Студент благословенные воины русские!!!

РУБРИКА  «СТУДЕНТЫ  ГАЙКОВОЙ  Н.Н.» Евланов Михаил Александрович
 Благословенные воины русские!!!
 (Духовное начало Русского Патриотизма).
                Совесть, благородство и достоинство –
                Вот оно, святое наше воинство.
                Протяни к нему свою ладонь.
                За него не страшно и в огонь.
                Лик его высок и удивителен.
                Посвяти ему свой краткий век.
                Может, и не станешь победителем,
                Но зато умрешь как человек.
                (Б.Ш.Окуджава. Ветеран Великой
                Отечественной  войны)
               
                Часть первая и главная.
«Великий Князь, Истинно Русский Офицер, Прекрасный Русский Поэт».

                Глава первая «Воспитание русского воина».
 
Ты - что рассвета вешняя заря:
Минула ночь, до дня еще далеко,
Как утра блеск твое сияет око,
Решимостью и удалью горя.
Мир тесен для тебя: вдаль за моря
Стремишься ты, за облака высоко,
И рад сражаться с недругом жестоко
За родину, за веру, за Царя.
 Стихотворения «Юнкеру» Великого Князя и великого русского поэта
Константина Константиновича Романова. Этот образ, эти мысли, эти обращённые к будущему воину слова, не просто слова, пусть красивые и правильные.  Это – образ жизни, нечто главное, что присуще Великому Князю, попечителю тех, кому предстоит служба Богу, Царю и Отечеству.
  Хоть мальчик ты, но сердцем сознавая
Родство с великой воинской семьей,
Гордися ей принадлежать душой.
Ты не один: орлиная вы стая.
Настанет день, и, крылья расправляя,
Счастливые пожертвовать собой,
Вы ринетесь отважно в смертный бой.
 Завидна смерть за честь родного края!
 А эти строки посвящены «Кадету». Невозможно не увидеть, что оба произведения - обращение – и «обращается» русский офицер, русский поэт к воспитанникам военного училища – будущим  военным – русским воинам, как говорили в старину.
 Итак, посвящённое кадету стихотворение начинается с образа весны –                «Ты - что рассвета вешняя заря». Заря и весна  символизируют начало жизни - детства - времени, когда в человека закладываются основы нравственности. И в обращении к Юнкеру показан мальчик, не достигший ещё возраста взрослого воина,  но уже воспитавший в себе  волю,  сильный  характер. Он  готов, он стремится защищать родину,  отстаивать истину. Его душа полна решимости, отваги, доблести и мужества. И эти  качества взрастила в нём любовью к родине, к «Православной  Империи», как сказал когда-то великий Ф.И.Тютчев. 
«Ты не один: орлиная вы стая»,  - говорит К.К.Романов о своих подопечных.
Эти строки, обращённые ко всем будущим защитникам России, воплощают, прежде всего духовное единство русского воинства. И сам Великий Князь К.К.Романов  являл собою яркий пример воинской доблести. Он участвовал в самом центре боевых действий, часто рискуя жизнью. В одном из рапортов старшего офицера по окончанию одной из экспедиций, участником которой был К.К.Романов, были  описаны качества, проявленные в бою ещё совсем молодым офицером. «Оценивая каждого                из офицеров, большинство которых было первый раз под неприятельским огнем,                я считаю долгом, прежде всего, упомянуть об Его Императорском Высочестве Великом Князе Константине Константиновиче, хладнокровье и распорядительность которого несомненно гораздо выше его лет и опытности; выполненное им поручение лучше всего, впрочем, говорит само за себя». Сила духа молодого офицера – истинно русского, православного воина  вызвало восхищение  даже бывалого воина!
    Как истинно русских людей, русских, православных офицеров, русских воинов воспитывал Великий Князь и своих шестерых сыновей. А иначе, и невозможно!
 Но прежде, чем возвратиться к его произведениям, невозможно не излить эту боль.                Нет, наверное, более оболганных, опороченных имён, чем офицеры Царской Армии -                и прежде всего, члены Царской Семьи. Наверное, хватит лжи, хватит клеветы! Ведь                на самом деле, была строгость воспитания, полученное с молоком матери осознание себя русским воином. Сыновья К.К.Романова летом помогали крестьянам в поле, вместе с крестьянами ходили на Крестный ход  о даровании дождя. И русские крестьяне любили этих чистых сердцем отроков, вопреки тому, что нам пытались внушать не один десяток лет.
