Студент челом к эфиру вознёсшийся

РУБРИКА  «СТУДЕНТЫ  ГАЙКОВОЙ  Н.Н.» Кругляк Никита Константинович
           «Челом к эфиру » вознёсшийся».
       (О Главной Русской Святыне в стихах).
         Глава Первая. «Наши духовные истоки».
 В кругу очертясь заповедно-твердынном,
На холме великом, на холме святом,
Царей православных жилище старинном,
Он стал и вознесся к эфиру челом;
В эпоху тревог и печали народной,
В дни голода вырос… недаром он тощ!
И веет с чела его мглою холодной,
И в нем откликаются воля и мощь.
   «Пока стоит «Иван Великий», стоит Россия…» - так во все времена считал русский народ. Перед нами строки произведения, которое без всякого мудрствования названо именем самой высокой в Москве Колокольни  - Колокольни Московского Кремля. Колокольни, построенной и освящённой в честь Древнего Святого – Иоанна Лествичника. Колокольни,  строить выше которой  в Москве было запрещено.
 Иван Великий  являет собою живую связь со всей  Святой Русью, с победой над врагом в самых, казалось бы, немыслимых испытаниях – и во времена татаро-монголького нашествия, и во время битвы с поляками, и во времена войны с антихристом – Наполеоном.
Иван Великий - Дом Божий. Ему стоять веками, отражая Волю Божью  мощь России и Сердца её – Москвы, воплощая Глас Божий колоколами!
   А теперь небольшое отступление. Часто старшее поколение сокрушается о том,                что молодые люди не понимают истинной сути,  истинной ценности таких понятий,                как вера, Слово Божье, хотя сами многие пришли к вере непростым путём и уже будучи взрослыми.
А также  о том, то молодое поколение в большинстве своём не испытывает гордости                за свою страну, не знает её истории. С этим не поспоришь. Но что же делать?
Честно признаться, не знаю. Но я уверен, что живу в одном из красивейших городов мира, славная история которого достойна того, чтобы её знали и понимали, чтобы относились  к ней с благоговением. Да только сухие исторические факты вряд ли могут найти отклик в сердцах людей. Возможно, кому-то, как и мне, нужно поэтическое слово, истинно русский поэт, способный, как писал А.С. Пушкин, «глаголом жечь сердца людей».
 И вот  один из примеров прекрасного произведения, отразившего главное в Колокольне Ивана Великого.  Поэтому снова обратимся к произведению:
 Горит и красуется сторож могучий,
Сокровище взору, источник мечтам,
И волны молитв и громовых созвучий
От купола яркого мчит к небесам.
Он к Богу взывает, как Веры посредник,
И смотрит на мир с рубежа облаков,
И дней безграничных державный наследник,
Смеется полету голодных веков.
  На само деле, конечно, не «посредник», а воплощение, как уже говорилось, живой связи  с Творцом детей  Его! 
    Глава Вторая. «В каждом сердце русском  – с самого детства»
Великий русский мыслитель – москвич, вспоминая спустя много лет свои прогулки с мамой в Кремле, напишет в своих знаменитых «Трёх очерках                о русской иконе», что Иван Великий похож на гигантскую свечу, «горящую к небу                над Москвою». Он подчеркнул, что будучи ребёнком просто чистым сердцем почувствовал живую связь верующего,  молящегося с небом. Да и свечи в храме ставят во время молитвы – а Иван Великий, говоря словами Е.Н.Трубецкого, словно «зажжена» молитвою всей Москвы, всей России!
А потому во всём стихотворении ощущается «движение вверх». Ведь Иван Великий «волны молитв и громовых созвучий от купола яркого мчит к небесам»! «Мчит» вместе с устремлённым к небу «пламенем гигантской свечи»!
    А теперь возвратимся к стихам. Девятнадцатый век поистине был золотым веком русской поэзии. Однако не все имена нам известны. А среди них есть немало таких, чьи произведения – это целая картина мира. Их язык, возможно, может показаться слишком торжественным для живущих в век информационных технологий. Но, если вдуматься,  - то человеческие чувства  не претерпели изменений – потому что вне времени, над временем. И стихотворение Е.Л.Милькеева, с которого начата наша беседа, – яркий тому пример.
         
