Студенты свет молитвы и покаяния
Родькин Данила Сергеевич и Охрименко Алексей Александрович
Свет Молитвы и Покаяния.
Часть первая «Победа над окружающей тьмой».
Глава первая «Святость, изгнавшая нечисть»
Бродит темень по избе,
Спотыкается спросонок,
Балалайкою в трубе
Заливается бесенок:
тере-рень..."
Да "Трынь да брынь,
Чу! Заутренние звоны...
Богородицына тень,
Просияв, сошла с иконы.
В дымовище сгинул бес,
Печь, как старица, вздохнула.
За окном бугор и лес
Зорька в сыту окунула.
Перед нами строки крестьянского поэта Николая Алексеевича Клюева. Бесёнок, который «заливается в трубе», – это зло людей, зло в семье, которое присутствует, к сожалению, у многих. Бесёнок, а не бес, потому что зло это маленькое - «семейное», находящееся внутри неё. Но всё же зло…
И вот бесёнок этот изгоняется – изгоняется Самой Пресвятой Богородицей, подарившей спасения от Иконы Своей.
Когда наступает ночь, просыпается нечисть – силы, служащие падшему ангелу - слуги антихриста. Но вот забрезжил рассвет - и началась борьба между светом и тьмой - добром и злом. Показались первые лучи солнца – наступило утро - и нечисть отступает, прячется, как во многих сказках, сложенных русским православным народом. Отступает не только от первых лучей, а прежде всего от звона колоколов, что зовут «к заутреней»! Бесовское «трынь да брынь, да тере – рень» отступает перед плывущими над селом и уносящимися в небо заутренними звонами!
Глава вторая «Разорванные сети «ночных обманов».
Спала ночь с померкшей вышины.
В небе сумрак, над землёю тени,
И под кровом тёмной тишины
Ходит сонм обманчивых видений
По сути, о том же пишет и дворянин, философ славянофил Алексей Степанович Хомяков, покинувший этот мир почти за четверть века до рождения Н.А.Клюева. Ведь перед Богом, перед Вечным Мирозданием нет ни сословий, ни земного времени.
В начале обоих произведений ночь, мрак, окутавшая всё тьма.
А дальше борьба со злом, нечестью, безрассудством. И неважно, что выражена главная мысль совсем по-разному. Но она одна – победа света над тьмою.
Стихотворение Н.А.Клюева без названия, а А.С.Хомяков назвал своё творение «Ночь». Почему?! Потому что здесь свет словно «спрятан», покрыт мраком - но мрак рассеется! Не может не рассеяться – иначе мы все погибнем! Неслучайно Отцы Церкви говорили, что человек во тьме греха, как во тьме ночи, «натыкается на все предметы», не в состоянии видеть, что хорошо, что – нет.
И потому трижды звучит призыв: «Ты вставай во мраке, спящий брат»!
Первый раз «Освяти молитвой час полночи!» - без молитвы мрака не разогнать!
Второй раз: «Разорви ночных обманов сети!»
А к кому вообще обращается лирический герой?! К человеку, даже к незнакомому, ко всем людям – потому что все мы - «Божьи дети». За всех нас Христос принял смерть на Кресте! И все «Божьи дети» идут «в Церковь Божью» - в Дом Отца Своего.
Мир лежит во зле - зло, обман, ненависть словно сетью опутали весь мир. В «сетях» ночи таятся грехи людей, которые самому человеку часто не видны, которые всюду «подстерегают» человека, чтобы погубить. И только покаянием, только молитвой можно разорвать эти опутавшие мир и человека сети, можно освободиться от их «рабства».
Глава третья «Пробудившийся дух русской соборности».
Звонят колокола, призывающие на Раннюю Литургию - и мрак отступает с наступлением утра «В городах к заутрене звонят: в божью церковь идут божьи дети»! Идут ради духовного просвещения, ради молитв, ради победы над злом, чтобы разорвать «сети» греха. Чтобы одолеть нечисть, обманом закравшуюся в нашу жизнь.
Только соборным единством можно победить зло и мрак! Оттого и обращается лирический герой – а, по сути, сам поэт, философ славянофил ко всем братьям во Христе, ко всем нам с надеждой: «Пусть зажжётся дух твой пробуждённый»!