           Глава вторая. «Колыбельная как напутствие». 
А сейчас обратимся к проникновенным строкам Посвящения сыну Великого Князя Иоанну:
 Быстро крылатое время,
Час неизбежный пробьет;
Примешь ты тяжкое бремя
Горя, труда и забот.
Будь же ты верен преданьям
Доброй, простой старины;
Будь же всегда упованьем
Нашей родной стороны!
С верою твердой, слепою
Честно живи ты свой век!
Сердцем, умом и душою
Русский ты будь человек!
Пусть тебе в годы сомненья,
В пору тревог и невзгод,
Служит примером терпенья
Наш православный народ.
 Это - колыбельная песня. Иоанн и все его братья вырастут такими же истинно русскими  воинами,  как  их отец.  И как воин Христов, Иоанн вместе с братьями – Игорем и Константином примет мученическую смерть от рук пришедших к власти бесов. Потомки рода Романовых  будут сброшены живыми в шахту на окраине Алапаевска вместе с Елизаветой Фёдоровной и Инокиней Варварой  на следующий день после убиения Царской Семьи. От истинно русских, православных офицеров Царского рода новая самозваная власть избавлялась. Только их дух,  их жертвенное служение России уничтожить не смогли.   И нашу память об истинно русских офицерах!
   Возвратимся же к строкам колыбельной песни. Сколько же колыбельных в русской поэзии! Их создавали и пели ради успокоения души и сердца. Но не только. Часто звучали в них и наставления о том, как должно жить – жить по совести, по Правде Божией. Такое наставление написал и К.К.Романов.
А ещё невольно кажется, что Великий Князь, словно «продолжает» слова и мысли казачки, из так хорошо всем известной колыбельной, М.Ю.Лермонтова:
 Сам узнаешь, будет время,
Бранное житье;
Смело вденешь ногу в стремя
 И возьмешь ружье.
Я седельце боевое
Шелком разошью...
Спи, дитя мое родное,
Баюшки-баю.
Богатырь ты будешь с виду
 И казак душой.
Провожать тебя я выйду —
Ты махнешь рукой...
Сколько горьких слез украдкой
 Я в ту ночь пролью!..
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
Баюшки-баю.
Стану я тоской томиться,
 Безутешно ждать;
Стану целый день молиться,
По ночам гадать;
Стану думать, что скучаешь
Ты в чужом краю...
Спи ж, пока забот не знаешь,
Баюшки-баю.
Дам тебе я на дорогу
 Образок святой:
Ты его, моляся богу,
Ставь перед собой;
Да готовясь в бой опасный,
 Помни мать свою...
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
 Оба произведения, предназначены вроде бы для того, чтобы успокоить – колыбельная всё-таки. Но слова обоих поэтов не «расслабляют» в привычном смысле,                а воодушевляют. Они помогают  понять главное: ты можешь быть спокоен, если в тебе сильный дух. А ещё то, что мальчик должен вырасти  русским воином, готовым принять любые испытания во имя Родины, во имя Веры Православной. Потому что перед младенцем примеры воинской доблести – и отца – воина, и всего русского, православного народа.
  Наверное, такие колыбельные в младенчестве пели матери, няни и тем, кому посвящены строки Великого Князя – его кадетам и юнкерам.
  Мальчики  выросли – и готовы с честью выполнить свой долг, своё предназначение.
  И обращённые к ним слова Великого Князя воплощают русскую соборность, русское духовное единство, без которого не может быть русская армия. А эти мальчики – продолжатели славных традиций.
«Орлиная вы стая» -  образ орла в произведении не просто так. Благородной птицей-орлом в русском фольклоре называли воина, богатыря, защитника Отечества.
Русские воины, словно орлы, «кружат» в небесах, охраняют от супостата родные места. Они, как орлы,  готовы в любой момент «выпустить когти» против врага, решившего, что сможет безнаказанно разорять наш край, нашу Родину. Не  сможет! Не позволят!
В обоих произведениях русский поэт и офицер говорит о том, как надо воспитывать детей –  мальчиков -  будущих воинов.
