Царь Николай второй и его семья

I. Вред спорных оценок

В текстах православных людей, монархистов и почитателей Николая Александровича зачастую встречаются спорные оценки его жизни, по сути, являющиеся провокациями хулы на святого царя-мученика. Причина этого печального положения в том, что, даже почитая, народ НЕ ПОНИМАЕТ СВОЕГО ЦАРЯ.
На конкретные тексты, а также их авторов я указывать не буду, чтобы не огорчать людей и не сеять неприязнь между христианами. Моя задача – не обличить людей, а разрушить неправильные стереотипы.
Вот некоторые из типичных спорных оценок:

1. Царя Николая второго нужно прославить не только за его мученическую кончину, но и за его правление.
Обращаю внимание, что обычно речь идёт не об отдельных свершениях во имя Христа в области государственного управления Россией.  Речь также не идёт о личном благочестии или семейной жизни государя. Речь идёт о правлении страной в течение 22 лет. О святом правлении.
Что же такое «святое правление»? Видимо, это некая непогрешимость первого лица в вопросах государственной жизни. Возможна ли она в принципе?
Видимо, люди, приводящие такие аргументы, полагают, что царь Николай второй был в действительности непогрешим в государственных делах. 
Полагаю, что это утверждение спорно. И даже ошибочно. Оно провоцирует людей на поиски фактов, опровергающих его. Кто-то это делает из неприязни к государю, а кто-то просто ради установления исторической правды. И факты, опровергающие это утверждение, конечно же, находятся.
Как известно, не ошибается только тот, кто не делает ничего. И нет человека, который бы жил и не согрешил. Тем более, который бы жил и ни разу в жизни не ошибся. Нет человека, который бы правил огромной страной 22 года и ни разу не совершил ошибки на своём посту. Управленческой, кадровой ошибки. Или просто не допустил недостаточного контроля.
По моему мнению, любые факты, не вписывающиеся в идеальное «святое правление», объясняются тем, что государь Николай Александрович был человеком и, как прочие люди, мог ошибаться, мог иметь человеческие немощи.
Утверждая обратное, люди утверждают невозможное.
В обоснование святости царя-мученика некоторые авторы приводят несуществующий факт – «святое правление» и, может быть, сами не зная того, используют один из приёмов информационной войны, который я бы назвал «гнилые доказательства». Этот приём применяется для дискредитации нежелательной информации, для удаления её из общественного сознания. Суть приёма заключается в следующем.  Утверждение о реально существующих обстоятельствах подтверждается заведомо ложными, нелепыми и легко разоблачаемыми доказательствами. Чем категоричней будет утверждение, и чем очевидней будет фальшивость доказательств, тем лучше. Ложные доказательства быстро разоблачаются и утверждение, в подтверждение которого они были приведены, также объявляется ложным.
Таким образом, подобными утверждениями некоторые авторы, видимо, сами не желая того, побуждают даже непредвзятых людей оспаривать святость царя-мученика.
Сюда же можно отнести попытки обосновать святость императора Николая Александровича индустриализацией или экономическими успехами России.
Неизбежно появляющиеся оппоненты в ответ на такие доводы ссылаются на реформы Петра первого (не причисленного к лику святых) и на советские успехи. И они правы! Лампочки «ильича», строительство плотин, заводов и полёты в космос никак не связаны со святостью первого лица в государстве.  Колоссальных экономических и военных успехов могут достигать как святые, так и величайшие злодеи. О таких вещах можно и нужно говорить, когда речь идёт о личных и деловых качествах лидеров. Но не о святости! Не нужно смешивать это! Святой царь не означает - «идеальный царь».
Ревность не по разуму приводит только к противоположным результатам.

2. Николай второй был святым человеком, то есть был безгрешным.
А если грехи были? Хотя бы один? Тогда уже не святой?
Вышеприведённое неверное утверждение мобилизует целую армию желающих изыскать и показать всему свету грехи Николая Александровича, бросить в него грязью.
Это утверждение содержит в себе сразу две ошибки: неверное представление о человеке и неверное представления о святости.
Нет человека, который бы жил и не согрешил. Всем людям свойственны падения, свойственно зло, свойственен грех (может быть, за особыми исключениями – Матерь Божия). Так проявляется в каждом человеке первородный грех, то есть отпадение от Бога наших прародителей. Мы все удобопреклонны к злу. Такова наша повреждённая грехом природа, которую мы получаем от рождения.
Даже в ангелах Бог усматривает недостатки. Что уж говорить о людях!
