Танец

     Впервые я увидела эту картину, когда мне было лет 12.
Брат, взял меня с собой в Эрмитаж, чтобы  у меня "проснулась тяга к прекрасному", и я стала наконец-то походить на девочку, а не носиться целыми днями, как угорелая и не драться с мальчишками.
Но вся моя тяга "к прекрасному"  почему-то закончилась в районе кафе с категорическими требованиями к количеству покупаемых пирожных.
Объевшись сладким, я сделалась  тяжёлой, и безразлично плелась за Алькой, засыпая от перееденного на ходу.

     Я не помню, каким образом мы забрели в этот зал, но очень хорошо помню состояние какого-то безумного восторга, охватившего всё моё существо при виде картины. Я словно с разбегу ударилась о препятствие, но почувствовала не боль от удара, а странное возбуждение.

Вся сонливость слетела в мгновение ока и я замерла, как изваяние, никак не реагируя на призывы брата идти дальше. И когда он обхватил моё запястье железными пальцами, намереваясь увести силой, я вырвала руку и закричала:
- Оставь меня в покое! Вы, все! Оставьте меня в покое!

Посетители с немым изумлением воззрились на нас, ведь в музеях не принято кричать, и Алька немного стушевался.
- Посмотрела и хватит. Пошли дальше. Здесь много чего есть посмотреть.
- А я хочу ЭТО слушать!
- Картины не слушают, их смотрят, - попытался возразить брат.

- Те, - я неопределённо махнула рукой, - смотрят. А эту надо слушать.
- Слушай, Фа, не чуди. Ты у нас, конечно, странная девочка, но я совершенно не расположен... Достаточно твоих фокусов на сегодня, иначе я за себя не отвечаю.
- Делай, что хочешь, но я должна ДОСЛУШАТЬ...
- Тогда я ухожу. Стой здесь, хоть до рассвета.

    Я знала, что он меня не оставит, а будет терпеливо ждать, пока я "вернусь в себя" поэтому ничего не ответила. Просто была вся поглощена МУЗЫКОЙ, которая мощным потоком лилась с картины.
    Мне привиделся роскошный белокаменный зал, весь в колоннах, увенчанных позолоченными барочными завитками, зеркальный паркет, по которому под торжествующие звуки парадного полонеза, шествовали пары, разодетые в старинные бело-алые наряды.

Неожиданно  мощный поток слаженного оркестрового звучания притих, и всё пространство заполнило соло трубы, которое своим чистым и звенящим звучанием, предваряло какую-то неожиданность, бешеный порыв, смятение и смешение всего существующего порядка, работавшего до этого как отлаженный механизм.

 Словно сжатая пружина, со стоном вырвавшаяся из своего ложа, опять зазвучал оркестр, играя всё громче и громче, убыстряя и убыстряя темп танца. Пары смешались, рассыпалась и стали кружиться с такой скоростью, что их чопорные наряды вздымались под порывами бешеных движений и слетали, опадали, как осенние листья, обнажая плоть, пока все тела не обнажились.

Куда-то исчез и зал, тая искривлёнными колоннами,  постепенно превращаясь в туман, который потом рассеялся по дальним ложбинам.  Остались только зелёная шелковистая трава, синее небо и разгорячённые тела, изнемогающие в стремительном танце. Музыка стихла и только рояль продолжал рокотать басами, будто отгремевшая гроза, уходящая за горизонт.

     Я почувствовала  полную опустошённость и позволила брату увести меня.
- Ты что молчишь, - несколько раз  спросил он, обеспокоенно вглядываясь в меня, - у тебя ничего не болит?
Сначала я отмалчивалась, потому что совершенно не было сил отвечать, но потом, посмотрев в его тревожные глаза, сказала:
- Мне кажется, это любовь с первого взгляда...
 
    Позже я узнала, что картина относится к авангардному жанру фовизм (fauvisme - дикий (франц.)- "...оргия цвета и энергии диких зверей"), ярким представителем которого и был Анри Матисс, и что к этой картине есть пара - картина его же кисти, которая также находится в Эрмитаже и называется "Музыка". Но сколько раз я не старалась, глядя на неё, услышать её ЗВУЧАНИЕ, кроме скуки ничего не испытывала.

     А вот "Танец" прошёл через всю мою жизнь, действительно, как первая любовь, хотя когда я делала это признание, была не очень-то искушённой в данном вопросе. Слова вырвались неизвестно отчего, но оказались пророческими.

Самое странное, что и сейчас, глядя на эту картину, всегда  слышу одну и ту же мелодию, которая зазвучала во время нашей первой встречи. А вот первоначальные образы,  которые и попыталась описАть здесь, в доступных мне выражениях, могут видоизменяться, в зависимости от моего настроения, времени года и даже освещённости. Но всегда они (образы)- воплощение торжествующего ДВИЖЕНИЯ, которое и есть квинтэссенция самой ЖИЗНИ.

С историей этой  увлечённости картиной, связаны ещё несколько волнующих моментов в моей жизни, но это уже  другие истории...
 