 Но подвиги и славные дела
Свершать лишь тем, в ком доблесть расцвела:
Ей нужны труд и знанье, и усилья.
Пускай твои растут и крепнут крылья,
Чтоб мог и ты, святым огнем горя,
Стать головой за Русь и за Царя.
 Русский воин не должен, не  может быть, никогда не был лишь воплощением грубой, бездумной  силы. Истинно русский воин во все времена  сочетал ум и силы душевные, волю и дух! А для этого надо упорно работать над собой.
 Повеет лето за весной прекрасной.
О, встреть его, храня душою ясной
Отвагу, доблесть, мужество и честь;
Чтобы закатом осени холодной
До зимней тьмы стезею благородной
Светильник правды и добра донесть -
  пронести через всю жизнь, через все испытания зажженный в сердце «свет» веры, доблести. Этот «светильник правды и добра»  всю жизнь освещает праведный путь,                не давая свернуть с него на дорогу неправедную!
 Глава третья. «Соборное единство Полка».
 О Великом Князе, истинно русском офицере и прекрасном русском поэте, об истинном патриотизме русского воина можно говорить бесконечно. А потому, завершая первую главу, приведём пример ещё одного произведения, краткое название которого  - «Полк» объединило всё лучшее, что есть в русских солдатах и офицерах.   
   Наш полк! Заветное, чарующее слово
  Для тех, кто смолоду и всей душой в строю.
  Другим оно старо, для нас - все так же ново
  И знаменует нам и братство,и семью.
 О, знамя ветхое, краса полка родного,
 Ты, бранной славою венчанное в бою!
 Чьё сердце за твои лоскутья не готово
 Все блага позабыть и жизнь отдать свою?
     Полк учит нас терпеть безропотно
    лишенья
 И жертвовать собой в пылу святого рвенья.
 Все благородное: отвага, доблесть, долг,
 Лихая удаль, честь, любовь к отчизне славной,
 К великому Царю и вере православной
 В едином слове том сливается: наш полк!
 Полк! Это же не просто группа людей  - с ними служат, вместе сражаются, разделяя все испытания воинской службы.  С ними делят пищу, кров, невзгоды и потери. В полку люди учатся доверять и помогать друг другу.  Здесь каждый готов прийти  на помощь,  даже  рискую своей жизнью. Полк -  семья, где каждый друг другу словно брат. Неслучайно возникло много веков назад слово «соратник», изначально означающее совместное «ратное» - воинское служение.  Слово, так верно отражающее всё сказанное  - отражающее Русскую Соборность! 
Эту мысль, это ощущение соборного единства русских воинов отразил знающий                обо всём не понаслышке К.К.Романов. Этим ощущением проникнуто всё его творчество - и стихотворение  «Полк» словно стало обобщением воинского, духовного опыта.
«НЕТ БОЛЬШЕ ТОЙ ЛЮБВИ, КАК ЕСЛИ КТО ПОЛОЖИТ ДУШУ СВОЮ                ЗА  ДРУГИ СВОЯ» - сказано в Писании. В этом духовное начало русского патриотизма. Эти мысли, это мироощущение отразил в своих истинно народных произведениях Великий Князь, Истинно Русский Офицер, Прекрасный Русский Поэт Константин Константинович Романов.
               
                Часть вторая.
 «Духовная преемственность русских офицеров».   
     Глава первая «Святое Знамя и Святая Память»
То, о чём пойдёт речь дальше - примеры духовной преемственности русского  воинства. Перед нами произведения, созданные в одну из самых трагических для России эпох – во время Первой Мировой войны, закончившейся главной русской трагедией. Но она произойдёт позже – а пока русские воины, верные Богу, Царю и Отечеству, исполняют свой долг. Перед нами один из примеров, запечатлённый участником тех событий – А.И.Несмеловым  (Митропольским):
 Отступать!- и замолчали пушки,
Барабанщик-пулемет умолк.
За черту пылавшей деревушки
Отошел Фанагорийский полк.
В это утро перебило лучших
Офицеров. Командир сражен.
И совсем молоденький поручик
Наш, четвертый, принял батальон.
А при батальоне было знамя,
И молил поручик в грозный час,
Чтобы Небо сжалилось над нами,
Чтобы Бог святыню нашу спас.
