Студенты победа над тёмным царством
Шальнев Семён Валерьевич и Сытник Дмитрий Алексеевич
Победа над «Тёмным Царством»
Вступление. «Во имя христианской нравственности».
Русская литература всегда была преисполнена глубоким смыслом и моралью. Вернее, - нравственностью.
В ней всегда особенно ощущалась присутствие христианских основ нравственности, присутствие Заповедей Божиих.
Русские писатели во все времена заставляли читателей задуматься о праведности, о смысле жизни. Все грехи человека: скверные мысли, поступки, начинания, порочное отношение к окружающим его людям – всё это составляет, являет собою «тёмное царство». И не в том смысле, который пытались вложить в него революционеры-демократы, а потом внушить советское литературоведение. А именно в нравственном контексте русской литературы. И, конечно, главная задача истинно русского писателя – обличить зло – показать в произведении пороки людей. Показать, чтобы люди задумались – и не шли по пути греха.
И для примера обратимся к творчеству великого русского драматурга, «русского Шекспира» - Александра Николаевича Островского.
Глава Первая: «Чего хотели, то и сбылось»
Довольно известная пьеса «На всякого мудреца довольно простоты». При внешней весёлости «тёмным царством» здесь стало всё общество – ведь отношения между людьми построены на лести – а значит, - на лжи. Главный герой – Глумов использует пороки людей ради своей выгоды. Благодаря лести, заискиванию, иногда унижению, он находит подход к каждому герою пьесы - и принят самыми богатыми, самыми влиятельными, они ему и невесту с большим приданым нашли. Значит, не нужны ни ум, ни искренние чувства, ни истинное благородство – а нужна только лесть. Значит, - грех стал «нормой» для всего общества, без греха нет жизни! Словно всё в кривом зеркале!
Однако, будучи от природы человеком жёлчным, озлобленным, о чём и говорит его фамилия, главный герой записывал своё истинное отношение к каждому в дневнике. Глумов мог бы бесконечно лгать, льстить, не задевая самолюбие каждой «персоны». Но только всё время жить во лжи невозможно – и всё тайное рано или поздно становится явным. И вот в финале эти записи обнаружены. Каждому из героев понравились записи об окружающих, но не об них самих - ведь правда режет глаз. Глумова изгоняют, невеста выходит за того, кто её нравится гораздо больше. Кажется, порок наказан…
К сожалению, нет! Общество, пропитанное лестью, нуждается в таких людях как Глумов, они – незаменимая часть работающего «механизма» лжи. И вот последняя, не оставляющая сомнений реплика – слова генерала Крутицкого - одного из «обманутых»: «Наказать его надо; но, я полагаю, через несколько времени можно его опять приласкать». И все присутствующие с этим соглашаются...
Никого из них совсем и не жалко - сами того хотели.
«Что посеешь – то и пожнёшь» – говорит русский народ – и поговорка эта как нельзя лучше отражает смысл произведения. Нездоровое общество создаёт людей по своему подобию. Люди стали носителями пороков - и словно сами пороки эти «создают».
Глава Вторая: «Любовь или пожизненная каторга»?!
А вот другая пьеса, созданная на десять лет раньше и хорошо известная каждому. Знаменитая «Гроза». Здесь в большей степени отражены отношения семейные - а значит, - более близкие, более глубокие. Семья изначально подразумевает любовь и взаимопонимание. Да только не здесь!
«У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены. Вы думаете, они дело делают, либо богу молятся? Нет, сударь! И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!»
Это, можно сказать, - крик души и автора, и его героев. Вместо любви постоянный страх, постоянное унижение. «Тьма и воцарилась».
Но разве на то, чтобы люди жили в ненависти, «во тьме» есть Воля Божья или веление царя?! Нет, они сами так «решили» по своему разумению. Вернее даже не «решили», а просто по - другому не могут, не «пробовали», душевных сил недостаёт. И жили, и живут они со злобой внутри, не сознавая, не представляя, что можно жить совсем иначе. Не осознавая, что так относиться друг к другу плохо, ужасно, не по-христиански. И изливается из опустошённых сердец злоба на других людей, на тех, кто рядом, на самых близких! (Вспомнить хотя бы Дикого и запуганную им семью). Можно ли назвать такие отношения человеческими?! Вопрос риторический!
Герои говорят о жестоких нравах во всём городе, да только общество-то начинается с семьи!
И невозможно представить, чтобы писатель в эти семьи не «заглянул». И читатель, конечно, с ним вместе.
В «Грозе» наиболее ярко показаны две семьи. Одна из них - Кабановых.