Так как же может быть святым грешный человек? Что такое святость?
В собственном смысле этого слова  никто не свят, кроме Бога.
Человек же может лишь приобщаться святости Божией, приближаясь к Богу. А чтобы приближаться к Богу, нужно иметь устремлённость к Нему.
В приближении к Богу состоит самая главная задача человеческой жизни: «Будьте святы, ибо Я свят» (Лев. 11: 44), «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5:48). «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф 6:33).
Решение этой задачи положено на усмотрение человека, находится в его свободной воле: «Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его… Перед человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему» - Сир 15:14,17.
Господь лишь призывает свободного человека (сотворённого по Его образу и подобию) к святости, к Истине, к Любви, к Самому Себе: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» - Откр 3:20. Устремлённость к Богу – сердечный ответ на Божественный призыв.
Как приблизиться к Богу? Господь Иисус Христос сказал: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» - Ин 14:21.
Казалось бы: что может быть проще? Нужно только исполнить заповеди Христовы. Некоторым посторонним для христианства людям, или даже новоначальным, так и представляется: принял решение – и исполнил все заповеди Божии. Поверил – и разом перестал грешить, стал святым. Для этого нужно всего лишь только захотеть.
Однако это не так. Как только человек принимает решение исполнить заповеди Божии, он сталкивается с множеством жесточайших препятствий, с которыми нужно буквально вести войну. Преодолеть человеку нужно очень многое: врождённую склонность к злу (первородную, родовую, семейную, вплоть до семейной или родовой одержимости злыми духами), приобретённую склонность к злу (собственные дурные навыки и понятия, усвоенные семейные и общественные злые поведенческие и идейные стереотипы), собственную неверную иерархию ценностей, сопротивление государства, общества и семьи (враги человеку – домашние его) и, конечно же, сопротивление духов злобы поднебесных – «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф 6:12).
Поэтому приближение к Богу требует от решившегося на это человека большого самоотречения и больших трудов: «Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф 11:12). Но даже при таких трудах своими собственными усилиями человек не может приблизиться к Богу, не может победить зло в себе. Его сил недостаточно для этого. От человека требуется устремлённость к Богу, решимость, сознание собственной немощи и поиск Божественной помощи, Божественной Благодати. Способы стяжания Божественной Благодати: Святое Причастие и иные Церковные Таинства, молитва, пост, милостыня, благодушное перенесение скорбей, стремление к исполнению Христовых заповедей во всем (даже в мыслях) и к полному согласованию своей воли с Божией волей (чтобы человек хотел и делал только то, что желает Бог). Стяжая Благодать Святаго Духа, человек может побеждать не своей, но Божией силой! Ну и, конечно, человеку нужна правая вера и правильная иерархия ценностей.
Это настоящая война. Длина которой зачастую – целая жизнь. И не все сражающиеся достигают успеха. Победа не даётся вдруг, быстро. Борьба за неё долга и требует всего человека, всех его сил. Требует целостной самоотдачи. Даже у мучеников эта борьба начинается задолго до их мученической кончины. Мученичество за Христа является главным победоносным сражением их духовной войны. Даже при «внезапном» мученичестве иерархия ценностей мучеников была заранее подготовлена к тому, чтобы в акте мученичества Бог стал их единственной ценностью, стал для них ВСЕМ.  Путь от начала борьбы до победы длинен. И не обходится без поражений. Ибо путь этот начинают совсем не святые. А грешники.
Начиная эту борьбу, человек, прежде всего, сталкивается с сопротивлением своей собственной неправильной системы ценностей. Учение об иерархии ценностей дано Господом нашим Иисусом Христом.
«Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6:21), то есть каждой человеческой ценности (сокровищу) соответствует его сердечная привязанность (сердце). Попадая в ситуацию конфликта двух своих ценностей, человек сердцем делает выбор в пользу одной из них, формируя, таким образом, их иерархию. Постоянно делая такие выборы, человек создаёт стабильную иерархичную систему своих сердечных привязанностей – свою систему ценностей.
«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою, потеряет её, а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её» (Мф 10:37-39). Бог должен занимать первое место в личностной иерархии ценностей. Если какая-либо ценность в личностной иерархии занимает более высокое положение, чем Бог, то в случае конфликта ценностей предпочтение будет отдано ей, а Бог будет отвергнут. Такая система ценностей – готовое предательство Бога, готовое отречение. Чтобы отречься от Бога нужно только попасть в ситуацию конфликта ценностей. Выше Бога в системе ценностей не может стоять НИЧЕГО. Ни родственники, ни удовольствия, ни богатство, ни власть, ни комфорт, ни послушание человекам, ни даже собственная жизнь.
