Студент доброта отражает любовь!
Доброта «отражает» любовь!
Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице, надеющиися на Тя, да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение рода христианскаго.
(Молитва Пресвятой Богородице)
Вступление.
Что такое доброта?! Слово это знакомо каждому с детства. Нас окружает великое множество людей – и каждый может встретиться с проблемой, даже с бедой, которую не в силах преодолеть сам. Я уверен: прийти человеку на помощь, не пройти мимо, даже в ущерб собственным интересам, - вот что называется добротой!
И когда люди добры друг к другу, то доброта «перерастает» в Высшую Добродетель – Любовь!
А теперь давайте посмотрим, что думают об этом наши великие писатели.
Глава первая «Доброта, на краю пропасти спасающая»
Итак, Ф.М.Достоевский. Писатель говорит, вернее – показывает, как запутавшийся в своих проблемах, неурядицах, в своих мыслях, которые иногда «нашёптывает» лукавый, даже неплохой по своей сути человек может натворить много страшного – такого, от чего сам тоже будет страдать.
И тогда нужен – просто необходим - другой человек, который поможет разобраться, без помощи которого - гибель!
Речь, конечно же, о Родионе Раскольникове из знаменитого романа «Преступление и наказание». И о Соне Мармеладовой. «Их воскресила любовь» - пишет Ф.М.Достоевский о своих героях. Соня Мармеладова, узнав о совершённом, сказала Раскольникову поцеловать землю, которую он осквернил. А если вдуматься, то поцелуй - это символ большой любви и единства.
Глава вторая «Надежда...»
И становится понятным, почему читать Евангелие о Воскресшем Лазаре писатель словно «поручает» Соне, которую общество считает падшей женщиной, – «блуднице», говоря языком духовным! По сути «поручает» - спасти главного героя.
А ещё: Соне, как и Раскольникову необходимо смыть с себя всю грязь, боль, что пришлось ей пережить, хоть в отличие от главного героя «переступила» она через себя и не ради себя. Очевидно, ради искупления и на каторгу вслед Раскольниковым Соня отправляется. Хотя, я уверен, никто из читателей не посмел бы Соню за прошлую жизнь осудить. И уж, тем более, сам писатель. Неслучайно поступок её нередко называют «страшным подвигом».
Но, как было уже сказано, «возлагается» на Соню большее, чем только спасение от голода семьи.
И каторжане, чьи руки по локоть в крови, которые, кажется, сам образ человеческий утратили, полюбили маленькую, хрупкую девушку и называли её Матушкой Софьей Семёновной. Потому что была она доброй и чистой душою, несмотря на «вынужденный грех». Потому что словно проходила Соня вместе с ними «горнило испытаний». Только они - за свои совершённые злодеяния, а она - ради высокой и светлой цели - ради любви. И была Соня для них «лучом», что сквозь чёрные тучи светит и даёт надежду.
Потому, даже потерявший душу, очевидно, через смерть супруги переступивший, собравшийся свершить грех самоубийства Свидригайлов говорит, что Соня должна жить, чтобы другим помогать. Даже тот, чьё сердце, кажется, совсем очерствело, для кого жизнь всякий смысл потеряла, понимает, ощущает, что в таких, как Соня – в смиренных пред Господом - спасение.
Доброта только от любви рождается. И часто спасает даже тех, кто уже на краю!
Неслучайно одна из икон Матери Божией – Молитвенницы за весь род христианский называется Взысканием Погибших.
Глава третья «Единство, Самим Творцом дарованное! И завещанное».
И, конечно, быть добрым, сострадательным должно не только к людям, но и ко всему, Творцом созданному – ведь все мы Его творения.
Есть такие слова - «братья наши меньшие», принадлежащие крестьянскому поэту С.А.Есенину.
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
Так и должно быть, но к сожалению, бывает не всегда. Есть у того же С.А.Есенина стихотворение, которое он сам никогда не мог читать без слёз – «Песнь о собаке».
Злобный, «хмурый» хозяин отнял новорожденных щенков, унёс и безжалостно утопил! И собака бессильна перед человеком – перед его звериной жестокостью!!!
А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать...
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.
А вот финал трагедии – трагедии безо всякого преувеличения.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
Значит бросал уже кто-то «камень в смех»!
Трудно, невозможно называть таких людьми. Хозяин собаки и ему подобные - палачи, убийцы! Как можно жить с тем, что отнял у кого-то жизнь. Не ты дал – не тебе и отнимать!
С.А.Есенин, как и многие русские писатели, говорит о том, что дарованная сила, дарованные возможности что-то делать, что-то менять накладывают на человека и большую ответственность. И как отвратительно, мерзко, гадко, когда имеющий силу издевается над более слабым, над беспомощным! Такой сильным называться не в праве. И человеком называться не в праве, как было уже сказано!
Глава четвёртая «Жива душа, греха убийства избежавшая».
Но есть, к счастью, и другие люди. Такие, как лирический герой крестьянского поэта С.А.Клычкова
В лесу на проталой полянке,
В дремучем весеннем бору
Устроили зайцы гулянки,
Затеяли зайцы игру…
Звенели весенние воды,
И прыгал с пригорка родник,
И зайцы вели хороводы,
Забывши про мой дробовик…
Всю ночь я бродил всё и слушал,
Ах, друг мой, открою тебе:
За бедную заячью душу
Я так благодарен судьбе!..
Всё стихотворение - от начала до конца - проникнуто радостным, умиротворённый настроением. Почему?! Потому что лирический герой относится ко всему живому с уважением, с глубоким вниманием, которое лишь не разучившемуся любить, видеть и размышлять над увиденным даровано. Иначе, не увидел бы он, как «устроили зайцы гулянки, затеяли зайцы игру». Даровано тому, кто мог «всю ночь бродить и слушать». И услышать язык окружающего мироздания; и увидеть в этих незатейливых зверьках, наверное, равных себе. А убить такое же творение Божие, как ты сам, невозможно, если душа ещё жива, - и не стал он убивать, хоть и вышел на охоту, взяв с собой дробовик. И безмерно благодарен за это! Благодарен «судьбе»?! Наверное, всё же Милосердному Творцу, вовремя вразумившему, «очи» сердца открывшему!
За бедную заячью душу
Я так благодарен судьбе!..
Благодарен прежде всего за свою душу! За то, не замарал её грехом убийства!
Сразу невольно вспоминается – не может не вспомниться - известный с детства каждому Дед Мазай. Он тоже, наверное, на зайцев охотился - только бедой их «воспользоваться» не смог, не захотел. И спас всех до единого, наверное, даже рискуя перевернуть лодку. Несладко жилось старому крестьянину, только сострадать он не разучился.
В этом неодолимая сила и старого Мазая, и бродившего с дробовиком по лесу охотника. В доброте и милосердии!
Некий итог размышлений...
Сильный тот, кто способен творить добро. Быть добрым – значит не быть безразличным к чужому горю. А иначе, жизнь становится пустой. Доброта будет жить всегда, вечно! Потому что, как сказал Ф.М.Достоевский: «Тот, кто хочет приносить пользу, даже со связанными руками, может сделать много доброго».
Литература.
1.Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание».
2. Есенин С.А. Сборник произведений разных лет.
3. Клычков С.А. «В лесу на проталой полянке…»
4. Дунаев М.М. «Вера в горниле сомнений» - о Ф.М.Достоевском.
5. Гайкова Н.Н. Исследование «Воскресшая Святая Русь»
(https://cloud.mail.ru/public/2Ncu/3qsiveo6u)
Свидетельство о публикации №222071201234