И признаваться, и страдать

 
 «Я вас люблю…Я виноват»
Аполлон Григорьев
Во все времена порывы духа поэтов сопровождались творческими и жизненными метаниями, переменами настроения, стихийными всплесками. Звезда Аполлона Григорьева сверкнула в золотом веке русской литературы. Григорьев Аполлон Александрович, русский поэт, литературный и театральный критик, переводчик, мемуарист родился 20 июля 1822 года в Москве. Он прожил короткую, полную штормов жизнь. Сам Аполлон Григорьев в стихах признавался, какие в нём бурлили страсти: «стихия бурная, слепая…» Возможно, она – эта первосущность двигала мыслями и действиями поэта.
Постоянная борьба, перемежаясь с короткими промежутками растерянности и поисков нового пути, с юного возраста сопровождает будущего поэта. Ему приходилось напрягаться, преодолевая свою неуверенность и чувство неполноценности. Поступив на юридический факультет Московского университета, он боялся показаться неумехой и много занимался, позже признаваясь, как «плакал над учебниками». Картины детства остались в памяти поэта и вылились в его позднейших произведениях.
Деятельная натура Аполлона искала возможности проявления творческой энергии. В студенческие годы он организовал философский кружок, куда входили С. М. Соловьёв, А. А. Фет, Я. П. Полонский и другие начинающие литераторы. Участники обсуждали философские идеи Гегеля, представляли товарищам свои литературные опыты. Мировоззренческие горизонты расширялись, Григорьев начал печататься в журнале «Москвитянин», позже вышла его отдельная книжка стихов.
В 1850 году вместе с А. Н. Островским возглавил объединение авторов «молодая редакция» журнала «Москвитянин». По признанию Григорьева, подобрался «молодой, смелый, пьяный, но честный и блестящий дарованиями» кружок литераторов. Григорьев числился главным теоретиком кружка. Он высоко ценил дружбу со своими талантливыми современниками, Островского, к примеру, он называл: «глашатай правды новой».
События жизни неизменно влияют на творчество. Неразделённая любовь к Антонине Фёдоровне Корш вызывает у Аполлона Григорьева взрыв ярких бурлящих образов, языковых находок. Будучи «глупо сердцем молод», он чувствовал себя «как зверь, попавший в сети». В стихотворении «Комета» выплёскиваются необузданные и роковые любовные чувства, которые проявляются в эмоциональном образном языке. В поисках идеального выражения жизни автор, обращаясь к Всевышнему, просит: «искрой любви освяти мою душу больную», молит указать путь праведности, «зла и добра разделенья». И в его стихах «О, боже, о, боже» просматривается проявление смятенной души поэта.
Разочарования и душевные муки, кажется, преследуют поэта, его широкая натура, мятущаяся, меняющая взгляды и убеждения находится в постоянных шараханьях. Женитьба на сестре Антонины не приносит ему ясности и желаемого счастья. Он мучительно переживает семейную драму и разочарование. Вновь безответно влюбляется, в результате появляется цикл стихов «Борьба» с «Цыганской венгеркой». Проникновенные слова – производное его души. Представления переживаний возникают и во время «мучительных свиданий» и ожидание их, когда поэт мог «целый день бродить в чаду мечты».
Появляющиеся статьи Григорьева с туманными и запутанными рассуждениями не всегда вызывали признание. Следует помнить, что его идеи не могли находиться на пике популярности, так как его голос звучал рядом с признанными голосами величайших критиков. В то время просвещёнными умами владели великие критики: В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский. 
Однако, мы понимаем, что Аполлон Григорьев оставил после себя значительное наследие в области критики. Он полагал, что чисто «технической» критики не существует, в неё входят и сведения о жизни автора, и его мировоззрения, и связи с тенденциями своего времени. Он  верил, что важнейшим назначением критики является проникновение в содержание художественного произведения, раскрытие смысла и «оживотворение себя их содержанием».
Соответственно его «органической критике», искусство должно произрастать из национальной почвы. По его мнению, настоящие художники уже рождаются «с чувством красоты и меры». А критик как «половина художника», тоже являясь художником, обладающим «судящей и анализирующей силой», призван углублять понимание произведения и рассматривать творение совместно с почвой, на которой оно рождено.
Выступая театральным и литературным критиком, он смог обаять публику тонким вкусом. Страстные, иногда пафосные, театральные рецензии Григорьева имели большой успех. Богатство идей и дар яркого изображения, фантазия и изобретательность отличали его, подёрнутые флёром романтичности и одухотворённости, критические тексты. Следует подчеркнуть, что он прекрасно знал французскую, английскую литературу, много переводил.
Человеческая организация поэта содержит образ духовного. Он ищет себя, и эти поиски продолжаются всю жизнь. В стихах А. Григорьев упоминает: «Цель очищения и цель самосозданья», он желает избавиться от неупорядоченной жизни и стремился к новой, наполненной духовностью. Видимо, идеи Гегеля о том, что любовь «примиряет человека с добродетелью» всё-таки были живы в нём. И поэт обозначал их: «как христианин православный, / Всегда прощать моих врагов.» Свои идеи он получал из собственного опыта, и его творческое мышление исходило из игры внутренних сил и обозначения событий естественно изменялись в зависимости от игры поэтического воображения.
Известно, что прямые линии существуют только в геометрии. И нам понятны порывы мятущейся чувствительной души поэта, реагирующей на культурные события века. Накапливавшиеся противоречия, которые он, как творческий человек, переживал особенно остро, только ещё глубже погружали талантливого критика в пьянство.
Литература – неотделимая часть человеческой жизни, она не принадлежит прошлому, потому что может преодолевать дистанцию времени, и это происходит до тех пор, пока содержание обладает смыслом в настоящем. Принадлежащее перу Григорьева известное высказывание: «Пушкин – это наше всё», уже стало поговоркой, и мы даже не задумываемся, кто автор фразы.
С бегом времени изменяется интерпретация прошлого. В XIX веке в России было известно творчество Жана Поля. У него существовало такое меткое высказывание: «счищать чешую с золотых рыбок». Это задача критика. Несколько лет назад находясь в Байрейте, побывав у величественного памятника Жана Поля, мне вспомнились эти слова. Теперь невольно возникли исторические параллели. Было бы интересно провести сравнительный анализ творческих работ Жана Поля и Аполлона Григорьева.
Понятно, что творчество Аполлона Григорьева требует дальнейшего изучения и проникновения в тонкости связей в литературных кругах и влияния мировоззренческих позиций, и его творчество невозможно рассматривать отдельно от биографии творца.
Ушедший из жизни в 42 года, он понимал о себе: «И чувствовать, что надо погибать, / И знать, что бегство больше невозможно.»


P.S. В данном эссе не употребляется примечаний, так как, по мнению автора, читатели знакомы с творчеством Аполлона Григорьева.


Рецензии