В основе жесткая «иерархия», в которой на первом месте стоит Кабаниха - мать Тихона и свекровь Катерины. Кабанова относится к младшему поколению совсем не так, как следует настоящей матери – ведь изначально, по-христиански родители супруга должны стать вторыми «родителями». Да только, кажется, об этом давно забыли и она сама, и все окружающие. Хотя Катерина и обращается к Кабанихе на «ты» и называет маменькой, да только никаких искренних, душевных отношений между ними нет – и быть не может. На место любви давно пришёл страх – а любовь и страх несовместимы!
А отношение к своим, «кровным» детям?! Каждый человек знает, что мать - матушка воспитывает детей, направляя их на путь истинный. О чём же это я? О том, что, судя по всему, Кабаниха не воспитывает своих детей так, как настоящей матери следует. Вернее, не воспитала – они уже взрослые и сами должны решать свои семейные и нравственные проблемы. Только, как уже говорилось, Кабанова, об этом, явно, забыла, как и о том, что жена сына не враг, не соперница, а ещё одна «дочь». В её отношении к младшему поколению отсутствует уважение к личности – и становится совершенно очевидным, что и сама она «подвергалась» такому же «воспитанию». «Тьма» объяла несколько поколений.
А ещё просто невозможно не сказать вот о чём. Мы впервые видим семейство Кабановых во время возвращения из церкви. И тут же мать начинает тиранить детей своих. Зачем же в храм ходили, если ни доброты, ни просветления не появилось?! Да потому, что для Кабановой, впрочем, как и для многих в городе, это стало некой «традицией» - и не более того. Наверное, многие – и Кабаниха, в частности, для чего ходят в храм, не понимают, не задумываются. Выходить из церкви и начинать тиранить своих близких, свою семью?! О каком очищении души может тогда идти речь?!
Неслучайно в самом начале пьесы называют Кабаниху ханжой. Ханжество, лицемерие – очень страшный порок, невольно порождающий вокруг себя зло. Ведь такие отношения между людьми заставляют отворачиваться самых близких – отворачиваться или врать, изворачиваться, лицемерить.
И нельзя не вспомнить ещё одну сцену. Когда Тихон уезжает, мать настойчиво влезает в его личную жизнь, не давая по-человечески с женой проститься. Кабаниха указывает Тихону и Катерине, будто маленьким детям, кто кому должен кланяться и что говорить. А Тихон повторяет за матерью, чтобы жена сложа руки не сидела – «работала что-нибудь» и на парней не заглядывалась. Ему бы самому в голову такое не пришло!
Сцена, конечно, пародийная – только если бы не было всё так грустно на самом деле.
И самое ужасное, что Кабанихи всё совершаемое – норма! Она искренне считает, что делает добро своим детям. Искренне считает, что без её наставлений они пропадут!…
Отчего же так происходит?! Кабаниха привыкла так жить - и стремится навязать эти порядки детям. Разве это не ужасно? Ведь по сути порок, отсутствие любви становится нормой жизни, о чём мы уже говорили в связи с другой пьесой.
А Дикой, как уже говорилось, постоянно тиранит и семью, и весь город. Он даже неинтересен – слишком всё нагло и примитивно. Да ещё, очевидно, и несчастен - счастливые люди так себя не ведут. И даже от своего богатства, как сказал профессор М.М.Дунаев, «блаженства не испытывает». Потому что «блаженства» в ненависти и страхе не бывает! ...
Говоря об образах и мыслях нашего великого драматурга, невозможно не вспомнить и ещё одну слишком хорошо все известную пьесу - «Бесприданницу».
Наверное, в здесь отразился самый большой упадок всех нравственных норм - самое «тёмное царство» во всём творчестве А.Н.Островского. Положительных героев нет – им словно и взяться уже неоткуда. Всё на продажу, включая, страшно сказать… своих детей – то, что делает вдова Огудалова.
Общественное мнение покупается – тоже некая «норма», о которой говорит один из самых богатых купцов города.
О трагедии главной героини Ларисы – младшей дочери Огудаловой всем хорошо известно – и вопрос хотелось бы задать вот о чём: быть бесприданницей трагично, стыдно?! Конечно, нет при нормальных человеческих отношениях. Но здесь-то они, как было уже сказано, отсутствуют напрочь – о человеческих отношения, похоже, забыли в принципе, как старомодных платьях. «Я вещь», - говорит в финале оскорблённая Лариса. Но разве только она?! Разве только девушки, не имеющие приданого?!
И вот пример, показывающий, что не только. Бессовестно бросивший Ларису Паратов женится на другой, говоря при этом: «Беру золотые прииски». Даже имени невесты не называет! Значит, и богатые тоже несчастны?! Конечно, ведь, как говорит народ, любви золотом не купишь.
