Значение труда и отношение к нему при капитализме

Труд — это то первородное, что отделяет понятие «человек» от дикого животного, что развивает человека и его общественные отношения, что улучшает жизнь каждого человека и общества в целом. Настоящим человеком можно считать того, кто трудится. Но во все предшествующие исторические эпохи отношение к труду и трудящемуся было как к проклятию раба, соотносимого с применяемыми в хозяйстве животными. И это при том что все материальные ценности окружающего мира, не относящиеся к дарам природы, сотворены трудом людей. При том, что без предметной среды, в которой человек выстраивает свою жизнедеятельность с её смартфоном, автомобилем и прочими изделиями, без опредмеченного различным образом труда ни человеческого мышления, ни человеческой личности, ни человеческого общества существовать не может.

В отличие от дикого животного, поддерживающего своё существование инстинктивно, человек все необходимые для жизни потребности удовлетворяет в результате осознанной трудовой деятельности. Труд есть целесообразная деятельность по изменению предметов и сил природы в целях удовлетворения потребностей. Труд всегда направлен на достижение определенного результата, образ которого складывается заранее как идеальная цель в голове человека. В процессе труда не только изменяется внешняя природа, но и накапливаются знания, опыт, повышаются умения и навыки людей. То есть в процессе труда человек совершенствуется в качестве человека.

Эволюционные изменения в природных организмах происходят в следствии приспособления к меняющимся внешним условиям. В результате повышается уровень организации живых организмов, т. е. происходит усложнение их строения и процессов жизнедеятельности. Меняется поведенческая составляющая. Происходящие в ходе эволюции изменения создают возможность выживаемости в условиях конкретного местообитания, устойчивость к воздействию различных факторов. Адаптация к меняющимся условиям обеспечивает успех в конкуренции с другими видами, популяциями, особями.

Человек эволюционирует иным путём. У него не организм приспосабливается к меняющимся внешним природным условиям, а он сам своим трудом создаёт приспособления меняющие окружающую среду и возможности данного ему природой организма. Мир данный нам природой замещается тем что создаётся человеческим трудом. В ходе научно-технического прогресса люди повышают уровень организации своего труда, уровень организации производства окружающей предметной среды и этим усложняют её строение и меняют процессы своей жизнедеятельности и поведенческую составляющую в техногенной и природной среде.

Влияние изменённого человеческим трудом окружающего материального мира на человеческое мышление и поведение такое же, как и влияние изменений в окружающей нас природе. Природные изменения заставляют зимой вести себя иначе, чем летом, на северном полюсе иначе чем на экваторе. Но и поход в супермаркет за продуктами питания с банковской картой радикально отличается от добычи мяса в диком лесу с помощью камня. Мироощущение и поведение людей ещё пару столетий назад, осваивающих жизненное пространство на лошади, было иным, чем у тех, кто сегодня охватывает пространство с помощью автомобиля и самолёта и общается друг с другом на расстояниях в тысячи километров по сотовому телефону.
 
Хотя бытие в окружающей среде и мышление отличаются друг от друга, но в то же время они находятся в единстве друг с другом. Процесс мышления напрямую связан с жизнедеятельностью животного в окружающей его предметной среде. Для дикого животного в его жизнедеятельности смартфон такой же как камень твёрдый предмет и ничего больше. Человек мыслит образами и понятиями, порождаемыми техногенной средой. Окружающие предметы у него имеют иное значение чем у дикого животного.

Создавая своим трудом материальные ценности и окружающую техногенную среду, совершенствуя орудия труда, процесс труда, технологии производства человек совершенствует и себя самого в качестве человека. Свои ноги он дополнил автомобилем, свои глаза дополнил видеокамерами, свой слух при общении усилил смартфоном. Свои мыслительные операции (обработка информации, определение связей между объектами или явлениями окружающего мира, выявление и моделирование закономерностей, обобщение, систематизация и прочие) он стал совершать так же с помощью создаваемых технических устройств.

