Студент нескудеющая сила молитвы и покаяния

 РУБРИКА  «СТУДЕНТЫ  ГАЙКОВОЙ  Н.Н.» Дорошев Артём Дмитриевич
   «Нескудеющая сила» молитвы и покаяния
Душе;, душе; моя;! Восста;ни, что спи;ши?
Коне;ц приближа;ется и тебе; ли  не встрево;житься?
Воспряни; ны;не, да пощади;т тя Христо;с Бо;г,
Ко;ий повсю;ду есть и ми;р Собо;ю наполня;ет
(Покаянный Канон Андрея Критского)
   Глава Первая. «Нетленная Краса» Истинной Веры»
Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.
И увядание земное
Цветов не тронет неземных,
И от полуденного зноя
Роса не высохнет на них.
В 1866 году Ф.И.Тютчев, будучи уже немолодым, написал эти замечательные, имеющие глубокий философский подтекст и вместе с тем отражает его духовное состояние  строки. Это своего рода «вывод», обобщенный духовный опыт.  Даже если наш опыт «учит» неверию, скептицизму, душа устремлена к тому, что нельзя «уместить» в логику повседневной, обыденной жизни.
Оттого и построено произведение на антитезе земного и Неземного, тленного и Вечного.
А  в образе «цветов неземных», очевидно, отразил поэт образ Райского Сада, в котором нет «тления» и «оскудения». Это - образ Вечной Жизни. Рай, закрытый для людей из-за грехопадения, снова «открылся» Искупительной Жертвой Спасителя.
 
И тот только, кто верует и готов на жертву за веру Христову, станет Вечному причастным.
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса
Есть, но не здесь – в  земной жизни всё тленно, как и сам человек.  Поэт говорит о Жизни Вечной – о Жизни Будущего Века. Её в стихотворении символизируют и «нескудеющая сила», «нетленная краса», «неземные цветы». И то, что не всё «увянет», не всё «пройдёт», о чём говорится далее.               
 И эта вера не обманет
Того, кто ею лишь живет,
Не всё, что здесь цвело, увянет,
Не всё, что было здесь, пройдет!
 Тот, кто верит, никогда не разочаруется  - ведь Господь не посрамит надежд, уповающих на Него. В сердце того, кто верит, никогда не умрёт надежда на лучшее  - ведь «лучшее»  - это Жизнь Будущего Века.
 Само произведение, конечно, не только о том, что очевидно для каждого, кто                не «разложил» свою жизнь на пять физиологических чувств.
  И дальше поэт размышляет о самом главном.  Он и его лирический герой словно «поднимается по ступням» - «ступеням» познания духовной жизни, познания вечной нравственной основы:
 Но этой веры для немногих
Лишь тем доступна благодать,
Кто в искушеньях жизни строгих,
Как вы, умел, любя, страдать.
Чужие врачевать недуги
Своим страданием умел,
Кто душу положил за други
И до конца всё претерпел.
 Христос Воскресением Своим  победил смерть, чтобы каждый верующий в него имел Жизнь Вечную. Но, как сказал один из Отцов Церкви, Христос «не спасёт нас без нас» - ведь человек делает свой свободный нравственный выбор. Выбор: быть с Богом или                с дьяволом – третьего не дано.
Надо быть твёрдым в вере,  уметь противостоять трудностям жизни, земным искушениям, проискам врага. Надо не падать духом, зная, что Господь не оставит. Истинному христианину должно уметь страдать, помня о страданиях Самого Спасителя и Святых Мучеников.
Чужие врачевать недуги
Своим страданием умел.
Невольно вспоминаются Святые Целители – Пантелеймон, Трифон, Апостол Лука, наконец, Лука Войно - Ясенецкий, и другие. Но «врачевать» - значит не только исцелять от телесных болезней. Надо уметь сочувствовать, приходить на помощь к тем, кто в тебе нуждается. Уметь нести жертвенное служение.
Кто душу положил за други
И до конца всё претерпел
  Ф.И.Тютчев немного перефразировал известные слова из Евангелие от Иоанна:                «Нет большей любви как если кто жизнь положит за други своя». Слова эти                и о подвиге военном, и о подвиге молитвенном, о сестрах милосердия. И, конечно,                не только. Это, как было уже сказано, об умении жертвовать собой – потому в русской литературе главное, как написал поэт К.Д.Бальмонт,  - «красота страдания». Страдания за веру, за то, чтобы называться христианином.
