Студент образ вечной руси

РУБРИКА  «СТУДЕНТЫ  ГАЙКОВОЙ Н.Н.» Наумов Денис Юрьевич
        Творческое исследование «Образ Вечной Руси».
                Глава первая «О великом Дне Грядущем»
 Еще молчат колокола,
А уж восток заря румянит;
Ночь бесконечная прошла,
И скоро светлый день настанет.
Вставай же, Русь! Уж близок час!
Вставай Христовой службы ради!
Уж не пора ль, перекрестясь,
Ударить в колокол в Царьграде?
Раздайся благовестный звон,
И весь Восток им огласися!
Тебя зовет и будит он,—
Вставай, мужайся, ополчися!
В доспехи веры грудь одень,
И с богом, исполин державный!..
О Русь, велик грядущий день,
Вселенский день и православный!
 Образ Вечной Руси! Сколько бы не претерпела она, многострадальная, сколько бы раз не наступали тёмные времена, с колен всё равно поднимается! Поднимается – и вновь станет великой – потому что Самим Христом избрана!
«Ночь бесконечная прошла» - о чём же говорит поэт – великий Ф.И.Тютчев? Возможно, о погружении в беспросветный мрак, бесконечное забвение, которое прошло, которое было побеждено появившимся Светом. Потому что «светлый день настанет». Это ещё не произошло, но произойдёт обязательно.
«Вставай, мужайся, ополчися!
В доспехи веры грудь одень,
И с богом, исполин державный!..»
Какой глубокий смысл в этих трёх строках! Звучит призыв ополчиться - выйти на бой со злом, с мраком! Но чтобы мрак победить, Руси должно духовно очиститься.
 Русь Самим Господом хранима. «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся?» - поётся в 26 псалме. Разве не относятся слова эти к нам, на Руси живущим?!
Словно «эстафету» во времени принимает великий русский художник И.С. Глазунов, изобразивший «Вечную Русь» на одном из самых известных своих полотен. В центре картины народ, над которым возвышается Крест с Распятием – Главная Святыня всего мира христианского.
Смотрящие же на нас с полотна Преподобный Сергий, Митрополит Алексий, убиенный Святой Цесаревич Дмитрий, Святой Князь Дмитрий, поганых одолевший, словно напоминают нам, что сила Руси  в искренней вере, в готовности                на самопожертвование!
  Мы же снова обратимся к стихотворению, с которого начали. Поэт, а вслед за ним лирический герой верит в Россию – и для него вера в Отечество своё неотделимо от веры в Бога – в Божий Промысел.
О Русь, велик грядущий день,
Вселенский день и православный!
Потому вселяют строки эти надежду - и, думаю, способны они поменять мировоззрение многих, что их прочитали.
И проникнута мыслью этой, чувством любви и гордости за Русь  вся наша литература.
                Глава вторая  «Единство строится любовью»
А потому обратимся к другому произведению того великого русского поэта
 «Единство, – возвестил оракул наших дней, –
Быть может спаяно железом лишь и кровью…»
Но мы попробуем спаять его любовью, –
А там увидим, что прочней…
 Так и называется стихотворение – «Два единства».
«А там увидим, что прочней…» - только для самого лирический героя – а по сути самого поэта всё изначально ясно – иначе, таких слов не написать.
Русские люди, славяне всегда были изначально миролюбивыми – и воевали только ради защиты Отечества своего.
Единство, основанное на насилии, страхе и крови, никогда недолговечно. Страх перед правителем всегда может перейти в озлобление  - и тогда вспыхнет  восстание, которое приведёт к кровопролитию. Мысль эта зримо предстаёт пред нами в первых строках.  «Так быть не должно» - говорит нам поэт. Говорит через века.
  Насилие и страх -  путь в тупик, потому что всё это против человека  и против Бога прежде всего. Сама идея убийства людей для создания единого мира,  на мой взгляд, является страшным грехом и приводит к тому, что Долготерпеливый Господь конце концов гневается и наказывает потерявших совесть и разум людей. И вот -
 «Из переполненной господним гневом чаши
Кровь льется через край, и Запад тонет в ней»…
  Потому что Западная Европа сей безумной идеей – идеей «единства на крови»  движима.
 Крепко, прочно, жизненно только то, что построено на любви                и доверии. И на вере истинной. Да и само слово «союз» происходит от слова «узы» - узы любви и братства. Противопоставление  силы, страха, ненависти  и доверия, любви, братского единства и есть антитеза, на которой построено одно из лучших, одно из самых «актуальных» произведений Ф.И.Тютчева.
    Поэт говорит  - вернее – предупреждает от одной                из главных трагедий, от того, чего делать категорически нельзя, - иначе наступит погибель всего мира. Говорит                об истинном, соборном единстве народов. И прежде всего, конечно, о духовной сути родной Руси.