Звучит призыв к тому, чтобы весь народ сплотился ради Имени Господа, чтобы собрались русские люди как дети Одного Отца в доме Его. Ведь именно А.С.Хомякову принадлежит такое истинно русское слово «Соборность». Оно вне времени!
А потому и дворянин 19 века А.С.Хомяков, и выросший среди крестьян Н.А. Клюев говорят русским людям всех поколений, что только молитвой, покаянием, трудом Во Славу Божию можно победить окутавший землю грех.
А теперь снова возвратимся в село и в крестьянскую избу, из которой Сама Пресвятая Богородица изгнала бесёнка.
Там, минуючи зарю,
Ширь безвестных плоскогорий,
Одолеть судьбу-змею
Скачет пламенный Егорий.
На задворки вышел Влас
С вербой, в венчике сусальном.
Золотой, воскресный час,
Просиявший в безначальном.
«Пламенный Егорий» - Святой Георгий Победоносец одолел пожирающего людей змея, одолел беса, желающего уловить души. Одолел в «золотой, воскресный час, просиявший в безначальном» Вербного Воскресенья!
А прежде, чем вспомнить, что значит для Власа и для каждого русского, православного человека верба, обратимся к образу, без которого нельзя представить ни русскую литературу, ни вообще, наверное, нашу жизнь. Итак…
Часть вторая «Свеча, разогнавшая сумрак греха».
Глава первая «Размышление о прожитом и совершённом»
Всегда поэты пытались понять смысл жизни – а потому обращались к образу души, и, конечно, к Образу Бога. Это понятно и из предыдущей части, и из всей удивительной русской литературы. И уж тем более, те слагатели стихов, для которых служение Богу –стало Смыслом и Предназначением. И вот строки одного из них – хорошо многим известного Архидиакона Романа, оставившего этот мир в конце двадцатого столетия.
Когда смолкает шум житейских битв,
И волн кипенье страстных затихает,
Приходит время покаянья и молитв,
И сердце от ударов отдыхает.
Как вожделен, как светел Твой покой,
Как сладостно молитвы вдохновенье,
О, дай мне Господи житейских смут забвенье,
Когда душа беседует с Тобой.
Неспешно струйкой белой вьется дым кадильный,
Закрыта дверь на ключ и в келье тишина,
А пред иконами так трепетно, так сильно,
Прочь разгоняя сумрак теплится свеча.
В стихотворение с глубоко символическим названием «Свеча» обращается поэт к самой главной теме литературы – теме смысла жизни.
Житейская суета, страсть и ненависть - все эти «атрибуты» грешного мира преданы забвению. Потому что главное – душа, её чистота, её умение переносить страдания.
И потому перед нами, вдали от суетного мира, келья - «жилище» монаха, молящегося за спасения души человечества, за доброту, любовь всего человечества. Только мир в сердцах людей может привести к всеобщему благоденствию. Мир, невозможный без молитвы. Ведь келья не только место «обитания» монаха – она Жилище Святого Духа.
«Время покаяний и молитв» приходит, конечно, не только к монаху, но и каждому мыслящему, не утратившему совести человеку. Оно приходит, когда человек становится душевно и духовно зрелым, когда начинает понимать своё место в жизни, сознавать свои ошибки, свои прегрешения. Тогда, когда начинает человек понимать, что вера способна победить все невзгоды, душевную пустоту, что без покаяния и молитв жить нельзя. При прочтении этих строк перед глазами невольно возникает образ вечера – ведь в это время закончены дневные труды. Недаром Преподобный Сергий Радонежский требовал от братии вечернего одиночества, чтобы освободившись от земных забот, иноки могли помыслить о прожитом дне, покаяться в совершённых грехах и от сердца помолиться. Это необходимо, конечно, и мирянам.
Но, разумеется, «время покаянья и молитв» не только, не просто вечер в привычном смысле. И наступает оно вместе с осознанием того, о чём мы уже сказали ранее.
Каждый человек, прожив определённый период жизни, что-то пережив, начинает задумываться о своём предназначении. И когда вспоминается всё пережитое, часто становится нестерпимо стыдно за совершённые грехи. И начинает человек понимать, что пришло время молить Бога о прощении прегрешений. Пришло время покаянной молитвы, без которой невозможно очистить свою душу, свою совесть.
