Студент... смерть победившие
Круги ада прошедшие. Смерть победившие.
(На примере поэзии А.А.Ахматовой).
Глава первая. «Реквием по эпохе…»
Когда погребают эпоху,
Надгробный псалом не звучит,
Крапиве, чертополоху
Украсить её предстоит.
И только могильщики лихо
Работают. Дело не ждёт!
И тихо, так, Господи, тихо,
Что слышно, как время идёт.
А после она выплывает,
Как труп на весенней реке, —
Но матери сын не узнает,
И внук отвернётся в тоске.
В этих страшных, обречённых строках словно отразился «конец человечества», человечества, которое закапывают в земле «могильщики» Наверное, в «лице» «работающих лихо могильщиков» поэт имеет в виду тех, что охотно готовы похоронить весь мир в погоне за своей выгодой. О тех, что гонятся за ложными ценностями, «хороня» всё вокруг и давно «похоронив» свои души. Оттого вместо цветущего мироздания вокруг «крапива и чертополох» как символ гибели настоящих ценностей, истинной красоты. Оттого и превращается эпоха в «труп».
А люди, жившие и в трагическое время «погребения эпохи», и через много лет после, всегда будут стыдиться того, что «тогда» происходило. Происходило, прежде всего, с умами и душами людей. Так о чём же говорится здесь?!
Для этого обратимся к финальному четверостишию:
И клонятся головы ниже,
Как маятник, ходит луна.
Так вот — над погибшим Парижем
Такая теперь тишина.
Эти строки создала великая Анна Андреевна Ахматова - создала в те годы, когда фашистские полчища ещё не перешли границы нашей Родины, но уже шли, завоёвывая мир, оставляя за собой смерть и разрушение.
Всё стихотворение словно проникнуто гробовой тишиной - тишиной кладбища, дыханием смерти - потому что фашисты, возомнив себя хозяевами мира, вершителями судеб народов, ничего, кроме кладбищ, после себя не оставляли.
Только если прочитать лишь первые три четверостишия, то невольно покажется, что говорит поэт и о других событиях, не менее трагических и для неё, и для всей России.
Глава вторая «Звёзды смерти» над «безвинной Русью…»
А совсем незадолго до этого был написан знаменитый Реквием, посвящённый всем жертвам сталинских репрессий – жертвам кровавой власти. Власти, обесценившей жизнь человека.
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки.
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
Итак, два пронзительных стихотворения созданы приблизительно в одно время – время страшное для всего мира – во вторую половину тридцатых годов. Время, в которое «погребают эпоху».
Жизнь человека, жизни тысяч людей, обесценены - живые души «массово» уничтожают ради «великой цели» - ради «достижения господства». В «Реквиеме» - ради «господства» большевиков, для укрепления власти убивающих таких же людей – только думающих по – иному! А это для «новой власти» опасно, непереносимо.
И потому принесённые в жертву безумной, античеловечной идее, «обезумев от муки,
шли уже осужденных полки». Принесённая в жертву «безвинная корчилась Русь под кровавыми сапогами и под шинами черных марусь».
И другое стихотворение начинается со строк, тоже говорящих об убийствах тысяч, миллионов - ради самоутверждения безрассудного диктатора, возомнившего себя сверхчеловеком, присвоившим себя право решать, кто имеет права жить, а кто нет.
Потому и остались только «крапива и чертополох» как символ запустения, «работающие лихо» могильщики и всплывший на реке «труп». Смерть воцарилась надо всем пространством – и мира, и поэзии...
А теперь снова обратимся к самой, наверное, трагической поэме, названной от латинской поминальной молитвы, чтобы увидеть причину трагедии.
Глава третья «Россия распятая…»
Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: "Почто Меня оставил?"
А Матери: "О, не рыдай Мене..."
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
Глава так и называется «Распятье». Почему же обращается поэт к событиям, произошедшим две тысячи лет назад?! Да потому, очевидно, что сравнивает Анна Андреевна толпу разрушавших храмы с толпой, кричавшей «Распни его». Сравнивает власть, безжалостно уничтожавшую людей только за то, что в Бога верили, с правящими много веков назад нечестивыми языческими императорами, осуждавшими тысячи на мученическую смерть за веру Христову, чтобы другим «неповадно было». И вот много веков спустя, в годы написания «Реквиема», «толпа» снова «распинала» Христа своим непониманием, неверием, небрежением. «Толпа» тех, которые когда-то считали себя православными людьми, а теперь отреклись, как Иуда.