Более того, на первом месте наряду с Богом не может стоять ничего. Первое место в системе ценностей принадлежит исключительно Богу. Это место не может быть поделено. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Мф 6:24). Служение богатству – наиболее типичный пример попытки усидеть на двух стульях.
Пытаясь исполнить заповеди Христовы, человек сталкивается с сопротивлением своей привычной системы ценностей. Он входит в ситуацию конфликта ценностей. В его сердце возникает препятствие – сердечная привязанность, поставленная им выше Бога. Отвергнуться себя – значит сломать свою привычную систему ценностей. Разрушить её и на первое место поставить Бога. За это придётся бороться.
Духовная жизнь – это и есть процесс непрерывной трансформации личностной системы ценностей. Бог не только должен быть поставлен на первое место в иерархии ценностей. Но значение этого первого места должно непрерывно возрастать, постепенно вытесняя все остальные ценности.  Все места в иерархии, кроме первого, должны постепенно ослабевать, уступая место Богу. Пока Бог не станет единственной и главной ценностью человека, Центром его личности и Смыслом всей его жизни. Господь Иисус Христос назвал первую и наибольшую заповедь в законе: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» (Мф 23:37).
Можно и нужно любить своих родителей (Исх 20:12), своих детей, близких и других людей (Мф 23:39), но эта любовь должна быть во Христе, она не должна восставать на Бога, не должна быть богоборческой привязанностью. «Я пришёл для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком» (Ин 11:10).
Святыми называются люди, победившие в духовной борьбе. Точнее, люди, которым победу даровал Бог, взирая на их самоотверженный подвиг, на их следование за Христом. Святыми называются люди, своими усилиями привлёкшие Благодать Святаго Духа и получившие в дар Царствие Небесное. К которым Господь войдёт, и будет вечерять с ними, и они с Ним.
Лики святости (преподобные, мученики, блаженные и т.д.) – это разные проявления одной и той же устремлённости к Богу.
Люди могут лишь строить догадки о святости того или иного подвижника. Даже сам подвижник, умирая, зачастую не знает, угодил ли он Богу. Будет увенчан человек или нет, знает лишь Бог, Который Сам у Себя прославляет Своих угодников. В идеале воинствующая Церковь прославляет в лике святых тех, кого прославил Господь в Царствии Небесном.
О святости императора Николая Александровича и его семьи речь пойдёт в следующих частях настоящего текста.

II. Возражения против святости

Необходимо разобрать также некоторые возражения против святости царственных мучеников.

1. Царь Николай второй и его семья не могут считаться мучениками, потому что их убили по политическим мотивам. То есть, их убили не за Христа.
Что такое политическое убийство? Это физическое устранение противника в борьбе за политическую власть. Убийство является способом отстранения человека от власти с целью её захвата другими лицами или силами.
Тут нужно заметить, что ни Николай Александрович, ни члены его семьи на момент убийства не занимали никаких государственных должностей. Никого из них не нужно было убивать, чтобы захватить власть. Летом 1918 года власть в стране принадлежала совсем другим лицам. Только по одной этой причине их убийство нельзя считать политическим. Были убиты гражданские лица, не занимавшие никаких государственных постов, никак не причастные к государственной власти и не боровшиеся за эту власть. Был убит не только отстранённый от власти монарх, но и его семья. Можно ли считать политическим убийство детей Николай Александровича? У кого язык повернётся утверждать это?
Но даже если бы Николай Александрович на момент убийства был на российском престоле, то и в этом случае его убийство нельзя было бы считать политическим. В чистом виде политическое убийство имеет место, когда вследствие его сменяются лишь персоналии, но не изменяется общественный, государственный строй и, тем более, духовный уклад страны. Например, убийство президента США Джона Кеннеди и др.
Если же убийство первого лица в государстве является средством изменения духовного, религиозного уклада страны, то, как минимум, такое убийство не может считаться только политическим. У него есть другой, и может быть, главный мотив – не политический. Если неким силам нужно устранить монарха с целью уничтожения христианства в стране, то это вовсе не политическое убийство.  Теперь мы знаем, какие силы стояли за убийством царской семьи – силы антихристианские. Тысячи и тысячи умученных, убитых христиан, новомучеников российских, – тому подтверждение. Даже если бы Николай Александрович был на престоле на момент убийства, это убийство было бы не дворцовым переворотом, а войной с Богом и Его Помазанником - хранителем Православия.