 


Рецензии
Как замечательно про восприятие картины!
"Буду слушать" - особенно понравилось.:)
Яркие образы и ощущения. Очень вкусно.:)
Так живопись и начинают любить.
И так можно приобщить к этому и других.
Особенно детей. Эта магия удовольствия бывает и молчит, если не подсказать маленькие секреты и тайны картин.
У Сальвадора Дали есть картина "Гала, Созерцающая Средиземное море", в театре-музее Дали в Фигейросе. Повезло живьем увидеть. Обнаженная женщина, спиной к зрителю, смотрит на море.Вся картина ещё и в размытых, полупрозрачных и квадратах, По ореолу вокруг женщины - они тёмные, иногда чёрные совсем.
Захотелось сфотографировать на память. Навожу фотоаппарат, а в видоискателе, на экранчике - женщины нет! Там портрет Линкольна появился!
Вверх посмотришь, над фотоаппаратом - опять женщина. В фотоаппарат - Линкольн! Мистика!
Вот тут меня и "пробило", как и Вас.
Боже мой - вот это Мастер иллюзий!
Две картины спрятать в одной! Вблизи одно, вдали другое.
Там даже на краю сцены специально аппарат стоит, типа бинокуляра за монетку посмотреть на картину по-другому.
Мне про этот эффект никто не рассказывал, экскурсоводов там, в музее особо и нет. Их заказывают для больших групп туристов.
Все обычно сами ходят и смотрят.
Удивительная штука - когда картина сама себя показывает, без всяких пояснений.
Хватает, и не отпускает.
Я Вас понимаю.:)
Доброго дня!
Спасибо!
С уважением,
Сергей

Кандидыч   17.11.2023 15:09     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей.
Знаете, у каждого человека своя первая встреча, как первая любовь. Потом можно, "отойти" от восторга, "вырасти" из первого впечатления, "влюбиться" в другое... Но это первое переживание искусства, удивление от встречи чего-то доселе неизвестного, как и первая любовь остается в душе надолго. Я потом много "влюблялась". Поэтапно. Но "Танец" остался со мной. Кстати Дали тоже ОЧЕНЬ увлекалась. Ну, там в рамках увлечения сюрреализмом вообще.
А Вас вот, "Гала" впечатлила.
А знаете, что там же (в Фигерасе) есть "Галатея сфер" (тоже с Гала)? Мне она больше понравилась. Показалось, что в ней больше простора для размышлений.
Хотя его образы больше потрясают и шокируют, чем трогают потаённые струны Души...
С признательностью за такой замечательный отклик, который и меня вовлёк в рассуждения и излишние суждения:)
С уважением и признательностью,

Фаина Вельге   17.11.2023 22:20   Заявить о нарушении
У меня там голова кругом пошла.
Слишком много было всего, с потаёнными, скрытыми эффектами.
Сердце из рубинов, которое стучала, как живое - у Дали много удивительностей по
части ювелирных изделий, оказывается.
Никогда его фанатом не был, но оказалось, что уйти "безнаказанно" от него
невозможно, тем более "вживую" видя его творчество.:)

Кандидыч   20.11.2023 14:31   Заявить о нарушении
А я вот специально в Фигерос ездила , чтобы СО-ПРИКОСНУТЬСЯ к его творчеством. И была... как бы это сказать правильнее... Не знаю. Сразу не найду короткого определения. Ну, вроде, как позолота слетела. Может потому, что я чрезвычайно увлекающийся человек. И всякое соприкосновение с действительностью меня "остужает". Так и я к нему остыла. А может просто в разные моменты жизни разное откликается и волнует...
Спасибо за диалог.

Фаина Вельге   20.11.2023 22:30   Заявить о нарушении
Так бывает. Всё хорошо и привлекательно в предвкушении.
А как только достигаешь мечты, чего-то не хватает. Или не так радостно.
Хотя бывают и исключения.

У меня было на выбор. Я всё возмущался в нашей компании - я хочу на море, купаться!
Мне говорят - ладно, оставайся, а мы поедем на экскурсию.
Я подумал, подумал - не, я с вами! Глупо, не съездить не посмотреть.
Сели в машину и поехали.
Впечатлений море. Тоже ведь оказалось, что в таком купаться можно.:)
Но настрой у меня был скептический. Может реальность превысила мои ожидания, потому и понравилось? Но второй раз туда не поеду.
Пересматривать не всегда интересно.
Разве что с кем-то, кто не видел ещё.
Это способ смотреть как-бы в первый раз тоже, снова, с тем же ощущением новизны.
"- А теперь быстренько закусите этим, горяченьким. И скажите, что это не хорошо, тогда вы будете моим врагом на всю жизнь!
- Это бесподобно, профессор!"
(Ну помните, как Преображенский учил правильно пить водку Борменталя).
Есть кайф от повторения, если для кого-то ваше любимое в новинку.
И конечно же - понравится.:)

Кандидыч   21.11.2023 13:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.