Поскольку человек возник из стадного животного и является существом социальным, то и труд его носит общественный характер. Человек не может существовать без общества. А если он существует без общества — он не человек. Он становится иным животным, и никогда не научится говорить, не научится понимать и не научится выражать то, что отличает человека от других животных. «Существенное отличие человеческого общества от общества животных состоит в том, что животные в лучшем случае собирают, тогда как люди производят. Уже одно это – единственное, но фундаментальное – различие делает невозможным перенесение, без соответствующих оговорок, законов животных обществ на человеческое общество»(Энгельс. Письмо Лаврову, 11-17 ноября 1875г.).

Поскольку люди обеспечивают своё существование с помощью материального производства, то самыми главными их отношениями друг с другом являются их производственные отношения. Общественный прогресс обеспечивает консолидация общества, обобществление материального производства, а не его разобщение на множество частных производств, организуемых беспорядочно, кому как вздумается. Поэтому при разрозненном труде самопроизвольно возникает торговый обмен, как механизм взаимодействия в материальном воспроизводстве общественной жизни. При этом тот, кто работает исключительно на свою частную выгоду не может обменять произведённое если его труд обществом не востребован.

Определенный способ производства или определенная ступень промышленного развития  всегда связаны с определенным способом совместной деятельности. Отсюда следует, что сам способ совместной деятельности есть производительная сила. Все эволюционные достижения человечества порождаются не конкурентной борьбой с себе подобными, как в дикой природе, не разрушением окружающего предметного мира, а взаимодействием в труде по его созиданию. Как прямым взаимодействием, так и опосредованным торговлей.

Вместе с совершенствованием орудий труда, технологий и изменениями в организации производства изменяется и организация взаимодействия людей в трудовом процессе, меняются и все иные производственные отношения по поводу распределения, обмена и потребления произведённого, и все прочие взаимосвязи, и выстроенные для них структуры экономических и политических конструкций. Как само общество консолидацией в труде производит человека как человека, как пакет общественных связей, социальных ролей и компетенций, так и он в своей трудовой деятельности взаимодействуя с другими людьми производит общество. Всякое материальное производство, в конечном счёте, есть и производство человеческого общества со всеми его социально-экономическими отношениями.

Впервые значение труда в материальном существовании и развитии человеческого общества было, осознано и описано Марксом. «Подобно тому как Дарвин открыл закон развития органического мира, Маркс открыл закон развития человеческой истории: тот, до последнего времени скрытый под идеологическими наслоениями, простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. д.; что, следовательно, производство непосредственных материальных средств к жизни и тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления данных людей и из которой они поэтому должны быть объяснены, — а не наоборот, как это делалось до сих пор» (Ф. Энгельс. Похороны Карла Маркса.).
 
Марксизм утверждает, что материальное производство является главным фактором развития общественного сознания и соответствующих общественных отношений. Организацией производства марксизм объяснил существование классовых отношений между частными владельцами средств производства и теми, кто подобной собственности не имеет.

Согласно марксистской теории капитализм — это последняя форма классового расслоения и разделения общественного производства, разделения труда на множество самостоятельных производств, организуемых частным образом и соединяемого рыночным товарно-денежным обменом. Капитализм так же и последняя форма отношений частной собственности на средства производства. «Впрочем, разделение труда и частная собственность, это — тождественные выражения: в одном случае говорится по отношению к деятельности то же самое, что в другом — по отношению к продукту деятельности». (К. Маркс, Ф. Энгельс. Немецкая идеология.). Как только производство в стране становится единым, то есть основой производственных отношений становится общая (т.е. коммунистическая) собственность, вместе с этим уничтожается и причина социального расслоения.

При существующем капиталистическом способе производства у людей нет ещё понимания первостепенного значения для общественного развития тех из них, кто трудится в материальном производстве. Нет понимания глобального значения их труда и труда вообще. Банки, другие финансовые структуры, торговля, другие виды предпринимательства и прочие игры в не материальном финансовом пространстве – вот те сферы деятельности, которые сегодня привлекают к себе внимание и обеспечивают наибольшее благополучие и элитарное положение в современном капиталистическом обществе. Наивысшим благополучием считается богатое праздное существование без всякого общественно полезного труда, без непосредственного участия в труде, формирующем материальный предметный техно-мир.

