Студент о победе над тьмою
«Победоносная война Бессмертного Царства с тьмою»
(На примере поэзии ветерана Великой Отечественной войны А.А.Тарковского)
Глава первая «Крестные муки, за Родину принятые».
За то, что на свете я жил неумело,
За то, что не кривдой служил я тебе,
За то, что имел не бессмертное тело,
Я дивной твоей сопричастен судьбе.
К тебе, истомившись, потянутся руки
С такой наболевшей любовью обнять,
Я снова пойду за Великие Луки,
Чтоб снова мне крестные муки принять.
Добро и Любовь - «сила» Царства Бессмертного, Вечного Царства! Бессмертная душа, победа над тьмой, над злом, над смертью!
Это – основа, смысл всей жизни - и, конечно, одна из главных мыслей произведений о Бранной Славе Отечества.
Перед нами одно из таких произведений, созданных в годы сражений - «Земля» А.А. Тарковского – ветерана Великой Отечественной войны. «Земля» - значит Родина.
Прошедший войну и не раз смотревший в глаза смерти ветеран говорит нам – тем, что о войне знают только по книгам, что ради Бессмертного Царство надо иди к Правде, «не сворачивая» на ложный путь. Не «кривдой» служить Отечеству своему. Чтобы быть достойным Вечной Жизни, надо снова «крестные муки принять» - быть готовым на жертву, на смерть ради спасения Вечной России.
И тогда смерть плоти не будет так страшна - потому что душа воскреснет.
И грязь на дорогах твоих не сладима,
И тощая глина твоя солона.
Слезами солдатскими будешь xранима
И вдовьей смертельною скорбью сильна.
Душа - «часть» Бессмертного Царства. И все отдавшие жизнь за Отечество причастны Вечности. И даже для неверующих память делает на поле брани убитых причастными Бессмертию. (Хорошо известны слова о том, что память – «Вечная Жизнь» для неверующих). Так было во все времена!
Глава вторая «Причастность России во все времена».
И вот ещё одно созданное в годы великих испытаний произведение Героя Отечества Арсения Александровича Тарковского.
Русь моя, Россия, дом, земля и матерь!
Ты для новобрачного — свадебная скатерть,
Для младенца — колыбель, для юного — хмель,
Для скитальца — посох, пристань и постель,
Для пахаря — поле, для рыбаря — море,
Для друга — надежда, для недруга — горе,
Для кормщика — парус, для воина — меч,
Для книжника — книга, для пророка — речь,
Для молотобойца — молот и сила,
Для живых — отцовский кров, для мертвых — могила.
Для сердца сыновьего — негасимый свет.
Нет тебя прекрасней и желанней нет.
Русь - это мы, и то что есть и будет на Русской Земле. Русь - это Мать, отдавшая нам частичку себя. И русский народ сражается, готовый отдать жизнь за Родину, как за Мать, которую любит больше всего на свете. Без которой нет жизни.
Разве даром уголь твоего глагола
Рдяным жаром вспыхнул под пятой монгола?
Разве горький Игорь, смертью смерть поправ,
Твой не красил кровью бебряный рукав?
Разве киноварный плащ с плеча Рублева
На ветру широком не полощет снова?
Как — душе дыханье, руке — рукоять.
Хоть бы в пропасть кинуться — тебя отстоять.
С нами, с русским людьми Бог – всегда, даже тогда, когда казалось, что вся власть «в руках» антихриста. Оттого и обращается поэт к образам князей и Святого Иконописца. Бог направлял нас всегда и направляет теперь. Ведь основа жизни - Любовь. В стихотворении соединись любовь к Родине – к её многострадальной истории с любовью к Творцу – оттого и возникают эти вечные образы и стихотворение напоминает воинскую повесть. Потому что готов русский человек «хоть бы в пропасть кинуться», но Родину свою спаси.
Глава третья «Одолеть «чёрных коней Мамая».
А вот перед нами «картина» проводов на войну – войну Великую Отечественную.
Вытрет губы, наденет шинель,
И, не глядя, жену поцелует.
А на улице ветер лютует,
Он из сердца повыдует хмель.
И потянется в город обоз,
Не добудешь ста грамм по дороге,
Только ветер бросается в ноги
И глаза обжигает до слез.
Был колхозником — станешь бойцом.
Пусть о родине, вольной и древней,
Мало песен сложили в деревне —
Выйдешь в поле, и дело с концом.
И снова русский человек встаёт на защиту родины. Каждому уходящему, конечно, тяжело прощаться с любимыми, не зная, вернёшься или нет. Не зная, увидишь ли их когда-нибудь снова. Пусть жёны и матери ждут, а если не дождутся, если родные сложат головы на поле брани, то дело их продолжат дети и внуки. Только фронтовые «сто грамм» и «колхозник» показывают, когда происходят эти проводы на войну. А всё остальное словно вне времени. И, конечно, русское поле, которое всем миром пахали, и на которое выезжали в латах воины, когда на Родину покушался враг.