2. Царь Николай второй и его семья не могут считаться мучениками за Христа, потому что им не предлагали от Христа отречься.
Странное формальное возражение.
Действительно, всем нам знакомы жития святых мучеников, которым под угрозой мучений и смерти предлагали отречься от Христа или, например, перейти в магометанство. И они предпочли смерть отречению.
Однако нам известны и другие примеры. Когда людям не предлагали отречение от Бога, а убивали их только за то, что они были христианами. Например, первомученик Стефан (Деян 6 и 7). Выяснив, что он христианин, его тут же убили. Ему не предлагали отречься, не угрожали пытками. Это первый мученик за Христа, мученическая кончина которого не описана потомками по воспоминаниям современников, а приведена в Священном Писании!
А 14 000 мучеников-младенцев от Ирода в Вифлееме избиенных? Им предлагали отречься от Христа? И могли они избежать смерти отречением? Так, может быть, они – не мученики? Или пострадали не за Христа? Может быть, это политическое убийство?
Способы гонений на христиан и ведения судебных разбирательств по их делам менялись с течением времени. В первой половине двадцатого века в России, как и во время первомученика Стефана, стало нормой убивать христиан, просто выяснив их убеждения. Сонму новомучеников российских не предлагали отречься. Их просто убивали за то, что они были христианами. Таков был характер этого конкретного гонения. Те, кто не желал войти в сонм мучеников, должны были заранее выйти из рядов христиан и открыто перейти на сторону гонителей, на сторону антихристианской власти. Тогда они могли избежать гонения. И то не всегда. В этом случае, подвергнувшись мукам и убийству, они уже святыми мучениками не становились.
Царь Николай второй и все члены его семьи были православными христианами. Более того, император был хранителем Православия в Российской державе. Предлагать им отречься было безсмысленно. Богоборцы знали это. Они не пытались обратить христиан в свою веру. Они желали их истребить.

3. Царь Николай второй и его семья не могут считаться мучениками, потому что они были мирянами.
Чтобы стать мучеником, нужно быть убитым за Христа, нужно принять смерть за Христа. Совсем не обязательно быть епископом, священником или монахом. Любой мирянин, убитый за Христа – мученик. Более того, история знает много мучеников, которые даже не были крещены. Например, римские воины – язычники, видя чудеса, совершаемые Богом через мучимых христиан, сами исповедовали себя христианами и становились мучениками (например, мученики Вакх, Каллимах и Дионисий – память 19 мая н.ст.). Или мученица Александра Римская, супруга всем известного императора Диоклетиана (память 6 мая н.ст). Таких примеров немало. Тем более, что Царь Николай второй, даже после вынужденного отречения, оставался Помазанником Божиим, а не в коем случае не мирянином.


III. Святые мученики

Царь Николай второй и его семья – святые мученики.
Они были православными христианами и приняли смерть за Христа. Они не пытались сбросить с себя иго Христово. Они смиренно несли свой крест до конца. Об этом хватает исторических свидетельств. Они приняли на себя всю дьявольскую злобу мировой тайны беззакония.
Царь Николай второй и его семейство были символом православной государственности - законной христианской власти. Символом, который стал не нужен России в начале двадцатого века.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Всеми теперь овладела горячка и жажда свободы. Но свобода большинством понимается неправильно, не по Божьему разуму, а по человеческому, слепому, понимается, как повод к угождению плоти, в которой не живет доброе». «Русский народ и другия, населяющия ее племена, глубоко развращены; горнило искушений и бедствий для всех необходимо, и Господь, не хотящий никому погибнуть, всех пережигает в этом горниле. По делом!» «Не в мирное, а безпокойное и крамольное время мы живем, время безначалия и безбожия, время дерзкаго попрания законов Божеских и человеческих; во время безсмысленнаго шатания умов, вкусивших несколько земной мудрости и возмечтавших о себе чрез меру: ибо знание кичит, по слову Божию, а любовь назидает. Для всех очевидно, что царство русское колеблется, шатается, близко к падению». «Россия забыла Бога спасающего; утратила веру в Него; оставила закон Божий, поработила себя всяким страстям, обоготворила слепой разум человеческий; вместо воли Божией премудрой, святой, праведной — поставила призрак свободы греховной, широко распахнула двери всякому произволу, и от того неизмеримо бедствует, терпит посрамление всего света, — достойное возмездие за свою гордость, — за свою спячку, бездействие, продажность, холодность к Церкви Божией. — Бог карает нас за грехи; Владычица не посылает нам руку помощи. Россию можно назвать царством Господним. Это, впрочем, только с одной стороны. С другой же — по причине безбожия и нечестия многих русских, так называемых интеллигентов, сбившихся с пути, отпавших от веры и поносящих ее всячески, поправших все заповеди Евангелия и допускающих в жизни своей всякий разврат, — русское царство есть не Господне царство, а широкое и раздольное царство сатаны».
