Духовные возможности искусства

Дакиня Янжима кинет камушком в солнце, и оно превращается в цветок, погладит нежно облако, и оно начинает поливать травы. И долго после этого танцует в небе, счастливая от того, что мир преобразился!
Небесная плясунья Янжима дарит людям любовь, ласку и веселье. Дарит для того, чтобы люди полюбили прекрасное и с наименьшими потерями прошли свой жизненный путь.
В одном из своих посланий – а дакиня Янжима ещё и мастерица писать людям письма! – она затронула вопрос, касающийся предназначения искусства. И вот что сказала про него:
– Когда, забывая Учение, данное Благословенным Буддой, люди сбиваются с пути, я радостью и весельем, исходящим от танца, песни и музыки, проникаю в их сердца. Рождая в людях вдохновение, я помогаю им выйти из того тупика, на который они себя обрекли, и в котором их ждёт лишь горе и страдание. И направляю их души в светлую Страну Будды.
А когда люди окажутся в этой Стране, меня уже с ними не будет. Потому что я, дакиня Янжима, не есть Будда, указавший людям путь к спасению, а есть лишь возможность стать Буддой.

КОММЕНТАРИЙ. Это заявление, запечатлённое в буддийской литературе, вызывает иногда непонимание в среде служителей искусства. Но как, спрашивается, могут исполняться песни там, где нет Звука, а Цвет, прошедший стадию синтеза, белый, как молоко? Где пространство не трёхмерное, а многомерное, и оттого обладает качествами, неизвестными на Земле? Высшие планы существования, называемые в буддийской литературе «а-рупа» (т.е., «бесформенные»), имеют иную жизнь.


ДОЖДЬ ИЗ ЦВЕТОВ (бурятские буддийские притчи)


Рецензии