Студентка взыскуя града божьего

РУБРИКА  «СТУДЕНТЫ  ГАЙКОВОЙ  Н.Н.» Илюхина Мария Викторовна
    «Взыскуя Града Божьего».
                В чём сила русского народа?
                Чем сильна Россия?
                Ответ: в вере в Бога
   Глава Первая. «Вся Русь, в Столице воплотившаяся».
В обширном поле град обширный
Блестел, увенчанный Кремлем,
Молящийся молитвой мирной
Перед Успенья светлым днем.
Над белокаменным простором
Сверкало золото крестов,
И медленным, созвучным хором
Гудели сорок сороков.
 Эти строки, с любовью рисующие  нашу Древнюю Столицу и Кремль – сердце её, принадлежат москвичке Каролине Карловне  Павловой.  Познакомившись с поэзией этой великой русской женщины, нельзя не увидеть, не почувствовать,                не понять, сколько   в  произведение – и не только это -  вложено любви к своему Отечеству – и прежде всего к Нашей Древней Столице.
Обратимся к самым известным творениям поэта: «Разговор в Кремле» и «Москва».
В обоих произведениях показана любовь к родине, к столице нашей страны, вера, объединяющая нас, «способная» на очень-очень многое. Стихи К.К.Павловой особенно назидательно-патриотические. Но «назидательные» в самом хорошем смысле – «научающие» любви к Отечеству. Для К.К.Павловой, как и для многих русских патриотов, в Москве воплотилась вся Русь!
 Какие ж тайные понятья
Так в сердце русском залегли,
Что простираются объятья,
Когда белеешь ты вдали?
 Далее звучит  своеобразный «ответ», потому что всё и так понятно:
 Москва! в дни страха и печали
Храня священную любовь,
Недаром за тебя же дали
Мы нашу жизнь, мы нашу кровь.
Недаром в битве исполинской
Пришел народ сложить главу
И пал в равнине Бородинской,
Сказав: «Помилуй, бог, Москву!
Во времена всех войн русский солдат с искренней верой и неизмеримой любовью защищал свою столицу,  ведь Москва - это сердце России.
    А теперь обратимся к строкам «Разговора в Кремле». В обоих произведениях показана сильная вера русского народа – вера, объединяющая всех, независимо от сословия  и богатства:
 Входил, крестясь, в собор Успенский
И знаменитых предков сын,
И бедный плотник деревенский,
И миллионщик-мещанин;
Шли рядом, с миром и любовью,
Они в дом Божий, в дом родной,
Внимать святому славословью
Единоверною семьей.
 