                Глава Третья «В поэзии запечатлённый».
Когда двадцать лет назад отмечали 850-летие нашей Древней Столицы, вдруг, словно пробившиеся из недр забвения источники, вышли на свет многие почти забытые имена, многие неизвестные большинству произведения. И это стихотворение – одно из них.  И что ещё очень важно: многие признававшиеся в любви нашей Древней Столице, воспевавшие её святыни,  родились и выросли далеко  от Москвы.
Так кто же он - автор этих преисполненных любовью к Москве, к её святыням строк?! Поэт, которому Господь даровал лишь тридцать лет земной жизни –, был поэтом – самоучкой. Родился он далеко от Москвы -  в Тобольске, но был вдохновлён  Святым Градом. Ведь Москва всегда была «духовной» столицей всей России – каждого истинно русского человека! Читая стихи, посвящённые Главной Святыне московского Кремля, я открыл для себя имена трёх поэтов: Евгения Лукича Милькеева, Александра Ивановича Полежаева  и Сергея Фёдоровича Рыскина. 
    Глава Четвёртая. «Свидетель многострадальной истории русской».
 А потому обратимся теперь к образу, созданному:
 Один крестьянин полудикий
Недаром вымолвил в слезах:
«Велик Господь на небесах,
Велик в Москве Иван Великий!»
Итак, хвала тебе, хвала,
Живи, цвети, Иван Кремлевский,
И, утешая слух московский,
Гуди во все колокола!..
   Даже необразованный человек понимает – вернее, ощущает верующим сердцем величие Кремлёвской Святыни – а главное, Величие Божие, в Святыне воплощённое! Мы начали с этих строк, но у поэта образ крестьянина «полудикого» - наверное, не очень грамотного, возможно, в первый  раз оказавшегося в Москве, но глубоко верующего, показан в финале. И неслучайно! Крестьянин отражает душу народа – русского, православного,   благочестивого народа, всем сердцем устремившегося к Богу. И потому слова его звучат словно некий нравственный «вывод» о сути нашей Древней Столицы –  и всей Святой Руси.
    Но обратимся и к другим строкам стихотворения А.И. Полежаева, чтобы показать ещё раз, насколько многогранен образ Ивана Великого.
 Итак, в отличие от Е.Л. Милькеева, А.И. Полежаев несколько больше углубляется                в русскую историю:
 Его набат и тихий звон
Всегда приятны патриоту;
Не в первый раз, спасая трон,
Он влек злодея к эшафоту!
И вас, Реншильд и Шлиппенбах,
Встречал привет его громовый,
Когда, с улыбкой на устах,
Влачились гордо вы в цепях
За колесницею Петровой!
  Углубляется, чтобы показать историческую преемственность, величие русского «трона».
 Вот он — огромный Бриарей,
Отважно спорящий с громами,
Но друг народа и царей
С своими ста колоколами!
 Даже некоторая связь с античными временами, что в русской поэзии не редкость!
Для чего? Наверное, для того, чтобы ещё раз подчеркнуть величие Святыни.
 И Святослава меч кровавый
Сверкнул над буйной головой,
И, избалованная славой,
Она склонилась величаво
Перед торжественной судьбой!..
    А это - отражение победы Православия над язычеством, что для Руси переоценить невозможно!
     Конечно, в целом стихотворение А.И.Полежаева, в отличие от восторженных слов Е.Л.Милькеева, полно и не очень радостных размышлений, например, о том, что Москва – «песку и камней только груда».  Но всё же главное в обоих произведениях  - Великая, над временем и пространством вознесённая Святыня.  Вписанный «во все скрижали» Отчизны» - «среди щитов, огней, блистаний», горящий «в радугах цветных» Иван Великий! «Посредник веры», взывающий к Богу за всю Святую Русь!
   
             Глава Пятая. «Звон Пасхальный над Столицей».
 И, наконец, третий названный поэт, как и Е.Л.Милькеев, проживший очень короткую земную жизнь  - С.Ф.Рыскин. Он тоже обращается к Образу Главной Русской Святыни. И впечатление от стихотворения усиливается ещё и оттого, что всё изображаемое происходит  в Главный Праздник наш – в Святую  Пасхальную Ночь.
 Ждёт великий минуты земля…
Затаила дыхание природа…
На холме исполина-Кремля
Колыхается море народа…
 Поэт передаёт трепет, охвативший верующих в ожидании Великого Торжества - Воскресения Христова.
Для того, чтобы передать особую роль колокольни Ивана Великого, поэт использует традиционное и так необходимое здесь олицетворение:
 Колокольня Ивана темна
И, крестом в небеса улетая,
Ждёт священной минуты она…
«Ждёт» не только Иван Великий - «ждёт» вся Москва -  «ждут» все здесь собравшиеся.
 И вот Святая Минута настала! Разнеслась над Москвой Благая весть о Воскресенье Христовом. И сопровождается она пением колоколов, звучащих «серебристой могучей октавой».
 Поёт вся Москва! «Это был океан звона», - напишет десятилетия спустя москвич – звонарь Свято-Даниловой Обители  М.И.Макаров. И у С.Ф.Рыскина пению Ивана Великого вторят «голоса сорока сороков колоколен». Это – соборное единство  всей Православной Москвы, всей Руси Православной. Которое особенно ощущается в Самую Главную для любого православного Ночь – Святую Ночь Воскресенья Христова.
И душа каждого  верующего во Христа, внимая пению колоколов, «всё земное оставить готова», чтобы воспарить к небесам вслед «уходящему в небеса звону».
 Чутким ухом внимает земля
Благовестью любви и спасенья…
Хороша на вершине Кремля
Эта дивная ночь Воскресенья! ...
 Внимает «чутким ухом» и сам поэт, и все, создавшие прекрасные стихи о Главной Московской, Главной Русской Святыне!
  Пасха – наш Главный Праздник – Праздников Праздник - а потому разговор о Московских Святынях, о возносящемся к небесам Иване Великом завершим здесь – на вершине Кремля в Святую Ночь Светлого Воскресенья Христова.
               
                Литература.

1.Сборник стихов о Москве «Москвы наследие святое» с предисловием.
2. Сборник «Стихи о Москве» с предисловием.
3. Трубецкой Е.Н. «Три очерка о русской иконе».
4. Макаров М.И. «Из жизни Православной Москвы двадцатого века».
5.  Гайкова Н.Н. Теоретическая часть методической разработки «Москва – Третий Рим».
6. Гайкова Н.Н. Теоретическая часть методической разработки «Размышление сердца                о главном празднике».
7. Гайкова Н.Н. Теоретическая часть методической разработки «Возвращённый источник живой воды».


Рецензии