Студентки возвышающая красота мироздания

 РУБРИКА  «СТУДЕНТЫ  ГАЙКОВОЙ  Н.Н.»
 Завьялова Регина Леонидовна и Завьялова Виктория Леонидовна
 
                «Возвышающая Красота мироздания»
        Природа с красоты своей             И ты машинами не вынудишь у ней,
        Покрова снять не позволяет,         Чего твой дух не угадает.
Природа - прежде всего духовное начало нашей жизни. Мы всегда можем увидеть                в ней то, что нас будет завораживать. Завораживать Некой Тайной.
Пусть кто-то пройдет мимо, не «удостоит» даже поверхностным взглядом того, что, кажется неприметным, привычным, будничным, - например, дерево, что растёт                под окном. Но другой остановится и будет созерцать. Как лирический герой          В.С.Соловьёва.
Природа «покрова снять не позволяет»  -  не даёт погубить, разрушить все созданное тысячелетиями, всё, данное человеку Самим Творцом.
И ты машинами не вынудишь у ней,
Чего твой дух не угадает.
Наступает время, когда новые технологии повсюду вторгаются в жизнь человека, -                и В.С.Соловьёв был тому свидетелем. Только никакие достижения цивилизации                не смогут заменить живое, настоящее, Вечное. Облегчая простой быт, машины никогда   не заменят живого общения, того, что неразрывно связанно с душой человека.
И потому природа непостижима, но именно она наполняет нашу душу силой, дает «вдох» для начала нового и светлого. Сотворённая намного раньше человека, природа является живой связью человека с Вечностью, с Самим Создателем.  И эта неразрывная связь была, есть и будет.  А иначе, умирает душа человеческая.
И пусть в этих строках нет таких слов, как: Бог, Творец Создатель. Но есть слово Дух – и этим сказано всё. Потому что Дух дышит, где хочет.
И вот словно «вывод» размышлений великого русского мыслителя в одной из его статей с неисчерпаемым названием «Красота в природе»: «Мы должны определить красоту как преображение материи чрез воплощения в ней другого –
сверхматериального начала».
И словно «вторит» великому русскому мыслителю великий русский художник И.И.Левитан: «Есть Божественное Нечто, но что не всякий видит, что и понять нельзя, так как оно не поддается анализу, разуму, а постигается только любо-вью»
Любовь - вот что главное – главное абсолютно во всём. Она необъяснима - её невозможно выразить словами, а можно только переживать в своей душе.
Прекрасное было, есть и будет - да вот только ощутить, увидеть дано не каждому.  Лишь тот, кто чьё сердце способно на высокое чувство любви – любви к человеку, к Родине, к Создателю - может познать настоящую красоту окружающего нас мироздания. Познать и преклониться, как И.И.Левитан, как В.С.Соловьёв.
Слова же великого живописца, этот невероятный душевный порыв - отражение всего мировосприятия истинно русского художника, истинно русского человека!                Оно отражено и явлено «ослепительным отблеском» во всём творчестве живописца – оттого и берут за душу и «Над вечным покоем», и «Вечерний звон», и «Озеро. Русь» - и многие великие полотна, созданные за такую короткую жизнь! И слова великого рус-ского мыслителя словно воплотились в творениях великого русского живописца.                А потому снова обратимся к произведениям В.С.Соловьёва.
 Мыслей без речи и чувств без на-звания
Радостно-мощный прибой.
Зыбкую насыпь надежд и желания
Смыло волной голубой.
Синие горы кругом надвигаются,
Синее море вдали.
Крылья души над землей поднимаются,
Но не покинут земли.
В берег надежды и в берег желания
Плещет жемчужной волной
Мыслей без речи и чувств без названия
Радостно-мощный прибой.
 Одно из самых известных, самых «философских» его произведений – «В Альпах».
Прекрасный горный пейзаж! Только не он в данном случае интересует поэта – описа-ние полностью отсутствует. Красота Альп одухотворяет лирического героя, как и самого В.С.Соловьёва, – и «начинается» духовный подъём, невозможный без созерца-ния вечной красоты, без понимания, что есть что-то выше человеческого понимания. Оттого и «мысли без речи», и «чувства без названия» - нашим, земным словам этого не выразить, и человеческому уму                не вместить. «Сверхматериальное Начало» преобразило доступный глазу пейзаж.
Оттого и «крылья души над землей поднимаются», устремляясь к небесам, как                и окружающие лирического героя горы. (Неслучайно и в иконописи гора – символ                духовного восхождения).
Конечно, живущему на земле её не покинуть, но душа его воспарила. Может быть,                за «впечатлениями из духовного мира», о которых говорили и Оптинские Старцы,                и Священник П.А.Флоренский. Чтобы, «напитавшись ими», потом воплотить                в творчестве. Но всё же -  не только, чтобы воплотить. А чтобы они сохранились                в душе.
А ещё, хотелось бы обратить внимание, что в начале произведения «зыбкую насыпь надежд и желания смыло волной голубой» - потому что всё, о чём говорит поэт, не-постоянно или неустойчиво - а, возможно, и то и другое.  Поэтому желания и надежды были разрушены, стерты, «смыты» волной. Наверное, волной «житейского моря», о котором писали ещё в древности безымянные поэты. А в финале надежды и желание превращаются в «берег» - во что-то уже устоявшееся, может быть, даже, - выстрадан-ное, сохранившееся в волнах «моря житейского». Возможно, это – некий духовный «фундамент» или праведный путь, с которого лирический герой уже никогда                не «свернёт».  А «помог» ему в этом «радостно-мощный прибой» мыслей и чувств, пришедший из мира духовного...
А теперь из Альп «возвратимся» к более привычному для русского взгляда и сердца пейзажу.
  Там, где семьей столпились ивы
И пробивается ручей,
По дну оврага торопливо,
Запел последний соловей.