Имея вид благочестия, но отрекшись его силы, Россия была отпущена Богом  идти «по помышлениям сердец» тогдашних россиян, которым нужна была свобода от Православия, свобода от Бога, свобода от совести. Превысив меру беззаконий, русский народ перестал быть народом-богоносцем и подпал под гнев Божий.
России Богом были даны  цари: Грозный, некое подобие которого являл Александр Третий и последний Кроткий, который, в первую очередь,  своим примером, правилом веры, образом кротости, воздержанию учительствуя, своей жизнью и смертью показал  путь – путь на небо, путь ко Христу. Божиим промыслом  был дан царь кроткий для подражания, но народ выбрал другой путь – гордого противления Богу. Свободная воля  склонилась ко злу. Дальше все пошло по пути, предсказанному  святым Иоанном Кронштадским и преподобны Серафимом Саровским.
Россия уже не хотела идти за Христом. Её можно было только принуждать. Но царь Николай второй не стал этого делать. Он не хотел человеческими средствами (диктатура, кадровые и сословные чистки, казни, каторги и пр.) препятствовать Божиему определению. Царю Николаю второму была открыта его судьба (монах Авель тайновидец, преподобный Серафим Саровский, блаженная Паша Саровская) а, следовательно, и судьба России.
Царь стал лишним в падающей России. Лишившись христианского Духа, православная монархия в России стала формой без содержания и закономерно была свергнута. И вот тогда от погибающей России, сначала тайно, а затем и явно отделилось малое стадо Христово – царская семья и новомученики и исповедники российские.
Господь сказал: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой». Царь сам взял свой крест и пошёл за Христом. На Голгофу. За ним пошла его семья. Помимо семьи за царём пошли также: лейб-медик Е. С. Боткин, камер-лакей А. Е. Трупп, повар И. М. Харитонов и горничная А. С. Демидова.
Чтобы всех привлечь к Себе, Господу пришлось вознестись на крест. Взирая на распятого Христа, люди открывали свои сердца для Бога; взирая на медного змия в пустыне, изцелялись от змеиных укусов. Взирая на умученную царскую семью, русский народ сможет вернуться к Православию и к монархии. Однажды, ВКУСИВ ВЕЛИКОЙ СКОРБИ, русский народ очнётся, придёт в себя и, ужаснувшись от содеянного, с иконами святых царственных мучеников будет возвращаться к Богу.
Даже при «спонтанном» мученичестве принятие смерти – вершина духовного пути человека. Но для царя Николая второго и, видимо, его семьи, их мученичество не было спонтанным. Они знали о нём заранее. И, видимо, решились на него задолго до 1918 года. Этим объясняются многие «странности» их жизни.
Ни в одном лике святости так не обнаруживается святость подвижника, как в мученичестве. Можно сказать, что вся жизнь мучеников является подготовкой к их последнему подвигу. Восхождение человека к Богу осуществляется в сердце, сокровенно. Незримо для посторонних глаз. Далеко не всегда со стороны можно заметить это восхождение. Оно ведомо во всей полноте одному Богу. Одно можно сказать наверняка: у каждого мученика было это восхождение. Было оно и у святой царственной семьи.
Святых прославляет Сам Бог. Прижизненными или посмертными чудесами. Царя Николая второго Бог начал прославлять ещё до его рождения. Приведу ряд свидетельств этого.