А что же мать? Нет не Ларисы – здесь всё ясно - а той - богатой невесты. Об этом никто не знает и не говорит. Но если подумать?! Матери абсолютно всё равно, любит ли будущий зять её дочь. Значит, и она свою дочь тоже не любит, а хочет лишь «с рук сбыть».
А трагедия Ларисы, в которой, при всёй жалости к девушке, она тоже виновата, - естественный «исход» из «тёмного царства» - только не к «свету» – потому что «свет» здесь представить себе никто не может.
Отсутствие любви и полное забвение нравственности не даёт выхода из «тёмного царства».
Глава Третья: «Против разврата».
Но, к счастью, не во всех произведениях такая безысходность. Перенесёмся лет на тридцать назад и обратимся к пьесе, созданной немного раньше знаменитой «Грозы», - к «Доходному месту». Почти в самом начале мы видим вдову, во многом похожую на Огудалову. Наверное, эта пьеса – тоже один из самых ярких примеров того, как родителю «учат» детей своих совсем не добру. И даже не скрывают этого.
Для матери Полины и Юленьки - Фелицаты Герасимовны Кукушкиной важен только «статус» и положение жениха. Для неё «статус» выше любви. А впрочем, ей лишь бы дочерей «с рук сбыть», как она сама и говорит, тоже не скрывая. (Довольно распространённая русская фамилия в данном случае, видимо, символична).
И вот, «благодаря» влиянию матери, Полина – младшая дочь вдовы Кукушкиной, чувствует себя несчастной в браке, хотя замуж вышла по любви, в отличие от расчетливой старшей сестры. Несчастной – потому что, в отличие от сестры, не имеет таких роскошных платьев и шляпок, И неважно, что сестра незадолго до свадьбы за глаза называла жениха «дрянь ужасная». Подумать только, бархатные платья дороже любви! Мать - Фелицата Герасимовна советует Полине требовать от мужа больше денег, - и вот в семье происходит ссора. Жадов – муж Полины говорит тёще, что такого разврата, как в их семье, он никогда не видел. Что же великий русский драматург устами своего героя называет развратом?! Нет, не блуд, как принято считать, – это невозможно, иначе замуж никто не возьмёт. Развратом он называет отсутствие каких бы то ни было нравственных ценностей; то, что ничему хорошему мать своих дочерей не научила! И сколько такого «разврата» кругом!
Ведь и на службе отношения глубоко порочные. Супруг Полины Василий Жадов служит у своего дяди Аристарха Владимировича Вышеневского. Жадов хочет жить лишь своим трудом и не собирается просить у дяди протекции. Вопреки наставлениям Вышеневского, он решает жениться на Полине, у которой нет приданого. Эти различия взглядов в конце концов приводят к открытому конфликту. Вышневский разрывает с племянником все родственные связи – не только из-за женитьбы, конечно.
После свадьбы Василий Жадов искренне желает перевоспитать Полину - показать ей всю красоту честной жизни. Правда пока не получается. К этой семье мы ещё вернёмся.
А пока посмотрим, что происходит в семье самого Вышневского. Его отношения с женой – Анной Павловной напоминают больше торговую сделку, чем семью. «Вы купили меня у моих родственников, как покупают невольниц на рынке» - бросает она мужу...
Но самое главное, что в финале пьесы истинная нравственность всё же торжествует над «тёмным царством». Жадов приходит к своему дяде, чтобы просить «доходного места» на службе – приходит из-за Полины, конечно. Но всё-таки же он остался верным своим принципам. Господь спас молодого человека от падения – все утопавшие в роскоши и считавшие себя хозяевами жизни отданы под суд! Жадов уходит из дома Вышневского – уходит вместе с Полиной – ведь, несмотря ни на что, у них есть любовь! А с самим Вишневским случается удар. (Символично, конечно). Наверное, и сам Жадов, и Полина вынесли из всего случившегося должный урок.
Таким образом А.Н.Островский говорит нам, что все мы, ходим перед Лицом Господа – и придём на Суд Его, независимо от богатства, должности, статуса. И каждому воздастся за грехи его.
Только человек, сильный нравственно и духовно может противостоять «тёмному царству», в чём убеждает нас великий русский драматург!
Глава Четвёртая - вместо заключения. «Ответ перед Богом за детей своих»
И всё же… Одержать победу над злом, над теми, кто попирает нравственные ценности, считает себя хозяевами жизни, – это прекрасно. Но особенно важно осознать и победить зло в себе – понять свою неправоту и покаяться. Это и происходит с героем одной из ранних пьес А.Н.Островского «Бедность не порок» - Гордеем Карпычем Торцовым.