Что это? Радость обновленья,
Иль безнадежное прости?..
А вдалеке неслось движенье
И гул железного пути.
Подробного описания нет и в этом произведении. Поздняя весна или раннее лето                в средней полосе России. Только дело опять не в пейзаже.  Глядя на лес, ночное небо,на ручей, лирический герой размышляет о предназначении и природы, и человека. На эти мысли его «наталкивает» простой, незаметный, на первый взгляд, пейзаж. Русский пейзаж. Оттого звучат в произведении риторические, по сути, вопросы, которые представляют собой… можно сказать, -  противоположности – начало или конец?! Но всё же, наверное, начало – ведь из земли пробивается ручей – ключ, как  раскрывающаяся тайна.
 И образ этот неслучаен. Он символизирует источник жизни, новых начал, движение                и очищение. Ручей здесь «пробивается», стараясь вырваться                из забвения, воспрянуть, ожить. Создаётся ощущение постоянного движения вперед - к своему предназначению. А тайна, о которой мы уже говорили, раскрывается только чуткому сердцу.
 И вот, подойдя к финалу, невозможно не увидеть, что вопрос                о «начале» и «конце» исчезает сам собою, потому что…
 И небо высилось ночное
С невозмутимостью святой
И над любовию земною,
И над земною суетой…
 Ведь и здесь лирический герой «возвышается» над земным пространством и временем...
И снова невольно хочется обратиться к полотнам великого пейзажиста И.И.Левитана -  потому что строки русского философа словно «перекликаются» с образом, который в творчестве художника, наверное главный, – или один из главных.  Конечно же, «Над вечным покоем».  В обоих произведениях сокрыта глубинная философия жизни, основ русского духа. Это - размышления о Боге, о сотворённом Им мироздании, о месте чело-века в этом мире, о памяти и о грядущем. Образ маленькой деревянной церквушки, видимо, – образ самого человека, ищущего Правду Божию, стремящегося к Небесам. При взгляде на созданный И.И.Левитаном образ, каждый из нас ощущает связь с чем-то, находящимся вне земного мира, над миром.
 А ещё, покой и величие созданного Творцом мироздания. Ведь картина написана словно с высоты птичьего полёта – только великий русский художник на дельтаплане над землёй не летал. Это – духовный подъём, отражённый в живописном образе.  И лирический герой В.С.Соловьёва вместе с самим поэтом душой воспарил к небу, воспарил  «и над любовию земною, над земною суетой…».
     Но это, разумеется, не всё. Естественно, что одухотворённый образ природы присутствует в очень многих произведениях религиозного философа и поэта – странно пред-ставить иное. Ко всем произведениям обратиться, конечно, невозможно – но всё же  к этому произведению надо – ведь начинается оно с обращения к Земле - обращения как к собеседнику:
 Земля-владычица! К тебе чело скло-нил я,
И сквозь покров благоуханный твой
Родного сердца пламень ощутил я,
Услышал трепет жизни мировой.
 В полуденных лучах такою негой жгучей
Сходила благодать сияющих небес,
И блеску тихому несли привет певу-чий
И вольная река, и многошумный лес.
 И в явном таинстве вновь вижу сочетанье
Земной души со светом неземным,
И от огня любви житейское страданье
Уносится, как мимолетный дым.
 Лирический герой словно становится частью природы, частью мироздания. Он чувст-вует, видит и ощущает всё земное не как земную «материю», а как что-то высшее, «неземное». Видит, говоря его же словами, «сверхматериальное начало», через ко-торое «преображается материя». Лирический герой, а по сути, сам В.С.Соловьёв, созерцая природу, чувствует духовный подъём - и поэтому каким-то «шестым» чувст-вом ощущает одухотворенность мирозданья. И это было бы невозможным без «схож-дения благодати с сияющих небес».
И блеску тихому несли привет певучий
И вольная река, и многошумный лес.
Поёт вся природа - река, лес… Все это дает герою спокойствие и внутреннюю силу. Природа для него изначально нечто родное. Прислушавшись к шуму, шороху, шелесту листьев и слыша их «пение», человек чувствует себя причастным мирозданию.  И, неся Небесам «привет певучий», устремляется к ним всё мироздание.
И вслед за мирозданием устремляется к Небесам и лирический герой В.С.Соловьёва.               
  Лирический герой устремляется к Небесам … после «доверительной беседы»  с Зем-лёй!
 Он видит – причём не первый раз - а «вновь», в каждом пейзаже «сочетанье земной души со светом неземным». Видит и в течении реки, и в шуме леса, и в возвышающихся к небу горах, и в журчании ручья, около которого «семьёй столпились ивы».  И душа его стремится к единению с Миром Высшим, со «Светом Неземным».  Он чувствует, что в этом «сочетанье земной души со светом неземным» спасение его души – потому что «житейское страданье уносится,                как мимолетный дым». 
Это произведение - один из самых ярких примеров отражения связи земли и Неба                в Высшем Смысле, отражения веры в Божественное Бытие. И Бытие Божие «присутствует» в зримом и ощутимом «пейзаже» - в основном – в русском. Бытие Божие «от-ражено» и в одухотворённых «благодатью сияющих небес» лесе, реке.  Земля и Небо становятся единым целым под Рукою Любящего Творца, «огонь любви» Которого «сжигает» «житейское страданье». «Бог же есть огнь поядающий» - сказано                в Писании…
  И лирический герой В.С.Соловьёва «познаёт» Бытие Божие прежде всего через 
 одухотворённый пейзаж   - потому что природа для христианина – Нерукотворный Храм Творца. Так или иначе, звучит эта мысль во многих произведениях поэта и религиозного философа, для которого Храм – понятие не только литературное.
 Его мысли, его творчество имели огромное влияние на целое поколение молодых 
 поэтов – и, конечно, на племянника С.М.Соловьёва, написавшего о Великом Русском Святом – Преподобном Сергии.