                Глава Вторая.  «Главное Сокровище»
Успенский Собор Московского Кремля – главный собор всей России - всей Святой Руси! И К.К.Павлова передала эту  невероятную  духовную силу – чувство соборной молитвы русских людей. Здесь все они объединились, соединились в общей молитве  - ведь перед Богом все равны, перед Богом  нет сословий, а есть только человеческая душа и искренняя вера!  И любовь, объединяющая всех, кто пришёл сюда! Любовь к России, любовь к Богу! Поэтому Успенский Собор для русского человека, «дом родной»!
   А сейчас ненадолго перенесёмся в мыслях на несколько десятилетий вперёд                и обратимся к воспоминаниям детства ещё одного москвича  - звонаря Свято-Даниловой Обители М.И.Макарова, для которого Успенский Собор Московского Кремля - тоже часть  жизни, часть души: «Когда я сейчас вспоминаю это первое в моей жизни посещение Успенского собора, меня охватывает неизъяснимое чувство волнения. Какое это драгоценное сокровище –  наш Кремлёвский Успенский собор! Это – священная часть нашей Родины. Это – победа русского духа над монголо-татарским игом. Недаром постройка собора совпадает  с освобождением от этого ига. Но это не всё. Для нас, православных русских  людей особенно знаменательно, что именно Успенский собор, что Матерь Божия не оставила нас и не оставляет родную нашу  Москву, нашу дорогую Родину Своим заступлением. Для нас знаменательно, что свидетельством Её заступления мы имели в соборе Владимирскую Её икону,по всенародным молитвам перед которой Матерь Божия неоднократно спасала                и Москву, и наше Отечество от бед иноземного порабощения. Наши предки                это хорошо знали   и помнили. Владычица, помоги нам!»
                Глава Третья.  «Россию «воспитывал Творец».
Возвратимся же  к К.К.Павловой и к тем, кто «входил, крестясь в Собор Успенский».
В нём показаны три человека разной национальности, рассуждающие о силе России. Есть среди них и русский, который на вопрос: "Чем сильна Россия, так много перенявшая от Запада" отвечает:
 Но не далося нам одно,
Одна здесь Запада наука
Не принялась,— наш край таков:
Осталось свято сердцу внука,
Что было свято для отцов.
  Наверное, он сполна ответил и от имени автора, и от имени очень многих русских людей.
И вот появляются в Соборе, среди  «единоверной семьи» русских людей иноземцы.   Одержимые собственной гордыней,  смотрят они на Россию с презрением.
 Собственно, всё произведение – весь «разговор в Кремле» построен на антитезе гордого Запада и любящей Бога России. Европа не знала так много о войне, как Россия -  на Родину нашу во все времена шли супостаты - и только силой, даруемой Создателем  силой по вере народа русского, смогла Россия всё преодолеть.
 Потому что вера и любовь к Родине нераздельны. С верой и любовью  шли наши предки  в смертный бой, жертвуя жизнью.  Вера и любовь помогали преодолевать все невзгоды. Это всегда хранило Россию – и никогда холодному, прагматичному  западному «уму» было того не «вместить».
   Потому, наверное, и  появляются в соборе эти – чуждые русскому сердцу. И, по замыслу поэта, должны они получить от русских людей «вразумляющий» ответ:
 Пришельца гордой укоризне
В раздумьи русский отвечал:
«Да, не дан был моей отчизне
Блеск ваших западных начал:
Крутой Россия шла дорогой,
Носила горестный венец,
И семьсот лет с любовью строгой
Ее воспитывал Творец!
  И получили – от имени всех русских.
   А ещё, наверное, было бы странным, говоря обо всём, выпавшем на долю Отчизны нашей, не вспомнить о Поле Куликовом, ставшем  на все времена   воплощением силы русского духа, неким нравственным «мерилом»:
 И мы, теснимые жестоко
Напором злым со всех сторон,
Одни без лжи и без упрека,
Среди завистливых племен,
На Бога правды уповая,
Под сению его щита,
Пойдем на бой, как в дни Мамая,
Одни с хоругвию Креста!..
    Поэт не описывает само сражение как таковое – не в том дело. Куликовская битва, как было уже сказано, - пример веры и мужества на все времена. Даже в безбожном двадцатом веке во время великой битвы на Курской дуге в 1944 году будет сражаться Танковая Колонна, именуемая «Дмитрий Донской». Разве нужно ещё что-то объяснять?!
               
                Глава Четвёртая. «Побеждающее Соборное Единство».
А само стихотворение «Разговор в Кремле» стало ещё и откликом  К.К.Павловой                на другое очень важное для России событие  - Крымскую войну 1854г., что сделало                этот «разговор» особенно животрепещущим.
И потому ещё раз вспомним, что отвечает западным гордецам, гордостью своею ослеплённым, русский человек, пришедший на молитву в Главный Кремлевский Собор.
 Осталось свято сердцу внука,
Что было свято для отцов.
Именно эту связь поколений, которой всегда была сильна Россия, несмотря на все внутренние противоречия, сегодня пытаются разорвать ненавидящие Россию.                Но сила России, сила всего русского народа – сила духовная, которую мечом не сломить. Душа русского человека - это глубина, в ней так много неизведанного, непредсказуемого. И зиждется она на Вере Православной! Поэтому звучат слова о вере, о Кресте и в произведении К.К.Павловой, и во многих – многих произведениях русской литературы.
«Да возвеличится Россия», - написала К.К.Павлова. А сердце России – Москва!                Сила русского духа, любовь к Отечеству, которая передаётся у нас от поколения                к поколению. Оттого и заканчивается другое стихотворение К.К.Павловой, названное                в честь нашей Древней Столицы этими обращёнными в Вечность  словами:
И сбережет младое племя
Отцовский дар, любви завет.
    Так завещали нам наши предки!
   Кажется, на этом можно было бы и завершить, но всё же хочется обратиться  к финалу «Разговора в Кремле».
 Он смолк. Сиял весь град стоглавый
С Кремлем торжественным своим,
Как озарен небесной славой,
В лучах вечерних перед ним.
Взглянул он вдохновенным взором
На прежнее сельцо Москов,
И залилися медным хором
Кругом все сорок сороков.
   Неслучайно завершает поэт одно из главных своих произведений словами                о колокольном звоне. В этих строках, как и в поющих колоколах, прозвучал «ответ» гордым иноземцам – может быть, даже более убедительный, чем слова. Словно сами, «залившиеся медным хором сорок сороков»  вещают  о неразрывной связи России                с Самим Творцом! И связь эту не разорвать, не разрушить никаким возгордившимся иноземцам!
               
