Любовь или уважение?

Я башкирка, родилась и выросла в небольшом городке под Уфой. Город наш красивый, улицы летом все в цветах, зелени. Но я не о нем. С Сашей мы познакомились, когда мне было двадцать два года, а ему двадцать три. Окончив техникум, я работала в школьной столовой. До работы идти было не близко, но я любила ходить пешком, даже в дождь. Вот и столкнулась с Сашей и его другом Андреем по пути с работы. Я всегда считала глупостью знакомится на улице, над подружками смеялась, но видно, судьба тоже решила надо мной подшутить. Когда Саша просто встал у меня на пути и смело спросил, как меня зовут, я возмутилась, хотела гордо отвернуться и пройти мимо, но, на свою беду, посмотрела ему в глаза. Они были синие-синие, немного хитрые и в тоже время добрые.
 Тут я и пропала. Покраснела, как маленькая девочка и пискляво пролепетала:
- Диляра.
- Как красиво, - сказал он и добавил уже не так смело: - Давай я тебя провожу. Можно?
 Мы так втроем и пошли в сторону моего дома. Только я Андрея и не замечала, все мои мысли с той минуты были о Саше. Он потом каждый день приходил ко мне. Или встречал после работы, если был свободен. Саша вместе с Андреем тогда учились в нашем филиале строительного института. Через месяц Саша попросил у моих родителей моей руки. Мой папа удивился, что так быстро, но он и мама видели, как мы любим друг друга и согласились. То, что он был русским – их нисколько не смутило, в нашей родне уже все перемешались. Я уж о свадьбе размечталась, мы с Сашей даже заходили в магазин, смотрели платья для невест, но тут свое слово сказала Сашина мама. Она была категорически против. А отец его был человек тихий, нерешительный и полностью подчинялся жене. Саше просто приказали забыть обо мне. Он знал, что спорить с его мамой смысла не было, поэтому сделал вид, что согласился, а сам втихаря продолжал бегать ко мне на свидания. Но о свадьбе пока больше ничего не говорил. Я очень боялась потерять его, так что не стала торопить, я надеялась, что все образуется, его родители поймут, что я хорошая, неважно, что нерусская.
А через месяц Саша вдруг пропал. Его не было день, два, неделю. Тогда, в конце девяностых, еще не было сотовых телефонов, поэтому позвонить я ему не могла, а пойти к нему домой боялась. Через десять дней не выдержала и пришла к его дому, в надежде увидеть Сашу и узнать, что случилось. Я его увидела. Но не одного, а в компании очень красивой, богато одетой блондинки. Они вышли из Сашиного подъезда, девушка мило улыбалась, о чем-то говорила ему, потом остановилась и по-хозяйски поправила на Сашиной рубашке воротник. Он перехватил ее руку и прижал ее к своей щеке. Совсем, как мою, когда-то…
Я тогда спряталась за угол дома, не могла попасть им на глаза. Мне почему-то было ужасно стыдно. Мне, за Сашу. Я стояла и тихо плакала, закрыв лицо ладошками. И чуть не подскочила от испуга, когда кто-то мягко дотронулся до моего плеча. Это был Андрей. Он приобнял меня и молча увел с этого двора.
 В тот день я осталась у Андрея на ночь. Вы, наверно, будете осуждать меня, я и сама утром прятала от него глаза. А он позвал меня замуж. Андрей сказал, что с самого первого дня, как увидел меня, так и влюбился. Но пойти наперекор другу не мог. Для него честь была даже важнее любви. Вот он и страдал себе тихо, никому ничего не рассказывая. А вчера он пришел к Саше и узнал, что тот подал заявление в ЗАГС с Олей, с которой его познакомила мама. Оля была дочерью большого городского начальника. Семья ее имела большой достаток и много важных знакомых. Так что Саше с такой женой светила легкая, обеспеченная жизнь. Оля похвасталась, что родители пообещали подарить на свадьбу поездку во Францию и двухкомнатную квартиру в Уфе. А Саша по секрету шепнул, что тесть уже показал ему ключи от машины. Андрей спросил друга, не забыл ли тот о маленькой такой вещи – о том, что я его люблю больше жизни, но Саша словно и не услышал вопрос .
 Я в тот день ничего не ответила Андрею, но он стал настойчиво ухаживать за мной и через полгода я согласилась стать его женой. Саша тогда уже давно жил в Уфе, поэтому я понемногу забывала о нем.
 Прошло двадцать четыре года. У нас с Андреем родилось двое сыновей. Старший, Руслан, уже женился и уехал жить в другой город. Тимур, младший, служил в Армии. Я была довольна своей жизнью. Муж меня очень любил, дети выросли хорошими, достойными людьми. Все было хорошо, пока я не встретила на улице Сашу. Мы сразу узнали друг друга. Остановились прямо посреди тротуара и молчали. Потом он взял меня за руку и завел в ближайшее кафе. Саша много говорил, о своей жизни, о том, что Оля оказалась не мной. Что она была холодной и высокомерной, все время унижала мужа, попрекая тем, что ее родители вытащили его из нищеты в люди. Саша давно понял, что не любит ее, как и она его. Единственная дочь в восемнадцать лет выскочила замуж только чтоб не находиться рядом с ними. Она их открыто ненавидела. И вот Саша не выдержал, развелся и вернулся жить к стареньким родителям. Он очень хотел увидеть меня, но боялся. И ему было стыдно за свое предательство.
 Я слушала Сашу, смотрела в его синие глаза и опять тонула в них. Я даже не совсем слушала его, потому что меня опять переполняла любовь к нему. Мне было больно и страшно, потому что я не знала, смогу ли я жить теперь по-старому. С верным, хорошим, но нелюбимым Андреем.
 Вот уже несколько недель мы с Сашей тайно встречаемся. Я не изменяю мужу, мы просто разговариваем. Дома я старательно делаю вид, что ничего не происходит, но понимаю, что вечно так не может продолжаться. Я должна сделать выбор. Но как же это сложно, выбрать между первой и единственной любовью и верным, надежным другом, которого я безмерно уважаю и которому всей душой благодарна за счастливую, спокойную семью...

