Когда была написана сказка Конёк-Горбунок?

Вроде бы это логично: если мы пересматриваем авторство сказки, то пересматриваем и время ее создания? Но почему-то все приверженцы пушкинского авторства "Конька-Горбунка", от А.А. Лациса до С.Е.Шубина, не сомневаются в датировке,
выведенной ещё советским литературоведом В.Г. Утковым: сказка написана осенью 1833 года. Я первая и пока единственная, кто возражает на это: нет, сказка начала писаться с начала 1834 года. Мне возразят и уже возражали, что так быстро даже Пушкин не смог бы успеть написать огромную сказку, поскольку где-то к февралю-марту должно было быть цензурное разрешение на всю сказку, - ведь в начале мая в "Библиотеке для чтения" было напечатано её начало. Во-первых, если было напечатано начало (первая часть с присказкой второй), то почему разрешение было дано на ВСЮ сказку? Скорее всего, оно и было - на этот отрывок, а на всю - уже в июне. Тем более, что "Библиотека", скорее всего, и не планировала печатать у себя всю сказку (или этого не планировал сам Пушкин, - то есть, печатать всю сказку в "Библиотеке"). Тогда, получается, сказка писалась где-то в течение полугода. И потом, я уверена, ещё дописывалась и дополнялась! То, что Пушкин в конце первой части сказки даёт план дальнейшего развития событий, - так это план, - он мог быть сразу замыслен, но это не значит, что и соответствующие стихи уже были готовы.

У настоящих поэтов произведения не пишутся потому, что они захотели их написать. Должно было произойти что-то такое, что подтолкнуло Пушкина к созданию этой сказки. Поэту нужно было попасть в ситуацию, в которой он почувствовал себя дураком. Да-да, потому что Иванушка-дурачок в сказке - это сам Пушкин! А какая ситуация была более дурацкой для поэта, чем эта:вместо назначения историографом, которое он заслуживал два с лишним года (с лета - осени 1831), он вдруг узнаёт про царский Указ о назначении себя камер-юнкером! И звание дурацкое, школьное! И положение дурацкое: дали придворное звание, чтобы жена могла танцевать в Аничкове (интимном дворце царя). Пушкин сразу назвал камер-юнкерский мундир шутовским кафтаном. Шут и дурак могут развлекать почтенную публику, но никогда они не могут быть "властителями умов", людьми, к мнению которых прислушиваются, взгляды которых уважают. Царь определил место поэта в своём почётном эскорте... Не смог создать героические стихи "На взятие Варшавы", или на победу над турками, - не прославил его, Николая, так и место тебе - среди молодых глупцов! Или даже хуже: среди тех, кто покупает милость царя с помощью своей жены... Вот отчего Пушкин был в ярости от этого назначения!

Это была пушкинская трагедия. Начало гибели. Он понял уже окончательно, что с Николаем у него не получится ничего. (Совсем последней надеждой будет журнал "Современник"). Чтобы тебя читали, тебе верили, на тебя ориентировались, нужно, чтобы ты был уважаемым человеком, а этого уважения Пушкин от царя так и не смог получить. Указ от 31 декабря (бывший готовым уже 30-го, когда Пушкин и узнал о нём, на балу у графа Орлова), расставил все точки над i, и указал Пушкину его настоящее место. Это было невозможное место, неправильное до жути, до сказочности... Но это была реальность, к которой Поэту пришлось себя как-то примерить (как потом пришлось примерить и сам мундир). Чтобы освоиться с этой новой для себя ситуацией, чтобы показать самому себе, что она означает, Пушкин рисует вот этот рисунок. Рисует на листочке с черновиком отрывка из "Андрея Шенье", том самом, который был не допущен цензурой, который ходил по рукам после мятежа на Сенатской, озаглавленный "На 14 Декабря". Именно  из-за этого отрывка Николай и призвал к себе Пушкина из Михайловского в начале сентября 1826 года.

Мы видим здесь, во-первых, пять лошадиных морд, среди которых - и шаржированное лицо самого Пушкина, атрибутированное в 1980-х Ларисой Керцелли*. Пять этих коней - потому что в царскую квадригу влез Пушкин, и заменил собой одну лошадь, - ту, которая отдельно, вверху слева. Да, я утверждаю, что это именно Николаевская квадрига. Может быть, та самая, на которой он усмирял холерный бунт летом 1831 года, - тем летом, когда позволил Пушкину писать Историю Петра Первого, как бы авансируя ему звание историографа, вакантное после смерти в 1826 году Н.М. Карамзина.


Продолжение:http://proza.ru/2022/07/12/1210

*Л. Керцелли. Удивительный автопортрет. ("Мир в рисунках Пушкина") http://a-s-pushkin.ru/books/item/f00/s00/z0000047/st002.shtml


Рецензии