Но уж слева дрогнули и справа, -
Враг наваливался, как медведь,
И защите знамени - со славой
Оставалось только умереть.
 Знамя! Его берегли больше всего -  оно было лицом полка, вернее – его  Святыней. Потеря знамени  - позор, бесчестие, которое  хуже смерти. Потеря знамени означала, что этой воинской части больше нет.  А потому каждый готов был защищать знамя ценой жизни. Готовы умереть со славой и воины  Фанагорийского полка, в котором воевал  и автор стихотворения. Умереть, но не отдать знамя врагу! …
И вот случилось чудо!
 И тогда, - клянусь, немало взоров
Тот навек запечатлело миг, -
Сам генералиссимус Суворов
У святого знамени возник.
Был он худ, был с пудреной косицей,
Со звездою был его мундир.
Крикнул он: "За мной, фанагорийцы!
С Богом, батальонный командир!"
И обжег приказ его, как лава,
Все сердца: святая тень зовет!
Мчались слева, набегали справа,
Чтоб, столкнувшись, ринуться вперед!
Ярости удара штыкового
Враг не снес; мы ураганно шли,
Только командира молодого
Мертвым мы в деревню принесли...
И у гроба - это вспомнит каждый
Летописец жизни фронтовой, -
Сам Суворов плакал: ночью дважды
Часовые видели его.
 Появление Великого Суворова у знамени словно стало «ответом» на молитвы поручика, «ответом» на жертвенное служения воинов полка Богу, Царю и Отечеству и готовых «положить жизнь свою за други своя», как сказано  в Евангелие.
   Сражающиеся уже почти пали духом, считая, что бой был проигран, уже приготовились «со славой умереть». И вот, увидев Суворова у знамени и услышав его призыв, они, как говорили в старину, «разгорелись сердцем». Теперь воины шли в бой, зная что с ними вместе сражается сам Суворов, что  с ними Сам Бог!
 И Суворов «провожает» в последний путь со славою погибшего молодого поручика –                и перед погибшим русским офицером «свод небесный будет раздвинут». И встретит его «Начальник в ярком доспехе» за доблесть, за жертвенное его служение! 
     Глава вторая. «Герои Отечества, в Вечность «шагнувшие».
Эти строки о «Начальнике», «встречающем» души убиенных воинов, были написаны в те же  годы Первой Мировой войны – написаны Героем Отечества Николаем  Степановичем Гумилёвым.
И потому, приближаясь к финалу, обратимся к его произведениям.
 Та страна, что могла быть раем,
Стала логовищем огня.
Мы четвертый день наступаем,
Мы не ели четыре дня.
Но не надо яства земного
В этот страшный и светлый час,
Оттого, что Господне слово
Лучше хлеба питает нас.
И залитые кровью недели
Ослепительны и легки.
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки.
Я кричу, и мой голос дикий.
Это медь ударяет в медь.
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.
Словно молоты громовые
Или волны гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей.
И так сладко рядить Победу,
Словно девушку, в жемчуга,
Проходя по дымному следу
Отступающего врага.
 Когда читаешь это стихотворение, невольно переносишься на поле жаркой, жестокой битвы, где все небо в огне, земля в крови, а воздух наполнен запахом пороха. Где витает смерть. Стихотворение «Наступление». Солдаты и офицеры  голодны и устали, но не сломлены - ведь с ними «Господне Слово»  -  а за ними Родина,  которую все они беззаветно любят. И вот снова встают они, чтобы вступить в штыковой бой, который может стать для каждого последним. Они чувствуют землю и её дух – и это наделяет силой и  заставляет сильнее биться  сердца. Они атакуют, отдавая все силы. И под «натиском» этой силой духа врагу не устоять!
А русские воины идут всё дальше, предчувствуя победу, и гонят врага с  Родной Земли, чтоб не осквернял её.
  И сам Н.С. Гумилёв, добровольно отправившийся на войну, Герой Отечества, награждённый двумя Георгиевскими крестами, – один из них – из тех, кого «питает» «Господне Слово»! За которым Земля Русская, «золотое сердце» которой «мерно бьётся»  в нём самом!  Сердце Земли, с  которой  «составляет» он единое целое!