   Стихотворение посвящено женщине, воплощающей христианское понимание жизни – но, конечно, оно намного больше, чем просто посвящение. Оно о том, как должно жить человеку, если он себя христианином называет.   
«Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет» - говорит Спаситель.  Только приняв и осознав Слова Его, только помня, что вера без дел мертва,  можно понять, ощутить, познать и «нескудеющую силу», и «нетленную красу»!
           Глава Вторая. «Душа - христианка».
А теперь обратимся к другим мыслям и образам великого Ф.И.Тютчева. Другим,                но перекликающимся  с предыдущим произведением, крепко связанным с ним.
 О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги,-
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..
Так, ты жилица двух миров,
Твой день - болезненный и страстный,
Твой сон - пророчески-неясный,
Как откровение духов...
Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые -
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.
  Снова антитеза «двух миров» – даже не просто антитеза, а борьба. Борются греховные страсти, присутствующие в нашем падшем мире,  и искреннее желание быть чистоте душевной, стремление к праведности, что присуще не утратившему души человеку.  «Душа - христианка» - сказал один из Отцов Церкви - а   путь христианина очень непростой – «болезни и страсти» на каждом шагу.
 Потому, наверное, и присутствует в самом конце образ Марии Магдалины -  кающейся грешницы. Поэт сравнивает с ней  душу человека, чтобы сказать: душа, будто Мария, готова быть с Христом – «к ногам Христа навек прильнуть».
И проникнуто всё произведение мыслью о покаянии. Покаяние (дословно – изменение сознания)  - главная мысль не только этого произведения, мыслью этой проникнута вся классическая литература – русская, особенно. Потому что покаянием побеждается зло.
    Глава Третья.  «Плач» о прегрешениях своих».
А потому, возвратясь на несколько веков назад,  перейдём от произведений Ф.И.Тютчева к авторам «безымянным» - создателям русской духовной поэзии.
 Душа моя прегрешная,что не плачешься?!
Ты плачь, душа, рыдай всегда,тем утешишься.
Какие берущие за душу слова! Какая боль душевная! Всё стихотворение – от начала                и до конца - призыв  к покаянию.
 Не сможешь ты тогда плакати,
когда приидет смерть.
А по смерти грехи твои обличат тебя.
Скинь одежду ты греховную в покаянии.
А не скинешь ты грехи свои - ада не минешь.
Страдалицы венцы носят на главах своих.
Они песни поют - ах - ангельские: Аллилуйа.
 Идущий от  сердца призыв очистить  от грехов душу - оттого  и надо «плакати» о грехах своих. Ведь грешным людям суждено попасть в ад – «в муку вечную».  И только покаяние может избавить – открыть дорогу в Рай. Хоть в стихотворении самого слова этого нет –  это  и так понятно.
«Страдалицы венцы носят на главах своих» - страданием душа очищается.  Мысль эта так или иначе  всегда звучит в произведениях русской литературы. Звучит во все времена. (Вспомнить хотя бы известных героев Ф.М.Достоевского).
   Глава  Четвёртая. «Возделывание «Духовного сада».
            А говоря о народной духовной поэзии, невозможно не обратиться к образу «духовного сада». 
 Мой духовный сад, как запущен ты!
От негодных трав заросли тропы.
Пробудись от сна, посмотри кругом!
Что ты спишь, душа, что в саду твоем?
   «Духовный сад» -  человеческая душа, внутренний мир, который надо «возделывать», как сад, трудиться в нём, чтобы не «зарос» он «негодными травами» - греховными страстями.
Душа «увядает», как сад, который забросили, за которым не ухаживают, в котором                не трудятся.
  Конечно, присутствуют в произведении и образы цветов – «незабудки – цвет смирения», «чудесные розы – к Богу рвение», «лилии» как символ чистоты.                И все цветы, увядающие и исчезающие из сада, олицетворяют красоту души, которая погибает из-за грехов.
 Потому и здесь звучат призывы к покаянию – вернее, оба стихотворения ради того                и созданы.