А на выезде плачет жена,
Причитая и руки ломая,
Словно черные кони Мамая,
Где-то близко, как в те времена,
Мчатся, снежную пыль подымая,
Ветер вьет, и звенят стремена.
В плаче всех жён, проводивших мужей своих на бой с врагом Земли Русской, просто невозможно не услышать через века Плач Ярославны, ставшей символом русской женщины на все времена. И «чёрные кони Мамая» тоже через века стали символом борьбы с супостатом. А потому солдаты Великой Отечественной войны показаны в стихотворении в «единстве» с воинами Древней Руси. Словно «передаётся эстафета» Бранной Славы живущим и сражающимся в двадцатом веке.
Глава четвёртая «Побеждающие смерть звуки».
И потому «перенесёмся» в Победный Сорок Пятый – в военный госпиталь – к раненым в боях за освобождения отечества нашего и Европы:
Все не спит палата госпитальная,
Радио не выключай - и только.
Тренькающая да беспечальная
Раненым пришлась по вкусу полька.
Наплевать, что ночь стоит за шторами,
Что повязка на культе промокла,
Дребезжащий репродуктор шпорами
Бьет без удержу в дверные стекла.
Наплевать на уговоры нянины,
Только б свет оставила в палате.
И ногой здоровой каждый раненый
Барабанит польку на кровати.
Все раненые и отчаявшиеся люди словно увидели луч света, «луч» надежды. Хотя отчаяния вроде бы и нет – уж в этих двенадцати строках, точно. В простом, незатейливом народном танце отразилось счастье, радость простого народа – и совсем неважно, что полька «родилась» в Чехии. Народа, спасающего мир от порабощения и смерти.
Полька напомнила забытые во время войны близкие сердцу «ритмы» радости, счастья. А ещё через народный танец показал поэт несокрушимую силу души воина – простого русского солдата. Воина покалеченного, но не сломленного. Нельзя сломить дух народа, если, несмотря на то, что «повязка на культе промокла», «ногой здоровой каждый раненый барабанит польку на кровати»!
Жизнь побеждает, несмотря на все ужасы войны! Побеждает в Сорок Пятом, как побеждала на Чудском Озере и на Поле Куликовом, на Бородинском Поле и под Сталинградом!
Со времён Мамая, и даже до него, русский мужик уходил бить врага, посягавшего на честь Родины, не щадя живота своего, и всегда бился супостатом за свободу, за Родину, за Вечное Царство. На том стоит и стоять будет Русская Земля.
Глава пятая «Древа Жизни», сквозь смерть проросшее».
И вот, приближаясь к финалу, обратимся к этим строкам- строкам памяти о великих сражениях:
Стояла батарея за этим вот холмом,
Нам ничего не слышно, а здесь остался гром.
Под этим снегом трупы еще лежат вокруг,
И в воздухе морозном остались взмахи рук.
Ни шагу знаки смерти ступить нам не дают.
Сегодня снова, снова убитые встают.
Сейчас они услышат, как снегири поют.
Битва добра и зла – битва с мировым злом, каким был фашизм, не может не оставлять следов. В тех местах словно «бродит» смерть, которая унесла жизни сражавшихся. Но дух людей бессмертен - и самопожертвование - жизнь, отданная в бою, «потеря» бренного тела открыла Врата в Бессмертное Царство. Ведь снегири на самом деле не поют – они здесь - символ памяти, может быть, потому, что похожи на капельки крови. И услышать, «как снегири поют» суждено только сильным душам.
«Вновь возникает эхо минувшей войны…
В неостывшей памяти очнулись запавшие когда-то трагические впечатления. И, преображённые, вернулись в образе победно торжествующей расцветающей природы, с которой человек ощущает неразрывную корневую связь… Судьба тяжела, превратна. И всё же Древо Жизни торжествует, несмотря ни на что, побеждая смерть».
Эти слова написал ветеран войны А.А.Тарковский через много лет после великих сражений, словно подводя итог жизни – и не только своей, конечно. В них отразился несломленный русский дух – дух Народа – Победителя, Народа - Освободителя!
Жизнеутверждающее начало, победа над смертью, причастность Бессмертию – Бессмертному Царству звучит во многих произведениях прошедшего войну А.А.Тарковского – и не только, его, конечно. Поэт в годы «официального безверия» словно каждый раз «напоминал» своими стихами, что смерть побеждена Воскресеньем Христовым - оттого и причастны на войне убитые Бессмертному Царству.
Литература
1. Стихи А.А.Тарковского. Москва 1983г.
2. Предисловие к сборнику произведений А.А.Тарковского. Москва 1983г.
3. Гайкова Н.Н. Теоретическая часть методической разработки творческих занятий «Бранная слава Святой Руси и Великой России».
4. Гайкова Н.Н. Исследовательская статья «Историческая и Личная Причастность Бессмертию»
Ссылка https://cloud.mail.ru/public/6B7K/3bUV8bSMY
Свидетельство о публикации №222071201038