                Глава третья «Преемственность раздумий судьбоносных»
 Чего же еще недоставало?
Зачем весь мир опять в крови?
Душа вселенной тосковала
О духе веры и любви!
 И слово вещее — не ложно,
И свет с Востока засиял,
И то, что было невозможно,
Он возвестил и обещал.
 Словно продолжает мысль своего великого предшественника родившийся через пятьдесят лет поэт и религиозный философ В.С.Соловьёв в стихотворении «Свет                с Востока». Продолжает главную мысль – вернее, отражает ту же антитезу любви, доблести и рабского страха, на лжи «замешанного», - «доблестных граждан» и «стада рабов», которые трусливо убегают.
 «Свет, идущий от Востока» -  о чём говорит великий поэт и философ В.С.Соловьёв? Скорее всего, "восток" в данном случае понятие не  «географическое». Возможно, следует внимательно посмотреть на само слово. Словно «поток» мыслей, чувств, молитв  к небесам восходит.  На восток обращён алтарь православного храма. Название Главного Праздника Православного в дословном переводе с английского значит именно «восток». На востоке солнце встаёт, чтобы дать начало новому дню. А «запад» в таком случае словно «закат» или «падение». Потому, возможно, звучит здесь мысль, не раз «озвученная» в русской литературе – Запад отошёл от Христа – и  богоотступничество порождает бесконечные войны – да мы уже говорили об этом, читая одно из лучших произведений Ф.И.Тютчева.
    Нет, наверное, человека, не знающего, что в средние века на Западе именем Христа творилось множество злодеяний. Чего стоит только сжигание людей на кострах и обвинение их в колдовстве.  (На Руси такое бывало  - да очень-очень редко).
   В отличии от европейцев, у славян слово «ведьма» происходило от слова ведать,                а знания – величайшее сокровище, Свыше дарованное. 
  И про крестовые походы… Именем Христа совершались убийства - но   разве Умерший за грехи людские на Кресте заповедовал смертоносным мечом «крестить»?! Разве сами, походы эти совершавшие, не нарушали одну из главных заповедей «Не убий»?!...
Душа славянская всегда была добрее и чище, чем там – на Западе.
  Как писал известный русский мыслитель И.А.Ильин, русский народ никогда не пытался захватить, поработить, уничтожить языки других народов и насильственно насадить свой!
           Глава четвёртая «Попрание Соборной  Святости»
И потому невозможно умолчать о нынешней трагедии Мира Славянского.                Под влиянием отрекшегося от Христа Запада нашу общую Память – Память Духовную, Память Историческую у нас отнять пытаются! Память о Крещенской Купели славян в волнах Днепра, об отвергнутой Богданом Хмельницким Унии, о Митрополите Владимире Киевском, с которого Мученичество века двадцатого начинается, о Победе в Великой войне! Всё это - оскорбление чувств каждого, кто от духовных корней своих не отрёкся! И когда-то за растление душ, за попрание святынь,                за жизни людей, невинно убиенных, ответ держать придётся!... 
           Глава  пятая. «Единство во Христе».
 От нерадостных размышлений о происходящем в нашей нынешней жизни снова                к строкам Ф.И.Тютчева возвращаемся – к другим и не менее известным.
 Смотри, как запад разгорелся
Вечерним заревом лучей,
Восток померкнувший оделся
Холодной, сизой чешуей!
В вражде ль они между собою?
Иль солнце не одно для них
И, неподвижною средою
Деля, не соединяет их?
 В чём суть вопроса, которым завершает поэт одно из главных произведений своих?! Смею предположить, что говорит он о принесшем немало бед  расколе Церкви. Расколе  и вражде, что словно и в цвете Небес отражаются.
Но ведь Господь Один! «С нами Солнце Истины – Иисус Христос» - напишет почти через полтора века известный русский поэт Иеромонах Роман.               
  А в начале двадцатого века русский философ кн. Е.Н.Трубецкой воскликнет, что Христос «русский, итальянский, немецкий» всё равно, что «зелёное, голубое или фиолетовое солнце».
 Всему, чем Ваша грудь согрета,
Всему сочувствуем и мы;
И мы желаем мира, света,
  Не разрушенья — и не тьмы.
  Так выразил суть истинно русскую суть – суть русской души, русского мышления великий И.С.Тургенев, благодаря которому и мир узнал гениальных русских писателей, и русский люди прочитали великие творения Запада.
Такие мысли звучат и у не раз упоминаемого Ф.И.Тютчева – ведь все, к чьим творениям мы обращались, - истинно русские люди.                И завершает  Ф.И.Тютчев риторическим вопросом – потому что для него, как и для Князя-Философа, как и для  Поэта, принявшего монашество, ответ ясен. «Солнце Истины – Иисус Христос» соединяет всех, кто истинно верит в Него, кто готов за Ним следовать.
                Глава шестая. «Выбор Жизни Вечной».
