Бричка Соржо ламы

В Тамчинском дацане – резиденции многих Хамбо лам – жил в начале прошлого века Эрдынеев Сампил. Занимая должность соржо, он отвечал за обрядовую часть всех молебнов, совершаемых в дацане.
Эрдынеев Сампил был прост в обращении и до того доступен всем, кто к нему обращался, что многие звали его не по имени, а по должности – Соржо лама.

*
Однажды Соржо лама приехал в Тамчинский дацан во время большого молебна.
Когда он вошёл в здание Цогчен дугана, Хамбо лама Чойнзон Иролтуев, а за ним и другие ламы встали со своих мест и приветствовали Соржо. В то время в Тамчинском дацане уже начинали ходить слухи о сверхъестественной силе Соржо ламы.
После его ухода один из молодых геше обратился к Хамбо ламе с вопросом:
– Почему Вы, первый в Восточной Сибири священнослужитель, стоя приветствовали ламу, имеющего всего лишь сан соржо?
На это Хамбо лама ответил:
– Как же я могу сидеть, когда нас удостоил чести посетить перерожденец? Один из 84-х великих индийских махасиддх?

*
Настоятель Тамчинского дацана как-то сказал про Соржо ламу: «Он имеет духовные достижения, настолько высокие, что может пройти и по воде».
Многие ламы не придали этим словам большого значения. Но на другой день, ближе к обеду, на поверхности Гусиного озера появилось тёмное пятно. Оно быстро росло и вскоре превратилось в бричку, которой правил Соржо лама!
С той поры ламы стали замечать, что Соржо лама, отправляясь по служебным делам, всегда проезжал по водам Гусиного озера.

*
В начале ХХ века мостов, соединяющих берега Селенги, ещё не было, и люди переправлялись через реку на пароме.
Однажды русским парням, пожелавшим переправиться через Селенгу, не хватило места на пароме, и они скинули бричку Соржо ламы, занимавшую, по их мнению, слишком много места, в воду. Бричка плавно опустилась на поверхность и, мелькая на солнце спицами, словно затеяв сказочную игру, поехала по воде.

*
Когда Соржо лама приезжал на своей бричке в Тамчинский дацан, главные ворота открывались сами собой, и всегда – нараспашку. А когда бричка въезжала на территорию дацана, закрывались с каким-то радостным скрипом. Словно в дацан возвращалось его сердце, без которого жизнь была только ожиданием, а не чудом.

*
Вплоть до 80-х годов прошлого столетия бричка Соржо ламы стояла в Иволгинском дацане возле забора, у всех на виду. Стояла не как музейный экспонат, а как объект, оставленный Соржо ламой до востребования.
Но однажды бричка исчезла. Её искали повсюду, но так и не нашли. Случай воровства был исключён – бричка была старой и рассохшейся.
С тех пор в Иволгинском дацане стали говорить, что бричка понадобилась Соржо ламе в связи с его новым рождением!


*
У Соржо ламы было двое учеников – Цыден Цыбенов и Тогошин Балдан, с которыми также случались необычные истории.
Как-то раз, возвратившись в дацан из служебной поездки, Соржо лама обнаружил, что потерял свой кисет. Желая его найти, Соржо лама попросил Цыдена поехать по следу его брички. И тот поехал искать.
След от брички привёл ученика к Гусиному озеру и оборвался у самой воды. Цыден объехал озеро и, отыскав на другой стороне след от брички, поехал по нему. И вскоре обнаружил пропажу.
Получив свой кисет, Соржо лама сердечно поблагодарил Цыдена. И сказал при этом такие слова:
– Ты не справился с моим заданием до конца. Если бы ты поехал прямо, как вёл тебя след, мог бы получить мои сиддхи. И ездить по воде так же легко, как по тракту, ведущему в Монголию!»

*
Второй ученик Соржо ламы – Балдан Тогошин – сумел овладеть сиддхами своего учителя.
Когда в 30-х годах, во время гонений на религию, сотрудники ОГПУ пришли забирать его в комендатуру, Балдан предстал перед ними в виде другого человека. Когда сотрудники пришли к нему второй раз, Балдан стоял в коридоре, на виду у всех, и его никто не увидел.
Перед началом Великой Отечественной войны Балдана всё же арестовали. И когда тюремный надзиратель смотрел на него в дверной глазок, видел трёх одинаковых арестантов.
Балдана Тогошина приговорили к расстрелу и повезли исполнять приговор. И когда навели на него ружья, Балдан предстал перед палачами в образе Защитника Учения. Так и не решившись стрелять в Божество, палачи отпустили Балдана на свободу.
Когда закончилась война, ученик Соржо ламы поселился в Нижней Иволге – селе, где он родился. Живя мирской жизнью, Балдан Тогошин выполнял религиозные нужды населения. Выполнял их открыто, не опасаясь за свою жизнь.


ДОЖДЬ ИЗ ЦВЕТОВ (бурятские буддийские притчи)


Рецензии
Интересно! Напомнило христианские жития святых.

Андрей Лазаренков   12.07.2022 16:34     Заявить о нарушении