На вопрос императора Павла первого, кому передаст наследие и правление царское правнук его, Александр III, монах Авель - тайновидец отвечал: "Николаю Второму – святому царю, Иову многострадальному подобному. Будет иметь разум Христов, долготерпение и чистоту голубиную. О нем свидетельствует Писание: псалмы 90,10 и 20 открыли мне всю судьбу его. На венок терновый сменит он венец царский, предан будет народом своим, как некогда Сын Божий. Искупитель будет, искупит собой народ свой – бескровной жертве подобно. Война будет, великая война, мировая. По воздуху люди, как птицы, летать будут, под водою, как рыбы, плавать, серою зловонною друг друга истреблять начнут. Накануне победы рухнет престол царский. Измена же будет расти и умножаться. И предан будет правнук твой, многие потомки твои убелят одежду кровию агнца такожде, мужик с топором возьмет в безумии власть, но и сам опосля восплачется. Наступит воистину казнь египетская. Кровь и слезы напоят сырую землю. Кровавые реки потекут. Брат на брата восстанет. И паки: огнь, меч, нашествие иноплеменников и враг внутренний власть безбожная, будет жид скорпионом бичевать землю русскую, грабить святыни её, закрывать церкви Божии, казнить лучших людей русских. Сие есть попущение Божие, гнев Господень за отречение России от своего Богопомазанника. А то ли еще будет! Ангел Господень изливает новые чаши бедствий, чтобы люди в разум пришли. Две войны одна горше другой будут. Новый Батый на Западе поднимет руку. Народ промеж огня и пламени. Но от лица земли не истребится, яко довлеет ему молитва умученного царя".
За семьдесят лет до рождения Николая Александровича иконописцем Лазарем по просьбе Павла I по пророчеству монаха Авеля о последнем Православном царе была написана икона, завещанная Павлом I вместе с посланием "Моему потомку, в день Иова Многострадального родившегося, вскрыть в сотую годовщину моей смерти". На этой иконе, по свидетельству монаха Авеля, изображен Николай II. Над головой - надпись: "Великомученик Николай". По полям - житие царя и история монархии в России. Имеется портретное сходство с Николаем Александровичем.
Преподобный Серафим Саровский говорил: «Будет некогда Царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против этого Царя и Самодержавия, но Бог Царя возвеличит».
Широко известен и другой факт: преподобный Серафим написал письмо императору Николаю II, которое велел Н.А. Мотовиловой передать "четвертому государю, который приедет в Саров". Император, прочитав его, горько заплакал. Содержание письма осталось неизвестным.
Вот часть видения, явленного праведному Иоанну Кронштадтскому в ночь на 1 января 1908 года; «Я взглянул и вижу: Царский дворец, а кругом бегают разной породы животные и разной величины звери, гады, драконы, шипят, ревут и лезут во дворец, и уже полезли на трон Помазанника Николая II, - лицо бледное, но мужественное, - читает он Иисусову молитву. Вдруг трон пошатнулся, и пала корона, покатилась. Звери ревели, бились, давили Помазанника. Разорвали, и растоптали, как бесы в аду, и все исчезло.
        Ах, Господи, как страшно, спаси и помилуй от всякого зла, врага и супостата. Я горько заплакал, вдруг старец взял меня за плечо, - не плачь, так Господу угодно, и указал: "Смотри" - вижу показалось бледное сияние. Сперва я не мог различить, но потом стало ясно - предстал Помазанник невольный, на голове у него из зеленых листьев венец. Лицо бледное, окровавленное, с золотым крестиком на шее. Он тихо шептал молитву. Затем сказал мне со слезами: "Помолись обо мне, отец Иван, и скажи всем православным христианам, что я умер, как мученик; твердо и мужественно за Веру Православную и за Святую Соборную и Апостольскую Церковь, и пострадал за всех христиан; и скажи всем православным Апостольским пастырям, чтобы они служили общую братскую панихиду за всех убиенных воинов на поле брани: в огне сгоревших, в море утонувших и за меня, грешного, пострадавших. Могилы моей не ищите, - ее трудно найти. Прошу еще: молись обо мне, отец Иван, и прости меня, добрый пастырь". Затем все это скрылось туманом. Я перекрестился: "Упокой, Господи, душу усопшего раба Божия Николая, вечная ему память".
Блаженная Паша Саровская перед своей смертью в 1915 году клала земные поклоны перед портретом Государя. «Он выше всех царей будет», - говорила она. А на смертном одре кричала: "Царь, сам отрекись от престола!" На портреты Царя и Царской Семьи блаженная молилась наравне с иконами, взывая: «Святые Царственные Мученики, молите Бога о нас».
Иеромонахом Серафимом Роузом описано видение великого старца Макария, митрополита Московского, бывшее в 1917 году. Вот это видение.
«Я видел поле. По дороге шел Спаситель. Я пошел за Ним, говоря: «Господи, я следую за Тобой!» А Он, повернувшись ко мне, отвечал: «Следуй за Мной!» Наконец мы подошли к огромной арке украшенной звездами. На пороге арки Спаситель повернулся ко мне и снова сказал: «Следуй за Мной!» И Он вошел в дивный сад, а я остался у порога и проснулся.
