Бричка Соржо ламы
Эрдынеев Сампил был прост в обращении и до того доступен всем, кто к нему обращался, что многие звали его не по имени, а по должности – Соржо лама.
*
Однажды Соржо лама приехал в Тамчинский дацан во время большого молебна.
Когда он вошёл в здание Цогчен дугана, Хамбо лама Чойнзон Иролтуев, а за ним и другие ламы встали со своих мест и приветствовали Соржо. В то время в Тамчинском дацане уже начинали ходить слухи о сверхъестественной силе Соржо ламы.
После его ухода один из молодых геше обратился к Хамбо ламе с вопросом:
– Почему Вы, первый в Восточной Сибири священнослужитель, стоя приветствовали ламу, имеющего всего лишь сан соржо?
На это Хамбо лама ответил:
– Как же я могу сидеть, когда нас удостоил чести посетить перерожденец? Один из 84-х великих индийских махасиддх?
*
Настоятель Тамчинского дацана как-то сказал про Соржо ламу: «Он имеет духовные достижения, настолько высокие, что может пройти и по воде».
Многие ламы не придали этим словам большого значения. Но на другой день, ближе к обеду, на поверхности Гусиного озера появилось тёмное пятно. Оно быстро росло и вскоре превратилось в бричку, которой правил Соржо лама!
С той поры ламы стали замечать, что Соржо лама, отправляясь по служебным делам, всегда проезжал по водам Гусиного озера.
*
В начале ХХ века мостов, соединяющих берега Селенги, ещё не было, и люди переправлялись через реку на пароме.
Однажды русским парням, пожелавшим переправиться через Селенгу, не хватило места на пароме, и они скинули бричку Соржо ламы, занимавшую, по их мнению, слишком много места, в воду. Бричка плавно опустилась на поверхность и, мелькая на солнце спицами, словно затеяв сказочную игру, поехала по воде.
*
Когда Соржо лама приезжал на своей бричке в Тамчинский дацан, главные ворота открывались сами собой, и всегда – нараспашку. А когда бричка въезжала на территорию дацана, закрывались с каким-то радостным скрипом. Словно в дацан возвращалось его сердце, без которого жизнь была только ожиданием, а не чудом.
*
Вплоть до 80-х годов прошлого столетия бричка Соржо ламы стояла в Иволгинском дацане возле забора, у всех на виду. Стояла не как музейный экспонат, а как объект, оставленный Соржо ламой до востребования.
Но однажды бричка исчезла. Её искали повсюду, но так и не нашли. Случай воровства был исключён – бричка была старой и рассохшейся.
С тех пор в Иволгинском дацане стали говорить, что бричка понадобилась Соржо ламе в связи с его новым рождением!
*
У Соржо ламы было двое учеников – Цыден Цыбенов и Тогошин Балдан, с которыми также случались необычные истории.
Как-то раз, возвратившись в дацан из служебной поездки, Соржо лама обнаружил, что потерял свой кисет. Желая его найти, Соржо лама попросил Цыдена поехать по следу его брички. И тот поехал искать.
След от брички привёл ученика к Гусиному озеру и оборвался у самой воды. Цыден объехал озеро и, отыскав на другой стороне след от брички, поехал по нему. И вскоре обнаружил пропажу.
Получив свой кисет, Соржо лама сердечно поблагодарил Цыдена. И сказал при этом такие слова:
– Ты не справился с моим заданием до конца. Если бы ты поехал прямо, как вёл тебя след, мог бы получить мои сиддхи. И ездить по воде так же легко, как по тракту, ведущему в Монголию!»
*
Второй ученик Соржо ламы – Балдан Тогошин – сумел овладеть сиддхами своего учителя.
Когда в 30-х годах, во время гонений на религию, сотрудники ОГПУ пришли забирать его в комендатуру, Балдан предстал перед ними в виде другого человека. Когда сотрудники пришли к нему второй раз, Балдан стоял в коридоре, на виду у всех, и его никто не увидел.
Перед началом Великой Отечественной войны Балдана всё же арестовали. И когда тюремный надзиратель смотрел на него в дверной глазок, видел трёх одинаковых арестантов.
Балдана Тогошина приговорили к расстрелу и повезли исполнять приговор. И когда навели на него ружья, Балдан предстал перед палачами в образе Защитника Учения. Так и не решившись стрелять в Божество, палачи отпустили Балдана на свободу.
Когда закончилась война, ученик Соржо ламы поселился в Нижней Иволге – селе, где он родился. Живя мирской жизнью, Балдан Тогошин выполнял религиозные нужды населения. Выполнял их открыто, не опасаясь за свою жизнь.
ДОЖДЬ ИЗ ЦВЕТОВ (бурятские буддийские притчи)
Свидетельство о публикации №222071100829
Андрей Лазаренков 12.07.2022 16:34 Заявить о нарушении