Студент покаяние путь к освобождению
Этюд «Покаяние – путь к освобождению».
(На примере поэзии славянофила А.С.Хомякова и истории русских царей)
Страх Господень – авва воздержания,
Воздержанье дарит исцеление.
(Иеромонах Роман)
Не говорите: «То былое,
То старина, то грех отцов,
А наше племя молодое
Не знает старых тех грехов».
Нет, этот грех – он вечно с вами,
Он в вас, он в жилах и крови,
Он сросся с вашими сердцами –
Сердцами, мёртвыми к любви
Я думаю, что главная мысль этих строк поэта и философа славянофила А.С.Хомякова в том, что «грех отцов» остаётся с нами - в наших жилах, в крови и в сердцах – и оттого строки эти вне времени. Поэт говорит о том, что хоть и были грехи совершены тогда, когда мы ещё не пришли в этот мир, остаются они с нами.
«Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» - говорится в Священном Писании. Слова эти отнюдь ни о том, что дети должны отвечать за грехи отцов – от такого толкования предостерегает Сам Спаситель. А в том дело, чтобы дети не жили так же, не совершали тех же грехов, тех же злодеяний. Чтобы не был грех «в жилах и крови», чтобы не «срастался с сердцами» потомков.
А потому за «былое» надо каяться, просить прощения у Бога. Ведь слово «покаяние» в переводе с греческого языка означает «изменение сознания». К этому и призывает потомков А.С.Хомяков.
Молитесь, кайтесь, к небу длани!
За все грехи былых времён,
За ваши каинские брани
Ещё с младенческих пелён;
За слёзы страшной той годины,
Когда, враждой упоены,
Вы звали чуждые дружины
На гибель Русской стороны;
За рабство вековому плену,
За робость пред мечом Литвы,
За Новгoрoд и его измену,
За двоедушие Москвы;
За стыд и скорбь святой царицы,
За узаконенный разврат,
За грех царя-святоубийцы,
За разорённый Новоград;
За клевету на Годунова,
За смерть и стыд его детей,
За Тушино, за Ляпунова,
За пьянство бешенных страстей…
И, конечно, неслучайно упоминаются грехи царей, на которых лежит особая ответственность за страну, за народ – за его духовное состояние. (Об такой ответственности говорил ещё Стародум в знаменитой пьесе Д.И.Фонвизина).
И один из самых страшных грехов, о которых говорит поэт, - грех «царя-святоубийцы» - убийство Иваном Грозным Святителя Филиппа. (Не им самим – да по его приказу).
«…молю тебя и желаю тебе прийти сюда, чтобы разрешить согрешение прадеда нашего, царя и великаго князя Иоанна, нанесенное тебе неразсудно завистию и неудержанною яростию, ибо твое на него негодование как бы и нас сообщниками творит его злобы… И сего ради преклоняю царский свой сан за онаго, пред тобою согрешившаго, да оставишь его прегрешение своим к нам пришествием…»
Это – слова покаяние, которое принёс Царь Алексей Михайлович Святителю Филиппу за своего предка. Вернее, - малая их часть. Мудрый Царь хотел покаяться за грехи своего прадеда Иоанна Грозного – за то, что тот обманул своего друга детства Фёдора Колычева, ставшего монахом, а потом принял Митрополию именно по просьбе Царя. Иоанн Грозный обещал отменить позорящую Царя и Русь опричнину, но слова своего не сдержал. И друга своего предал смерти. И сколько на Руси крови невинной пролил!
Этот страшный грех - грех предательства - «иудин грех» оставался после смерти Иоанна на его потомках - на всей Руси! И если бы не было принесено мудрым Царём покаяние то остался бы на всех нас навсегда. Да только, оказывается, дело не только
в неправедных правителях. Читаем стихотворение дальше:
За слепоту, за злодеянья,
За сон умов, за хлад сердец,
За гордость тёмного незнанья,
За плен народа, наконец,
За то, что, полные томленья,
В слепой сомнения тоске,
Пошли просить вы исцеленья
Не у Того, в Его ж руке
И блеск побед, и счастье мира,
И огнь любви, и свет умов, –
Но у бездушного кумира,
У мёртвых и слепых богов!
И, обуяв в чаду гордыни,
Хмельные мудростью земной,
Вы отреклись от всей святыни,
От сердца стороны родной!
За всё, за всякие страданья,
За всякий попранный закон,
За тёмные отцов деянья,
За тёмный грех своих времён,
За все беды родного края, –
Пред Богом благости и сил
Молитесь, плача и рыдая,
Чтоб Он простил, чтоб Он простил.
Не должны становиться люди безликой толпой, которую можно «использовать» во зло. Когда-то толпа кричала: «Распни его», а через много веков рушила храмы и сбрасывала памятники царям русским. И осталась кровь невинных жертв на будущих поколениях, «на детях», как сказано в Писании.
И стали поклоняться люди «мёртвым» и «слепым богам», забыв об Истине, которая делает людей свободными.
Потому и обращается великий русский поэт-славянофил к России, к народу, к каждому из нас с «призывом» о покаянии. Ведь слово это изначально означает «изменение сознания». «Изменение» - греховного сознания, образа мышления на благочестивое, богоугодное!
С душой коленопреклоненной,
С главой, лежащею в пыли,
Молись молитвою смиренной
И раны совести растленной
Елеем плача исцели!
И встань потом, верна призванью,
И бросься в пыл кровавых сеч!
Борись за братьев крепкой бранью,
Держи стяг божий крепкой дланью,
Рази мечом - то божий меч!
Должно молиться, просить прощения у Бога за грехи «наших отцов» - за нашу духовную слепоту. За наши вольные и невольные прегрешения.
Литература.
1. Сборник поэзии «Слово и дух». Хомяков А.С. «Подвиг».
2. Житие Святителя Московского Филиппа.
3. Гайкова Н.Н. Теоретическая часть методической разработки «Русский Путь».
Свидетельство о публикации №222071201427