Вскоре я снова заснул и увидел себя стоящим у той же арки, а сзади нее за Спасителем стоял Царь Николай. Спаситель сказал Царю: «Ты видишь в руке Моей две чаши: одна из них горька для твоего народа, и другая сладка для тебя».
Царь упал на колени и долго умолял Господа позволить ему выпить горькую чашу вместе со своим народом. Господь долго не соглашался, но Царь умолял Его неотступно. Тогда Спаситель вынул из горькой чаши большой горящий уголек и положил его на ладонь царевой руки. Царь стал перебрасывать уголек из руки в руку, и одновременно его тело начало светлеть пока не сделалось совершенно ярким как некий сияющий дух. Здесь я снова проснулся.
Заснув еще раз, а увидел огромное поле покрытое цветами. Посреди поля стоял Царь, окруженный множеством народа, которому он своими руками раздавал манну. Невидимый голос сказал в этот момент: «Царь взял на себя вину русского народа, и русский народ прощен».
В 1952 г. в Монморанси под Парижем, при доме Союза Русских Военных Инвалидов, была построена церковь "в память Государя Императора Николая II, всей Царской Семьи, верных слуг Ея, всех воинов за Веру, Царя и Отечество живот свой положивших, на поле брани павших и в борьбе с большевиками погибших и умученных". Постройка этой церкви ознаменовалась двумя событиями, которые можно назвать чудесными. Когда возник вопрос об устройстве церкви и средств для этого не оказалось, казначей Союза Инвалидов А. А. Костанда совершенно неожиданно, и именно в этот момент, получил принадлежавшую ему крупную сумму денег, которую давно считал пропавшей. Эту сумму, равную как раз той, которая требовалась по смете для постройки церкви, он решил пожертвовать на это дело. А в день освящения вновь выстроенной церкви произошло другое знаменательное событие. Передаем его со слов А. А. Костанда. "После освящения храма, - говорить он, - в 3 часа дня я отправился в церковь, чтобы уединенно помолиться о спасении Poccии от сатанинского ига. По случаю Пасхальной недели Царские врата в храме были открыты. Вдруг алтарь озарился ярким светом, сверкнула молния и раздался голос: "Спасибо, мой верный и преданный слуга. Россия скоро будет". Раздавшийся затем другой голос сказал: "Вспомни, что я тебе сказал в 1908 году: Ты воздвигнешь храм на чужой земле, он явится прообразом многих храмов, которые будут построены на земле Русской". Затем свет погас. Слова, сказанные вторым голосом, были мнe сказаны отцом Иоанном Кронштадтским в апреле 1908 года в С.-Петербурге, при посещении им нашей семьи" ("Православная Жизнь", июль 1968 г. (№ 7), стр. 12).
Следует заметить, что царственные мученики уже прославлены как местночтимые святые в Екатеринбургской, Луганской, Брянской, Одесской и Тульчинской епархиях Русской Православной Церкви. Почитаются они как святые и в Сербской Церкви, а в Зарубежной Русской Церкви Царская семья прославлена еще в 1981 году. Вслед за этим было явленно необыкновенное чудо - 24 ноября 1982 года стала обильно источать благоуханное миро Иверская Монреальская икона Богородицы. Хранитель чудотворного образа Иосиф Муньос был убежден, что непрерывное мироточение иконы Матери Божией - ответ на прославление Царской Семьи в Русской Православной Церкви Зарубежом.
Святые Мученики царь Николай второй и царица Александра являлись большому прозорливцу старцу Николаю Гурьянову с острова Залит. Он почитал их как святых.
Известно видение дивеевской старице Маргарите, скончавшейся 9 февраля 1997 г. Перед смертью она долго и тяжело болела, находясь в полузабытьи. "Ровно за месяц до кончины, 9 января, - рассказывает инокиня Екатерина Чернышева, ухаживавшая за матушкой, - на третий день Рождества Христова, матушка Маргарита пришла в себя и в сильном волнении произнесла: "Опять я в Дивеево, а то была в Арзамасе и еще там была - и она показала на небо. - Я видела на небе Царя Николая, он там в великой славе, все к нему подходят, кланяются и просят прощения". Матушка добавила: "Он и раньше ко мне приходил, это было в году, когда праздновалось тысячелетие Крещения Руси, в Вертьянове".