 Весь день из рук не выпускав пилы,
Вдали соблазнов суетного мира,
Простой чернец, без церкви и без клира,
Молюсь в лесу, среди туманной мглы.
Заря зажгла сосновые стволы,
Запахло земляникой; стало сыро...
Звучи, звучи, вечерняя стихира
Под тихое жужжание пчелы.
Ветха фелонь, чуть тлеет ладан скуд-ный.
Вдали сияют ризой изумрудной
Луга в благоухающих цветах,
Мой храм наполнен медом и смолою.
Пречистая! склонившись к аналою,
К тебе взывает юноша-монах.
 Произведение повествуется о жизни простого монаха, подвизающегося «вдали                соблазнов суетного мира». Жизнь его посвящена служению Богу -  трудам и молитве.                И когда «юноша-монах» возносит к Творцу вечерние молитвы, то                вместе с ним словно молится всё мироздание - и туман, и лучи солнца, которые освещают ветви, и стволы деревьев.
Невольно вспоминаются великие  полотна М.В.Нестерова, посвящённые Игумену Земли Русской, - «Юность Преподобного Сергия», «Труды Преподобного Сергия».  Словно литературный и живописный образы создают какое-то единство. Пейзаж, естественно, это более заметно в живописи, лишён изобилия оттенков, буй-ства красок - только сила впечатления от этого нисколько не уменьшается. Потому что главное - одухотворенность, читаемая и в «сосновых стволах»,  и в «лугах, благо-ухающих в цветах», и даже в «туманной мгле».
 Природа вовсе не «фон» - человек и природа, равно одухотворенные, объединены возвышенным молитвенным созерцанием!
 Блажен, кто, наполняясь тишиной
И внемля ей благоговейным слухом,
В обыденном постигнет мир иной -
Дыханье созидающего Духа.
В любой букашке и любом листе,
В мерцанье звёзд и на земле унылой,
Куда ни глянь - повсюду и везде
Таится Оживляющая Сила.
Эти строки, созданные уже во второй половине двадцатого века известным поэтом                Иеромонахом Романом, словно «продолжают» сказанное и великими поэтами                из   семьи Соловьёвых, и великими русскими живописцами.
«Оживляющая сила» таится во всём, что освящено молитвой, во всём, где ощущается живая связь с Небом, с Миром Духовным, с Самим Творцом.
 И только «внемлющий благоговейным слухом» может ощутить эту живую связь «земной души со светом неземным» и стать причастным Вечности.   
               
                Литература.

 1. Сборник «Поэзия Серебряного века» 1995г.  Стихи В.С.Соловьёва.
 2. Предисловие к сборнику «Поэзия Серебряного века» 1995г.
 3. Сборник «Антология поэзии Серебряного века» 2004 г. Стихи В.С.Соловьёва.
 4. Предисловие к сборнику «Антология поэзии Серебряного века» 2004 г
 5. «Левитан». Репродукции картин.  Издательство «Белый город».
 6. «Михаил Нестеров». Репродукции картин.  Издательство «Белый город».
 7.  Гайкова Н.Н. «Духовная преемственность русской литературы. Сверхвременное»
    в творчестве русских писателей»
 8. Гайкова Н.Н. Теоретическая часть методической разработки «Истоки».


Рецензии