 Охладела ты в духе лености,
Растеряла ты драгоценности …
Пробудись от сна, посмотри кругом!
Что ты спишь, душа, что в саду твоем?
«Пробудись» - «ключевое» слово всего произведения. Это – «крик души», призывающий к покаянию, к очищению от грехов. Человек находится в неком «сне»,                не замечая всех скверных деяний своих, продолжая «жить» - но он только думает, что живёт. А чтобы жить на самом деле, надо пробудиться от греховного сна. Пробудиться – и начать думать о Жизни Вечной. Думать, пока не поздно. Пока можно «успеть».
 (Оба стихотворения стали песнями,  - это ещё раз подчёркивает, что отразилось в стихах мировозрение глубоко верующего русского народа. Вне времени). 
      В начале - в эпиграфе мы обращались к Творению Андрея Критского -  Покаянному Канону, читаемому на Первой и Пятой Седмице Великого Поста. Эти слова до самой глубины восприняла вся высокодуховная русская литература.
  Удивительно, что  сюжет, напоминающий покаянные духовные стихи,  был и в одной                из известных бардовских песен даже в те годы, когда о Боге, грехе и покаянии вслух не говорили.
  Сад мой — дом мой, моя кровь, моя боль,
Что же это приключилось с тобой?
Да неужто обурьянить решил?..
Дед сажал тебя, да, видно, спешил.
То ли дед тебя не так поливал?!..
То ль отец тебя не так корчевал?!..
То ль неверным осеняли крестом?!..
То ль посажен ты на месте не том?!..
 Потому что зло разрушает  человека.  И этому изо всех сил  противится душа  - живая душа, даже если внушают, что  её нет! …
   Глава  Пятая.  «Спасающее Покаяние».
А вершить разговор о покаянии, об очищении души хотелось бы этими строками Ф.И.Тютчева, с творчества которого мы начали:
  Кто с хлебом слез своих не ел,
Кто в жизни целыми ночами
На ложе, плача, не сидел —
Тот не знаком с Небесными Властями.
Они нас в бытие манят —
Заводят слабость в преступленья —
И после муками казнят:
Нет на Земле проступка без отмщенья!
  Только это не совсем Ф.И.Тютчев, а его перевод  немецкого поэта                и философа Иоганна Вольфганга фон Гёте, к строкам которого обращались, конечно, многие.
 Оба поэта отразили то, что  «сверхнационально» - жизненно важно для обоих народов  - для всей христианской культуры: Нет на Земле проступка без отмщенья!
За всё  содеянное в этом мире, в нашей земной жизни  придёт когда-то время отвечать и получать  по заслугам своим. Придётся  «платить» - но не деньгами, а покаянием, искуплением своих грехов. Главное, чтобы не было поздно!
Потому что на Том Суде никакие богатства не помогут избежать наказания  за содеянное зло.  И эти строки, как и все, о которых мы говорили, - о том «напоминание».
 Напоминание о том, что задуматься, осознать свои грехи и принести покаяние надо здесь, пока живёшь – потому что «не сможешь ты тогда плакати, когда приидет смерть, а по смерти грехи твои обличат тебя».
    Для того и даны нам посты, особенно, - Великий, когда «кланяются в землю о грехах своих» как говорил один из героев знаменитой повести «Лето Господне». Потому что «за вереницею дней Поста Светлое Воскресение в цветочках» - Победа                над смертью и Жизнь Вечная!
 Оттого-то Покаяние - одна из главных, одна из самых важных «тем» всей русской –                и не только  русской  литературы.

                Литература.
1. Тютчев Ф.И. Сборник «Волшебные струны».
2. Тютчев Ф.И. Сборник статей и стихов о России.
3. Сборник поэзии «Слово и дух». Раздел «Богогласники рода
нашего».
4.Сборник духовной поэзии «Мой духовный сад».
5.Шмелёв И.С. «Лето Господне».
6. Лекции Музея Древнерусского Искусства им. Андрея Рублёва.
7. Программа из цикла «Библейский сюжет» канала «Культура» о жизни
и творчестве Ф.И.Тютчева
8. Гайкова Н.Н. Статья. «Духовная преемственность русской литературы.
«Сверхвременное» в творчестве русских писателей»


Рецензии