Глазунов Илья Сергеевич
5. Гайкова Н.Н. Исследовательская статья «Воскресшая Святая Русь воплощённая
в творчестве Н.М.Рубцова».
6. Гайкова Н.Н. Теоретическая часть методической разработки «Русь Святая. Русь
Родная»
7. Лекции по литературе МКТП. МГТУ им. Н.Э.Баумана.
Свидетельство о публикации №222071100422