Ради собственного тщеславия купец, привыкший считаться только с собственными прихотями, хочет выдать дочь Любу замуж за старого и постылого – потому лишь, что тот – московский миллионер. Ни слёзы дочери, ни протест жены Торцова не интересуют. А ведь близкие оплакивают Любу, словно «хоронить собираются». Неважно для него и то, что о женихе ничего хорошего «не слыхать». И фамилия говорящая – Коршунов – «хищник», не знающий сострадания.
Но всё же в финале пьесы происходит торжество любви над самодурством. Господь посылает во спасение младшего брата Гордея Карпыча - Любима, узнавшего в Коршунове когда-то ограбившего его компаньона. Гордей Карпыч сначала просто поссорился с «женихом» из-за своей гордыни - и только потом пришло к нему прозрение. «Ну, брат, спасибо, что на ум наставил, а то бы свихнулся совсем", - говорит он Любиму и благословляет брак дочери с её возлюбленным – Митей, простым приказчиком, но глубоко нравственным, душевным человеком.
«Я теперь совсем другой человек», - эти слова Торцова в финале обращены сначала к семье, а потом и к залу. В них отразился очень глубокий смысл, который относится, конечно, не только к самой пьесе. Это – мысль о покаянии – пусть даже и в комедии. Ведь покаяние изначально означает – «изменение сознания». Изменился и Торцов, победив «тёмное царство» в себе самом.
Родителям за детей «ответ перед Богом держать»! Эти слова одного из любимых героев А.Н.Островского – того самого приказчика Мити отражают не только суть, наверное, самого лучшего, самого чистого, самого «славянофильского» произведений - «Бедность не порок». И не только преображение в финале самодура Гордея Карпыча, хотя значение его, как уже говорилось, огромно. Слова эти - суть всего творчества великого русского драматурга А.Н.Островского, для которого нравственное воспитание не пустой звук, как и для его любимых героев. И, конечно же, всей русской литературы, которая, говоря словами одного из «безымянных» авторов Древней Руси, «научает» нравственности.
Ведь неслучайно известность пришла к драматургу вместе с пьесой «Свои люди - сочтёмся», в которой нет положительных героев и показан полный распад семьи.
Не «сочлись»! Дочь предала отца - предала ради денег?! И да, и не только. Ведь он распорядился ею жизнью, как собственной вещью, пошёл на нечестную сделку. В пьесе все Писание цитирую, а поступают, как принято говорить, «с точностью наоборот». И всё благочестие матери показное. Так чему же удивляться?! Где же был положительный пример для дочери?! Да о том никто и не задумывался. «Тьма царила» в их доме – «тьма», сгустившаяся до предела!
«Клевета на русский народ!» – воскликнул Николай Первый, посмотрев пьесу. Может быть, и не всё клевета, но всё же, как было уже сказано, русский народ в основе своей строил жизнь, исходя из христианской нравственности.
И А.Н.Островский, показывая такую страшную ситуацию в семье, в отличие от многих современных ненавидящих Россию «писателей», не злорадствует, а скорбит о потере нравственной основы семьи. Неслучайно один из критиков назвал пьесу «четвёртой русской трагедией» - ведь распад семьи – трагедия самая страшная. Отрицательный пример тоже «научает».
А вслед за тем А.Н.Островский создал несколько пьес с живущими по Заповедям положительными героями, - одна из которых – «Бедность не порок», о которой мы только что говорили.
И Торцов участи отца из предыдущей пьесы избежал. Дочь его и её возлюбленный – Митя, что говорил об ответственности родителей перед Богом, зла за свои мучения на отца не держали, потому что каждого из них воспитала благочестивая матушка. Воспитала примером своей жизни.
Ведь от родителей зависит, какими станут их дети, будут ли они счастливы в семье и будут ли жить богоугодной жизнью. Какой путь изберут - любви и чести или «приспособления» к «тёмному царству» - но тогда «тьма» никогда «не рассеется».
А потому «тёмное царство», «дурную бесконечность времени» должно преодолеть в своём сердце. И положить в основу жизни любовь и уважение. И, как уже говорилось ранее, ходить перед Лицом Божиим».
Литература.
1. А.Н. Островский. «Гроза».
2. А.Н. Островский. «Бесприданница»
3. А.Н. Островский. «На всякого мудреца довольно простоты».
4. А.Н. Островский. «Доходное место».
5. А.Н. Островский. «Бедность не порок».
6. А.Н. Островский. «Свои люди - сочтёмся»
7. М.М.Дунаев. «Вера в горниле сомнений». (О творчестве А.Н.Островского).
8. Программа цикла «Библейский сюжет» «Гроза». (О творчестве А.Н.Островского).
9. И.А.Ильин. «Путь духовного обновления».
10. И.А.Ильин. «Христианство и большевизм».
11. «Похвала учению книжному»
12.Лекции по литературе МТКП МГТУ им. Н.А.Баумана.
Свидетельство о публикации №222071200464