Наслаждение трудом как образ жизни при коммунизме
Производство может запускаться на подобии находящегося в общей собственности сетевого принтера, создающего объёмные изделия, поручение на изготовление которых поступает от множества персональных компьютеров. При таких возможностях если среди продукции массового потребления кто-то не найдёт нужной ему вещи, то сам без всяких посредников по своей воле сможет запускать процесс изготовления того, что лично ему необходимо, включив свою заявку в общую производственную программу.
Например, на своём компьютере разработает с помощь компьютерного программного пособия проект изделия или добавит к известному уже производимому изделию свои особые технологически и конструкционно приемлемые дополнения и по системе электронной связи закажет его изготовление и доставку. Коллективным владельцам единой производственной системы достаточно лишь договориться о порядке и времени использования производственных мощностей страны для реализации творческих замыслов различных инициативных групп, а также по индивидуальным заявкам.
Прямое без торгового посредника удовлетворение потребностей людей показывает принадлежность всей производственной системы коммунистической страны данному человеку, как, впрочем, в равной мере и всем другим её гражданам. Это создаёт понимание что общественное не ничьё, не чужое, а и моё тоже. Общественные средства производства ощущаются продолжением собственных сил. Такое понимание порождает желание трудиться над их развитием выкладываясь по полной на подобии человека раде собственного здоровья в фитнесс центре или в спортзале развивающего свою мускулатуру и выносливость.
При коммунистическом производстве даже при коллективном труде и отсутствии его прямой направленности на свои конкретные потребности, даже если труд отдан на общее благо как на некую абстракцию, труд для человека не становится чем-то внешним, принадлежащим не ему лично. Потому что, когда он, работая коллективно, увеличивает общественные производственные мощности, он на практике убеждается, что увеличивает и свои личные возможности, свои силы и способности. Создавая и совершенствуя вместе со всеми производственную, транспортную, городскую или иную инфраструктуру страны или производя продукцию для массового потребления он получает от этого громадную пользу и лично для себя.
При коммунизме, который уничтожает отчуждённый труд, связь всякого труда с личностью конкретного человека не должна скрываться, а наоборот, выставляться на всеобщее обозрение. Выставляться на обозрение хотя бы потому, что на первой социалистической фазе развития коммунизма распределение материальных благ производится по труду. А что бы ни у кого в этом не было сомнения, информация о характере и результатах труда каждого, и так же о соответствии доли потребления доли участия в коллективном труде, должна быть доступной для всякого желающего в этом убедиться.
Современные технические средства фиксации, передачи и хранения информации позволяют записать и хранить информацию о всех участниках создания каждого предмета. Такой всеобщий контроль обеспечивает не только справедливость распределения, но и является залогом качественной работы. Если каждый созданный предмет свяжется с полной и доступной информацией о его создателях, то качество изделия сделается характеристикой личности его создателя. А позориться люди не любят.
В условиях общей собственности на средства производства, когда свои индивидуальные потребности человек удовлетворяет лишь по общему соглашению и в коллективном труде никто никому не может дать ничего, кроме своего труда. Сколько и чего совместно с другими по общему соглашению произвёл, столько и таких предметов совместно с другими и получил. Если совместно с другими что-то не сделал или сделал плохо, то пенять можно лишь на свою совместную с другими неумелость. Чем умения у каждого станет больше и способности окажутся разнообразнее, тем замечательнее выйдет и результат совместного труда. Тем насыщенней и разнообразнее станет личное материальное благополучие. Личное и общее. В таких условиях любой человек для всякого другого становится самой главной ценностью.
Общая собственность на средства производства и коллективный труд сближают людей, формируют общие интересы, общие цели. Они порождают нужду в другом человеке, способности которого помогают удовлетворять и свои собственные потребности в конкретном изделии, порождают также потребность другого человека в тебе самом, в твоих личных способностях. В таком коллективном труде человек не отрицает, а утверждает и развивает себя как ценимую всеми личность. В каждом человеке возникает желание познать самого себя и развить в себе все ещё не проявленные способности. Развить их в себе, проявить их в своём труде и запечатлеть свои способности в изготовленной вещи. Провозгласить и сохранить себя в предмете и передать его другим для оценки своей опредмеченной личности.
Как писал Маркс: «Предположим, что мы производили бы как люди. В таком случае каждый из нас в процессе своего производства двояким образом утверждал бы и самого себя и другого: 1) Я в моем производстве опредмечивал бы мою индивидуальность, ее своеобразие, и поэтому во время деятельности я наслаждался бы индивидуальным проявлением жизни, а в созерцании от произведенного предмета испытывал бы индивидуальную радость от сознания того, что моя личность выступает как предметная, чувственно созерцаемая и потому находящаяся вне всяких сомнений сила. 2) В твоем пользовании моим продуктом или твоем потреблении его я бы непосредственно испытывал сознание того, что моим трудом удовлетворена человеческая потребность, следовательно, опредмечена человеческая сущность, и что поэтому создан предмет, соответствующий потребности другого человеческого существа. <...> Наше производство было бы в такой же мере и зеркалом, отражающим нашу сущность» (Маркс. Конспект книги Джеймса Милля «Основы политической экономии»).
Когда каждый предмет свяжется с информацией о его производителе не в обезличенном товарном бренде, а все смогут соотносить всякий предмет с личностью конкретного человека, трудом которого он создан, тогда чувства людей, пользующихся творением человеческих рук и человеческого разума, станут так же и наслаждением от общения с личностью творца. Это вызовет и у самого творца удовольствие от своего труда. Поэт и композитор, написавшие песню, которой восторгаются слушатели, разве не получает и сам удовольствие от своего труда?