И эта покаянная молитва в строках архидиакона Романа – и, конечно, не только в них - неразрывно связана с образом свечи, что «теплится» пред иконой и «разгоняет сумрак».
Глава вторая «Горение к Небесам» и «Радость обретённого спасенья».
К этому образу мы, конечно, вскоре вернёмся. А пока прочитаем дальше.
Кто не был скорбен, тот не испытал,
Блаженный миг скорбей земных забвенье,
И радость обретенного спасенья,
Доступна лишь тому, кто погибал.
Неспешно струйкой белой вьется дым кадильный,
Закрыта дверь на ключ и в келье тишина,
А пред иконами так трепетно, так сильно,
Прочь разгоняя сумрак теплится свеча.
У каждого в жизни может произойти то, чего бы он хотел избежать, да не смог.
Человек был на грани духовной гибели, казалось, что всё потеряно, но словно «спасательный круг» стало для него покаяние на краю бездны. И Господь услышал покаянные молитвы – и протянул Руку Свою «утопающему» в бездне греха. И был раскаявшийся грешник спасён. Оттого и переполняет его «радость обретенного спасенья».
И все эти мысли и чувства, размышление о духовной сути нашей жизни, о нашем предназначении навевает древний символ и вечный образ – горящая «к небу» свеча, как сказал о ней князь и философ Е.Н.Трубецкой.
Преподобный Серафим Саровский говорил: «Бог есть огнь, согревающий и воспламеняющий сердца и утробы. Итак, если мы ощутим в сердцах своих хлад, который от диавола, ибо диавол хладен, то призовем Господа, и Он пришед согреет наше сердце совершенною любовью не только к Нему, но и к ближнему. И от лица теплоты изгонится хлад доброненавистника».
Потому – то горящая в келье свеча - символ надежды, веры и любви, символ добра. Свет её разгоняет мрак и зло. Она символизирует жизнь и спасение. Огонёк горит и согревает души людей, помогая обрести суть и смысл.
Образ этот пришёл к нам из первых веков, когда стояли в катакомбной церкви первые христиане с воззжёнными факелами – и факел этот со временем превращается в такую любимую всеми теплящуюся свечу. Свечу, трепетный огонёк которой стал символизировать вознесённую к небу молитву.
Вместо заключения. «Преддверие Вечного Света».
Конечно, теплится огонёк пред лампадой и в доме крестьянина Власа. И всех других крестьян села – и всех верующих людей, независимо от того, где стоит его дом – в селе, или в городе, независимо от сословия. И верба в каждом доме – верба, напоминающая пальму, ветвями которой встречали Въезжающего в Иерусалим Сына Божия.
Вербное Воскресенье – Преддверие Самого Главного Праздника. В следующее воскресенье во всех храмах пропоют: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущем во гробех живот даровав». И подхваченные тысячами людей слова радостного Песнопения напомнят о том, что зло, смерть побеждены искупительной жертвой Сына Божия и Воскресением Его!
Только, как говорили Отцы Церкви: «Христос не спасёт нас без нас». А потому каждый должен очищать душу свою покаянием, чтобы славить Христа «чистым сердцем». Чтобы не входил «заливающийся балалайкой бесёнок» в наши дома и души.
Чтобы не опутали ум и душу «ночных обманов сети». Чтобы «зажжённый» и «пробуждённый» дух никогда не угас, как теплящаяся пред лампадой свеча.
Литература.
1.Сборник «Слово и дух». Поэзия А.С.Хомякова.
2.Сборник поэзии Серебряного века 1995г.
3.Архидиакон Роман. Сборник поэзии «Русь называют Святой».
4.Кн. Е.Н.Трубецкой «Три очерка о русской иконе».
5.Слово Иоанна Златоуста о Рождестве из серии «Библиотечка пастыря»
6.Житие Преподобного Сергия Радонежского.
7. Гайкова Н.Н. Теоретическая часть методической разработки «Преддверие Рождества».
8.Гайкова Н.Н. Исследовательская статья «Воскресшая Святая Русь, воплощённая в творчестве Н.М.Рубцова»
https://cloud.mail.ru/public/6B7K/3bUV8bSMY
Свидетельство о публикации №222071201263