Зафиксировано массовое мироточение икон, фотографий и изображений царя Николая второго и царской семьи. Имеются свидетельства о чудесной помощи царственных мучеников и о явлениях их разным людям. Таких свидетельств становится всё больше. В заключение приведу лишь еще одно свидетельство - видение, которое было матросу Силаеву с крейсера «Алмаз». Об этом видении рассказывается в книге архимандрита Пантелеймона «Жизнь, подвиги, чудеса и пророчества святого праведного отца нашего Иоанна, Кронштадтского чудотворца».
«В первую же ночь после причастия,— рассказывает матрос Силаев,— видел я страшный сон. Вышел я на огромную поляну, которой конца-краю нет; сверху ярче солнечного льется свет, на который нет мочи взглянуть, но этот свет не доходит до земли, и она как будто вся окутана не то туманом, не то дымом. Вдруг в небесах раздалось пение, да такое стройное, умилительное: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!» Несколько раз повторилось оно, и вот, вся поляна заполнилась людьми в каких-то особых одеяниях. Впереди всех был наш Государь-мученик в царской порфире и короне, держа в руках чашу, до краев наполненную кровью. Справа рядом с ним — прекрасный отрок, Наследник Цесаревич, в мундирчике, тоже с чашей крови в руках, а сзади них, на коленях — вся умученная Царская семья в белых одеждах и у всех в руках — по чаше крови. Впереди Государя и Наследника на коленях, воздев руки к небесному сиянию, стоит и горячо молится о. Иоанн Кронштадтский, обращаясь к Господу Богу, словно к существу живому, словно он видит Его, за Россию, погрязшую в нечисти. От этой молитвы меня в пот бросило: «Владыко Всесвятый, виждь кровь сию невинную, услыши стенания верных чад Твоих, иже не погубиша таланта Твоего, и сотвори по великому милосердию Твоему ныне павшему избранному народу Твоему! Не лиши его Твоего святого избранничества, но возстави ему разум спасения, похищенный у него по простоте его мудрыми века сего, да, поднявшись из глубины падения, и на крылах духовных воспаряя в горняя, прославят во вселенной имя Твое пресвятое. Верные мученики молят Тя, принося Тебе в жертву кровь свою. Приими ее во очищение беззаконий вольных и невольных народа Твоего, прости и помилуй». После этого Государь поднимает чашу с кровью и говорит: «Владыко, Царю царствующих и Господь господствующих! Приими кровь мою и моей семьи во очищение всех вольных и невольных прегрешений народа моего, Тобою мне вверенного, и возведи его из глубины падения нынешнего. Вем правосудие Твое, но и безграничную милость благоутробия Твоего. Вся прости и милостивно помилуй, и спаси Россию». За ним, простирая вверх свою чашу, детским голосом заговорил чистый отрок Царевич: «Боже, воззри на погибающий народ Твой, и простри ему руку избавления. Боже Всемилостивый, приими и мою чистую кровь во спасение невинных детей, на земле нашей развращаемых и гибнущих, и слезы мои за них приими». И зарыдал мальчик, расплескивая свою кровь из чаши на землю. И вдруг все множество народа, опускаясь на колени и воздевая свои чаши к небу, в один голос начало молить: «Боже, Судия праведный, но добрый милующий Отец, приими кровь нашу во омовение всех скверн, содеваемых на земле нашей, и в разуме, и в неразумии, ибо како может творить человек неразумное, в разуме сущи! И по молитвам святых Твоих, в земле нашей милостию Твоею просиявших, верни народу Твоему избранному, в сети сатанинские впавшему, разум спасения, да расторгнет он эти сети губительные. Не отвратися от него до конца, и не лиши его Твоего великого избранничества, да восстав из глубины падения своего, во всей вселенной прославит великолепное имя Твое, и верно послужит Тебе до конца веков». И вновь на небе, трогательнее прежнего, раздалось пение «Святый Боже». Я чувствую, у меня по спине словно мурашки бегают, а проснуться не могу. И слышу напоследок — по всему небу пронеслось торжественное пение «Славно бо прославися», неумолкаемо перекатывающееся от одного края неба до другого. Поляна вмиг опустела и стала как будто совсем другая. Множество церквей вижу, и такой прекрасный колокольный перезвон разливается, душа возрадовалась. Подходит ко мне о. Иоанн Кронштадтский и говорит: «Божье солнышко взошло над Россией снова. Смотри, как оно играет и радуется! Теперь великая Пасха на Руси, там Христос воскрес. Ныне все Силы небесные радуются, и ты после раскаяния своего от девятого часа потрудился, приимешь мзду свою от Бога».


Рецензии