Потому не только в духовном творчестве, но и в производстве материальных ценностей окружающего предметного техно-мира люди будут получать удовольствие от труда. Иная награда, типа материального поощрения, как и в духовном творчестве окажется не главной. Самым тяжким наказанием станет лишение возможности трудится и в труде самовыражать свою личность. Всё это вызовет всеобщее желание работать в материальном производстве, даст мощный толчок в его развитии и обеспечит стремительный рост материального благополучия всего общества.
Каждый по способностям – пишет марксизм первым лозунгом на знамени коммунистического общества. Чем они разнообразнее и совершеннее у каждого человека, тем быстрее развивается всё общество и тем полнее обеспечиваются потребности людей, главной из которых становится сам труд. Изуродованное капитализмом сознание современного политолога не может даже представить себе такое. В высказывании Маркса о высшей фазе развития коммунизма: «…когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы, и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда …общество сможет написать на своем знамени: каждый по способностям, каждому по потребностям!» политологи видят только последние слова - «каждому по потребностям».
В капиталистическом обществе всестороннее развитие индивидов не является его целью. Занятие трудом в нём не связано с намерением развития собственных интеллектуальных, художественных и прочих творческих способностей. Всякое творчество для того кто покупает чужие творения лишь одна из форм ведения бизнеса, а для тех кто создаёт их это способ обеспечить своё материальное существование. При капитализме удовольствие человек получает от финансового результата, а не от самого процесса труда.
Труд при капитализме не заявляется ни первой, ни последней потребностью. Труд вообще не числится в перечне потребностей. Все потребности выражаются количеством денег способных обмениваться на безмерное количество барахла. Значимость личности и государства оцениваются количеством барахла находящегося в частной собственности. Потому про коммунистическую идею её критики рассказывают, что это фантазия о том, как без всякого труда бесплатно все общественные богатства полным потоком польются в их безразмерные карманы. При этом все будут бездельничать, а трудится за них станут уже не рабы, как в древней истории, а более совершенные биороботы.
По мере развития коммунистического общества весь технологический производственный процесс действительно полностью автоматизируется. Но бездельничать при этом люди не будут. Весь труд людей в материальном производстве направится на научный поиск нового знания, на создание на основе новых знаний новых технологий и новых конструкторских решений. Ни искусственный интеллект, ни биороботы в таком творческом труде человека заменить не смогут.
Не только произведённые предметы техногенной среды, но и знания о природной среде - это предметы и зания самого человека. Потребности человека в них искусственный интеллект сможет лишь предугадывать, но не порождать такую потребность сам. Потребности человеческого общества на протяжении всей истории развития расширяются и расширяют производственную деятельность только в процессе совместного взаимодействия по их удовлетворению. Для этого техническому устройству самому нужно быть человеком. Быть некой совокупностью общественных отношений, а не их вспомогательным инструментом.
В ходе коммунистического развития с каждым годом всё быстрее и быстрее начнёт увеличиваться наукоемкость производства - доля в общем объеме производства затрат живого человеческого труда на научно исследовательские и опытно конструкторские работы. Поскольку при полной автоматизации производства предметами для личного потребления каждый человек будет обеспечиваться так же автоматически как воздухом при дыхании, то самым значимым для человека станет поиск новых знаний. Сама наука, сама по себе превратится в основную производительную силу общества. В своём научном поиске люди станут больше заниматься изучением социальных, эстетических, функциональных, эргономических и технико- технологических аспектов формирования предметной среды в разных сферах деятельности.
Одним из необходимых направлений труда станет совершенствование научно-методической основы дизайна как способа продолжения человека в окружающих предметах и их размещения в природном ландшафте. Будет вестись поиск гармонии отношений в системе «человек — предмет — среда». Промышленный дизайн и 3d-моделирование объединив в себе элементы искусства и технологии соединятся с дизайном архитектурной среды и станут частью массового художественного творчества, ранее ограниченного узким кругом людей, занимающихся поиском красоты в живописи и скульптуре.
Величайшей ценностью и целью развития коммунистического общества будут не деньги, не капитал, не товар, не абстрактный обезличенный труд, которым оценивается стоимость всех товаров, и не либеральная трансгендерная особь с её правом обогащения одних за счёт других. Целью и ценностью станет то, что является сущностью человека, отличающей его от всякого животного. Величайшей ценностью станет труд каждого конкретного человека, каждая человеческая личность, проявляющая себя в труде. Величайшей ценностью станет человек-творец — человек познающий и переделывающий своим трудом по своей воле и по своему разумению окружающий природный мир и себя в нём.
Поскольку при коммунизме уже с первой социалистической фазы его развития труд человека станет величайшей ценностью то все виды экономии сведутся к экономии рабочего времени на единицу изготовленной продукции. Самыми уважаемыми будут те, кто поднимет до уровня массового производства эффективность труда при единичном авторском производстве как новых знаний, так и уникальных изделий.
Элитой общества выделятся люди, внёсшие наибольший вклад в повышение производительности общественного труда, в совершенствование материального производства и порождаемой им материальной среды жизни и общения людей. В конечном итоге в совершенствование всего общественного организма и его материальных составных элементов главным из которых является каждый отдельный человек.
Свидетельство о публикации №222071200132