      Глава Пятая – вместо заключения.  «Сияние «Града Божьего».
Что значила Москва для К.К.Павловой – истинно русского поэта, истинного патриота, понятно каждому – и не раз о том говорилось. И потому, приближаясь к финалу, обратимся ещё к одному произведению, название которого просто, ясно                и всеобъемлюще,   - «Москва». О них не вспомнить невозможно - ведь соединились в нём эпохи и поколения, жизнь человеческая и Вечность.   
 Москва! Москва! что в звуке этом?
Какой отзыв сердечный в нем?
Зачем так сроден он с поэтом?
Так властен он над мужиком?
Зачем сдается, что пред нами
В тебе вся Русь нас ждет любя?
Зачем блестящими глазами,
Москва, смотрю я на тебя?
Твои дворцы стоят унылы,
Твой блеск угас, твой глас утих,
И нет в тебе ни светской силы,
Ни громких дел, ни благ земных.
Какие ж тайные понятья
Так в сердце русском залегли,
Что простираются объятья,
Когда белеешь ты вдали?
Москва! в дни страха и печали
Храня священную любовь,
Не даром за тебя же дали
Мы нашу жизнь, мы нашу кровь.
Не даром в битве исполинской
Пришел народ сложить главу
И пал в равнине Бородинской,
Сказав: "Помилуй, бог, Москву!"
Благое было это семя,
Оно несет свой пышный цвет,
И сбережет младое племя
Отцовский дар, любви завет.
 Не раз постигала беды Отечество наше – и нередко были они попущением Божиим   по грехам нашим - за богоотступничество,                за творящееся руками людей  беззаконие. И всегда находили в себе русские люди мужественно принимать тяжкие испытания  и  приносить Богу покаяние -  и Господь миловал!  И сегодня многие начинают, наконец,  понимать, что наша истинная сила в вере. С Богом мы непобедимы!
   И потому завершить разговор о Москве – о Древней, Православной Столице, о её святынях  хотелось бы словами ещё одного истинно русского, православного мыслителя – князя Е.Н.Трубецкого, вся жизнь которого была связана  с Москвой:
При  взгляде на  наш московский  «Иван  Великий»  кажется,  что  мы имеем  пе¬ред  собою  как  бы гигантскую свечу,  горя¬щую  к небу над Москвою;  а  многоглавые кремлевские соборы и многоглавые  церкви  суть  как бы огромные многосвешники. И не одни только  золотые главы  выражают собою эту  идею  молитвенного подъема. Когда смотришь  издали  при  ярком  солнечном  освеще¬нии  на  старинный  русский монастырь  или город, со множеством возвышающихся над ним  храмов,  кажется, что  он весь  горит  многоцветными  огнями. А когда эти огни мерцают  издали среди   необозримых   снежных   полей,  они  манят  к   себе                как  дальнее потустороннее видение  града Божьего. 
И «Градом Божиим» для многих поколений истинно русских людей всегда была и есть наша Древняя, Православная Столица. Ею сильна Россия.


                Литература
1. Павлова К.К. «Разговор в Кремле».
2. Павлова К.К. «Москва».
3.Сборник стихов о Москве «Москвы наследие святое» с предисловием.
4. Сборник «Стихи о Москве» с предисловием.
5. Трубецкой Е.Н. «Три очерка о русской иконе».
6. Макаров М.И. «Из жизни Православной Москвы двадцатого века».
7.  Гайкова Н.Н. Теоретическая часть методической разработки «Москва – Третий Рим».


Рецензии