...Я была в отчаянии, не знала, кого выбрать. Саша терпеливо ждал моего решения, а Андрей ни о чем не догадывался, отчего у меня просто жгло в груди, я чувствовала, как стыд и жалость разрывают мою душу.
 Однажды вечером, после свидания с Сашей, я шла домой, почти решившись все рассказать мужу. Зашла в дом, и, боясь передумать, хотела уж позвать Андрея, чтоб все ему рассказать, но не успела. Он сам, услышав, что я вернулась, выскочил из комнаты и радостно подскочив, подхватил меня на руки, нежно поцеловал в губы и закружил по дому.
- Дилечка, любимая, радость-то какая! Тимур сейчас звонил, сказал, что приедет со службы через месяц, да не один, а с невестой. Просил тебе не говорить, хотел сюрприз сделать, но я думаю, ты должна это знать. И еще, - Андрей таинственно замолчал, но через мгновение шепотом выпалил: - У них будет малыш! Дилярочка, родненькая моя, у нас будет внук! Назовем его Арсений. Правда, хорошее имя? Я ж знаю, что оно и башкирское тоже. А если девочка, то… это вы, женщины сами придумаете. В общем, нужно к свадьбе готовиться.
 Я как-то глупо улыбалась, чувствовала, как слезы катятся по лицу. Андрей думал, это от радости за сына, поэтому целовал мои мокрые глаза и что-то еще говорил, говорил. Но я плакала от того, что теперь точно знала, что никуда не уйду от своего Андрея, от Тимура, который скоро вернется домой со своей невестой, от нерожденного еще внука или внучки. Я поняла, что это они моя настоящая любовь, та, что чистая, настоящая, до последнего вздоха. Они нужны мне, а не призрачное счастье с Сашей, уже предавшим однажды, пусть и очень давно.
Я глубоко вздохнула, тряхнула головой, словно скинула с себя тяжелое наваждение, подняла голову, заглянув мужу в глаза, и твердо сказала:
- Давай, любимый, съездим в магазин, детскую кроватку присмотрим.
 Через три месяца Саша опять уехал. Вернулся в Уфу, но не к жене, а сошелся с ее подругой. Как-то подозрительно это, вы не находите?


Рецензии