Оттого и проникнуто всё произведение ощущением Причастности Бессмертию - а потому и на смерть идти не страшно. Погибнет плоть, но душа, но «мысль великая» бессмертны! Эта «мысль великая» о Боге и о Родине! Потому, наверное, мысли Н.С.Гумилёва о войне словно вне конкретных исторических событий – они                над временем, как Слово Божие и Россия!
Это - жизненное кредо Н.С.Гумилёва и всех, подобных ему, шедших в битву за Бога, Царя и Отечество!
     Глава  третья. Вместо заключения.
  «Светильник Правды и Добра».
А потому, завершая беседу о духовном начале русского патриотизма, обратимся  к строкам ещё одного произведения Героя Первой Мировой войны – Героя Отечества Н.С.Гумилёва.
  И воистину светло и свято
Дело величавое войны,
Серафимы, ясны и крылаты,
За плечами воинов видны.
Тружеников, медленно идущих
На полях, омоченных в крови,
Подвиг сеющих и славу жнущих,
Ныне, господи, благослови.
Как у тех, что гнутся над сохою,
Как у тех, что молят и скорбят,
Их сердца горят перед тобою,
Восковыми свечками горят.
Но тому, о господи, и силы
И победы царский час даруй,
Кто поверженному скажет: - Милый,
Вот, прими мой братский поцелуй!
  Стихотворение называется кратко, без лишних слов -  «Война».  Сражаются все - военный, рабочий, крестьянин - все равны на поле битвы.  И молят о спасении,                о  даровании победы тоже все. И скорбят все, видя смерть братьев по оружию.                Но, рыдая и скорбя, не отступают. И все придут на Суд Божий.  И «горят» все, словно свечи во тьме, воплощая, «молитвенное горение к небесам», как написал                кн. Е.Н. Трубецкой! Ведь свеча символизирует жизнь и молитву. И «разгораются» сильнее русские воины, повергая врагов своих! ...
 Но воспитанные в православной традиции, воины русские всегда были милосердными                к «поверженным», никогда не глумились над побеждёнными. У входящих в Париж русских солдат, у входящих в Берлин солдат советских были убиты или замучены самые близкие люди. Только никогда не мстили за них тем, кто был  безоружен – женщинам, детям, старикам. Никогда не позволяли себе бесчинств, которые творили завоеватели на Русской Земле. Потому, прежде всего, что разгул бесчинствующих хамов – это уже не армия.
Чтобы закатом осени холодной
До зимней тьмы стезею благородной
Светильник правды и добра донесть
Эти слова К.К.Романова, как и песня Б.Ш.Окуджавы, взятая в качестве эпиграфа,  никогда не утратят своей значимости для тех,  для кого служение Родине не пустой звук!
   Много веков назад сказал Пророк Елисей одному из военачальников отпустить чудом Божиим ослеплённых  и  поверженных вражеских солдат, которые уже не могли причинить вреда армии-победительнице.
И русский воин во все времена, даже советские, оставался хранителем истинной доблести, истинной нравственности.  На том и стоит, тем и сильна, армия русская. Благословенное Русское Воинство!
               
                Литература.
1. «Вестник Света и «бесы» русской литературы» - сборник стихов К.К.Романова.
2. Предисловие к  сборнику стихов К.К.Романова «Вестник Света и «бесы» русской литературы»
3. Лермонтов М.Ю. «Казачья колыбельная».
4. Несмелов (Митропольский) А.И. «Суворовское Знамя».
5. Гумилёв Н.С. Сборник  «Я свет у тебя за плечами».
6.  Житие Пророка Елисея.
 7. Житие Преподобномученицы Елизаветы Фёдоровны.
 8. Окуджава Б.Ш. Сборник поэзии.
9. Гайкова Н.Н. Цикл статей «Благословенное Русское Воинство». Часть Вторая                «Белый Полк».
10. Гайкова Н.Н. Методическая разработка «Бранная Слава Святой Руси                и Великой России».
11. Гайкова Н.Н. «Любовь к Отечеству земному и Небесному»  - материал Международного симпозиума исследователей культуры и истории России 2014г.
12. Гайкова Н.Н.  Статья «Жертвенное служение Богу и России, причастность вечности Н.С.Гумилёва» из книги «Боговдохновенная русская литература».


Рецензии