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
Образ стоящей у Креста Матери и оплакивающей смерть Сына словно стал воплощением того, как оплакивали миллионы людей смерть своих близких - убитых, в лагерях сгинувших.
Когда отворачиваются от Бога, над людьми «стоят» «звёзды смерти». Когда говорят, что Бога нет, человеческая жизнь превращается в «ненужный привесок». И приходит время «погребения эпохи».
Глава четвёртая «Птицы смерти» над любимым городом…»
И вот «продолжение» всеобщей русской трагедии - образ осаждённого Ленинграда – родного, любимого города самой А.А.Ахматовой.
Птицы смерти в зените стоят.
Кто идет выручать Ленинград?
Не шумите вокруг — он дышит,
Он живой еще, он все слышит:
Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,
Как из недр его вопли: «Хлеба!»
До седьмого доходят неба...
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон — смерть.
И стоит везде на часах
И уйти не пускает страх.
Всё стихотворении проникнуто неподдельным ужасом - ужасом того, что вражеские самолёты, как большие кровожадные птицы - «птицы смерти», нацелились на людей. Они летят высоко в небе, закрывая от людей небо своим зловещими крыльями, всюду сея смерть и страх. Смерть и страх стали зловещими «стражами».
Глава пятая «Победа над смертью»!
Но, как ни жестока, как ни беспощадна жизнь на земле, как ни сильны смерть и страх, как ни мучителен голод, как ни сильна усталость, как ни кровоточат раны, ещё теплится надежда – потому что город ещё «живой» и «всё слышит». Надежда встать из последних сил и победить в схватке с безжалостным врагом.
И город жил - и ленинградцы вновь «шли сквозь дым рядами»…
А вы, мои друзья последнего призыва!
Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.
Над вашей памятью не стыть плакучей ивой,
А крикнуть на весь мир ваши имена!
Да что там имена! Ведь все равно - вы с нами!..
Все на колени, все!
Багряный хлынул свет!
И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами -
Живые с мёртвыми: для Бога мёртвых нет.
Они победили смерть - и память о них живёт, и сами они живы - потому что для Бога мёртвых нет. (Безо всяких кавычек и цитирования). Долгое время - в годы безбожной власти последняя, главная строка заменялись почти безликой «для славы мёртвых нет». Но тогда теряется самое главное - теряется весь смысл. А смысл этот Литургический! Литургии – «общая молитва» - «общая» для живых и усопших именно потому, что «для Бога мёртвых нет»! А слава и память людская могут изменить.
Может быть, имена убиенных защитников Ленинграда поминают на Литургии – и после войны, и много лет спустя…
Но главное в том, что живые и усопшие вместе - в едином порыве идут к Творцу. Идут сквозь смерть к Вечности! И смерть побеждена!!! Из «смертной бездны» «возвращается» город, который, казалось, задушило блокадное кольцо.
И в ночи январской, беззвездной,
Сам дивясь небывалой судьбе,
Возвращенный из смертной бездны,
Ленинград салютует себе.
Из «смертной бездны» «возвращается» Россия, победившая тех, что посягнули на мировое господство. Победила слуг антихриста, как это было всегда.
«Смерть! Где твое жало?! Ад! Где твоя победа?!»
Литература.
1. Ахматова А.А. «Реквием»
2. Ахматова А.А.Сборник поэзии с предисловием.
3. Сборник поэзии Серебряного века 1995 г.
4. Программа из цикла «Библейский сюжет», посвящённый жизни и творчеству
А.А.Ахматовой «Лотова жена».
5. Гайкова Н.Н. Теоретическая часть методический разработки «Русский путь»
6. Гайкова Н.Н. Цикл статей «Благословенное Русское Воинство». Часть первая.
Ссылка https://cloud.mail.ru/public/6B7K/3bUV8bSMY
Свидетельство о публикации №222071201228