    И снова о стихотворении  великого русского Мыслителя  В.С.Соловьёва - о Свете, с Востока «исшедшего».
  Думаю, что говоря о  Востоке,  мыслит русский поэт  о Возвышенном, Чистом, Грех победить пытающемся. О стремлении к потерянному по грехам Раю.
 Тогда всё Смыслом, и Светом наполняется. «Примирить» может только Свет Истины, Свет Христов, что просвещает всех, а не насилие с его крестовыми походами.
Оттого и  «исходит» Свет от Востока.
   И всё же завершается  произведение В.С.Соловьёва тоже риторическим вопросом.
 И, разливаяся широко,
Исполнен знамений и сил,
Тот свет, исшедший от Востока,
С Востоком Запад примирил.
О Русь! в предвиденье высоком
Ты мыслью гордой занята;
Каким ты хочешь быть Востоком:
Востоком Ксеркса иль Христа?
  Пасть к ногам жестокого, бессовестного, воинствующего Ксеркса  или всей душою принять Свет Христов, последовать за Спасителем, присоединиться к единству веры – осознанный выбор каждого – и человека, и народа. Вот и призывает великий русский философ и поэт следовать за Христом, а не тратить силы на вражду, уподобляясь царю языческому. Потому в финале, как и в стихотворении Ф.И.Тютчева, «поставлен» вопрос риторический, ответ на который слишком хорошо известен и самому В.С.Соловьёву, и всем истинно русским, православным людям. 
     Вместо заключения «Дух Жизни».
И напоследок хочется сказать: прозвучал, словно ответ                на все волнующие русского человека вопросы, финал одного из лучших произведений поэта–славянофила А.С.Хомякова.
Твое всё то, чем дух святится,
В чём сердцу слышен глас небес,
В чём жизнь грядущих дней таится,
Начало славы и чудес!..
О, вспомни свой удел высокой!
Былое в сердце воскреси
И в нём сокрытого глубоко
Ты духа жизни допроси!
Внимай ему — и, все народы
Обняв любовию своей,
Скажи им таинство свободы,
Сиянье веры им пролей!
И станешь в славе ты чудесной
Превыше всех земных сынов,
Как этот синий свод небесный —
Прозрачный вышнего покров!
  Это – призыв  -  к нам, русским людям! Призыв  услышать голос  совести, очиститься от  всего внешнего, наносного, второстепенного. Призыв прислушаться,  увидеть, внять тому, «чем дух святится».                Дух жизни, сокрытый в истинно русском сердце.
«Мы заражённые совестью – в каждом Стеньке Святой Серафим» - напишет почти век спустя поэт Серебряного века М.А.Волошин.
   И не может быть совести без веры истинной, без Бога в душе. (Показал же Ф.М.Достоевский, что совесть без Бога может заблудиться до самого безнравственного).
Оттого и обращается истинно русский поэт, славянофил ко всем соотечественникам своим, чтобы не забывали об истинном предназначении России –                не отступали  от Заповедей Божьих и миру всему «сияние веры пролили».  (Недаром говорят умные европейцы, что именно  на русских вся надежда).
 Но, матушка-Русь, без тебя на земле
Огня и тепла не станет.
Пусть все побросали свои кресты
И ходят во тьме без Бога,
Но если спасёшься одна лишь ты,
Собою спасёшь ты многих.
     Эти пронзительные слова поэта двадцатого века Н.А. Мельникова словно «продолжают», доводя до предела мысли и чувства, выраженные великим предшественником.
     И потому, подводя итоги размышлений, хочу сказать, что Образ Вечной Руси – это нечто большее, чем то, что может представить                и выразить один человек.  Чтобы постичь хоть немного суть России – Святой Руси, надо прочитать, изучить множество произведений истинно русских писателей -  «по-русски» мыслящих и чувствующих,   стремящихся постичь Великую Тайну Родины нашей. И самим продолжать духовные традиции наших предков – хорошо, что теперь это становится возможным.
Хранимая Богом Родная Земля, врагом несломленная! Вечная Русь – Земное                и Небесное Отечество наше!
               
                Литература.
1. Тютчев Ф.И. Сборник стихов.
2. Житие Преподобного Сергия Радонежского
3. Дунаев М.М. «Вера в горниле сомнений».
4. Материалы музея И.С.Тургенева.
5. Мельников Н.А. «Россия! Не стань Иудой»!
6. Волошин М.А. Книги «Неопалимая Купина».
7. Трубецкой Е.Н. Старый и новый национальный мессианизм
8. Гайкова Н.Н. Статья «Готовность к Сораспятию».
9. Гайкова Н.Н. Статья «Духовная преемственность русской литературы.
  «Сверхвременное» в творчестве русских писателей.

                (https://cloud.mail.ru/public/2Ncu/3qsiveo6u)


Рецензии