Орешин

Я даю вам слово – стихотворения новокрестьянских поэтов могут по-настоящему прочувствовать только те, кто пережил разрыв с Малой Родиной. Новокрестьянские поэты – это выходцы из затерянных среди лесов и полей, мучимых барщиной и оброком, пропахших свежей рожью и кабаком, постоялым двором, лошадьми глубинок – далёких-далёких мест, о которых столичные и губернские департаменты и знать не знали, кроме как по бумагам и отчётам градоначальников, или городничих. Кто, если не новокрестьянские поэты, мог бы так тонко почувствовать дыхание природы - весеннее дыхание, наполненное шумом и гамом ручьёв, птиц, просыпающейся природы, или осеннее, осеннее... Печальное-печальное дыхание, исполненное криком улетающих журавлей, исполненное шелестом опавшей листвы, исполненное грязью под колёсами телеги, исполненное началом холодного, даже студёного, но снежного времени? Никто.

К новокрестьянским поэтам традиционно, и даже обоснованно, относят Сергея Есенина, как его знают многие, “московского озорного гуляку”, хотя в целом это не соответствует действительности, Сергея Клычкова, автора романа “Сахарный немец”, премьера которого состоялась в МХТ им. Чехова относительно совсем недавно, Петра Орешина, автора повести “Злая жизнь”, автора замечательнейшей повести “Злая жизнь”, автора множества красивейших стихотворений о природе, о крестьянской жизни, Николая Клюева, автора цикла стихотворений “Разруха”, Александра Ширяевца, по словам Сергея Есенина, “баюна Жигулей и Волги” и других, не менее талантливых и любимых народом поэтов.

Мне же из перечисленных ближе всего, конечно же, мой земляк, уроженец Аткарска – городка в далёкой и сейчас, к сожалению, постепенно в прямом смысле вымирающей Саратовской области – Пётр Васильевич Орешин.

Жизнь его, как говорится, “помотала”: он родился в 1887 году, в 9 лет пошёл в начальную школу, в 12 лет попал в городскую 4-классную школу. Закончив три класса, ушёл из неё, потому что в семье не было средств для оплаты учёбы. В 16 лет начинает учиться в школе бухгалтеров, откуда уходит из-за того, что чувствовал себя там некомфортно, не там, где нужно, где хотелось бы. В 1911 году начинает литературную деятельность: начинает печататься в “Саратовском листке”, “Саратовском вестнике”. В 1913 году переезжает в Петербург, служит в конторе, попутно печатаясь в журналах “Вестник Европы”, “Заветы”... В 1914 году уходит на фронт Первой мировой войны, где отмечен за храбрость двумя георгиевскими крестами. Как говорится: время для любви после войны. Любви к литературе. Орешин с конца 1910-х по конец 1920-х начинает бурную творческую деятельность: на одну из его книг стихов, “Зарево”, рецензией откликнулся сам Сергей Есенин, печатается в газетах и журналах, одна за другой выходят его сборники стихов, в 1924 году при активном участии Петра Орешина выходит сборник “Творчество народов СССР”... Однако в 1937 году, а именно 28 октября, он был арестован, а позже приговорён к расстрелу. И в тот же день - 15 марта 1938 года - расстрелян. Реабилитирован, однако, в 1956 году. (по материалам Википедии).

А что творчество? Есть одно – да невозможно же выделить одно! однако для читателя я постарался, – наилюбимейшее стихотворение, которое мои душа и сердце заучили наизусть, а слёзы отшлифовали этот и без того прекрасный бриллиант до того, что он стал поистине бесценным... Для меня. Это стихотворение “Журавли”, или “Полюбил я заоблачный лёт...”.

Так как это эссе, или эта статья, в целом не литературоведческого характера, так что позволю себе добавить субъективности, небольшой свободы от науки.

В “Журавлях” Орешин поднимает тему, размахом достойную всей Руси, размахом достойную перегнать по чувству, упаси Бог, и самого Пушкина с его “Деревней”, или “19 октября”, потому что Орешин - уроженец земли, уроженец Руси, а ней Петербурга, обители мотов и повес разных мастей. Пушкин - это Онегин, к которому “несут записочки”, о балах, детских праздниках, это Онегин, “жизнь” которого “до утра готова” после сна до полудня, Орешин же - это крестьянин, это землепашец, это сын земли, сын Земли! Он описывает Русь в самом её проявлении - в “ухлюпах русских болот”, в “безмолвии русских полей”, в “красоте неисполненных дум”, в “печали человеческих лиц” - чем не Русь? Русь - и ещё какая! А Пушкин, Солнце русской поэзии, что?.. Об отношении Пушкина к народу лаконично говорит стихотворение “Поэт и толпа”. Описание природы Пушкиным - вряд ли истинная любовь. Это скорее навязанная, приобретённая любовь, которая не является любовью как таковой. Любит природу по-настоящему только тот, кто пил из родника, кто ловил рыбу в русской – равнинной – реке даже не удочкой, а веткой орешника с конским волосом, не брезгуя намочить фалды фрака, кто видел августовский звездопад, кого кусала пчела или оса, кого берёт тяжелейшая, несносная тоска при виде улетающих журавлей, кто плачет, глядя в осеннее пасмурное небо не оттого, что ему вместо стейка подали осетрину, а оттого, что грустно – непомерно грустно – из-за осени, из-за ощущения внутреннего состояния природы… Из-за её непосредственного понимания… Пётр Орешин и новокрестьянские поэты. Только они!..

Орешин говорит о своей принадлежности к природе – непосредственной принадлежности к природе! - в последней строфе, в последних двух строках прекрасного стихотворения:

“Скоро, скоро от синих болот
Поднимусь золотым журавлем.”

Он улетел журавлём... Одним из тех журавлей, о которых он писал, частью природы, частью сельского быта, частью России, частью Руси!.. Орешин таки великий поэт. Незаслуженно обделённый вниманием… Что есть академический час на прохождение творчества новокрестьянских поэтов в школе, в 11 классе? Ничто. Ничто...


Рецензии