Вершиной развития товарного производства стало превращение в товар человеческой способности трудится. Такое превращение преобразовало простое товарное производство в капиталистическое производство. При капитализме труд производит не только товары: он производит рабочего и самого себя как товар. Продукт этого производства есть товар, обладающий сознанием и самостоятельной деятельностью, человек-товар, абстрактное обезличенное существование человека.

В ходе развития капитализма реальный производственный капитал, состоящий из реальных физических объектов — машин и оборудования с помощь которых наёмный работник своим трудом создаёт прибавочную стоимость для роста капитала, этот капитал впал в критическую зависимость к финансовому капиталу с его виртуальной экономикой. «Деньги — отчужденная, пустая абстракция собственности, — делаются властелином мира. Человек перестал быть рабом человека и стал рабом вещи; извращение человеческих отношений завершено; рабство современного торгашеского мира — усовершенствованная, законченная, универсальная продажность — носит более бесчеловечный и всеобъемлющий характер, чем крепостное право феодального времени» (Ф. Энгельс. Положение Англии восемнадцатый век.).

Капитализм принёс с собой личную свободу тому, кто раньше находился в собственности рабовладельца и феодала. При капитализме нет рынка невольников. Тут каждый по своей воле может наняться на работу. Каждый может на рынке труда на равных с покупателем торговаться за цену своего товара «рабочая сила». Но такая свободная продажность не сделала отношение к трудящемуся более человечным, чем в предшествующие эпохи.  Рабовладелец плохо заботящийся о рабах, как и о своих домашних животных рисковал лишится этой собственности и стать беднее. Капиталист не покупает рабов. Капиталисту нет надобности заботится об условиях жизни наёмных работников. О своей жизни они заботятся сами. Если кто из них и умрёт, то капиталист от этого не обеднеет.

При более гуманном капитализме работник не продаётся целиком, как при рабовладении или феодализме, не переходит в результате продажи в собственность капиталиста. При капитализме покупается всего лишь часть времени человеческой жизни. Покупается 8 часов каждого дня жизни работника. Покупается для того чтобы в это время человеческая сущность, находящаяся в его способности к труду, была использована в интересах покупателя.  Всё остальное, доставшееся человеку от животного он может использовать по своей воле. В своей берлоге, в своей постели, за обеденным столом…

Труд для наёмного работника является чем-то внешним, не принадлежащим его сущности. В своём труде он не утверждает себя как личность, а отрицает. На рынке труда работник существует в качестве товара. На капиталистическом предприятии в нём востребованы лишь те человеческие свойства, которые нужны для производства предметов собственности владельца средств производства. Его жизнь, потраченная на изготовление предмета, его собственная опредмеченная жизнь ему не принадлежит, она потеряна в предмете, ставшем товаром.

Общей отличительной особенностью уходящей эпохи товарно-денежных отношений выделяется то, что у людей, своим трудом создающих окружающий предметный мир, труд сам по себе не является внутренней потребностью. В капиталистическом обществе работник производит не продукт для собственного потребления, а заработную плату. Труд отчуждён от потребностей работника, как деятельность, навязанная из вне сложившимися экономическими обстоятельствами.

 «Он даже не считает труд частью своей жизни; напротив, трудиться значит для него жертвовать своей жизнью. Труд — это товар, проданный им другому. Поэтому и продукт его деятельности не составляет цели его деятельности. <…> Смысл двенадцатичасового труда заключается для него не в том, что он ткет, прядет, сверлит и т. д., а в том, что это — способ заработка, который дает ему возможность поесть, пойти в трактир, поспать. Если бы шелковичный червь прял для того, чтобы поддерживать свое существование в качестве гусеницы, он был бы настоящим наемным рабочим» (К. Маркс. «Наёмный труд и капитал»).

Труд, в процессе которого работник себя отчуждает, есть самоистязание, принесение себя в жертву. При продажном труде человек существует только как экономическая функция, как элемент технологического процесса, как придаток машины. Такой труд не является для человека деятельностью, развивающей его духовные и физические способности, его личностные качества, а изнуряет его физически и духовно. Отчужденность труда ясно сказывается в том, что, как только обстоятельства, вынуждающие трудится исчезают, «как только принуждение к труду прекращается, от труда бегут, как от чумы».

Совсем по-другому может складываться отношение к труду в обществе, приходящем на смену капитализму.


Рецензии